Четверг, 19.09.2024, 05:58
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного бесплатно
00:10
Скачать Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного бесплатно
Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения

Диссертация

Автор: Проворов, Александр Викторович

Название: Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения

Справка: Проворов, Александр Викторович. Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2002 195 c. : 61 03-13/431-7

Объем: 195 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

Введение 3
Глава 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА
ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РАКЕТНЫХ ВОЙСК 12
11 Сущность эффективности воспитания как педагогического процесса 12
12 Анализ факторов, влияющих на эффективность воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения 30
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
УСЛОВИЙ И ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЧАСТЕЙ СПЕЦВОЙСК И ТЫЛА РАКЕТНОГО СОЕДИНЕНИЯ 46
21 Обоснование опытно-экспериментального построения системы воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения 46
22 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке условий и путей повышения эффективности воспитания личного состава 59
23 Методика и критерии оценки эффективности воспитания личного состава подразделения 73
Глава 3 ПУТИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЧАСТЕЙ СПЕЦВОЙСК И ТЫЛА РАКЕТНОГО СОЕДИНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 85
31 Совершенствование организационно-педагогических основ воспитания личного состава подразделения 85
32 Повышение качества психолого-педагогической подготовки офицеров к решению воспитательных задач ] Q9
33 Повышение эффективности педагогического руководства самовоспитанием военнослужащих 124

Введение:

Воспитание людей - одна из самых сложных, одна из самых ^ значимых сфер общественной жизни. Именно этим обусловлено то, что человечество на всех этапах своего развития уделяло и уделяет этой важной проблеме пристальное внимание.
Особым рубежом в переосмыслении проблем воспитания является нынешний этап общественного развития, обусловленный социально-политическими, экономическими преобразованиями в стране, военно-политической ситуацией в мире. Дополнительной составляющей в деле воспитания военных людей является реформа Вооруженных Сил и те процессы, которые порождены этой реформой. Ъ Как свидетельствует практика, в условиях сложного процесса преобразований российской государственности, реформационных процессов в Вооруженных Силах меняются многие сложившиеся воспитательные традиции и приоритеты. Наряду с некоторыми положительными результатами их влияния на под держание высокой боевой готовности и укрепление воинской дисциплины, наблюдаются устойчивые тенденции к изменению направленности деятельности и поведения > различных категорий военнослужащих по содержанию и формам их проявления, по усложнению качественного решения воспитательных задач в современных условиях. Как установлено рядом исследований подобные тенденции формируют соответствующие негативные целевые установки и ценностные ориентации военнослужащих частей и подразделений: уклонение от военной службы, пьянство и наркомания, взяточничество и мошенничество, воровство и продажа военного имущества, неуставные взаимоотношения и др. В общественном сознании набирает силу опасная тенденция проявления эгоцентрических, групповых и псевдонациональных интересов, которые становятся нормой социального поведения людей.
Все эти явления не могут не оказывать существенного влияния на психику, сознание и поведение военнослужащих. Последствиями влияния негативных факторов на военнослужащих частей и подразделений РВСН, щ) проходящих службу по призыву (П) и по контракту (К) являются: равнодушие к службе, пассивность: К- до 30%, П- до 37%; нежелание служить в Вооруженных Силах: К-15%, П-65%; обострение проблемы пьянства, потеря нравственных ориентиров: К- до 60% грубых дисциплинарных проступков, травм, гибели, П- до 40% грубых дисциплинарных проступков, 1/3 преступлений; рост недоверия, частичная потеря авторитета командиров, начальников, невосприимчивость людей к воспитательному воздействию: К-62%, П-20%;
I - потеря государственно-патриотических ориентиров, изменение структуры жизненных ценностей в сознании военнослужащих: К- до 50%, П- до 65% и другие. [152,-. 10]
Необходимость повышения эффективности воспитания личного состава частей и подразделений ракетных войск возникает, как из потребности сохранения и повышения боеготовности войск в условиях влияния на Вооруженные Силы дестабилизирующих, разрушающих * факторов, так и резкого усложнения, стоящих перед офицерами, прапорщиками и сержантами воспитательных задач. Переориентация взглядов на личность военнослужащего, который реально должен стать «мерой всех вещей» - с одной стороны и воздействие негативных явлений, связанных с изменением идеалов и социально-значимых установок в обществе, девальвацией базовых понятий «Родина», «Отчизна», «Защитник» и т.д., с другой стороны, создают педагогическую ситуацию, требующую переосмысления многих устоявшихся взглядов на воспитание воинов-ракетчиков, содержание, организацию и методику его осуществления.
Как известно, проблема совершенствования воспитания военнослужащих не являются прерогативой только военно-педагогической науки и практики. Этими вопросами занимаются также представители щ. психологии и социологии, философии и права, политологии и культурологии и других наук. Однако, как показали результаты проведенного диссертационного исследования, именно педагогические аспекты рассматриваемой проблемы стали в последнее время определяющими и значимыми. Педагогизация воспитательной деятельности проявляется в том, что административно-командные, уставные и правовые меры воздействия на военнослужащих частей и подразделений наполняются воспитательным содержанием, акцент в воспитательной деятельности офицеров переносится в сферу I взаимодействий с конкретной личностью воина-ракетчика и повседневного общения с ним.
Постановка вопроса о необходимости совершенствования воспитания военнослужащих не относится к числу новых. В работах многих авторов: А.В.Барабанщикова, Н.Г.Безуглова, В.И.Вдовюка, Н.Т. Волкова, В.Н.Герасимова, П.Н.Городова, В.П.Давыдова, В.Г.Демина, В.Г.Звягинцева, И.А. Липского, Г.Д.Лукова, В.И. Лутовинова, Н.И.Киряшова, ' Н.С.Кравчуна, А.Т.Малого, В.А.Михалева, А.Х.Мустонена, В.Я.Слепова,
Д.П.Познанского, Л.В.Мардахаева, Л.Н.Уварова, И.Е.Хоменко, А.Н.Федотова, А.И.Филиппова, В.Г. Шпака и др. не только проводится мысль о необходимости повышения эффективности воспитания военнослужащих на педагогической основе, но и изложен ряд конкретных подходов её решения. Вместе с тем, исследований, которые бы в прямой постановке раскрывали и освещали пути и условия, методы и средства повышения эффективности воспитания личного состава частей и подразделений на педагогической основе в современных условиях нет.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность и определили выбор темы диссертационного исследования. ш Объектом исследования избрана система воспитания личного состава подразделений частей спецвойск и тыла ракетного соединения1, а его предметом - основные пути и педагогические условия повышения эффективности воспитания личного состава на основе личностно-деятельностного подхода к его организации и осуществлению.
Цель исследования состояла в том, чтобы на основе всестороннего изучения существующей практики и процесса воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс определить основные пути, выявить и охарактеризовать условия повышения его эффективности в современных I, условиях.
В соответствии с целью в диссертации решались следующие задачи:
1. Проанализировать особенности процесса воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс и на этой основе уточнить его сущность, содержание, методику реализации как эффективного педагогического процесса.
2. Опытно-экспериментальным путем выявить динамику и 1 тенденции процесса совершенствования воспитания личного состава данных подразделений на основе реализации в нем системообразующих элементов воспитания, перевоспитания и самовоспитания.
3. Обосновать и экспериментально проверить основные педагогические пути и условия повышения эффективности воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс, выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование процесса воспитания.
В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что в сложившихся условиях повысить эффективность воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс можно, если, учитывая
В дальнейшем применяется сокращение ЧСВТрс (частей спецвонск и тыла ракетного соединения) изменившуюся социально-политическую ситуацию, привести содержание воспитания в соответствие с задачами, выполняемыми личным составом подразделений; разработать и адаптировать технологию воспитательных Л воздействий, в полной мере учитывающих специфику «субъект объектных» отношений и превращающих «объекта» в активного «субъекта» воспитательного процесса; стимулировать стремление офицеров решать воспитательные задачи с позиций высокой педагогической культуры; актуализировать практику педагогического руководства самовоспитанием военнослужащих в различных формах индивидуальной воспитательной работы.
Методологическую основу исследования составили концептуальные положения отечественной и зарубежной науки о человеке; I о личности как главной цели воспитания; факторах формирования личности и роли ее активно-деятельного состояния в процессе формирования; о месте и роли собственных усилий человека в этом процессе; о сущности и системном характере воспитания в целостном рассмотрении его основных взаимосвязанных объектов, явлений и процессов.
Теоретической базой исследования стали личностно -деятельностный подход к воспитанию личного состава (А.В. Барабанщиков, ? И.В. Биочинский, Н.Т. Волков, В.А. Сластенин, А.М Столяренко, И.Е.
Хоменко и др.); современные подходы к воспитанию, изложенные в работах В.Н. Герасимова, П.Н. Городова, В.А. Караковского, В.И. Лутовинова, Л.И. Новиковой, Н.А. Селивановой, М.И. Рожкова, Г.Н. Филонова и др.; понятия и принципы системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блаурбег, М.С. Каган и др.).
Базой исследования стали 35 подразделений частей спецвойск и тыла двух ракетных соединений. Исследования осуществлялось с сентября 1999 года по март 2002 года в четыре взаимосвязанных этапа, в нем участвовало 350 человек.
Первый этап - этап теоретического анализа проблем воспитания военнослужащих и путей повышения его эффективности. На данном этапе изучалось развитие и современное состояние вопросов воспитания, ^ способов повышения его эффективности, степень научного обобщения существующей практики воспитания военнослужащих. Всестороннему анализу была подвергнута динамика развития требований к воспитательной работе в руководящих документах Министерства Обороны РФ, Ракетных войск стратегического назначения. Всего изучено 154 литературных источника, 50 руководящих документов, среди них материалы 6 научно-методических конференций, проведенных в рамках Министерства обороны РФ, РВСН, вузов РВСН. Целенаправленно анализировались также военно-теоретические, педагогические и психологические журналы. » На втором этапе изучался опыт воспитания военнослужащих в подразделениях ЧСВТрс; осуществлялся комплексный анализ воспитания, включающий в себя анкетирование, наблюдение, проведение групповых и индивидуальных бесед, бесед-интервью, анализ письменных отчетов и изучение документов.
На третьем этапе проводилась опытно-экспериментальная работы по выявлению основных путей и условий повышения эффективности 1 воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс. Широко использовались такие методы исследования, как формирующий эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, коллективное обсуждение педагогических проблем воспитания, анализ и обобщение листов самооценки и взаимооценки, метод экспертных оценок, метод последовательного приближения по отбору оптимального решения, математической обработки данных. На этом этапе была предпринята попытка создания программно-целевой модели воспитания в подразделениях ЧСВТрс, обеспечивающая эффективность воспитательной работы с военнослужащими.
Четвертый этап связан с обобщением и систематизацией полученных в ходе исследования данных, формулировкой теоретических выводов и выработкой практических рекомендаций по повышению ^ эффективности воспитательного процесса в подразделениях ЧСВТрс.
Задачи заключительного этапа исследования решались методами теоретического анализа и математической обработки данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в диссертации раскрыта сущность понятия эффективности воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс; проведен анализ факторов, влияющих на процесс воспитания в ЧСВТрс в современных условиях; всесторонне проанализирована функция побуждения к самовоспитанию как базовая, функция процесса воспитания с > военнослужащими; разработана и представлена программно-целевая модель воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс; экспериментально проверенны пути и условия повышения эффективности педагогического процесса воспитания личного состава в современных условиях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Уточненное понимание эффективности воспитания личного ' состава подразделений ЧСВТрс в новых социально-педагогических условиях.
2. Обоснование программно-целевой модели воспитания в подразделениях ЧСВТрс, базирующейся на основе личностно деятельностного подхода к его организации и осуществлению.
3. Обоснование педагогических подходов, путей и организационно педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс в современных условиях.
4. Охарактеризованы и определены методика и критерии оценки эффективности воспитания личного состава подразделений ЧСВТрс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные выводы позволяют повысить эффективность воспитания личного состава подразделений. Разработанные в процессе исследования ^ материалы и рекомендации служат оптимизации воспитательной деятельности войсковых командиров и могут быть использованы в учебном процессе академии, военных институтов, учебных подразделений при обучении слушателей, курсантов, а также в практической деятельности заместителей командиров частей по воспитательной работе. Реализация предложенных научно-методических рекомендаций при соблюдении соответствующих педагогических условий позволит поднять воспитательную работу в подразделениях ракетных войск на новый уровень, и успешно преодолевать трудности в ее осуществлении, в сложной * современной ситуации.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, междисциплинарным характером теоретико-методологической базы, применением комплекса взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирических данных, адекватных целям и задачам исследования, математической обработкой данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования автором сделано пять научных сообщений на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии РВСН имени Петра Великого, три выступления на научно-практических семинарах в ЧСВТ ракетных соединений, выступление на Международной научной конференции, посвященной социально-культурным проблемам XXI века (Москва, апрель 2002 г.). Материалы исследования неоднократно докладывались на сборах заместителей командиров частей и подразделений по воспитательной работе. В течение 2001 года было осуществлено комплексное внедрение практических рекомендаций автора в практику воспитательной работы с личным составом подразделений ЧСВТрс. По материалам исследования автором опубликовано пять научных статей. Автором разработаны две учебно-методические разработки по учебному курсу «Военная психология и педагогика» для курсантов В А РВСН имени Петра Великого. Общий объем публикации - 2 печатных листа.
Структура диссертации определена логикой проведенного исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 237 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz