Четверг, 19.09.2024, 05:58
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Повышение эффективности обучения в вузах МЧС России на основе увеличения информационного наполнения лекций. Техтереков, Сергей бесплатно
09:35
Скачать Повышение эффективности обучения в вузах МЧС России на основе увеличения информационного наполнения лекций. Техтереков, Сергей бесплатно
Повышение эффективности обучения в вузах МЧС России на основе увеличения информационного наполнения лекций

Диссертация

Автор: Техтереков, Сергей Александрович

Название: Повышение эффективности обучения в вузах МЧС России на основе увеличения информационного наполнения лекций

Справка: Техтереков, Сергей Александрович. Повышение эффективности обучения в вузах МЧС России на основе увеличения информационного наполнения лекций : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Техтереков Сергей Александрович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т ГПС МЧС России] - Санкт-Петербург, 2010 - Количество страниц: 161 с. Санкт-Петербург, 2010 161 c. :

Объем: 161 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2010


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы повышения эффективности обучения в вузах МЧС России на основе увеличения информационного наполнения лекций
11 Роль и место и виды лекционных занятий в инженерном образовании
12 Анализ состояния разработки проблемы повышения информационного наполнения лекций
13 Организация и методика исследования проблемы повышения информационного наполнения лекций
Глава 2 Экспериментальное исследование методов повышения информационного наполнения лекций на основе использования электронных учебно-методических комплексов
21 Анализ возможных вариантов структуры электронных учебно-методических комплексов и требований к содержанию учебного материала, выносимого на лекцию
22 Разработка программы эксперимента по использованию электронных учебно-методических комплексов в ходе чтения лекций
23 Анализ результатов эксперимента по использованию электронных учебно-методических комплексов в ходе чтения лекций
Глава 3 Особенности использования методик повышения информационного наполнения лекционных занятий
31 Особенности восприятия учебного материала при повышении информационного наполнения лекций
32 Особенности применения аудивизуального оборудования для повышения информационного наполнения лекций

Введение:

Специфика выполнения служебных задач сотрудниками Государственной противопожарной службы в настоящее время требует от учебных заведений МЧС Российской Федерации постоянно предъявляют повышенные требования к качеству подготовки дипломированных специалистов с высшим пожарно-техническим образованием. От современного высшего учебного заведения МЧС требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью и соблюдением Государственных образовательных стандартов, развитие творческих и профессиональных качеств, потребностей в самообразовании, на основе многовариантности содержания и организации образовательного процесса. Именно информатизация в формировании учебного процесса в учебном заведении МЧС на основе современных педагогических технологий будет, на наш взгляд, способствовать решению определённых задач. [33]
С началом в нашей стране процесса модернизации системы образования значительное место в работе преподавателя высшего технического учебного заведения стали занимать активные формы, к которым, в частности, относятся так же и лекции.
Лекция (лат. lectio - чтение) - учебное занятие в вузе, системе повышения квалификации, состоящее в устном изложении предмета преподавания.
Лекция — это акт вербального общения преподавателя и студента (от лат. verbalis - устный, словесный), следовательно, акт или средство коммуникации (от лат. communicatio — акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц) в процессе познания (приобретения знания, постижения закономерностей объективного мира; знание - совокупность сведений; постижение действительности сознанием; наука).
Познание - процесс, основанный на получении, осмыслении, переработке, фиксации на определенном носителе, хранении, воспроизведении информации.
Лекция - процесс, предусматривающий вербальное воспроизведение преподавателем информации и ее аудирование (от лат. audire — слышать), переработка и усвоение слушателями (студентами). Таким образом, лекция - предмет профессиональной деятельности преподавателя и курсантов (студентов), выступающих в роли аудиторов (от лат. Auditor). [23]
Вузовская лекция является ведущим компонентом системы пожарно-технического образования. Лекции не только знакомят курсантов и студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места и назначения в науке. Таким образом, к вузовской лекции на современном этапе образования предъявляются разнообразные требования. Вузовская лекция - ключевой компонент дидактического цикла обучения. Ее цель - организация ориентировочной базы для последующего изучения курсантами и студентами учебного материала.
Лекция, вероятно, является старейшим методом преподавания и всё ещё широко используемым в вузах МЧС России. С веками накопился огромный опыт по методике чтения лекций. Возможно, что самые хорошие лекторы используют свой накопленный опыт вместе с талантом, чтобы найти максимально эффективный подход. Хороший лектор сочетает в себе таланты учёного, писателя, режиссера, юмориста, актёра и учителя, которые содействуют обучению студента. Тем не менее, также является правдой и то, что немногие профессора колледжа сочетают эти таланты оптимальным образом, и что даже лучшие лекторы не всегда оказываются на высоте.
Многие отечественные знаменитые ученые были замечательными лекторами. Тимирязев говорил по этому поводу, что «лектор должен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством». По Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей. Именно такими достоинствами славились лекции Д. И. Менделеева. По воспоминаниям слушателей, речь заурядного ученого - это садик с чахлыми былинками, к которым подвешены этикетки. На лекциях Менделеева на глазах у слушателей «из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушателей золотыми плодами». [73]
Почему лекции выжили со времён изобретения печати? Почему они продолжают существовать при вторжении радио, телевидения, компьютеров и других средств получения информации? Неужели лекция -эффективный метод преподавания? Если так, то, при каких условиях она является наиболее эффективной?
Зачем отказываться от уже проверенной несколькими столетиями традиционной лекции, которая имеет достаточно большое количество преимуществ перед другими методами обучения? На первый взгляд, эти преимущества и позволяют доминировать данному методу в высшем образовании. Остановимся на наиболее существенных из них.
Так, лекция позволяет за достаточно короткий промежуток времени передать большой аудитории курсантов и студентов новую информацию, в том числе и ту, к которой, по ряду причин, ограничен доступ курсантов и студентов.
Лекция дает возможность преподавателям выстраивать логику содержания темы, объяснять сложные термины, раскрывать механизмы решения проблем, анализировать и показывать связь межу различными категориями, концепциями.
Лекция значительно облегчает подготовку курсантов и студентов к практическим и семинарским занятиям, так как в конспекте содержится уже хорошо проработанный преподавателем, с использованием различных источников, тематический материал.
Лекция позволяет курсанту или студенту выстроить систему знаний, структурировать их по изучаемому предмету.
Если учесть еще и тот момент, что мастерски прочитанная лекция «подобно волнующему монологу привлекает наши эмоции и играет с ними, благодаря частым изменениям в настроении и силе чувств. Она смешивает юмор и эрудицию и дает нам ощущение личного отношения лектора» к каждому курсанту или студенту, то в результате получится идеальная традиционная лекция. [93]
Именно такая лекция сохраняется в памяти курсантов и студентов достаточно долгое время. Попробуйте проанализировать собственный опыт участия в многочисленных лекциях во время обучения в вузе. Что зафиксировалось и осталось в вашей памяти? Собственная попытка ответить на этот вопрос сформулировалась следующим образом: «Я помню, спустя 7 лет, как долго и красиво говорил преподаватель, но я совершенно не помню, о чем он говорил». Говоря другими словами, мастерски прочитанная традиционная лекция сохраняется в памяти курсанта или студента как эмоционально насыщенное событие, содержание которого практически полностью забывается.
Лекция — одна из определяющих организационных форм обучения психологии в современном высшем и среднем учебном заведении. Какие бы инновационные формы не использовались в современной высшей школе, живое слово педагога невозможно заменить пусть даже совершенным в технологическом плане способом обучения.
Лекция - это организационная форма обучения, регламентированная по времени и составу курсантов и студентов, направленная на передачу им информации по определенному алгоритму, как правило, в монологе педагога. [111]
В последние годы система пожарно-технического образования живёт в эпоху перемен, новых педагогических технологий, внедрения информационных технологий как в процесс управления, так и в процесс обучения. Курсантам и студентам, обучающимся в вузах МЧС России обучения не в диковинку использование возможностей Интернета при подготовке рефератов, использование компьютера в процессе изучения различных предметов, умение пользоваться справочной литературой. Среди всех этих новых технологий свою нишу занимает такая форма обучения, как лекция. Лекция в 21-м веке уж не та, что была лет 10-15 назад. К использованию возможностей диа- и графопроекторов добавились на вооружение лектора возможности аудио и видеотехники, возможности информационных, компьютерных технологий использования, что существенно расширяет возможности изложения материала на лекции, её объём, наглядность и доказательность, позволяет повысить интерес курсантов и студентов к теме лекции. Но сколько бы не использовалось новых технологий, главной составляющей успеха всё же остаётся личность преподавателя, его профессионализм и увлечённость своим предметом, его умение владеть ораторским искусством, аудиторией во время лекции, его умением построить лекцию так, что бы она нашла отклик на всех уровнях восприятия, а сам процесс подготовки и чтения лекции можно классифицировать на определённые составляющие. [28]
Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления. Хорошая лекция - это произведение ораторского искусства сочетающего научную мысль и эстетику, красоту слова. Лекция содержит последние данные науки и в ней наука выступает в виде живого человеческого слова, а поэтому и воспринимается слушателями на эмоциональном уровне. Известный русский педагог Н.И.Пирогов называл лекцию мощным источником популяризации новых идей и передачи научных истин, ещё не вышедших в печатных сочинениях.
Л.С. Выготский писал: "Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития". [144]
Специфика функционирования военизированного учебного заведения МЧС России допускает возможность пропусков плановых учебных занятий, в том числе и лекций по уважительным причинам, связанным со службой, практикой в подразделениях ГПС и участием в ликвидации последствий техногенных катастроф. При этом существует опасность прерывания логической связи между содержанием читаемых лекций, которую можно избежать, если лекционный раздаточный материал позволяет оперативно восстановить эти связи.
Современная концепция модернизации пожарно-технического образования предполагает увеличение числа изучаемых дисциплин, что естественно приводит к сокращению продолжительности лекционных курсов по дисциплинам естественно-научного и специального циклов и увеличению числа дидактических единиц, выносимых на самостоятельное изучение, что неизбежно требует повышения информационного наполнения содержания читаемых лекций, но для этого надо: найти оптимальное соотношение между традиционными методами подачи учебной информации и использования современных технических средств обучения; сформулировать принципы отбора учебного материала, выносимого на лекционные занятия; определить структуру лекционного раздаточного материала, найти необходимый компромисс между объемами зафиксированной информации в раздаточном материале и выдаваемой непосредственно в ходе лекционного занятия с сохранением необходимой мотивации.
Значительная педагогическая значимость поставленной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность в психолого-педагогической литературе, потребность вузов МЧС России в практических рекомендациях по использованию эффективных педагогических технологий при чтении лекций обусловили выбор темы исследования, определили цель, объект и предмет исследования.
Цель исследования - разработка научно обоснованных и эффективных педагогических технологий, повышающих эффективность лекционных занятий в вузах МЧС России.
Объектом исследования явился процесс подготовки специалистов в учебных заведениях МЧС России.
Предмет исследования — выявление условий и путей повышения эффективности лекционных занятий в вузах МЧС России основе современных информационных технологий.
В процессе исследования была выдвинута рабочая гипотеза: эффективность обучения в вузах МЧС России повысится, если: дидактические единицы изучаемой темы будут объединены в группу из двух кластеров, первый из которых предполагает самостоятельную работу, а второй изучается на лекции; на каждую группу кластеров будет разработан соответствующий раздаточный материал, позволяющий обеспечить необходимую логическую связь между содержанием кластеров; на каждой лекции использовать технические средства обучения, повышающие информационное наполнение проводимого занятия.
Цель исследования и сформулированная рабочая гипотеза обусловили следующие задачи:
1. Оценить возможности использования существующего отечественного и зарубежного опыта использования современных педагогических технологий при чтении лекций в вузах МЧС России по дисциплинам общеинженерного цикла.
2. Определить и обосновать психолого-дидактические требования к комплекту учебно-методических материалов, повышающих информационное наполнение лекций по дисциплинам общеинженерного цикла.
3. Разработать комплекты методической документации, необходимого для внедрения в учебный процесс педагогических технологий, используемых при чтении лекций по дисциплине «Основы теплотехники» и повышающих их информационное наполнение.
4. Экспериментально подтвердить эффективность использования разработанных педагогических технологий повышения информационного наполнения содержания лекций в учебном процессе вузов МЧС России.
Методологической основой исследования явились: философские, психологические и педагогические концепции познавательной деятельности обучаемых при самостоятельной работе над учебным материалом (В.П. Беспалько, А.Э. Болотин, В.П. Давыдов, Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин и др.); дидактические и психологические закономерности в учебном процессе (Ю.Г. Баскин, Н.Г. Винокурова, П.Я. Гальперин, A.A. Грешных,
О.Ю. Ефремов, Ю.Н. Кулюткин, C.B. Литвиненко, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, Л.С. Узун, В. А. Щегол ев и др.); применение законов кибернетики как наиболее общей теории управления учебным процессом (B.C. Артамонов, Р. Аткинсон, А.И. Берг, Н. Винер, В.Д. Никандров, У.К. Ричмонд, И. Столуров и др.). системный подход в изучении педагогических явлений.
В процессе исследования использовались следующие методы:
1. Определение теоретической основы и разработанности проблемы исследования посредством анализа психолого-педагогической, методической и технической литературы.
2. Контент-анализ учебно-методической литературы и планирующей документации дисциплин специального цикла.
3. Педагогические наблюдения за самостоятельной работой курсантов и студентов с раздаточным материалом.
4. Педагогический анализ содержания ответов по результатам выполнения контрольных заданий курсантов и студентов, статистическая и качественная обработка результатов.
5. Свободное интервью и анкетный опрос курсантов и студентов, преподавателей и экспертов, анализ результатов опроса и бесед.
6. Анализ экспертных оценок методических материалов, разработанных при подготовке эксперимента.
7. Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.
Логика исследования:
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа в период с 2007 по 2010 годы.
На первом этапе (2007-2008 гг.) проводилось изучение педагогической, психологической, методической и технической литературы по исследуемой проблеме, производилось теоретическое обоснование темы и определение задачи проводимого исследования, сформулирована рабочая гипотеза исследования.
На втором этапе (2008-2009 гг.) в теоретическом плане было проведено уточнение гипотезы исследования, структуирование связей между компонентами предлагаемого методического обеспечения. Практический аспект исследования состоял в разработке программы и проведении констатирующего и формирующего экспериментов, была проведена реализация бета-версии методического обеспечения.
На третьем этапе (2009-2010 гг.) в теоретическом плане произведено уточнение и доработка предлагаемых условий эффективного использования педагогических технологий повышения информационной насыщенности чтения лекций. В практическом плане — проведение контрольного измерения эффективности использования педагогических технологий повышения информационного наполнения содержания лекций, а так же программная реализация уточненных версий разработанного электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК).
На заключительном этапе был проведен теоретический анализ результатов исследования и оформление диссертационной работы.
На защиту выносится: авторская совокупность приоритетов отбора учебного материала, выносимого на лекционные занятия, которая позволяет найти необходимый компромисс между объемами зафиксированной информации в раздаточном материале и выдаваемой непосредственно в ходе лекционного занятия с сохранением необходимой мотивации и обеспечением устойчивой логической связи между содержанием двух кластеров дидактических единиц, при этом первый кластер предполагает самостоятельную работу во внеаудиторный период, а содержание второго кластера изучается непосредственно в ходе лекции; способ повышения информационной насыщенности лекционных занятий, представляющий собой использование в ходе чтения лекций электронного учебно-методического комплекса, размещенного на терминалах лекционной аудитории и содержащий как учебную информацию для самостоятельной работы, так и необходимый иллюстративный материал лекционного занятия, дополняемый в ходе самостоятельной работы обучаемых во внеаудиторный период с возможностью обращения к ранее пройденному учебному материалу на любой стадии лекции;
• оригинальная структура внутренних связей электронного комплекса, предназначенного для поддержки процесса самостоятельного изучения нового материала и увеличения информационного наполнения содержания лекционных занятий.
Научная новизна исследования состоит в том, что определена структура методического обеспечения лекционного занятия применительно к задаче повышения его информационного наполнения и обеспечении индивидуального темпа усвоения нового учебного материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулирована совокупность приоритетов формирования содержания учебного материала, выносимого на лекционные занятия, которая позволяет найти необходимый компромисс между объемами зафиксированной информации в раздаточном материале и выдаваемой непосредственно в ходе лекционного занятия с сохранением необходимой мотивации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1. На основании сформулированных в ходе диссертационного исследования психолого-дидактических требований разработан комплект учебно-методических материалов для организации чтения лекций по дисциплине "Основы теплотехники".
2. Методические и программные разработки, полученные при создании электронного учебно-методического комплекса «Основы теплотехники» были использованы при создании ЭУМК для других учебных предметов вуза: «Электроника и пожарная автоматика», «Электротехника и электроника», «Теплотехника».
Достоверность научных положений, полученных результатов и обоснованность рекомендаций обеспечивалась: выбором проверенных на практике и теоретически обоснованных показателей эффективности разработанных методических материалов как инструментария для реализации технологий повышения информационного наполнения содержания лекций; длительностью (более 2-х лет) эксперимента, участием независимых экспертов в измерении остаточных знаний экспериментальной группы; применением методов математической статистики и возможностей современного информационного инструментария при сборе и обработке данных, полученных в ходе эксперимента; согласованностью прогнозов, сформулированных в ходе исследования и достижений педагогического опыта высших учебных заведений, а так же личным опытом преподавания.
Отличие результатов диссертационной работы от результатов, полученных другими авторами, заключается в том, что: сформулирована авторская совокупность приоритетов отбора учебного материала, выносимого на лекционные занятия, которая позволяет найти необходимый компромисс между объемами зафиксированной информации в раздаточном материале и выдаваемой непосредственно в ходе лекционного занятия с сохранением необходимой мотивации; найден способ повышения информационного наполнения лекционных занятий, представляющий собой использование в ходе чтения лекций электронного учебно-методического комплекса, размещенного на терминалах лекционной аудитории и содержащий как учебную информацию для самостоятельной работы, так и необходимый иллюстративный материал лекционного занятия, дополняемый в ходе самостоятельной работы обучаемых во внеаудиторный период с возможностью обращения к ранее пройденному учебному материалу на любой стадии лекции.
Апробация работы. Результаты работы докладывались на II международной научно-практической конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы», (СПб. СПбУ ГПС МЧС России, 2009 г.).
Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в ходе формирующего эксперимента в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России. Разработанные автором методические материалы были рекомендован к использованию в учебном процессе кафедры физики и теплотехники с курсантами и студентами очной формы обучения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 216 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz