Четверг, 19.09.2024, 05:54
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Персональная идентичность: структура, функции, становление. Шаткин, Максим Александрович бесплатно
04:52
Скачать Персональная идентичность: структура, функции, становление. Шаткин, Максим Александрович бесплатно
Персональная идентичность: структура, функции, становление

Диссертация

Автор: Шаткин, Максим Александрович

Название: Персональная идентичность: структура, функции, становление

Справка: Шаткин, Максим Александрович. Персональная идентичность: структура, функции, становление : диссертация кандидата философских наук : 09.00.01 Саратов, 2004 139 c. : 61 04-9/571

Объем: 139 стр.

Информация: Саратов, 2004


Содержание:

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
§1 Функции персональной идентичности
§2 Структура персональной идентичности
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
§1 Методология анализа становления персональной идентичности
§2 Этапы становления персональной идентичности

Введение:

Актуальность темы исследования. Актуальность анализа функций, структуры и становления персональной идентичности определяется современным состоянием научного знания об этом феномене. То обстоятельство, что обсуждение темы персональной идентичности началось в эпоху распространения междисциплинарного подхода, обусловило тот факт, что на настоящее время отсутствует цельная и систематически развитая концепция персональной идентичности как особого онтологического феномена. Такая концепция замещена совокупностью исследований о частных аспектах персональной идентичности — психологических, социологических, этнических и национальных, мифологических, экзистенциальных, терминологических, синергетических, герменевтических и иных, которые помимо своей раздробленности обладают рядом других недостатков. Прежде всего, это очевидный крен в сторону анализа пассивных форм персональной идентичности - тех форм, в которых человек выступает в качестве носителя внешне (природно или социально) данной ему идентичности, и его отношение к ней выступает в виде «осознания», «самоощущения», «рефлексии», «чувства (принадлежности к некоему единству)» — национальная и тендерная идентичность, а так же самоидентификация представителей обособленных социальных групп (государственные служащие, военные, заключенные). В данном случае упускается (или сводится к моменту «выбора идентичности») активная роль человека в создании и реализации собственной идентичности посредством предметнопрактической, преобразующей социальную и предметную данность, трансцендирующей наличное бытие самого человека деятельности.Такой перекос в исследовании персональной идентичности и сужение антропологической перспективы обусловили отсутствие единой концептуальной схемы изучаемого феномена, объясняющей взаимосвязь между высказываниями разного смыслового содержания, таких, как: «я — маекулинный (или фемининный) ацтек», «я создал новую концепцию персональной идентичности», «я - бизнесмен», представляющими разные формы персональной самоидентификации и разные типы структуры самой персональной идентичности.Отсутствие единой концепции персональной идентичности закрепляет другой имеющийся недостаток в изучении этого феномена — акцент на прикладных аспектах персональной идентичности, зависимость изучения данного явления от психологического и социологического концептуального аппарата. Обсуждение проблемы персональной идентичности было инициировано авторитетными представителями психологических и психоаналитических школ Западной Европы и США, так что последующие попытки разработки данной темы следовали за суждениями этих авторитетных ученых, не привнося ничего существенно нового в концепцию персональной идентичности, игнорируя достижения в познании специфики человеческого бытия, имеющиеся в классическом философском наследии, и закрепляя тем самым утвердившиеся подходы к исследованию идентичности. В результате этого на сегодняшний день отсутствует целостная теория персональной идентичности, описывающая этот феномен во всей полноте его реальности. Так, имеющиеся концепции идентичности игнорируют зафиксированное в философии Г.В.Ф. Гегеля и модифицированное в экзистенциализме и марксистской философии положение о том, что превосхождение (трансцендирование) своей привязанности к собственному налично-данному бытию есть условие появления и вообще истории человеческого самосознания как такового, в то время как сохранении собственной самотождественности характеризует дочеловеческое внеисторическое бытие или представляет собой тупик, как в случае с самотождественным бытием «Господина» в гегелевской «Феноменологии духа»'. ' Г.В.Ф. Гегель. Феноменология духа. СПб., 1999. 93-99.Отсутствие такой онтологической (а не психологической и социологической) концепции персональной идентичности обусловило теоретическую неполноту и отсутствие методологической выдержанности в имеющихся работах по идентичности, что ставит под сомнение ценность полученных в них результатов. Следовательно, потребности развития научного знания о персональной идентичности делает в настоящее время актуальным требование исследования персональной идентичности как уникального онтологического феномена на основе единой и последовательной методологической стратегии.Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время отсутствует систематическое исследование структуры, функций и становления персональной идентичности, выполненное на основе анализа смысла (интенсионала) понятия идентичности. Имеющиеся попытки анализа структуры, функций и становления персональной идентичности представляют либо исследования в области психологии, либо непосредственно заимствуют результаты психологических исследований, сводя таким образом персональную идентичности к исторически изменчивому психическисоциальному феномену. Те же исследования, которые выполнены на основе тех или иных методов философского анализа и развивают понятие персональной идентичности как философское (а не психологическое или культурологическое) понятие, не затрагивают проблемы структуры, функции и становления персональной идентичности, способы употребления понятия персональной идентичности, представленные в данных работах, являются исходным материалом для анализа структуры, функций и становления персональной идентичности в данной работе.Можно выделить следующие сложившиеся к настоящему времени формы присутствия персональной идентичности в научной литературе.Персональная идентичность как предмет психологических, социально-психологических, социологических и психоаналитических исследоваНИИ представлена в работах X. Абельса, К.А Абульхановой-Славской. Н.В. Антоновой, Р. Бернса, И. Гофмана, М.В. Заковоротной, И.С. Кона, Ж. Лакана, Н.М. Лебедевой, Е.А Мамлиной, Г. Мида, В.В. Налимова, Л.И Науменко, Г. Олпорта. В.Н. Павленко, О.Н. Павловой, И.С. Самошкиной, А.Ю. Шеманова, Л.Б. Шнейдер, В. Хесле, Э. Эриксона, В.А. Ядова и других^. ^ Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1987; Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). М., 1999; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000; Абульханова-Славская К.А.. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1999; Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии. 1996. №1. 131-143; Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов - на - Дону, Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999; Кон И.С. в поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984; Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла. // Психологический журнал. 1999, Т.20, № 3. 48-58; Мамлина Е.А. Процесс идентификации личности государственного служащего в условиях современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов, 2004; Мерлин B.C. Проблема интефального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1984; Мид Г. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. 222-225; Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989; Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество.М., 1997. 76-88; ОлпортГ. Личность в психологии. СПб., \99Ь; ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности.Основные положения, исследование и применение. СПб., 1997 Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные oco6eHHOCTH//http://pavolga.narod.ru/identitv.html: Павленко В.Н. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. // Вопросы психологии. 2000. № 1. 135-142; Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж, 1996; Помазан А.Н., Седунова А.В., Ядова Е.Н. Социальный ресурс личности и идентификационные ориентации россиян (опыт вторичного анализа исследования 1992 г.) // Социологические исследования. 2001, № 12. 122-130; Самошкына И.С. Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип социальной психологии // http://conf2001 .clem.ru/samosh.html: Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. №10. 113-123; Шеманов А.Ю. Проблема самоидентификации как предмет исследования. // Постижение культуры. Ежегодник.Вып 7. М., 1998. 140-162; Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления/Л1Пр://(118зег1а1!оп..пагос1.ги/ау1огеГега1$2/ау4l.htm; В поисках идентичности (сводный реферат) / Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11, Социология: РЖ/РАН.ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Отдел социологии Поскольку данная работа решает проблему получения систематического знания о персональной идентичности на основе анализа смысла данного понятия, то результаты, полученные перечисленными выше авторами, не являются основными в данной работе.Промежуточными между психологическими и философскими являются разработки темы персональной идентичности у М. Пешё и Жижекa^ Выполненные на основе психоаналитических концепций Ж. Лакана, работы Пешё и Жижека вскрывают значение персональной идентичности как инструмента идеологического подавления индивида. Более подробно эти концепции будут рассмотрены в третьем параграфе данной работы.Различные философские и культурно-исторические аспекты персональной идентичности были центральной темой исследования в работах Б.Г. Ананьева, Р. Баумайстера, Д. Д. Веллемана, В.Н. Гасилина, Ф. Гваттари, Э. Гидденса, Д.М. Дроненко, Э. Левинаса, Г. Люббе, В.В. Марченко, В.С.Малахова, Н.С Пряжникова. Е. Трубиной, П. Рикёра, В.Ю.Сухачёва, Л. Гозмащ и А. Эткинда, Г.Л. Тульчинского и др'*. и социальной психологии. М., 2001. №2. СЛ6\-]65;Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология, л., 1979; Ядов В.А Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых перемен. // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. 169-184. ' Жижек Возвышенный объект идеологии. М., 1999. 50-54, 106-123, 167-170; Пешё М. Прописные истины. Лингвистика, семантика, философия // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999. 258-283. * Giddens А. Modernity and Self-Identity. Stanford, 1991. P.212; Velleman D.J. Identification and identity http://www-personal.umich.edu/velleman/Self/ld&lD.html: Baumeister R. Identity, cultural Change and Struggle for Self N. Y., 1986; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000; Гасипин В.Н. Методологические проблемы исследования идентификации человека // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2001. № I . e . 150-155; Он же. Становление человека и проблемы идентификации // Человек. Культура. История. Сб. статей. Саратов, 1993. 4-13; Он же. Человек, культура, идентификация // Человек в современных философских концепциях. Материалы международной научной конференции (Волгоград, 17-19 сентября 1998 г.). Волгоград, 1998. 254-261; Он же. Идентификация: новые аспекты интерпретации человека // Политический и социально-экономический механизмы управления на современном этапе: Материалы научно-практической конференции, Саратов, 21 декабря 1999 г. Саратов, 2000.Объектом исследования является персональная идентичность как онтологический феномен, а также её функции, структура и становление.Предметом данного исследования является специфика персональной идентичности как неотъемлемого феномена персональной жизни и интерперсонального взаимодействия, связанные с этой спецификой логические условия и механизмы образования функций и структуры персональной идентичности, связанные с особенностями этих механизмов типы структуры идентичности, а также воплощающие этапы становления персональной идентичности формы её реализации.Цель диссертационного исследования — систематизация существующего знания о персональной идентичности на основе методологии интенсионального и диалектического анализа.Цель достигается при решении следующих задач: 1. Дать развёрнутое определение персональной идентичности и на основе анализа содержания (интенсионала) этого определения осуществить дедукцию функций персональной идентичности.2. С помощью интенсионального анализа понятия персональной идентичности определить структуру персональной идентичности и специфику её возможных разновидностей.С.4-7; Гваттари Ф. Язык, сознание и общество (О производстве субъективности) // ЛОГОС. Кн. 1. -Л., 1991; Гозмащ Л., Эткинд А. Идентичность, культурное самосознание //http://www.ovsem.coni/user/idnks/; Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечность. М., СПб. 2000; Дроненко Д.М. Национальнокультурная идентичность как социально-философская проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Саратов, 2004; Малахов B.C. Неудобства с идентичностью// Вопросы философии. 1998. №2. 43-54; Марченко В.В. Концептуальный комплекс «идентичность-тождество-единство и его методологическая роль в социально-философском исследовании. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ульяновск, 2000; Сухачев В.Ю. Пределы идентичности // http://antropologia.spbu.ru/ru/texts/sukhach/limits.html: Трубина Е. Персональная идентичность как социально-философская проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург, 1996; Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. - СПб., 2002. 3. Исходя из специфики персональной идентичности определить, что представляет собой становление персональной идентичности и каков метод, с помощью которого должен быть осуществлён анализ становления персональной идентичности.4. Провести анализ становления персональной идентичности, зафиксировать этапы этого становления, показать их связь между собой.Теоретическая и методологическая основа исследования.Первая и вторая глава диссертационного исследования основываются на различных методологических подходах в зависимости от решаемых в задач и предметов анализа. В первой главе исследование структуры и функций персональной идентичности проводится посредством анализа смысла (интенсионала) понятия идентичности, согласно тем способам употребления данного понятия, которые мы встречаем в философской и психологической литературе, а также повседневной практике. Метод интенсионального анализа является синтезом трёх методологических подходов, реализованных в истории философии. Во-первых, это метод дедукции, реализованный прежде всего в философских системах Р.Декарта и Б. Спинозы, состоящий в выведении суждений о тех или иных свойствах объекта из его определения. Во-вторых, это методологическая практика развития понятия, реализованная в системе Г.В.Ф. Гегеля в качестве одного из приёмов диалектического метода и заключающаяся в получении нового знания об объекте на основе анализа функционирования объекта как понятия. В-третьих, это метод анализа языковых игр, предложенный в поздних работах Л. Витгенштейна и анализ слов повседневного опыта, представленный в работе У. Куайна'. ^Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950; Куайн У.В.О. Слово и объект. М., 2000; Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: Сочинения. М., 1998; Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I, П. М., 1994.Во второй главе исследования становление персональной идентичности осуществлено с помощью диалектического метода в том виде, в каком он представлен в «Феноменологии духа» Г.В.Ф. Гегеля. Обоснованию выбора этого метода и указанию его специфических черт посвящен третий параграф настоящего исследования, «Методология анализа становления персональной идентичности».Теоретической основой исследования в определении понятия персоны служит первоначальное определение данного понятия, данное у Боэция, развитое в триадологических и христологических догматах христианской церкви и исследованное М. Моссом, В.Н. Лосским^. При анализе понятия персоны используются также работы Д. Юма, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, Ж. Лакана, Ж. Бодрийяра В.П. Барышкова и др . При анализе различных аспектов персональной идентичности используются работы, М. Бубера, Э. Гуссерля, 3. Фрейда, Ж.-П. Сартра, А. Кожева, Жижека, К. Мангейма, Г. Риккерта, П. Слотердайка, В.Н. Гасилина, П. Козловски, М. Шелера и др^. ' Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1996; Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996; Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. ' Юм Д. Трактат о человеческой природе. Минск, 1998; Кант И. Критика чистого разума. М., 1994; Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1999; Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т2. М.: Мысль, \990;Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997; Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). М., 1999; Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003; Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. Саратов, 2001. * Бубер М. Два образа веры. М., 1995; Шелер М. Избранные произведения. М., 1994; Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., 1990; Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992; Коэкев А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998.; Коэкев А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи Справедливости // Вопросы философии. 2002. № 12. 134-166; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000; Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997; Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Риккерт Г. Философия жизни К., 1998; Слотердайк П. Критика цинического разума. М., 200\; Жижек Возвышенный объект идеологии. М., 1999; Гасилин В.Н. Методологические проблемы исследования идентификации человека // Вестник Поволжской академии государственной При анализе определения, структуры и функций персональной идентичности проведена критика концепций идентичности, представленная в работах: Г. Люббе, М.В. Заковоротной, Г.Л. Тульчинского, Л.Б. Шнейдер, О.Н. Павловой и дp^.При анализе становления персональной идентичности и опосредованности форм метонимической структуры идентичности формами предметно-практической деятельности человека были учтены результаты исследований специфики социальных изменений, а также разработок в области диалектической логики, представленные в работах Е.А Ануфриева, В.Г. Афанасьева, А.С. Борщова, А.Г. Зарубина, А.-М. Костала-Фуно, СП. Позднеевой, Ю. Резника, В.И. Секуна, Н.К. Серова, В.Б. Устьянцева, Ю.А. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону, 1999; Тульчинский Г.Я. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002; Шнейдер Л. М., 1990; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1997; Борщов А.С. Принцип детерминизма и основные законы диалектики. Саратов, 1990; Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995; Диалектическая логика. М., 1986; Диалектика отрицания отрицания. М., 1983; Зарубин А.Г. Вопросы динамики социального развития: темпорализм истории и современность. Ростов-на-Дону, 1991; Костала-Фуно А.-М. Динамика идентичности, действие и контекст / Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11, Социология: РЖ/РАН.ИНИОН. Центр социальных научно-информационных исследований. Отдел социологии и социальной психологии. М., 2001. №3. 125-128; Левяш И.Я. Содержание и критерий общественного прогресса. Саратов, 1973. Позднева СП. Диалектика и общенаучные понятия: Филос.-методол. анализ категориал. строя современной науки.Саратов, 1987; Серов Н.К. Личность и время. СПб., 1999; Материалистическая диалектика как научная Научная новизна диссертационного исследования прежде всего состоит в том, что в данной работе впервые в отечественной философии осуществлен комплексный анализ проблемы персональной идентичности во взаимосвязи её функций, структуры и специфики становления на основе чёткой методологической стратегии. Результаты исследования, представляющие научную новизну, состоят в следующем: 1. дано авторское определение персональной идентичности как относительной (для адресата идентификации) и опосредованной (объектом идентификации) уникальной содержательной определённости персоны; 2. проведено различие между двумя способами понимания персональной идентичности: идентичность как результат процесса идентификации, совокупность объектов и адресатов идентификации и идентичность как процесс реализации объекта идентификации тем же самым (самотождественным) по отношению к адресату идентификации; 3. осуществлена дедукция функций персональной идентичности посредством интенсионального анализа понятия идентичности; 4. выполнен анализ двух типов структуры персональной идентичности, соответствующих двум способам понимания этого феномена (метафорическая и метонимическая структура персональной идентичности); система. М., 1983; Морозов В.В., Морозов В.А. Диалектика; системы и развитие. Минск, 1978; Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. М., 1987; Общество и сознание. М., 1984; Резник Ю. Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т.2. Выпуск 3. 212-240; Резник Ю. Человек и общество (опыт комплексного изучения) //Личность. Культура. Общество. М.: РАН, 2000. T.2. Выпуск 4. 197-236; Рубинштейн Л. Бытие и сознание. М., 1997; Секун В.И. Психология активности. М., 1996; Скокпол Т. Система социальных революций. М., 2000; Тилли Ч. О формах реализации в социуме // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994; Устьянцев В.Б. .Диалектика форм становления общественноэкономических формаций. Саратов, \9ЪЪ\ХаринЮ.А. Диалектика социального отрицания. Минск, 1972; Шилз Э. Природа социальных изменений. М., 1998; Штомпка П. Социология социальных изменений.М., 1996.5. обоснована необходимость использования диалектического метода при анализе становления персональной идентичности; 6. осуществлен диалектический анализ становления персональной идентичности, зафиксировавший последовательность форм метонимической структуры персональной идентичности, опосредующих и опосредованных изменениями в предметно-практической деятельности человека в эпоху неклассической философии.Положения, выносимые на защиту.1. Персональная идентичность есть относительная и опосредованная уникальная содержательная определённость персоны, которая в соответствии со своим первоначальным определением понимается как принцип и механизм индивидуализации какого-либо разумного существа. Опосредованность персональной идентичности заключается в опосредованности содержательной определённости персоны определённостью объекта идентификации, то есть того сущего, чьи предикаты приписываются персоне. Относительность персональной идентичность определяется тем, что содержательное определение персоны является уникальным только по отношению к адресату идентификации, то есть тому сущему, которое отлично от объекта идентификации, так что любой носитель предикатов объекта идентификации является уникальным для этого сущего.2. В зависимости от объекта, с которым взаимодействует персональная идентичность, можно выделить три ее основные функции. По отношению к персоне идентичность осуществляет функцию обеспечения уникальной содержательной определённости персоны. По отношению к объекту и адресату идентификации персональная идентичность выполняет функцию опосредования их взаимодействия, которую можно разложить на две частные функции. По отношению к объекту идентификации функция персональной идентичности состоит в реализации объекта идентификации посредством снятия наличной данности адресата идентификации. По отношению к адресату идентификации функция персональной идентичности заключается в сохранении адресата идентификации самотождественным в его отличии от объекта идентификации.3. Исходя из определения понятия и функций персональной идентичности выделяются два основных способа понимания идентичности и идентификации. Согласно первому из них, идентичность есть результат процесса идентификации и является содержательной определенностью конкретной персоны, представляя собой совокупность объектов и адресатов ее идентификации. Согласно второму из них, идентичность есть процесс сохранения, реализации содержательного определения персоны, то есть объекта идентификации, тем же самым (идентичным) для адресата идентификации.4. Специфика становления персональной идентичности обусловлена взаимной и противоречивой опосредованностью существования объекта и адресата идентификации. Реализация объекта идентификации есть в то же самое время снятие определения и реальности адресата идентификации, что обуславливает растождествление объекта идентификации, то есть прекращение его бытия в качестве объекта идентификации и замены его новым. Каждый этап становления персональной идентичности содержит в себе три момента: определение подлежащего реализации объекта идентификации, определение подлежащего снятию адресата идентификации и создаваемая посредством снятия адресата идентификации реальность объекта идентификации, отличная от его начального определения и формирующая новый объект идентификации.5. В зависимости от характера взаимодействия объекта и адресата идентификации выделяются метафорическая и метонимическая структуры персональной идентичности. В метафорической структуре идентичности объектом идентификации является социальная роль или статус, адресатом идентификации - социальная группа, чьё признание персоны идентичной объекту идентификации делает идентификацию реальной. В метонимической структуре идентификации объектом идентификации является некая модель поведения, адресатом идентификации — сущее, через снятие наличной данности которого реализуется данная модель поведения. Метафорическая структура определяет социальное измерение бытия персональной идентичности. Метонимическая структура идентификации является предметно-ориентированной и раскрывает самореализацию персоны в качестве носителя определённой модели поведения через снятие данности предмета деятельности.6. В эпоху неклассической философии можно выделить три последовательные формы метонимической структуры персональной идентичности, опосредующих и опосредованных изменениями в предметно-практической деятельности человека и в определении статуса предмета труда — потенциальную идентичность, виртуальную идентичность и глобальную идентичность. В потенциальной идентичности предмет определяется как функционирующая машина, объект идентификации определяется как идеология, для которой реальность конкретной персоны является ничтожной и исчезающей. В виртуальной идентичности предмет определяется как подлежащий достижению результат, объект идентификации в своей реальности является направленной на достижение результата работой, для которой персональные (субъективные), не относящиеся к достижению результата интересы предстают как излищние и ничтожные. В глобальной идентичности предмет определяется как технология, или последовательность операций по расширению возможностей работы, реальность объекта идентификации представляет собой направленную на запуск и контроль технологии последовательность операций, то есть процедуру; определением объекта идентификации является глобализация как глобальное расширение возможностей и объемов работы. Поскольку реальность и определение объекта идентификации совпадают в глобальной идентичности друг с другом и с предметом деятельности, постольку можно говорить о переходном характере определений моментов глобальной идентичности, то есть её незавершённости.Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретико-методологическая значимость настоящего исследования состоит в апробации интенсионального анализа как метода исследования вновь появляющихся философских понятий с размытыми правилами его употребления. Полученные результаты и выводы диссертационного исследования представляют значимость для фундаментального философского исследования различных аспектов человеческого бытия. Данная работа выявляет возможности онтологического, гносеологического исследования структур персональной идентичности с учетом типов персональной идентичности с целью более глубокого и всестороннего определения сущностных характеристик этих структур. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в качестве теоретического и методологического инструментария при исследовании исторических типов персональной идентичности, расширяют проблемное поле при изучении исторических типов рациональности, возможностей и границ классической диалектики. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы при подготовке курсов по философии, философской антропологии, праксиологии.Апробация исследования. Основные положения диссертации были представлена на следующих всероссийских конференциях: «Жизненный мир философа «Серебряного века» (Саратов, декабрь 2002 г.), «Управление социальными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики» (Саратов, апрель 2003), межвузовской конференции «Философия и жизненный мир человека» (Саратов, декабрь 2002), на кафедре философии Поволжской академии государственной службы имени П.А.Столыпина, а также отражены в публикациях автора.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 236 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz