Четверг, 19.09.2024, 20:33
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Педагогические условия развития коммуникативных умений студентов технического колледжа. Уманская, Марина Валерьевна бесплатно
03:35
Скачать Педагогические условия развития коммуникативных умений студентов технического колледжа. Уманская, Марина Валерьевна бесплатно
Педагогические условия развития коммуникативных умений студентов технического колледжа

Диссертация

Автор: Уманская, Марина Валерьевна

Название: Педагогические условия развития коммуникативных умений студентов технического колледжа

Справка: Уманская, Марина Валерьевна. Педагогические условия развития коммуникативных умений студентов технического колледжа : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 Екатеринбург, 2004 130 c. : 61 05-13/347

Объем: 130 стр.

Информация: Екатеринбург, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
11 Проблема развития коммуникативных умений при обучении русскому языку и культуре речи студентов технического колледжа
12 Применение коммуникативно-деятельностного подхода для развития коммуникативных умений студентов технического колледжа
13 Сущность, содержание и специфика использования интегративных связей для развития коммуникативных умений студентов технического колледжа
14 Использование возможностей риторики для развития коммуникативных умений студентов технического колледжа
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
21 Содержание коммуникативных умений студентов технического колледжа
22 Организация опытно-поисковой работы по развитию коммуникативных умений студентов технического колледжа
23 Содержание опытно-поисковой работы по развитию коммуникативных умений студентов технического колледжа
24 Результаты опытно-поисковой работы по развитию коммуникативных умений студентов технического колледжа
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

Введение:

Актуальность исследования. Динамика изменения современного общества актуализирует необходимость развития коммуникативных умений как важного компонента в профессионально обусловленной структуре личности специалистов среднего звена, способных в будущем обеспечить гуманизацию производственных отношений на основе сформированных коммуникативных умений и навыков. Кроме этого, коммуникативные умения, базовым элементом которых является культура речи, выступают как важнейший показатель воспитанности личности, ее общей культуры, уровня духовного развития человека. Через слово как средство самовыражения человек познает и творит этот мир.
Высокая культура разговорной и письменной речи становится в наши дни самой надежной рекомендацией для любого человека, каким бы видом деятельности он ни занимался. Стало очевидным, что упорная работа над речью необходима не только филологам и литературоведам, но и каждому образованному человеку, поэтому именно сегодня актуализируется задача повышения культуры общения, популяризации лингвистических знаний.
Гуманизация и демократизация как основные принципы реформы современной системы образования обусловили новые потребности учебного процесса: потребность в коммуникативно-деятельностном подходе к построению дисциплин, а также потребность в самих коммуникативно направленных дисциплинах. Такой подход к развитию личности создает предпосылки для появления нового идеала образованного человека в виде так называемого человека культуры. Данная мысль приобретает особое значение в связи с тем, что надвигающаяся сейчас «визуальная культура», как никогда, требует развития культуры вербальной. Нетрудно заметить, что такое качество личности, как коммуникабельность, становится одним из приоритетных профессиональных качеств. Следовательно, основной ценностный ориентир сегодняшней молодежи - это оптимальное речевое поведение в любой жизненной ситуации.
Проблема развития коммуникативных умений решается сегодня в самых разных областях человеческого знания: менеджмент, психология общения, практическая стилистика и др. М.Р.Львов подчеркивает, что в России, наконец, осознали потребность в возникновении такого учебного предмета, который не только бы объяснял структуру изучаемого языка, но и приобщал обучаемых к его социальным функциям. Каковы научные основы такого предмета, какова его методика, какие методы и формы работы следует использовать для достижения адекватного результата - вот вопросы, на которые предстоит ответить современной педагогической науке.
Анализ нормативных документов, определяющих содержание образования в техническом колледже, показал, что, несмотря на четко сформулированные требования к качеству речевой подготовки выпускников, одним из которых является требование по овладению достаточно высоким уровнем разговорной и письменной речи, в процессе обучения далеко не всегда ставятся задачи по развитию коммуникативных умений студентов. Следовательно, необходимо определить педагогические условия, при которых станет возможной организация целенаправленной работы по развитию коммуникативных умений студентов технического колледжа.
Анализ педагогической и психологической литературы, изучение опыта работы технического колледжа позволили определить главное противоречие, которое заключается в возрастающей потребности общества в специалистах, свободно владеющих навыками речевого и межличностного взаимодействия, способных обеспечить в будущем гуманизацию производственных отношений с целью достижения профессионального и личного успеха и недостаточной разработанностью проблемы развития коммуникативных умений студентов технического колледжа.
Данное противоречие обусловлено следующими несоответствиями:
• между необходимостью развития коммуникативных умений и недостаточным научно-теоретическим обоснованием проблемы их развития в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов;
• между потребностью обоснования необходимых и достаточных педагогических условий, направленных на развитие коммуникативных умений студентов технического колледжа, и недостаточной их разработанностью;
• между использованием форм, методов, приемов работы, направленных на развитие коммуникативных умений студентов технического колледжа, и отсутствием программно-методического обеспечения для их реализации.
Недостаточная разработанность данной проблемы, ее практическое значение послужили основанием для выбора темы исследования -«Педагогические условия развития коммуникативных умений студентов технического колледжа».
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие коммуникативных умений студентов технического колледжа.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений студентов технического колледжа.
Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие развитие коммуникативных умений студентов технического колледжа.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс успешного развития коммуникативных умений предполагает выполнение следующих условий:
• применение коммуникативно-деятельностного подхода к преподаванию русского языка и культуры речи в техническом колледже;
• реализация интегративных связей в процессе обучения русскому языку и культуре речи;
• риторизация процесса обучения по курсу «Русский язык и культура речи».
В исследовании введено ограничение: педагогические условия развития коммуникативных умений студентов технического колледжа рассмотрены на примере обучения русскому языку и культуре речи.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.
2. Разработать педагогические условия, обеспечивающие развитие коммуникативных умений студентов технического колледжа.
3. Определить содержание коммуникативных умений.
4. В ходе опытно-поисковой работы проверить успешность реализации выделенных педагогических условий.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют философские положения о социальной природе психической деятельности человека (Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); выводы психологов и педагогов о ведущей роли деятельности в процессе становления личности (В.В.Давыдов, А.Н.Пископпель, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Д.Б.Эльконин и др.); философские и психологические концепции о взаимосвязи мысли, слова и действия в процессе общения (Н.В.Видинеев, В.А.Звегинцев, Э.В.Ильенков, Э.Стоуне); проблемы педагогической интеграции (В.С.Безрукова, М.Н.Берулава, Н.К.Чапаев и др.); теория и методика педагогических исследований (В.И.Загвязинский, А.А.Кыверялг и др.); образовательные технологии и методики профессионального образования (В.В.Гузеев, Э.Ф.Зеер и др.); лингвистические концепции взаимосвязи языка и мышления, языка и речи (А.В.Брушлинский, А.Г.Золотова, А.А.Леонтьев, М.С.Каган, Ф. де Соссюр и др.); психолого-лингвистическая теория коммуникации и лингвопрагматики (М.Р.Битянова, М.Р.Львов, Т.Н.Ушакова, В.Б.Шнейдер и др.); лингвистические концепции текста как результата общения (И.Р.Гальперин,
М.В.Ляпон, М.Н.Кожина и др.); теория речевых жанров и ее взаимосвязь со стилистикой (Л.Г.Антонова, М.М.Бахтин, Т.В.Шмелева и др.); современные концепции риторики (В.И.Аннушкин, Д.И.Архарова, Д.Х.Вагапова, Т.В.Матвеева, С.А.Минеева, А.К.Михальская и др.); концепции стилистики и культуры речи (Т.Г.Бирюкова, В.В.Виноградов, В.И.Капинос, Т.С.Кудрявцева, Т.А.Ладыженская и др.); диссертационные исследования, посвященные проблемам профессиональной коммуникативной подготовки (Л.Н.Аксенова, Л.П.Аксенова, Л.И. Корнеева, Ж.А.Храмушина и др.).
Для реализации поставленных задач в работе использованы следующие методы: метод теоретического анализа философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; метод обобщения и систематизации научных положений по теме исследования; прогностический и диагностический методы (наблюдение, самооценка знаний, умений и навыков студентов, анкетирование, беседы, выполнение практических заданий, метод изучения продуктов деятельности); опытно-поисковый метод, примененный для определения эффективности предложенной работы по развитию коммуникативных умений.
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2001-2005 гг. на базе Нижнетагильского горно-металлургического колледжа и состояло из следующих этапов:
1. Диагностико-поисковый этап, включающий в себя изучение и анализ теоретических трудов отечественных и зарубежных исследователей по выделенной проблеме, а также анализ диссертационных материалов; осуществление теоретического обоснования решения проблемы; выявление педагогических условий развития коммуникативных умений; разработку терминологического поля проблемы; создание концепции развития коммуникативных умений студентов технического колледжа.
2. Опытно-поисковый этап, на котором разрабатывалось содержание коммуникативных умений студентов технического колледжа; создавалось программно-методическое обеспечение процесса развития коммуникативных умений; проверялась эффективность выделенных педагогических условий посредством апробации их в процессе обучения в техническом колледже; анализировались и оценивались полученные результаты с помощью методов математической статистики.
3. Обобщающий этап, посвященный систематизации, обработке и описанию результатов, полученных в ходе работы, направленной на развитие коммуникативных умений студентов технического колледжа; оформлению диссертационного исследования, внедрению результатов исследования в практику работы технического колледжа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
1. Разработаны педагогические условия, направленные на развитие коммуникативных умений студентов технического колледжа:
• применение коммуникативно-деятельностного подхода к преподаванию русского языка и культуры речи в техническом колледже;
• реализация интегративных связей в процессе обучения русскому языку и культуре речи;
• риторизация процесса обучения по курсу «Русский язык и культура речи»;
2. Получила дальнейшее обоснование проблема развития коммуникативных умений студентов технического колледжа посредством реализации педагогических условий;
3. Определено содержание коммуникативных умений студентов технического колледжа, в которое включаются как необходимые составляющие лингвистические, стилистические и риторические умения.
Практическая значимость исследования:
• апробированы педагогические условия развития коммуникативных умений студентов технического колледжа;
• в соответствии с государственным стандартом составлена рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи», направленная на развитие коммуникативных умений студентов технического колледжа;
• разработано учебно-практическое пособие под названием «Русский язык и культура речи для технического колледжа» (Нижний Тагил, 2004 г., 5,0 уч.-изд. л., тир. 1000 экз.).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на межрегиональных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2002, 2003); на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические системы творчества» (Екатеринбург, 2003); на Всероссийской научно-практической конференции «Толерантность и коммуникативная культура педагога» (Ачинск, 2004); на заседаниях методических советов средних специальных учебных заведений Нижнего Тагила; в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя русского языка и литературы в Нижнетагильском горно-металлургическом колледже.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются верифицированностью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью логики исследования, организацией опытно-поисковой работы в единстве с педагогической практикой и с ориентацией на нее, использованием комплекса методов, адекватных объекту, целям и задачам педагогического исследования, согласованностью основных результатов и положений с современными требованиями к профессиональной подготовке студентов технического колледжа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выделенные педагогические условия способствуют развитию коммуникативных умений студентов технического колледжа. К ним относятся:
• применение коммуникативно-деятельностного подхода к преподаванию русского языка и культуры речи в техническом колледже;
• реализация интегративных связей в процессе обучения русскому языку и культуре речи;
• риторизация процесса обучения по курсу «Русский язык и культура речи».
2. Содержание коммуникативных умений студентов технического колледжа должно включать в качестве необходимых составляющих риторические, лингвистические и стилистические умения.
3. Успешное развитие коммуникативных умений студентов технического колледжа обеспечивается в достаточной мере составленной в соответствии с государственными требованиями рабочей программой дисциплины «Русский язык и культуры речи» и учебно-практическим пособием «Русский язык и культура речи для студентов технических колледжей».
Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 162 наименования, в том числе 11 на иностранном языке и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 235 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz