Четверг, 19.09.2024, 19:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 4 » Скачать Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза. Романова, Татьяна Валентиновна бесплатно
06:02
Скачать Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза. Романова, Татьяна Валентиновна бесплатно
Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза

Диссертация

Автор: Романова, Татьяна Валентиновна

Название: Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза

Справка: Романова, Татьяна Валентиновна. Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Магнитогорск, 1999 159 c. : 61 00-13/553-6

Объем: 159 стр.

Информация: Магнитогорск, 1999


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
1 Проблема формирования эмпатической культуры студентов как основа развития профессионализма будущего педагога
11 Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике работы высшей школы
12 Моделирование процесса формирования эмпатической культуры студентов в учебной и внеучебной работе
13 Психолого-педагогическая характеристика приемов эмоционально-интеллектуального стимулирования процесса формирования эмпатической культуры студентов
Выводы по первой главе
2 Результаты экспериментальной работы по формированию эмпатической культуры с использованием приемов эмоционально-интеллектуального стимулирования студентов
21 Методы, этапы и основные стадии организации опытно-экспериментальной работы
22 Технологическая характеристика содержания и приемов формирования эмпатической культуры студентов педвуза
23 Критерии эффективности и обсуждение результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе

Введение:

Высшее педагогическое образование является особой сферой системы образования России в целом. В ней, с одной стороны, осуществляется воспроизводство аккумулированных в прошлом педагогических знаний и опыта, с другой, закладывается и определяется облик будущего педагога, способного не только транслировать знания и опыт, накопленный человечеством, но и формировать умения школьников самостоятельно добывать новые знания; не только рационально знать, понимать и учитывать действующие на ученика обстоятельства, но и способного к взаимопониманию, человеческому участию, сочувствию, сопереживанию. С этой точки зрения успешность функционирования высшей педагогической школы во многом определяется уровнем ее гуманизации. Гуманизм в философском смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов. Гуманистическая ориентация образовательного процесса, обращенность к личности будущего специалиста-педагога обусловлена сменой образовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, а также подготовкой будущего учителя к профессионально-компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.
В последнее время идет активное обсуждение стратегии и тактики осуществления реформы высшего педагогического образования как на макроуровне (в масштабах региона и государства), так и на микроуровне (конкретный вуз, в том числе и негосударственный). В связи с этим особую актуальность приобретает повышение профессионально-педагогической культуры будущего молодого учителя. При низкой культуре обучающихся, отсутствии навыков эмпатической культуры все намеченные реформы так и останутся на стадии теоретического обсуждения. На актуальность этой проблемы обращают внимание многие исследователи: Г.М. Андреева (8), А.А. Бодалев (18), Т.И. Гаврилова (33), И.Б. Крылова (65), А.Б. Орлов и М.А. Хазанова (100), К. Роджерс (123), И.М. Юсупов (202) и другие авторы.
Между общей культурой личности и культурой общества существует сложная взаимосвязь, состоящая в том, что культура личности, хотя и зависит от экономики общества, вместе с тем может ее опережать. Последнее означает, что возможно воспитание высокой профессионально-педагогической культуры, в том числе эмпатической, отдельной категории граждан, которые в последующем помогут поднять уровень развития всего общества. В первую очередь сказанное относится к молодежи, которая не отягощена стереотипами прежних социально-политических и экономических отношений. Поэтому необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы как общей, так и эмпатической культуры молодежи, выявление ее специфики, разработка и реализация специальных программ и спецкурсов по формированию эмпатии студентов с учетом их возрастных и психологических особенностей. Это будет способствовать решению актуальной проблемы качественного повышения профессиональной подготовки студенческой молодежи, существенно увеличит шансы выпускника на жизненный успех, позволит ему занять активную сознательную гражданскую позицию, расширит диапазон применения его способностей и, наконец, даст возможность легче адаптироваться в постоянно изменяющихся рыночных условиях.
Формирование эмпатической культуры студентов педагогического вуза единодушно признается наиболее слабым звеном в системе высшего педагогического образования. Это подтверждают и результаты нашего исследования. Так, большинство педагогов (64%) специально не ставят на своих занятиях цель формировать у студентов элементы эмпатической культуры, считая, что все получается само собой. При этом 28% (УралГАФК) и 33% (КГУ) опрошенных преподавателей считают, что учебно-воспитательный процесс в их вузе совершенно далек от воспитания эмпатии у студентов. Аналогичные результаты были получены и другими исследователями (22; 54; 81; 89; 90).
Значительную роль эмпатии в обучении и воспитании подтверждают исследования и в сфере среднего образования: у учеников учителей, обладающих более высоким уровнем эмпатии, по сравнению с детьми, обучающимися у I традиционных" учителей, наблюдалось меньше пропусков занятий в учебном году, более высокие академические успехи, меньше дисциплинарных проблем, рост творческих способностей, более позитивное самоуважение (35, с. 62). Однако "эмпатийных преподавателей" в современной школе крайне мало. По данным С.Н. Борисенко, к сопереживанию, сочувствию, содействию способны лишь 18% учителей (22). Данный факт еще раз подтверждает слова К. Роджерса о том, что ". эмпатичным быть трудно. Это означает быть ответственным и в то же время - тонким и чутким" (124, с. 248-250).
Кроме того, новая социально-педагогическая ситуация требует подготовки такого специалиста-педагога, который бы сочетал в себе лучшие черты русской, советской педагогической школы, вместе со всем положительным, что было привнесено в педагогику за последние годы. Необходимость в педагоге творческом, человеке, ориентированном на развитие способностей учащихся, умеющем строить образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи, обусловлена объективной потребностью нравственного и духовного прогресса общества. В этой связи главной целью деятельности высшей школы должно стать творческое развитие личности будущего специалиста и формирование его культуры, в том числе и эмпатической как составной части базовой культуры личности, компонента педагогического мастерства.
Имеющийся научно-исследовательский потенциал позволяет ставить и решать обозначенные вопросы. Прямое или косвенное упоминание эмпатии можно найти в работах, связанных с изучением проблемы педагогических способностей (В.И. Гинецинский, В.К. Елманова, Н.В. Кузьмина, В.П. Мацулевич, И.Н. Орлова, Н.Г. Полехина, О.В. Салкова, Н.А. Стафурина и др.). В исследовании Р.Б. Карамуратовой показано, что эмпатия как стержневой компонент педагогических способностей пронизывает все другие их компоненты (54, с.7).
Наиболее значительны здесь школы В.А. Крутецкого и Н.В. Кузьминой. Рассматривая организационно-коммуникативные способности, В.А. Крутецкий и С.В. Недбаева отмечают, что в них входит и "способность проникать во внутренний мир ученика", и "способность устанавливать правильный стиль взаимо* отношений со школьниками" (64, с. 13). Н.В. Кузьмина наряду с умением педагога управлять собственным эмоциональным состоянием подчеркивает важность такого коммуникативного умения, как умение понимать и чувствовать детский мир, уровень развития детей (67). Ф.Н. Гоноболин также отмечает, что проникновение в душевный мир ребенка, искусство улавливать все сложные и нередко тонкие нюансы психики, умение видеть мир глазами другого человека особенно необходимы педагогу для эффективного общения с детьми (40).
Эмпатическая культура студента - это часть его общей культуры. Изучение эмпатии опирается на педагогическое наследие А. Дистервега, Я.А. Комен-ского, И.Г. Песталлоци, Ж.-Ж. Руссо, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В А. Су-хомлинского, К.Д. Ушинского и др.; на фундаментальные психологические труды А. Бена, J1.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А. Маслоу, Ж. Пиаже, C.JI. Рубинштейна, Э. Титченера, Д.Б. Эльконина и др. Феномен эмпатии в зарубежной и отечественной психологии исследуется Р. Бернсом, В. Мак-Дауголом, К. Роджерсом, Л.П. Выговской, Т.П. Гавриловой, Ю.Б. Гиппенрей-тер, И.С. Коном, Н.Н. Обозовым, Т.И. Пашуковой, А.П. Сопиковым, И.М. Юсуповым и др.
Ретроспективный анализ философской (38; 51; 158; 169), психологической (8; 17; 20; 35; 123) и педагогической (5; 47; 74; 84; 119) литературы, реальной практики работы высшей школы показывает, что без должного внимания остается до сих пор в теории и методике профессионального образования проблема развития эмпатической культуры студентов младших курсов высшей педагогической школы. Хотя имеются отдельные исследования, в которых с различных позиций предпринимается попытка более полного освещения вопросов, связанных с определением сущности эмпатической культуры (А.Г. Гостев, ЯЛ. Коломинский, Е.Е. Кравцова, Н.Б. Кухарев, К.М. Левитан, Н.Н. Лисина, А.Н. Лутош-кин, А.Я. Найн, Е.С. Смирнова и др.).
Однако объективность существования самого феномена эмпатической культуры студентов педвуза и необходимость ее формирования в настоящее время экспериментально не были подтверждены. Следует учитывать также и тот факт, что в настоящее время не только педагогов, но и студентов не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Студент стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил, а современная социально-экономическая и морально-политическая ситуация стимулирует многие негативные явления, в том числе и в среде студенческой молодежи (культ денег, жажда наживы, пренебрежение к знаниям и нормам морали и т.п.).
Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется возникшими в теории и практике педагогического образования существенными противоречиями между: а) новыми ценностными ориентациями студентов, которые стихийно адаптируются к изменяющимся социально-экономическим условиям, и консервативностью высшей школы как государственного института; б) меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, настоятельной потребностью использовать в педвузе обновленные программы и недостаточной подготовленностью педагогических коллективов к этому виду учебно-воспитательной деятельности; в) необходимостью разработки и внедрения эффективных форм и методов игровой технологии формирования эмпатической культуры и преобладанием в высшей школе традиционных педагогических технологий.
Указанные противоречия порождают проблему, заключающуюся в необходимости разработки, внедрения и использования новых технологий формирования эмпатической культуры у студентов педагогического вуза.
Цель исследования - разработать педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов высшей педагогической школы
Объект исследования - процесс формирования эмпатической культуры будущего молодого педагога.
Предмет исследования - педагогические условия формирования эмпатин ческой культуры студентов педагогического вуза.
Основополагающая идея исследования отражается в следующей гипотезе. Формирование эмпатической культуры студентов педагогического вуза будет протекать успешно, если: а) этот процесс проектировать на основе персонифицированного подхода, предполагающего реализацию системы воспитательных функций; б) система воспитательных функций охватывает объективную структуру педагогической деятельности на целевом, процессуальном и контрольно-аналитическом уровнях; в) осуществлять сквозную дифференциацию содержания формирования эмпатической культуры студента в процессе его обучения.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи исследования.
1. Определить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и практике высшего образования и сформировать понятийный аппарат исследования.
2. Охарактеризовать сущность понятий "культура", "эмпатическая культура".
3. Обосновать и опытным путем проверить комплекс педагогических условий эффективного формирования эмпатической культуры студентов педвуза.
4. Разработать модель формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза на основе выделенных педагогических условий.
Методологическим основанием для построения научно-теоретической концепции и программы исследования послужили работы философов, в которых содержится научный анализ природы общественных противоречий (Г.Е. Глезерман, Р.И. Косолапов, И М. Панюшин, В.П. Тугаринов, П.Н. Федосеев,
В.П. Чертков и др.).
Социально-педагогические аспекты формирования и развития эмпати-ческой культуры исследовались по работам Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, В.М. Григорьева, И.П. Иванова, Т.Е. Конникова, А.А. Люблинской, А.С. Макаренко, Н.Н. Михайловой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, И.Б. Первина, Е.А. Покровского, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, В.Н. Терского, К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, С.А. Шмакова, Н.Е. ГЦурковой и др.
Исследуемая проблема эмпатической культуры изучалась и по трудам М.М. Бирштейна, В.Н. Буркова, С.Р. Гидровича, Р.Ф. Жукова, В.М. Ефимова, В.Ф. Комарова, В.Я. Платова, В.И. Рыбальского, A.M. Смолкина, И.М. Сыроеж-кина, Т.П. Тимофеевского, Б.Н. Христенко и др.
Из работ, непосредственно связанных с темой исследования, следует отметить научные публикации и диссертационные исследования Г.М. Андреевой, Л.А. Байковой, С.Б. Борисенко, А.А. Валантинаса, Т.П. Гавриловой, Л.Н. Джрназяна, Р.Б. Карамуратовой, М.С. Когана, Г.Ф. Михальченко, И.М. Насен-ковой, АН. Насифуллиной, Г.И. Ризз, В.В. Рябухина, Л.П. Стрелковой, И.М. Юсупова и др.
Поиски новых форм и приемов формирования эмпатической культуры молодежи связаны сегодня с разработкой и внедрением эффективных обучающих технологий, в том числе и игровых. Философские и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия с миром нашли отражение уже в трудах древних философов (Аристотель, Платон), в работах классиков педагогики (Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и др.).
Роль игры как социально-психологического феномена формирования и развития эмпатической культуры раскрыта в работах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А Н. Леонтьева, А.Р. Лу-рия, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина и др. Проблемы эмпатии в том или ином русле исследовали М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Е.С. Махлах, B.C. Мухина, В.И. Мясищев, С.Т.
Шацкий и др.
Исследование осуществлялось поэтапно. На каждом этапе в зависимости от его задач применялись соответствующие им методы исследования. Общенаучные методы: теоретический и ретроспективный анализ философской и психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, изучение и анализ продуктов деятельности преподавателей и студентов. В ходе опытно-экспериментальной работы использовались прогностические методы : метод экспертных оценок, самооценка; диагностические методы: анкетирование, тестирование, интервьюирование; обсервационные методы: прямое, непосредственное и косвенное наблюдение, самонаблюдение; методы матемаm тической статистики.
На первом, поисковом этапе (1996-1997 гг.) проводился ретроспективный и теоретический анализ проблемы формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза, изучалась философская, социологическая и психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Это позволило сформулировать исходные позиции исследования, определить современные прогрессивные тенденции профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи исследования, наметить пути их решения.
На втором, экспериментально-аналитическом этапе (1997-1998 гг.) осуществлялся поиск авторских подходов к решению проблемы. Проводилась опытно-экспериментальная работа на основе теоретически обоснованного и разработанного содержания и технологических приемов формирования эмпатической культуры студентов. Это позволило нам построить модель процесса формирования эмпатической культуры студентов педвуза и выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективное протекание изучаемого процесса. В ходе этой работы анализировались полученные результаты, уточнялись критерии эффективности процесса формирования эмпатии у студентов.
На третьем, обобщающем этапе (1998-1999 гг.) был продолжен формирующий эксперимент, уточнены теоретико-экспериментальные выводы, обобщены, систематизированы и описаны полученные результаты, завершено литеи ратурное оформление работы. Полученные в ходе экспериментальной работы данные подверглись качественному и количественному анализу с привлечением методов математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1. Уточнено понятие "эмпатическая культура" на основе интеграции понятий "эмпатия" и "культура".
2. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие формированию у студентов эмпатической культуры, проектируемые на основе персонифицированного подхода, который предполагает реализацию системы воспитательных функций, охватывающих объективную структуру педагогической деятельности на целевом, процессуальном и контрольно-аналитическом уровнях, а также предполагающие сквозную дифференциацию содержания формирования эмпатической культуры студента в процессе его обучения.
3. Разработана и экспериментально проверена модель процесса формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза, включающая три взаимосвязанных блока: целеполагания, организации и оценивания.
Теоретическая значимость исследования. Совокупность положений научной новизны диссертационной работы вносит определенный вклад в исследование проблемы формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза. В этом видится основное теоретическое значение изыскания.
Практическое значение работы состоит в следующем.
1. В процессе исследования разработан спецкурс "Проблемы формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза", внедренный в учебно-воспитательный процесс вуза.
2. Предложены критерии и показатели оценки уровня сформированности эмпатической культуры студентов.
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования; использованием комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, адекватной природе изучаемого явления, цели и задачам изыскания; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных; количественным и качественным анализом полученных данных.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Эффективность процесса формирования эмпатической культуры студентов педвуза зависит от реализации в образовательном пространстве разработанной модели исследуемого процесса. Предлагаемая модель, в соответствии со структурой педагогической деятельности, включает три взаимосвязанных блока: целевой, процессуальный и контрольно-оценивающий.
2. Педагогические условия, способствующие формированию эмпатической культуры студентов, органично включены в адаптированную модель процесса формирования данного качества. Таковыми являются: а) проектирование процесса формирования эмпатической культуры студентов на основе персонифицированного подхода, предполагающего реализацию системы воспитательных функций; б) учет объективной структуры педагогической деятельности на целевом, процессуальном и контрольно-аналитическом уровнях; в) сквозная дифференциация содержания формирования эмпатической культуры студента в процессе его обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством выступлений на заседаниях кафедры педагогики Магнитогорского государственного педагогического института, на выездных заседаниях Школы педагога-исследователя Уральской государственной академии физической культуры (рук. проф. А.Я. Найн); опытно-экспериментальной работы в МГПИ; путем публикаций в печати (1996-1999 гг.); отчетов на заседаниях кафедры педагогики и кафедры немецкого языка факультета иностранных языков МГПИ.
Результаты экспериментального исследования внедрялись в практику работы преподавателей кафедр педагогики ряда вузов Уральского региона.
Всего автором опубликовано 10 работ по проблеме исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 203 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz