Четверг, 19.09.2024, 20:08
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 1 » Скачать Подготовка студентов к преодолению межкультурных конфликтов. Бостанжи, Ангелина Петровна бесплатно
08:06
Скачать Подготовка студентов к преодолению межкультурных конфликтов. Бостанжи, Ангелина Петровна бесплатно
Подготовка студентов к преодолению межкультурных конфликтов

Диссертация

Автор: Бостанжи, Ангелина Петровна

Название: Подготовка студентов к преодолению межкультурных конфликтов

Справка: Бостанжи, Ангелина Петровна. Подготовка студентов к преодолению межкультурных конфликтов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Бостанжи Ангелина Петровна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта] Калининград, 2008 197 c. : 61 08-13/590

Объем: 197 стр.

Информация: Калининград, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ
КОНФЛИКТОВ16
11 Межкультурный конфликт как вид трудностей межкультурного общения в жизнедеятельности студентов16
12 Сущность преодоления межкультурных конфликтов43
Выводы по первой главе68
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ТРЕНИНГА ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОНФЛИКТОВ71
21 Теоретические основания разработки учебного тренинга преодоления межкультурных конфликтов71
22 Модель учебного тренинга преодоления межкультурных конфликтов99
23 Экспериментальное изучение эффективности модели учебного тренинга преодоления межкультурных конфликтов 117-130 Выводы по второй главе 131

Введение:

Актуальность исследования. Интеграционные процессы в современном обществе, глобальные изменения в культуре, политике и экономике, которые сопровождаются одновременно сближением^ и, разобщением культур, привели к возникновению межкультурных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов; Мир стоит перед серьезной дилеммой: развиваться по принципу открытого общества или разделяться по признаку этнической и культурной близости или отдаленности: Как показывает мировой опыт, не может быть иной успешной стратегии аккультурации ино-этничного населения, чем интеграция. В этом случае единственной идеологией и политикой современного общества должен стать мультикульту-рализм, предполагающий позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольную адаптацию социальных институтов к потребностям разных культурных групп.
Развивающиеся в сфере межэтнических отношений процессы достаточно плохо поддаются прогнозированию средствами этнографии, этносо-циологии и этнопсихологии. Результаты их исследований носят чаще краткосрочный ограниченный характер, оставляя широкий простор для ошибочных решений, чреватых серьезными социальными и политическими кризисами. Такое положение объективно стимулирует активный творческий поиск новых направлений анализа межкультурных отношений, исследующих и интерпретирующих новые аспекты общественных процессов. Одним из следствий происходящих глобальных изменений; стало существенное усиление интереса исследователей к проблемам взаимодействия культур и преодоления межкультурных конфликтов. Навстречу культурному разнообразию должны идти и изменения;в сфере высшего образования. При этом в вузовском образовании и социальном законодательстве необходимо подчеркивать выгоды плюрализма. У каждого студента следует формировать представление о социальной и личностной цене этнических стереотипов, барьеров и межкультурных конфликтов. В продвижении к этим целям может помочь психологическое изучение отношений к представителям иных культур и установка у граждан полиэтнических обществ на мультикультурализм, обусловливающий необходимость формирования' идеала, высшего уровня развития качеств мультикультурной личности. Формирование базовой культуры и ее поликультурного компонента должI но рассматриваться с точки зрения формирования необходимого минимума общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна социализация личности, определяющего успешное преодоление межкультурных конфликтов при современной глобализации и интеграции общества.
Актуальность исследования также подтверждается практикой психолого-педагогической подготовки студентов. Как показал опрос студентов ряда вузов г. Калининграда, большинство из них имеют негативные этнические стереотипы (73%), недостаточное понимание значимости качеств мультикультурной личности (89%), не умеют использовать методы преодоления межкультурных конфликтов (82%) и не знают способов и приемов управления собственными конфликтными состояниями при преодолении межкультурных конфликтов (87%). Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо не только формировать базовую культуру личности в процессе психолого-педагогической подготовки студентов, но и соответствующие качества мультикультурной личности, способной преодолевать стереотипы, барьеры и трудности межкультурного общения.
В настоящее время проблема исследования межкультурного- конфликта достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе. Культура общества и культура человека исследовались А.И. Ар-нольдовым, С.А. Арутюновым, М.С. Каганом, С.Г. Тер-Минасовой, R.E. Porter, L.A. Samovar, Н.С. Triandis [9; 10; 58; 149; 195; 197]. Анализ проблемы общения в аспекте взаимоотношения личности с окружающими; и с представителями иной культуры, представлен в работах Г.М. Андреевой, Л.П. Буевой, Н.В. Гришиной; A.F. Здравомыслова, В.А. Кан-Калика, II.M. Лебедевой, А.А. Леонтьева, АЛ. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б.Д. Пары-гина, Т.Г. Стефаненко, Б.И. Хасана, Р.Х. Шакурова,И.М.Юсупова [5; 26; 43; 53; 59; 75; 77; 78; 82; 108; 145; 155; 167; 173].
Проблема преодоления;конфликтов исследовалась А.Я. Анцуповым, II.B. Гришиной, Н.В; Самсоновой, Б.И. Хасаном, А.И. Шепиловым [7; 43; 133; 157; 158]: Психологическим трудностям, барьерам общения и путям их преодоления посвящены работы Н.В. Гришиной, В.А. Кан-Калика, Т.А. Кунициной, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, Б.Ф; Ломова, Б:Д. Пары-гина, Е.В. Цукановой [43; 59; 69; 72; 73; 77; 82; 109; 162; 163]: Исследование проблемы преодоления: этнического и межкультурного конфликтов содержится в работах И.Ю. Иероновой, В В. Латынова, Н.М. Лебедевой, М.Е. Орехова, А.П Садохина, Т.Г. Стефаненко [55; 74; 75; 132; 145]:
Выявлены средства психолого-педагогической подготовки студентов: конфликтная ситуация и конфликт (Н.В. Самсонова [133], Б.И. Хасан [157]; Т.Н. Черняева [165] и др.), учебный курс и учебная^ учебно-профессиональная конфликтологическая деятельность (Е.Е. Акимова [3], И.В. Самсонова [134]; Б.И. Хасан [156] и др.).
Тренинг и тренинговые методики активно используются в практике обучения навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного преодоления (В.И. Борисов [23], H.II. Васильев [28], Н.В: Гришина [42], А.С. Пругченков [118], Г. Смит [142]; и др.). Однако возможности учебного- тренинга1, как; педагогического средства формирования качеств мультикулътурной личности специально не исследовались, не выявлялись, условия его применения в процессе психолого-педагогической подготовки студентов.
Проблема подготовки студентов к преодолению межкультурных конфликтов не выступала темой отдельного диссертационного исследования. Не получено новое знание о том, как организовать процесс психолого-педагогической подготовки, чтобы студенты могли прогнозировать трудности межкультурного общения, возникающие между ними как носителями разных культур в процессе обучения и во внеучебной жизнедеятельности, умели преодолевать конфликты возникающие с представителями иной культуры, умели оказывать им помощь и обмениваться информацией.
Учебные дисциплины в вузе имеют педагогические и специфические предметные возможности для развития общей, профессиональной, личностной культуры. Спецкурсы «Конфликтология» и «Введение в этническую и кросс-культурную психологию» потенциально содержат в себе возможности по формированию мультикультурной личности (Н.В. Самсонова [133], М.Е. Орехов [105], JI.H. Слипенко [140]. Специфика изучения дисциплин в аспекте межкультурной коммуникации ориентирует преподавателя на организацию семинаров и групповых учебных тренингов как ситуативной основы межкультурного общения в коммуникативной деятельности студентов. Вышесказанное дает возможность естественным образом развивать у студентов способность к совместной деятельности и осуществлять подготовку к преодолению межкультурных конфликтов как внутреннюю основу процесса обучения.
Таким'образом, актуальность проблемы подготовки студентов к преодолению межкультурных конфликтов обусловлена противоречиями: между необходимостью' подготовки студентов к преодолению межкультурных конфликтов с целью формирования качеств мультикультурной личности и недостаточным теоретическим исследованием данной проблемы в педагогической науке; между необходимостью подготовки студентов к преодолению межкультурных конфликтов и не разработанностью педагогических условий подготовки студентов к преодолению межкультурных конфликтов в ходе учебно-воспитательного процесса; между возможностями учебного тренинга как средства интенсивного воздействия на становление базовой культуры личности и недостаточностью научных представлений об условиях его применения с целью подготовки студентов к преодолению межкультурных конфликтов.
В целом, анализ психолого-педагогической литературы и реальной образовательной практики показал, что теоретическая проблема подготовки студентов к преодолению межкультурных конфликтов с целью формирования качеств мультикультурной личности разработана недостаточно и не изучалась специально в связи с организацией групповой учебной деятельности и использованием учебных тренингов на основе проблемно-конфликтных способов группового обучения.
Выявленные противоречия требуют рассмотрения следующих вопросов: что представляет собой межкультурный конфликт как вид трудностей межкультурного общения в жизнедеятельности студентов? В чем сущность преодоления межкультурных конфликтов? Каковы возможности учебного тренинга в преодолении межкультурных конфликтов? Что представляет собой модель учебного тренинга преодоления межкультурных конфликтов? Каковы организационно-педагогические условия применения учебного тренинга в процессе психолого-педагогической подготовки с целью формирования качеств мультикультурной личности?
Суть решаемой автором проблемы исследования: при каких педагогических условиях подготовка студентов к преодолению межкультурных конфликтов средствами учебного тренинга будет более эффективной? Актуальность и недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Подготовка студентов к преодолению межкультурных конфликтов».
Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования -обосновать и разработать научно-методическое обеспечение учебного тренинга преодоления межкультурных конфликтов и условия его применения в психолого-педагогической подготовке студентов.
Объект исследования — психолого-педагогическая подготовка студентов в вузе.
Предмет исследования - педагогические условия подготовки студентов к преодолению межкультурных конфликтов:
В основу проводимого исследования положена-гипотеза: подготовка студентов к преодолению межкультурных конфликтов будет эффективной при наличии следующих педагогических условий:
• в качестве цели выступает идеал мультикультурной личности как совокупность качеств, позволяющих преодолевать межкультурные конфликты;
• В'качестве средства используется учебный тренинг, как способ интенсивной выработки и усвоения знаний, умений и установок, необходимых для успешного формирования качеств мультикультурной личности, обладающий содержательными (функции психических сфер и динамические этапы преодоления межкультурных конфликтов на основе трудностей межкультурного общения) и организационными (активность участников, игровой характер, обучающая направленность, обратная связь, групповой характер занятий) свойствами;
• организация учебного тренинга основывается на соответствии целей и задач учебного тренинга качествам, необходимым мультикультурной. личности для выполнения задач по преодолению межкультурных конфликтов; соответствии структуры содержательно-процессуального компонента учебного тренинга воспроизводимым типичным трудностям межкультурного общения и динамической модели (этапам) преодоления межкультурных конфликтов в процессе психолого-педагогической подготовки студентов; соответствии содержания учебного тренинга форме учебно-тренировочной группы как вида учебных занятий в вузе.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили его задачи:
1. Охарактеризовать межкультурный конфликт как вид трудностей межкультурного общения в жизнедеятельности студентов.
2. Определить сущность преодоления межкультурных конфликтов.
3. Выявить теоретические основания разработки учебного тренинга как средства подготовки к преодолению межкультурных конфликтов.
4. Разработать модель учебного тренинга преодоления межкультурных конфликтов.
5. Экспериментально проверить разработанную модель учебного тренинга преодоления межкультурных конфликтов и организационно-педагогические условия его применения в процессе психолого-педагогической подготовки студентов в вузе.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили:
• идеи целостного, системного подходов к изучению педагогических систем (Ю.К. Бабанский [13], Б.С. Гершунский [32; 34], О.С. Гребенюк [38], В.В. Сериков [137], Э.Г. Юдин [171] и др.);
• теоретические подходы к пониманию феномена культуры в целом, и культуры личности в частности (А.И. Арнольдов [9], С.А. Арутюнов [10], М.С. Каган [58], В.М. Межуев [91] и др.]), а также базовой культуры личности (Н.М. Лебедева [75], А.П. Садохин [132], Т.Г. Стефаненко [145]);
• методология мультикультурализма, поликультурности, культуры межнационального общения (Н.М. Лебедева [75], А.П. Садохин [132], Т.Г. Стефаненко [145], Р.Х. Шакуров [167], W.B. Gudykunst[187]);
• общетеоретические идеи деятельностного подхода к развитию личности (В.В. Давыдов [45], А.Н. Леонтьев [78], Б.Ф. Ломов [81], С.Л. Рубинштейн [127] и др.);
• концептуальные идеи личностно-ориентированного образования (М.В. Кларин [61], И.А. Колесникова [64], В.В. Сериков [137], Г.И. Якиманская [174] и др.);
• положения современной конфликтологии, определяющие содержание психолого-педагогической1 подготовки в вузе (А.Я. Анцупов [6], Е.М.Бабосов [14], Н.В. Гришина [43], О.Н. Громова [44], Д.П. Зеркин [54], Н.В. Самсонова [133], А.И. Шипилов [7], Б.И. Хасан [156] и др.);
• принципы организации учебного тренинга (В.Ю. Большаков [22], Н.Н. Васильев [28], Г.И. Марасанов [88], Л.А. Петровская [113]; А.С. Прут-ченков [118], Г. Смит [142] и др.).
Для решения поставленной задачи и проверки исходных положений применялись следующие теоретические методы исследования: сравнительный анализ, классификация, обобщение при изучении проблемы и предмета исследования, метод моделирования. Эмпирические методы: педагогические измерения (наблюдение, беседа, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности студентов), социологический (анкетирование), педагогический эксперимент, статистический анализ количественных данных.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2006 - 2007 гг.) анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по проблеме исследования на основе психолого-педагогической, конфликтологической литературы и исследований в области межкультурной коммуникации, формировалась теоретическая концепция исследования. Результатом данного этапа стало определение цели исследования, постановка его задач, выдвижение гипотезы исследования, характеристика понятийного аппарата.
На втором этапе (2007 г.) выяснялась сущность межкультурного конфликта как вида трудностей межкультурного общения, выявлялась сущность учебного тренинга как педагогического средства, выяснялась его возможность в подготовке студентов к преодолению межкультурных конфликтов, разработана модель учебного тренинга преодоления межкультурных конфликтов, а также методика формирующего эксперимента.
На третьем этапе (октябрь 2007 - февраль 2008 гг.) проведен формирующий эксперимент, проанализированы и обобщены экспериментальные данные и результаты исследования в целом, осуществлена литературная обработка диссертационного исследования. На данном этапе осуществлялась апробация полученных данных и внедрение основных положений и выводов в практику психолого-педагогической подготовки студентов.
Экспериментальное исследование проводилось на факультете лингвистики и межкультурной коммуникации Российского государственного университета им. И. Канта. Всего в исследовании приняли участие 203 студента, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «Перевод и переводоведение».
На защиту выносятся положения:
1. Межкультурный конфликт как столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов, является объективной реальностью и возникает в ходе трудностей межкультурного общения, возникающих между студентами, носителями разных культур, в качестве различного рода объективно или субъективно переживаемого затруднения или нарушения, в процессе обучения и во внеучебной жизнедеятельности, обусловленных особенностями развития личности в определенной социокультурной среде и социально-психологической природой межкультурного общения, следствием которых является полное или частичное недостижение целей и неудовлетворение потребностей и мотивов межкультурного общения, что сопровождается неудовлетворенностью субъекта процессом общения и своей ролью в нем.
2. Преодоление межкультурных конфликтов как:
• психологический акт возникает на основе последовательности механизмов преодоления: 1) психологических барьеров на основе существующих стереотипов представителей иных культур, помогающих «распределить» социальное окружение на обозримые и понятные группы и, тем самым, облегчить восприятие незнакомого культурного окружения; 2) внешних и внутренних трудностей, возникающих в процессе межкультурного общения, противостоящих проявлениям жизнедеятельности субъекта, его активности;
• свойство или качество мультикультурной личности студента, отражающее совокупность качеств самоконтроля, самосознания, понимание в общении, стиля общения и локуса контроля, а также совокупность конфликтологических умений преодолевать сложившиеся стереотипы на типичные трудности межкультурного общения и представителей иных культур и вырабатывать конструктивную конфликтную позицию по отношению к представителям иных культур.
3. Учебный тренинг преодоления межкультурных конфликтов, как форма организации учебного процесса, — есть тренинг, используемый в процессе обучения с педагогической целью как способ интенсивной выработки и усвоения знаний, умений, установок, необходимых для успешного формирования качеств мультикультурной личности, выступающий в качестве педагогического средства подготовки студентов к преодолению межкультурных конфликтов, так как обладает содержательными и организационными свойствами.
4. Условиями эффективности применения* учебного тренинга в процессе психолого-педагогической подготовки в вузе являются: 1) целевое и содержательное соответствие учебного тренинга качествам мультикультурной личности; 2) содержательное и процессуальное соответствие учебного тренинга этапам динамической модели преодоления межкультурных конфликтов в процессе психолого-педагогической подготовки студентов;
3) организационное соответствие учебного тренинга форме учебно-тренировочной группы как вида учебных занятий в вузе.
Научная новизна заключается в:
• выявлении сущности межкультурного конфликта как вида трудностей межкультурного общения;
• определении* сущности преодоления межкультурных конфликтов как психологического акта, возникающего на основе последовательности механизмов преодоления негативных этнических стереотипов и барьеров в процессе межкультурного общения;
• выявлении и обосновании сущности учебного тренинга как педагогического средства и его возможностей в подготовке студентов к преодолению межкультурных конфликтов;
• разработке и обосновании модели учебного тренинга преодоления межкультурных конфликтов, включающей диагностический, аналитический, целевой (номенклатура целей развития мультикультурной личности), содержательный (учебный материал, система интерактивных методов обучения, система конфликтологических заданий и упражнений) и процессуальный (динамическая система занятий учебного тренинга) компоненты.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании понятий: «трудность межкультурного общения», «межкультурный конфликт», «барьер» и «стереотип», «качества мультикультурной личности»; в научно-методическом обосновании учебного тренинга преодоления межкультурных конфликтов как педагогического средства формирования качеств мультикультурной личности, как формы организации учебного занятия в виде учебно-тренировочной группы на основе динамической модели преодоления межкультурных конфликтов. Исследование вносит вклад в педагогику высшей школы описанием новой цели психолого-педагогической подготовки, описанием педагогических возможностей учебного тренинга и условий его применения для достижения цели подготовки студентов к преодолению межкультурных конфликтов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты свидетельствуют о применимости учебного тренинга как педагогического средства подготовки студентов к преодолению межкультурных конфликтов (что расширяет диапазон педагогических средств высшей школы); влиянии учебного тренинга на развитие качеств мультикультурной личности, необходимых для преодоления межкультурных конфликтов. Разработанная система занятий учебного тренинга может быть использована в системе психолого-педагогической подготовки в вузе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: опорой на методологические принципы научно-педагогического исследования и современные научные концепции, что позволило реализовать системно-целевой подход в решении проблемы исследования; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, гипотезе, целям и задачам; положительными результатами эмпирической и опытной работы, сочетанием количественной обработки полученных данных и их качественного анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на II Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика современного образования в России» (г. Пенза, 2007 г.); на II Всероссийской научно-методической конференции «Корпоративное управление» (г. Пенза, 2007 г.); на Y Международной научной конференции «Инновации в науке и образовании - 2007» (г. Калининград, 2007 г.); на IX Международной научно-практической конференции «Проблемы, образования в современной России и на постсоветском пространстве» (г. Пенза, 2007 г.); на XI Международной научно-методической конференции «Университетское образование» (г. Пенза, 2007 г.); на XI Межвузовской научно-практической конференции «Пути повышения уровня подготовки специалистов в вузах» (г. Калининград, 2008 г.).
По результатам эксперимента разработана программа учебного тренинга в курсе «Конфликтология» для студентов, обучающихся по специальностям «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «Перевод и переводоведение», и внедрена в учебно-воспитательный процесс факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Российского государственного университета им. И. Канта.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 251 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz