Четверг, 19.09.2024, 05:53
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии. Васюков, Олег Валерьевич бесплатно
03:42
Скачать Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии. Васюков, Олег Валерьевич бесплатно

Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии

Диссертация

Автор: Васюков, Олег Валерьевич

Название: Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии

Справка: Васюков, Олег Валерьевич. Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии : диссертация кандидата философских наук : 09.00.01 / Васюков Олег Валерьевич; [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т] - Киров, 2009 - Количество страниц: 189 с. Киров, 2009 189 c. :

Объем: 189 стр.

Информация: Киров, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Классическая гносеология о сущности практического познания
11 Древнекитайское мировоззрение о гармоничном союзе практического опыта и теоретической мысли
12 Практическое искусство и теоретический разум: античные концепции противопоставления и единства
13 Марксизм об определяющей роли общественной практики в познании
14 Практическое познание в американском прагматизме
Глава 2 Практическое познание в контексте неклассической эпистемологии
21 Место познания животных и практического познания в эволюционной эпистемологии
22 Современное понимание практического опыта и его форм
23 Специфика практического мышления, его взаимосвязи с мировоззрением и наукой

Введение:

Актуальность темы исследования. Современный этап развития мировой цивилизации отличается повышенной рефлексией в отношении способов познания. Прошли те времена, когда предметом исключительного внимания была наука. Конечно, для техногенного общества она остается главной магистралью исследовательского поиска. Научное познание обладает специфическими особенностями, делающими данный тип незаменимым и перспективным. И все же не только одной наукой жив современный человек. Кроме нее существуют те типы познания, которые, собственно, и породили саму науку, - практика и мировоззрение.
Значимость практического познания очевидна, благодаря ему homo sapiens оторвался от животного мира и стал выстраивать культуру как в себе, так и вне себя. В различных социальных формах практика прошла через всю историю человечества. Она началась с изготовления простых ручных орудий в рамках собирающей экономики. Затем произошла неолитическая революция, существенно усложнившая содержание трудовой деятельности и положившая начало феномену разделения и специализации труда. На этих основаниях возникла рабовладельческая культура, перешедшая позднее в средневековое общество. Капитализм отличился тем, что обусловил появление машинной техники, для изготовления которой с конца XIX века подключилась наука. Когда речь идет о современной техногенной цивилизации, ее характеризует союз науки и практического познания.
Практика - это не только производство благ и прогресс техники, но и развитие человека, преобразование общества. Данная область деятельности чрезвычайно разнообразна и соответственно представлена многообразием практических форм. Большинство традиционных и современных профессий является практическими: врач, воин, учитель и т. п. Их деятельность основана на практическом познании, и от его качества зависят все ведущие аспекты нашей жизни.
Степень разработанности проблемы. Данная тема проходит через всю историю философии и науки. Диссертационное исследование учитывает основные этапы рефлексии практического познания. Начало положили древние философы, среди которых выделяются китайские мудрецы: JIao-цзы и Конфуций. На фоне их высказываний интересно отношение к практике со стороны древнегреческих мыслителей - Платона и Аристотеля. Тема единства практики и познания активно обсуждалась представителями классической немецкой философии. И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель рассмотрели важнейшие аспекты морально-практических поступков, соотношения воли и разума, «хитрости разума» в трудовой деятельности. Взаимосвязь практики и познания, революционного преобразования и философии стала основополагающей концепцией философии марксизма — ленинизма. Все это стало предметом диссертационного анализа. Важный вклад в данную тему внесли классики американского прагматизма Ч. Пирс, У. Джеймс и Дж. Дьюи. В диссертационном исследовании их творчеству уделено значительное внимание, и проведен сопоставительный анализ с марксизмом. Кроме того, учтено своеобразие вклада представителя американского неопрагматизма Р. Рорти, попытавшегося привить идеи постмодернизма к прагматическому учению.
Практическое познание изучается и осмысливается рядом современных отечественных и зарубежных школ и отдельных философов. Общие аспекты человеческой деятельности обстоятельно представлены в работах И. С. Алексеева, В. С. Батищева, Д. Бэкхерста, J1. П. Буевой, М. С. Кагана, Т. Котарбинского, Т. М. Дридзе, В. А. Лекторского, А. Н. Леонтьева, К. Г. Рожко, Дж. Серла, В. И. Слободчикова, Л. Николова и др.
Проблематика трудовой практики и практического интеллекта успешно обсуждается в работах А. Валлона, Т. С. Васильевой, И. Г. Гавриленко,
Е. И. Гарбера, В. Е. Кемерова, Т. Котарбинского, Ю. К. Корнилова, Д. Лукача, JI. Нуаре, Р. Стернберга, Th. Y. Palloy, Г. П. Щедровицкого и др.
Важным аспектом практического познания является практический или эмпирический опыт. Его аналитическое описание, рассмотрение особенных форм, связанных с обыденной жизнью, производством и наукой, представлено в исследованиях Г. С. Арефьевой, Н. С. Автономовой, JI. М. Андрюхиной, Р. Арнхейма, Г. Башляра, Р. Дж. Бернстайна, В. Н. Борзова, Г. Бейтсона, Э. Гуссерля, Дж. Гибсона, В. П. Зинченко, Ж. Делеза, М. Куртца, И. И. Лапшина, Э. Лаклау, В. С. Лекторского, У. Матураны, К. Нельсена, Е. Нейтдела, Дж. Серла, М. Полани, Г. Райла, К. Хюбнера, С. П. Щавелева, М. Фейербенкса, В. Ф. Юлова и др.
Необходимым компонентом практического познания выступает практическое мышление, реализуемое в техническом изобретательстве, производственном управлении и других сферах деятельности. Его отличительные признаки обсуждаются в работах Ф. Р. Анкерсмита, Г. С. Алышуллера, В. Г. Афанасьева, Э. де Боно, Н. Белнака, М. Вертгеймера, Д. Дернера, Дж. Гилфорда, R. Glaser, Y. P. van de Green, Г. Б. Клейнера, Л. А. Микешиной, В. А. Моляко, Y. A. Nonaka, Н. Ф. Овчинникова, Дж. Остина, Ж. Пиаже, Р. Стернберга, М. Холодной, В. Ф. Юлова и др.
Весьма интересный аспект темы являет связь практического познания с наукой. С той или иной степенью полноты он рассмотрен и проанализирован в публикациях Г. С. Алыдтуллера, Э. Агацци, А. В. Ахутина, М. Бунге, Г. Бейтсона, Дж. Брунера, Р. Будона, М. Блауга, П. П. Гайденко, С. С. Гусева, Н. Гудмена, В. Г. Горохова, Д. И. Дубровского, Д. Дернера, А. А. Ивина, В. П. Иванова, П. Л. Капицы, И. Т. Касавина, Т. В. Корнилова, В. Н. Липского, Ст. Лема, Н. Н. Моисеева, С. Н. Смирнова, М. А. Розова, X. Патнема, Б. И. Пружинина, Г. Парсонса, М. К. Петрова, Р. Рорти, Р. Солсо, В. С. Степина, А. Страусса, В. Д. Симоненко, Б. А. Старостина, М. Фуко, М. Хайдеггера, Ю. Хабермаса, И. Л. Честнова, В. Ф. Юлова и др.
И все же, несмотря на наличие значительного пласта научно-философской литературы, тематика практического познания далека от всестороннего и обстоятельного освещения. Явно страдают неполнотой некоторые аспектные вопросы. Так, проблематике практического опыта не хватает единой схемы работы интеллекта, которая могла бы интегрировать и объяснить типичные формы и проявления: ощущение, восприятие, представление. Отсутствует общая концепция форм индивидуального опыта, не совсем ясно понимание эмпирической интуиции и ее связи с накопленным когнитивным опытом. В отношении практического познания существует очень мало фундаментальных работ. Можно указать книгу: Щавелев С. П. Практическое познание: философско-методологические очерки. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1994. Но уже слово «очерки» весьма точно указывает на характер этой работы. К разряду монографий ее отнести нельзя, она публицистична и по стилю близка к философской популяризации. Все это вместе взятое делает настоящее исследование необходимым.
Объектом исследования является практическое познание в многообразии его форм существования и действия.
Предметом исследования выступает практическое познание как особый тип изучения, отличающийся от мировоззренческих духовных оценок и научного поиска.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить основные подходы в понимании практического познания и выработать современную и оптимальную идейную основу гносеологической праксеологии.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить основные трактовки практического познания, типичные для классической гносеологии;
2) дать анализ концепций практического познания, характерных для неклассической эпистемологии;
3) представить практическое познание как единство эмпирического опыта и практического мышления;
4) установить основные формы взаимосвязи практического познания с мировоззрением и наукой.
Методологические и теоретические основания работы. Стратегию исследования составили идеи В. А. Лекторского, В. С. Степина и JI. А. Микешиной о различии классической и неклассической эпистемологии. Они помогли ориентироваться в сложном и запутанном материале истории философии и истории гносеологии. В качестве теоретической базы была взята концепция В. Ф. Юлова о четырех типах познания (познание животных, практика, мировоззрение, наука). В трактовке сути практического познания мы руководствовались его же концепцией технологического действия интеллекта.
Для достижения цели и решения задач диссертант использовал следующие методы философско-научного исследования: сравнительно-аналитический метод (для понимания материала истории гносеологии); метод историко-философской реконструкции (выявление позиции того или иного мыслителя, школы); метод построения эпистемологических схем (трактовка опыта, интуиции, практического мышления).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Из синкретического материала истории философии выделены классические учения, выразившие типичные и вместе с тем специфические особенности практического познания.
2. Проведены оценка и анализ ведущих концепций, представляющих современную неклассическую праксеологию.
3. Раскрыта базисная структура практического познания в виде эмпирического опыта и практического способа мышления, аналитически представлены основные элементы опыта и мышления, прослежены схемы их взаимодействия.
4. Выявлены основные формы влияния мировоззрения и науки на практическое познание, эти детерминации показаны на модельных примерах.
Положения, выносимые на защиту:
1. В этнически и исторически разных философских учениях понимание практического познания различно. Если древнекитайские мыслители дали ему безусловно положительную оценку, то одни античные философы (Платон и др.) считали, что познание не совместимо с практикой, другие (Аристотель) признали определенную познавательную значимость практического опыта. Если марксисты сделали упор на общесоциальной познавательной роли практики, то прагматизм исследовал место практического познания в жизни индивида.
2. В неклассической эпистемологии практическое познание стало предметом рефлексии со стороны чилийской школы биологической теории познания. У. Матурана и Фр. Варела разработали оригинальную концепцию эмпирического опыта: а) познание встроено во все структуры тела; б) оно включено в конкретную физическую, биотическую и социокультурную среду; в) опыт познания осуществляется в действии и через действие; г) опыт реализуется спонтанно и непроизвольно в ходе самоорганизации жизни.
3. Неклассической является и кибернетическая теория познания Г. Бейтсона, основанная на синтезе научных и философских идей. Ключевую роль здесь играют понятия паттерна как упорядоченной и избыточной структуры и информации как структуры различий. Эти образования реальности и выступают главным предметом познания. В состав совокупного разума входят сознание, тело, орудия, некоторые природные и социальные объекты с учетом их паттернов и информационных контуров. Гибкость познавательному опыту придает оптимальное соотношение целесообразного сознания и системы бессознательных контуров (неявного знания, привычек тела, экосреды).
4. Практический опыт есть исходная и базисная форма практического познания. Его сущностными признаками являются: а) знания «из первых рук»; б) когнитивные итоги того, что прожито и пережито; в) единство сенсорных знаков и рациональных значений; г) союз знания-что и знания-как; д) интеграция способностей тела, психики и интеллекта; е) основные массивы опыта формируются и действуют непреднамеренно (без предварительной цели); ж) лишь часть личного опыта через словесный язык становится социальным достоянием.
5. При всех своих достоинствах опыт негибок, некритичен и малоэффективен в новых ситуациях. Эти недостатки компенсирует практическое мышление, строящееся на определенной осознанности, расчете и элементах логики. Его первым актом выступает постановка практической задачи, где оценивается проблемная ситуация и выделяется затруднение в виде факторов, препятствующих достижению целевого блага. Следующий акт состоит в принятии решения. Практик тут ищет метод в виде ряда идей-представлений, находит соответствующие правила (рецепты, эвристики) и все это объединяет в план-программу. Посредством ее задача решается, и на правильность указывает появление нужного блага.
6. Основная ценностная установка практического познания - обеспечение жизненных благ. Однако в своих средствах достижения оно сочетается с другими типами познания. Если брать гуманитарные практики- школьное обучение, правовое поведение, медицинское дело и т. п., то здесь превалирует влияние мировоззрения. Его духовные ценности определяют стратегию выдвижения/запрета конкретных практик, дают экспертизу их технологий (уместность/опасность биотехнологии в сельском хозяйстве, биоэтика в медицине и т. п.). Современные технические практики являются формами конкретизации знаний фундаментальных наук по цепочке: прикладные исследования- инженерные разработки- техническое конструирование-реализация проекта.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Идеи данной диссертационной работы имеют дальнюю перспективу. Без ясного понимания человеческой практики и практического познания нельзя по достоинству оценить познание животных и неутилитарные типы поиска человека (мировоззрение, наука). Намечается тенденция создания такой эпистемологии, которая способна охватить все существующие способы познания. В этом проекте у гносеологической праксеологии забронировано свое очень важное место. Почти во всех учебных пособиях в разделе «Теория познания» тема, посвященная практическому познанию, отсутствует. Пора эту несправедливость ликвидировать и сравнивать науку с утилитарным поиском. Автор надеется, что в ближайшем будущем можно будет очертить контуры такого направления, как «гносеологическая праксеология».
Апробация исследования. Основные положения диссертационного поиска отражены в авторских публикациях, они докладывались и обсуждались на X межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук» (Киров, февраль 2009 г.), на I Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики эпохи постмодерна» (Киров, март 2009 г.), а также обсуждались на заседаниях методологического семинара аспирантов и соискателей кафедры философии и социологии ВятГГУ.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка, содержащего 216 наименований. Объем диссертации 189 страниц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 267 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz