Четверг, 19.09.2024, 05:50
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Педагогические основы профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте. Косенко, Виктор Григорьевич бесплатно
09:26
Скачать Педагогические основы профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте. Косенко, Виктор Григорьевич бесплатно
Педагогические основы профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте

Диссертация

Автор: Косенко, Виктор Григорьевич

Название: Педагогические основы профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте

Справка: Косенко, Виктор Григорьевич. Педагогические основы профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 Белгород, 1998 c. :

Объем: стр.

Информация: Белгород, 1998


Содержание:

Глава
I 4 1 •/
Глава
II 11 Хл Теоретический анализ причин и условий возникновения отклоняющегося поведения в юношеском возрасте Воздействие объективных и субъективных факторов на социальную ситуацию развития личности в юношеском возрасте Причины и условия антисоциальных действий и поступков современных юношей Индивидуально-психологические особенности юношей с девиантной направленностью Самосознание и ценностные ориентации личности с отклоняющимся поведением Типология юношей с отклоняющимся поведением
Глава
III Пути профилактики отклонений в поведении современных юношей
3 ,1 Трехмерная модель формирующего эксперимента Ь, 2 Общая профилактика отклоняющегося поведения студентов средних специальных учебных заведений
3, 3 Специально-профилактическая работа по преодолению отклоняющегося поведения в юношеском возрасте
3 , 4 Индивидуально-профилактическое воздействие на личность в юношеском возрасте

Введение:

Актуальность исследования. Современная общественно-политическая ситуация в России характеризуется широким распространением различных форм отклоняющегося поведения в молодежной и юношеской среде. В первую очередь это выражается в сохранении высокой доли правонарушений, совершаемых личностью в юношеском возрасте. Так, по данным МВД России, несмотря на некоторое снижение удельного веса юношеской преступности за пять лет (1990 1995 гг.) с 17 до 12 %, число преступлений, совершенных несовершеннолетними, выросло со 173,4 тыс. до 209,8 тыс., а количество юношей, принявших в них участие, - на 30,5 % (156, стр.198). Подростки и юноши по-прежнему остаются наиболее криминально активной частью населения России. Но самое опасное обстоятельство заключается в том, что криминализация, трансформирующаяся в профессиональную, организованную и экономическую преступность (наиболее опасные ее разновидности) начинается с юношеского и молодежного возраста.Именно поэтому, юношеская преступность, ранее оценивавшаяся как локальная, в настоящее время переросла в общегосударственную проблему, которая требует своего незамедлительного решения. Один из вариантов такого разрешения представлен в настоящем исследовании.Наряду с правонарушениями распространяются и другие формы социальной дезорганизации. Так, в ряде регионов России отмечается устойчивый рост самоубийств среди молодых людей и попыток их совершения. Негативным фоном к картине самоубийств в молодом возрасте является информация о намерении молодых людей расстаться с жизнью в виду сложных личных или иных жизненных ситуаций. Исследование социологической службы агентства "Юнпресс", в частности, выявило, что в 14 - 16-летнем возрасте резко обостряются жизненные проблемы у девушек. В этом возрасте до 30 % из них приходят к мысли о самоубийстве (у юношей того же возраста - до 23 %) (177).Негативные тенденции проявляются в сфере молодежной морали и ценностных ориентации юношества. По оценке многих исследователей, в структуре ценностных ориентации все чаще первое место занимает культ денег, оттесняя на второй план традиционные фундаментальные ценности нравственного порядка.Распространяется смысложизненная ориентация "деньги любой ценой", что служит предпосылкой нарушения социальных норм во имя обеспечения материального достатка.В юношеской среде все чаще приобретает организованные формы насилие как стиль жизни. В ряде городов действуют не только криминальные молодежные группировки, делающие ставку на насилие, но и экстремистские организации. И хотя экстремальные формы культа насилия не характерны для всего юношества, обстановка насилия не может не отражаться на взглядах основной части его представителей.В основе распространения различных форм отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте лежат разноуровневые причины.В первую очередь они связаны с социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе. К ним относятся социальные издержки социально-экономических реформ, ошибки в их осуществлении, нарушение равновесия между основными институтами социализации молодого человека, кризис традиционной системы ценностей. На уровне микросреды девиантное поведение в юношеском возрасте связано с утратой семьей некоторых ведущих функций института социализации личности, устойчивой криминализацией молодежной субкультуры, затянувшимся кризисом институтов образования.Вместе с тем, ряд причин распространения в юношеской среде девиантного поведения связана с несовершенством форм педагогической и психологокоррекционной работы. Отклоняющееся поведение личности в юношеском возрасте, как известно, побуждается определенными мотивами и потребностями, составляющими предмет направленности личности. Однако в психологии и педагогике все еще встречается упрощенное представление о поведении несовершеннолетних как прямой проекции соответствующих мотивов.Отсутствует единая стратегия профилактики отклоняющегося поведения, которая обеспечивает включение девиантной личности в целостный процесс широких целенаправленных воздействий, осуществляющихся на основе воспитательнопрофилактической интеграции, целенаправленного сотрудничества педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса.Таким образом, очевидна потребность общества в дальнейшей разработке теории профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте и в ее практической апробации.Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования нашла отражение в зарубежной и отечественной научной литературе, посвященной проблемам девиантного поведения личности.Теоретические основы девиантного поведения в общем контексте социализации личности исследованы в работах Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, П.Сорокина, Р.Мертона, Ч.Кули, Д.Мида, Д.Дьюи, Ю.Хабермаса, З.Фрейда, Э.Эриксона, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева.В ряде работ современных отечественных авторов (В.Н.Кудрявцев, В.П.Казимирчук, Н.А.Феофанов и др.) осуществлен анализ концептуальных подходов к изучению отклоняющегося поведения в среде молодежи.В исследованиях К.Е.Игошева, А.С.Михлина, К.К.Платонова, А.И.Долговой проведено исследование личности несовершеннолетних правонарушителей, дана их типология. Так, К.К.Платонов, и, на основе его идей, А.С.Михлин, разработали структуру личности правонарушителя, выделив в ней следующие струтуры: 1/ социально-обусловленные свойства; 2/ индивидуально-приобретенный опыт; 3/ индивидуальные особенности отдельных психических процессов; 4/ биологически обусловленные свойства личности. Несколько иная структурная концепция предложена Г.Н.Жаворонковым: 1/направленность личности; 2/ система моральноценностных ориентации; 3/ система норм поведения и нравственных навыков; 4/ характер и уровень социальных и духовных потребностей; 5/ интересы; 6/ правосознание.С конца 60-х - начала 70-х гг. в отечественной литературе определились три основных подхода к исследованию личности несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением: 1/ криминологический; 2/ криминальнопсихологический; 3/ воспитательно-профилактический (Г.М.Потанин). Несколько позднее оформился социологический подход, рассматривающий данную проблему под углом зрения педагогики среды (В.Г.Бочарова, В.Ф.Левичева). В последнее время девиантное поведение личности все чаще становится предметом культурологического анализа, акцентирующего внимание на влиянии молодежной субкультуры (Н.Е.Игошев).В публикациях последнего времени уделяется значительное внимание изучению мотивов отклоняющегося поведения. При этом различные авторы акцентируют внимание на следующих тенденциях: особенности развития несовершеннолетних в различных типах семей и их влияния на процесс воспитания (А.И.Горьковая, Г.А.Гурко, А.Н.Елизаров, В.В.Солодовников и др.); школьная дезадаптация, связанная с различными отрицательными факторами учебно-воспитательного характера (Г.Ф.Кумарина, Б.Н.Алмазов и др.); физические и психогенные факторы как детерминанты отклонений (В.Е.Каган, А.Е.Личко); психогенные особенности (К.Н.Поливанова, И.А.Двойменный и др.); тревожность личности (Ю.М. Антонян); суицидальные установки (Я.И.Гилинский, Я.Г.Смолинский).Одной из наименее исследованных в литературе является проблема психологокоррекционной работы с девиантной личностью. Она рассмотрена в публикациях Г.М.Потанина, обосновавшего необходимость единой стратегии профилактики отклоняющегося поведения, предложившего ее основные принципы и формы осуществления.Актуальность проблемы и степень ее научной разработанности определяют цель и задачи диссертационного исследования.Цель исследования заключается в выявлении и научном обосновании педагогических основ профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте.Задачи исследования: • социально-педагогический анализ причин и условий возникновения отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте; • разработка педагогической системы профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте; • осуществление формирующего педагогического эксперимента (трехмерная модель) с целью апробации системы профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте.Объект исследования: отклоняющееся поведение личности в юношеском возрасте.Предмет исследования: содержание и методы педагогической и психологокоррекционной деятельности по профилактике девиантного поведения личности в юношеском возрасте.Гипотеза исследования. В качестве рабочей гипотезы исследования выдвинуто следующее положение - профилактика отклоняющегося поведения в юношеском возрасте будет эффективной, если: • в структуре образовательного учреждения создан орган, выполняющий организационные, координационные и контролирующие функции в преодолении отклоняющегося поведения среди студентов; • деятельность этого органа активно взаимодействует со всеми звеньями образовательного учреждения, субъектами и объектами педагогического процесса, интенсифицируя его профилактические и коррекционные функции по преодолению отклоняющегося поведения юношей-девиантов; • воспитательно-профилактическая и коррекционная работа осуществляется на общепрофилактическом, специальном и индивидуальном уровнях; • коррекционно-профилактический процесс организуется на основе учебнопрофессиональной деятельности студентов; • профилактика и коррекция отклоняющегося поведения организуется в тесном взаимодействии и сотрудничестве с семьями девиантов, а также с правоохранительными и правоприменительными органами.Методологической основой исследования являются основополагающие идеи философской, социологической, психологической и педагогической науки о сущности человека; целостный подход к изучению педагогических явлений, где ведущим объектом выступает личность юноши-девианта. При решении задач исследования особое значение имели идеи о взаимодействии возрастных, социальных и педагогических факторов в процессе формирования личности, о сущности "Я-концепции", о единстве процессов воспитания, самовоспитания, перевоспитания, развития и саморазвития личности.Теоретическую базу исследования составляют: - теории девиантного поведения; - теория формирования личности в коллективе (А.С.Макаренко, В.Н.СорокаРоссинский, Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский); - личностно-деятельностный подход к процессам развития личности, ее воспитания (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн); - теория психолого-коррекционной работы с подростками (Г.М.Потанин); - концепция социализации личности (Р.Мертон, Т.Парсонс); Методы исследования. В диссертационной работе использован комплекс методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: логико-синтетический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы; фомирующий эксперимент; социометрические и социологические исследования, групповые и индивидуальные беседы, интервью, наблюдение, анализ социальной ситуации развития несовершеннолетних, метод статистической обработки экспериментальных данных, дискуссии, методы этиологической психодиагностики и интерпретации результатов исследования.Этапы исследования. I - (19864989гг.) - практическое знакомство с проблемой профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте; изучение степени ее разработанности в теории и практике воспитательно-профилактической работы, начало опытно-экспериментальной деятельности в системе профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте. Определение темы исследования, выработка первичных гипотез. II - (1990-1994гг.) - построение рабочей гипотезы исследования, и ее проверка в процессе опытно-экспериментальной работы на основе материалов передового опыта учебных заведений высшего и среднего профессионального образования Белгородской области в связи с написанием диссертации; III - (1995-1996гг.) - продолжение опытно-экспериментальной работы по изучению отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте, обобщение передового опыта вузов и ссузов Белгородской области, инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних; разработка концепции о педагогических условиях профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте; IV - (1996-1997гг.) -осуществление формирующего эксперимента; внедрение результатов исследования в воспитательно-профилактический процесс Белгородского строительного колледжа и учебных заведений среднего профессионального образования Госстроя России.На защиту выносятся следующие положения.1. Профилактику отклоняющегося поведения в юношеском возрасте целесообразно осуществлять на основе разработанной педагогической трехмерной модели, включающей в себя общепрофилактический, специально-коррекционный и конкретно-коррекционный уровни, на каждом из которых выделяются когнитивный, аффективный и конативный компоненты, а также три слоя: слой субъекта воздействия, объекта воздействия и зона взаимодействия. В целостном единстве данных образований эта модель представляет собой мобильную систему, обеспечивающую интенсивную профилактику отклоняющегося поведения в юношеском возрасте.2. Общая профилактика инициирует: у субъекта воздействия - повышение психолого-педагогической компетентности коллектива преподавателей; у объекта - формирование профессионального самосознания и просоциальных ценностей, регулирующих поведение в правовом и нравственном поле общества, что обеспечивается за счет воспитательнопрофилактической работы и повышение материальной и содержательной обеспеченности учебного процесса.3. Коррекционно-педагогическая работа имеет два уровня: специальный и индивидуальный. На специальном уровне для этого используются групповые формы работы педагогического характера (динамическая компоновка, групповые дискуссии и др.), приводящие к зарождению и проявлению процессов внутригруппового, неформального социального контроля. На индивидуальном - коррекция осуществляется за счет системы «социальных контрактов», психолого-коррекционнои работы с девиантами, обеспечения их социальной и психологической реабилитации, активизации самоисправления и самосовершенстовования.4. Организационные, координационные и контролирующие функции по профилактике отклоняющегося поведения в образовательных учреждениях должны осуществляться специально созданным органом - Советом по профилактике и предупреждению правонарушений подростков и юношей.Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Белгородский строительный колледж.Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в следующем: проанализированы педагогические, социально-криминологические, социально-психологические условия воспитательно-профилактического процесса в современной общественной ситуации; выявлены педагогические основы интенсивной профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте; создана трехмерная модель активного профилактико-педагогического воздействия на отклоняющееся поведение личности в юношеском возрасте.Научно-практическая значимость исследования состоит в разработке целостной системы педагогической, а также психолого-коррекционнои и криминологической профилактики отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте.Полученные результаты могут быть использованы при создании системы целенаправленной и результативной профилактики в средних специальных учебных заведениях России. Они позволяют совершенствовать воспитательнопрофилактическую работу в учреждениях образования и по месту жительства.Материалы работы могут служить основой для разработки лекционных курсов и семинарских занятий по проблемам теории и практики воспитания и перевоспитания подростков и юношей в школах, лицеях и колледжах РФ. Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, репрезентативной выборкой испытуемых, применением надежных и валидных методик исследования, статистической значимостью результатов эксперимента, сопоставлением полученных результатов с теоретическими и эмпирическими данными отечественных и зарубежных ученых.Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме публикаций автора, включение исследовательских материалов и выводов в доклады и выступления на научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Технология профессиональной деятельности» - Белгород, 1995г.; Всероссийская научная конференция «Молодежь и становление новой России» - Москва, 1996г.; Российско-Украинская конференция ученых и практиков - Белгород, 1997г.Результаты исследования опубликованы: в учебном пособии «Психологокоррекционная работа с подростками» - изд-во БГУ, 1995г.; в коллективных монографиях: «Технология профессиональной деятельности» - изд-во БГУ, 1995г., «Молодежь и становление новой России» Москва, 1996г., изд-во Минтруда РФ, Комитета РФ по делам молодежи, «Проблемы отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте и пути его преодоления» - изд-во Белгородского строительного техникума, 1997г.; «Актуальные проблемы современной науки в исследованиях молодых ученых» - изд-во Харьковского университета внутренних дел, 1997г.; ежемесячном журнале «Среднее профессиональное образование» Москва, 1997г., изд-во НМЦ СПО; международный межвузовский симпозиум „Право, поведение, личность", Белгород, 1998г.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 211 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz