Четверг, 19.09.2024, 05:49
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 16 » Скачать Педагогические основы подготовки специалиста международного уровня в неязыковых вузах : На материале иностранного языка. бесплатно
20:15
Скачать Педагогические основы подготовки специалиста международного уровня в неязыковых вузах : На материале иностранного языка. бесплатно
Педагогические основы подготовки специалиста международного уровня в неязыковых вузах : На материале иностранного языка

Диссертация

Автор: Зимина, Елена Анатольевна

Название: Педагогические основы подготовки специалиста международного уровня в неязыковых вузах : На материале иностранного языка

Справка: Зимина, Елена Анатольевна. Педагогические основы подготовки специалиста международного уровня в неязыковых вузах : На материале иностранного языка : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Самара, 2000 200 c. : 61 01-13/1636-0

Объем: 200 стр.

Информация: Самара, 2000


Содержание:

ГЛАВА
I ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ СПЕЦИАЛИСТА МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
§1 Педагогические основы моделирования системы I профессиональной подготовки в вузе
§2 Международный стандарт как компонент системы профессиональной подготовки в неязыковом вузе
ГЛАВА
II СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА
§1 Историографический обзор по проблеме обучения иностранному языку,,,
§2 Формирование готовности студентов к решению профессиональных задач на международном уровне
§3 Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке специалистов международного уровня

Введение:

Актуальность исследования. Подготовка специалистов jj международного стандарта обусловлена объективной необходимостью воспитания высококвалифицированных специалистов, способных работать в новых, изменившихся экономических условиях с учетом бурного развития международных связей.Социально-экономические, промышленно-технологические изменения, увеличение международных контактов требуют совершенствования образовательной системы и профессиональной подготовки студентов.Современное состояние подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с усложнением целей, средств и деловой деятельности предполагает совершенствование учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего расширение объема и повышение прочности знаний, умений, навыков студентов, развитие творческих способностей, профессиональных умений.Современное образование утрачивает приоритетность информационного характера, обеспечивая возможности формирования профессиональной культуры. В вузе закладываются основы профессиональной деятельности, в то же время образовательный процесс направляется на «становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала» (Е.В.Бондаревская).Однако существующий характер обучения в вузе, когда студент находится в состоянии «ознакомления» с профессиональной деятельностью, отсутствие движущих мотивов самосовершенствования в приобретенной специальности, не способствуют усилению установки на данный профессиональный выбор и вносит диссонанс в становление специалиста, препятствуя включению студентов в творческий поиск ^ способов решения задач в приобретаемой профессиональной деятельности и адаптации к ней. В то же время именно профессиональная деятельность оказывает дифференцированное влияние на личностные структуры, усиливая те, которые в нее вовлечены.Проблема подготовки выпускника вуза, профессионально направленного, конкурентоспособного в специальной сфере деятельности - это далеко не новая научная проблема. В педагогической науке ^ вопрос формирования специалиста нашел отражение в трудах Д.И.Зюзина, Н.Б.Крыловой, Ю.А.Кустова, Г.Н.Серикова и др. Психологопедагогический аспект взаимодействия преподавателя и студента как условие освоения мотивационно-смысловой и предметно-операционной сторон многоуровневого образования рассмотрен А.А.Бодалевым, И.И.Ильясовой, В.Я.Ляудис.Профессиональная подготовка, детерминированная мотивами 1 учения, рассматривалась в работах П.Р.Артутова, Р.С.Вайсмана, З.Д.Жуковской, Е.А.Климова, Ю.М.Орлова, В.Н.Шкуркина. Механизмы профессионального развития и становления личности изучались А.Г.Асмоловым, В.С.Агеевым, В.Ф.Петренко и др. Особенности профессионального самоопределения содержатся в трудах И.Вершинина, А.Е.Голомштока, В.К.Дьяченко. Анализу влияния профессии на внутренний мир человека посвеицены работы Е.А.Артемьева, Ю.Г.Вяткина, В.В.Овсянниковой. Совершенствование профессиональ• ной подготовки студентов в вузе рассматривалось в связи с разработкой профессиональнных моделей, что нашло отражение в работах И.М.Пейсахова, Т.И.Рудневой, Е.Э.Смирновой, Н.Ф.Талызиной.Исследования свидетельствуют о научном интересе к проблеме становления специалиста для различных сфер деятельности. Но, как показывает опыт вузовского образования, все еще недостаточно внимания уделяется условиям гарантированной подготовки специif I алистов. Существует противоречие между сохраняющимися тенденциями традиционного высшего образования, фокусирующего свое внимание на информационной насыщенности образовательного процесса и результатами попыток научного обоснования содержательной и технологической сторон решаемых педагогических задач по подготовке выпускников на уровне международных профессиональных стандартов.Сегодня социальной реалией является потеря престижа многих профессий и временный центризм ряда специальностей, провоцирующий недостаточно обоснованную теоретическую разработанность содержания профессиональной подготовки, адекватного способам решения однотипных задач зарубежными специалистами.Стандарт профессионального образования, формирование которого не завершено, может быть лишь приблизительным ориентиром в организации учебно-познавательного процесса в вузе, приближающего своего выпускника к международному уровню.Ретроспективный анализ существующих работ по профессиональной подготовке показывает, что этот вопрос практически не разрабатывался. Наше внимание к нему обусловлено стремлением к преодолению в образовании профессиональной замкнутости и культурной ограниченности, ориентацией на фундаментальность и гармоничность профессионального развития, что характерно для системы образования высокоразвитых стран. В частности, предметом наших интересов является подготовка в вузе юристов. Престиж этой профессии обусловлен запросом развивающегося демократического общества на юридическую грамотность каждого ее члена. По мере развития международных рыночных отношений, проникновения в нашу страну зарубежных культур уровень юридической подготовленности всего общества должен расти.Нормативные документы, регулирующие деятельность высших учебных заведений (уставы, положения, квалификационные харак# ' теристики), предъявляют высокий уровень требований к будущим юристам: глубокие профессиональные знания и умения, способность к гибкому их применению, инициативность, коммуникабельность. В числе значимых - способность адаптироваться в потоке быстроменяющейся информации и готовность к непрерывному саморазвитию.В процесс воспитания и обучения студентов необходимо заложить элементы будущей деятельности, стимулируя развитие профессиональных мотивов.Современные цели высшего образования усложняют требования к преподавателю: наличие четкой профессиональной направленности, методической культуры, умения творчески решать задачи обучения и воспитания. Одной из важнейших проблем, стоящих перед педагогами, является подготовка специалиста международного уровня, что в свою очередь обуславливается педагогической мобильностью, потребностью в поиске необходимых методик, готовностью к переконструированию дидактических материалов в соответствии с международными стандартами. Требования к педагогической деятельности обуславливают ее характер, функции и структуру. Профессиональнопедагогическая деятельность организует внутри всей культуры канал образования, через который проходит самое существенное и основное для данной культуры содержание, что и становится достоянием человека и его деятельности. Канал образования специфичен тем, что находится внутри культуры, а его эффективность зависит от соответствия строению культуры, логике организации ее материала.Поскольку «архитектура» самого педагогического пространства современной системы образования недостаточно ориентирована на вовлечение в работу личности самого обучаемого (не всегда формируется ценностное мышление, ответственное сознание), постольку необходимо создание совершенно новой архитектуры w I пространства педагогического действия, управляемого новыми целями высшего образования на основе современной культуры.Ее особенностью является то, что современная культура перестала быть культурой отраслевой за счет интеграции наук, интеграции науки и производства, искусств, типов и стилей жизни.Вместо отраслевой культуры возникла культура «мозаичная».Современная культура - это культура диалога, а не монолога. Культура, включая в себя многообразие личностно-ориентированных мыслей, каждая из которых не только имеет право на существование, но и приобретает свою определенность только в отношении к таким же другим мыслям, становится диалогом, ориентированным на самоценность человека как уникальности, как личности.Подготовка специалистов международного стандарта предполагает формирование «человека культуры», что означает наличие культурной способности, то есть способности утверждатьотрицать, способности различать и оценивать. Ориентация педагогического действия на формирование «человека культуры» требует введения в педагогическую деятельность новых элементов: современных средств обучения; содержания в соответствии с международными стандартами; тьютора для создания ситуации культуры.Однако практика показывает, что значительная часть педагогов не владеет методикой подготовки специалистов нового уровня, не владеет технологиями обучения в соответствии с требованиями международных стандартов.Модель профессиональной подготовки, предполагающая в качестве результата сформированную профессиональную компетентность, должна строиться на основе единства теоретической и практической готовности, что выражается в ее нормативной части. г Ненормативная часть модели - это культура профессионального самовыражения в диалоге культур, что требует знания иностранного языка, его использования для компетентного решения профессиональных задач. В настоящее время иностранный язык выполняет активную функцию языка-посредника на международной арене делового общения, в силу чего обучение студентов владению языком направляется на активизацию способности к самоопределению в быстроменяющихся условиях современной действительности, к самостоятельному и осознанному личностному росту в условиях профессионального становления. В неязыковых вузах (высшее учебное заведение, где иностранный язык не является профилирующим в системе профессиональной подготовки) этот процесс затруднен.Существует противоречие между необходимостью подготовки в 1 вузе специалистов международного уровня и отсутствием в 1 ^ современном образовании способов осуществления этого процесса; между желанием преподавателей и потребностью студентов в подготовке и сдаче международных экзаменов, определяющих конкурентоспособность выпускников, и отсутствием необходимых учебно-методических материалов для вуза. Необходимость разрешения указанных противоречий обуславливает актуальность проблемы и определяет выбор темы исследования: «Педагогические основы подготовки специалиста международного уровня в неязыковых вузах (на материале иностранного языка)».В теоретическом плане - это проблема обоснования подхода к подготовке специалистов международного уровня в вузе. В практическом плане - это проблема обоснования средств учебного процесса, направленных на формирование профессионально-значимых составляющих в структуре личности специалиста международного уровня. т Объект исследования: процесс подготовки специалиста международного уровня в неязыковом вузе.Предмет исследования: средства формирования культуры профессиональной роли студентов неязыкового вуза.Цель исследования: теоретическая разработка основ учебного процесса, обеспечивающего подготовку специалистов международного уровня, их апробация.Гипотеза исследования. Сложившаяся вузовская система в полной мере не решает проблемы профессионального образования, удовлетворяющего запросы общества и личности, не конкретизирует средств достижения целей вьюшего образования, результатом которого является специалист международного уровня.Мы исходим из того, что обучение студентов иностранному языку для специальных целей может влиять на становление профессиональной компетентности. Это становится реальностью, если: - учебный процесс подчиняется принципу профессионально значимой доминанты как целостного стержня учебной дисциплины; - средства овладения специальностью стимулируют процесс изучения иностранного языка как значимой основы в ходе профессиональной подготовки; - педагогический процесс строится в соответствии со спецификой профессиональных задач; - критерии результативности обучения предмету характеризуют процесс профессиональной подготовки как многоаспектный феномен.Задачи исследования.1. Определить научные предпосылки и практические основания подготовки специалистов в вузе на уровне международных стандартов. ы i i 2. Выявить возможности предмета иностранный язык в процессе профессионального становления студентов юридического факультета.3. Разработать методически обеспеченную систему обучения студентов иностранному языку для последующей профессиональной самореализации.4. Экспериментально проверить средства обучения иностранному языку в неязыковом вузе на основе разработанных критериев результативности профессиональной подготовки.Положения, выносимые на защиту: 1. Целостный процесс подготовки студентов неязыкового вуза к профессиональной самореализации должен базироваться на принципе профессионально значимой доминанты, что предполагает отбор содержания и средств его усвоения с установкой на конечный результат в виде сформированных умений в соответствии с характером решаемых профессиональных задач на международном уровне.2. Значимой составляющей процесса подготовки специалиста в неязыковом вузе должно быть обучение иностранному языку как освоению культуры профессиональной роли, представляющей собой меру готовности выпускника к ведению профессионального диалога на международном уровне.3. Методически оснащенный педагогический процесс, интегрирующий содержательный, функциональный и личностный компонент, должен направляться на выработку умений и навыков в объеме решаемых профессиональных задач на уровне международных связей.4. Результативность профессиональной подготовки как многоаспектного феномена в неязыковом вузе на основе диалога И культур выражается в модели специалиста, отвечающей требованиям государственного и международного стандартов.Новизна исследования. В исследовании - конкретизировано научное представление о сущности подготовки в вузе специалистов международного уровня; - выявлены возможности иностранного языка как учебного предмета в целостном педагогическом процессе неязыкового вуза; - разработана методическая система на материале иностранного языка, обеспечивающая вхождение студентов неязыкового вуза в культуру профессиональной роли; - определены критерии результативности профессиональной подготовки студентов неязыкового вуза в виде требований на основе соотнесения всех параметров учебного процесса.Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволят осуществлять широкий подход к решению задач профессиональной подготовки студентов в вузе, расширят научные представления о роли иностранного языка в профессионализации будущих юристов, будут способствовать разработке педагогических средств становления специалистов международного уровня.Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование подготовки в вузе к профессиональной деятельности; в определении дополнительных возможностей для эффективного решения задач воспитания и обучения юристов; в разработке содержания обучения иностранному языку как значимой основе в общей системе подготовки специалистов международного уровня.Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные концепции, раскрывающие сущность педагогического процесса, природу личности как целостной системы, ^ философское учение о взаимообусловленности, развитии и целостности реального мира, позволяющее рассматривать наиболее общие закономерности становления человека в обществе.Источниками исследования являются фундаментальные положения: - о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, В.А.Ядов); % - о ценностных ориентирах высшей школы (Е.Г.Журавлева, М.М.Зиновкина, Т.Н.Соснина, Л.П.Тунакова).Существенное значение в концептуальном плане имеют: - теория профессиональной направленности (Л.Н.Божович, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин); - теория профессионального становления личности (Е.А.Климов, А.К.Маркова); - теория психологической готовности к деятельности (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович); - основные положения методологии педагогики и методики исследования (М.Н.Алексеев, В.Д.Загвязинский, В.В.Краевский, М.Н.Скаткин); - идеи иноязычного образования в вузе (Е.М.Коломейцева, Е.И.Пассов), способов отбора содержания при обучении иноязычной культуре (Л.В.Бабина, Е.М.Верещагин, В.В.Фурманова), психология обучения иностранному языку (И.А.Зимняя); - концепция подготовки специалистов в условиях развития творческой личности (И.В.Васильевская, М.Л.Родионова); - положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Ю.П.Азаров, В.П.Беспалько, В.С.Ильин, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, И.С.Якиманская). ш 'А Базой исследования являются: опыт профессиональной подготовки в различных регионах страны; опыт педагогической деятельности в отечественных и зарубежных вузах; личный опыт работы в качестве преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе.Работа выполнена на базе Самарского филиала Московского городского педагогического университета.Исследование проводилось в несколько этапов. I этап (1995-1996 гг). Изучение и анализ философской, психологопедагогической, методической литературы, аутентичных источников по проблеме исследования. Проведенный анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет, цель исследования. Результатом этого этапа явилась формулировка гипотезы, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы. II этап (1997-1998 гг). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом и осмыслением опыта профессионального образования, уточнялась и проверялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие подготовку специалистов международного уровня, синтезировались полученные данные, корректировалось содержание, формы и методы обучения студентов иностранному языку как профессиональной основе.Результатом данного этапа явилась разработанная методическая система и выявлены условия ее успешного функционирования. III этап (1999-2000 гг). Теоретическое осмысление и уточнение результатов экспериментальной работы послужило основой для определения научных условий подготовки специалистов международного уровня. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего ш экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.Методы исследования.Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: изучение и обобщение педагогического опыта; эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты); праксиметрические методы (анализ студенческих работ, контент-анализ); математикостатистические методы (ранговая корреляция).Выборочная совокупность составила 220 человек: студенты первого и второго курсов юридических факультетов вузов г. Самары.Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.Апробация и внедрение результатов исследования.Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, методических рекомендациях опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских конференциях (Самара, Оренбург, Казань). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе. :А

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 215 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz