Четверг, 19.09.2024, 05:51
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Правовое регулирование безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. Зорина, бесплатно
07:15
Скачать Правовое регулирование безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. Зорина, бесплатно
Правовое регулирование безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации

Диссертация

Автор: Зорина, Елена Андреевна

Название: Правовое регулирование безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации

Справка: Зорина, Елена Андреевна. Правовое регулирование безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук : 05.26.02 / Зорина Елена Андреевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т ГПС МЧС России] - Санкт-Петербург, 2009 - Количество страниц: 203 с. Санкт-Петербург, 2009 203 c. :

Объем: 203 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА
11 Понятие безопасности туризма
12 Современное состояние международного и российского законодательства в области безопасности туризма
13 Система органов обеспечения безопасности туризма
14 Роль Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в обеспечении безопасности туризма
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА ПРИ УГРОЗАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
21 Способы правовой регламентации обеспечения безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций
22 Соотношение публично-правового и частноправовых начал в правовом обеспечении безопасности туризма
23 Институт ответственности субъектов туристской деятельности и туристов как средство обеспечения безопасности в чрезвычайных 149 ситуациях

Введение:

Актуальность темы исследования. Туризм — это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира. Кроме того, во всех случаях спрос на услуги туризма в значительной степени зависит от уровня обеспечения безопасности со стороны соответствующих организаций и органов, включая мероприятия по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Наше государство наравне со всем международным сообществом, вступив в XXI век, столкнулось с новыми угрозами и опасностями. По мере усложнения технологического производственного потенциала современной цивилизации, роста численности населения Земли и его урбанизации объективно формируется более уязвимая социальная среда. Деструктивное влияние на нее чрезвычайных ситуаций и их последствий постоянно активизируется.
В связи с динамичным развитием туризма все более актуальным становится вопрос совершенствования организационно-правового обеспечения его безопасности при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций.
Государственная политика в сфере туризма и обеспечения его безопасности охватывает различные направления развития и функционирования. Вместе с тем, анализ нормативно-правовых актов в сфере туризма и практики их применения выявил существующие пробелы в законодательстве, неурегулированность отдельных аспектов туристской деятельности, отсутствие эффективных организационно-правовых механизмов обеспечения ее безопасности при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций. Недостаточная теоретическая разработанность указанных вопросов предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования безопасности туризма.
Оптимизм в отношении динамичного развития туризма необходимо сочетать с более широкой осведомленностью и пониманием того, что неожиданные происшествия, включая стихийные бедствия, опасные для здоровья чрезвычайные ситуации, вспышки заболеваний и терроризм, постоянно угрожают туризму в целом и условиям для личной безопасности туристов, в частности.
Цунами, разрушившее в 2004 году побережье Таиланда и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, события, связанные со спасением российских граждан, сплавлявшихся по горной реке Юрункаш в Китае в 2007 году, эвакуация туристов, пострадавших в результате обвала в пещере «Российская» в Пермском крае в 2009 году, и другие события, относящиеся к чрезвычайным ситуациям с участием туристов, во многом показали необходимость нового осмысления и анализа состояния правового регулирования в области безопасности туризма.
Правовое регулирование безопасности в секторе туризма составляет часть более всеобъемлющей национальной стратегии по урегулированию кризисных ситуаций и устранению рисков в случае стихийных и техногенных бедствий. Однако эта область обладает своими собственными уникальными чертами, требующими особого внимания и подходов, поскольку туризм вносит значительный вклад в национальное развитие.
Таким образом, вопросы безопасности в сфере туризма следует отнести к основным факторам, определяющим его будущее развитие. В условиях повышения значения туризма для экономики страны огромное значение имеет грамотное государственное регулирование в данной сфере, сосредоточенное на ключевых аспектах, а также направленное на развитие и реализацию правовых норм, повышающих качество и уровень обеспечения безопасности туризма, в том числе и при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций.
Отмеченные обстоятельства, необходимость совершенствования правового регулирования безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, а также отсутствие эффективных механизмов обеспечения безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, предопределили выбор темы диссертации и её актуальность.
Степень разработанности темы. Вопросы туристской безопасности, организации спасения туристов, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, и в целом правового регулирования безопасности туризма относятся к категории тех, которые недостаточно разработаны отечественными учеными. Имеющиеся исследования освещают вопросы туризма, туристской деятельности изолировано, без выстраивания единой системы элементов, включенных в общий механизм обеспечения безопасности туризма.
Проблемы правового регулирования организации и деятельности органов государственной власти и управления, вопросы безопасности личности, общества и государства, в том числе в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций рассматривались в работах: B.C. Артамонова, Г.К.Артамоновой, И.Л. Бачило, Ю.Л. Воробьева, Ю.Г. Жарикова, А.В. Коровникова, В.А. Кузенкова, Б.Т. Мастрюкова, E.JI. Писаревского, Б.Н. Порфирьева, В.И. Рохлина, В.П. Сальникова, С.В. Степашина, М.М. Султыгова, Н.И. Уткина, М.И. Фалеева, С.К. Шойгу и др.
Специальные исследования в области туризма, туристской деятельности осуществлялись такими учеными, как А.В. Бабкин, Ю.А. Барзыкин, М.Б. Биржаков, В.П. Вахмистров, С.И. Вахмистрова, Н.И. Волошин, И.В. Зорин, В.А. Квартальное, А.Д. Некипелов, Н.В. Сирик, А.В. Соловьев, И.А. Чеботарева и др.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие различные аспекты обеспечения безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, а таюке особенности правоприменительной практики в данной сфере общественных отношений.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в комплексном и всестороннем исследовании теоретических и практических проблем правового регулирования безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций; а также разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства на основе проведенного анализа.
Исходя из намеченной цели, сформулированы следующие задачи:
• определить содержание понятий «безопасность туризма», «безопасность туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций» и «правовое регулирование безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций»;
• рассмотреть и проанализировать международные нормативно-правовые акты в области безопасности туризма, исследовать современное состояние законодательства Российской Федерации в рассматриваемой области;
• исследовать систему органов обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации; а также определить роль Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в обеспечении безопасности туризма;
• охарактеризовать способы правовой регламентации обеспечения безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций на основе анализа публично-правовых и частноправовых начал в правовом обеспечении безопасности туризма;
• осуществить правовой анализ института ответственности субъектов туристской деятельности и туристов;
•изучить правоприменительную деятельность по вопросам реализации норм права в области обеспечения безопасности туризма; сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере общественных отношений.
Теоретической базой диссертационного исследования послужили труды ученых, разработавших фундаментальные категории общей теории государства и права: С.С. Алексеева, A.M. Васильева, A.M. Витченко, О.С. Иоффе, С.Н. Кожевникова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Л.И. Петражицкого, В.Н. Хропанюка, М.Д. Шаргородского и др.
Были изучены исследования в области конституционного, административного, гражданского права: С.А. Авакьяна, Л.П. Ануфриевой, М.В. Баглая, С.Н. Братусь, А.А. Грешных, Т.В. Жуковой, В.Д. Зорькина, JI.E. Калининой, О.А. Кузнецовой, А .Я. Курбатова, В.В. Лазарева, Д.А. Липинского, Л.С. Муталиевой, Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, П.А. Чебоксарова, А.Ф. Черданцева и др.
Методологическую основу исследования составили современные методы познания, выявленные и разработанные философской наукой и апробированные юридической практикой; принципы познания социальных явлений, позволяющие отразить взаимосвязь истории, теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процесса развития и качественных изменений рассматриваемых явлений; диалектический подход к рассмотрению поставленной проблемы с использованием общих и частных методов научного познания: сравнительно-правового, формально-юридического, исторического, системно-структурного, логического и др.
Источниковедческую базу диссертации составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты МЧС России, Федерального агентства по туризму, законы субъектов Российской Федерации и другие подзаконные акты по теме исследования.
Эмпирическая база исследования представлена статистическими данными, правовыми актами, отражающими административно-юрисдикционную деятельность органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Научная новизна диссертации. В работе представлены научные результаты теоретического и прикладного характера, направленные на совершенствование правового регулирования обеспечения безопасности туризма. С учетом результатов проведенных другими авторами исследований в работе предпринято комплексное изучение вопросов, касающихся различных аспектов организационно-правового обеспечения безопасности туризма. В частности, уточнен категориальный аппарат юридической науки, а именно сформулированы определения: «безопасность туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций»; «правовое регулирование безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций». Научно обоснован ряд предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в рассматриваемой области общественных отношений на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На защиту выносятся следующие основные положения, являющиеся результатом проведенного диссертационного исследования:
1. Правовое регулирование безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций представляет собой регламентацию общественных отношений в сфере туризма со стороны государства посредством установления общеобязательных норм, обеспечивающих защищенность личности, общества и государства при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Целесообразно дополнить Федеральный закон от 24.11.1996 № 1Э2-ФЗ
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»1 положениями, устанавливающими правовые основания наступления гражданско-правовой ответственности туриста за возникновение чрезвычайной ситуации в результате его действий. Мерой гражданско-правовой ответственности туриста в указанном случае должно выступать возмещение ущерба, причиненного государству в связи с понесенными им расходами на приведенную спасательную операцию.
3. В целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере туризма необходимо включить в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статью 20.6.1 следующего содержания: «1. Невыполнение гражданами предусмотренных законодательством обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей. 2. Невыполнение гражданами предусмотренных законодательством обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекшее возникновение чрезвычайной ситуации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей».
4. Для повышения уровня безопасности жизни и здоровья туристов (экскурсантов) при осуществлении внутреннего туризма и экскурсионных маршрутов (по аналогии с выездным внешним туризмом) необходимо дополнить статью 17 Федерального закона от 24.11.1996 № 1Э2-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» абзацем: «Туроператор (турагент), организация, осуществляющая экскурсионное обслуживание, обязаны выступать в качестве страхователя туриста (экскурсанта) во внутреннем и выездном туризме и на экскурсионных маршрутах».
1 СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491. (ред. от 28.06.2009 г.)
2СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. (ред. от 09.11.2009 г.)
5. В целях оказания помощи туристам при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также их информирования о возникновении чрезвычайных ситуаций целесообразно дополнить статью 14 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» абзацем: «Органы местного самоуправления обязаны вести учет самодеятельных туристов»; а также статьи 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, законы субъектов Российской Федерации в частях, касающихся вопросов местного значения муниципальных образований, пунктом «Ведение учета самодеятельных туристов на территории муниципального образования с целью их информирования и обеспечения безопасности».
6. Необходима замена добровольной сертификации туристских услуг, осуществляемой в настоящее время на основании Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , на обязательную. Указанная мера будет способствовать обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов, сохранности их имущества, исключению причинения вреда окружающей среде. Отсутствие единых стандартов в сфере туризма в значительной мере снижает значение стандартизации как одного из способов обеспечения безопасности туристской деятельности. Исходя из вышеизложенного, предлагается дополнить статью 5 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» абзацем: «В сфере туризма не допускается применение стандартов организаций».
Теоретическое значение работы состоит в раскрытии содержания и юридической природы правовых норм, регулирующих безопасность туризма в Российской Федерации; в исследовании правоотношений, возникающих при
1 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. (ред. от 23.11.2009)
2 СЗ РФ. 2002. № 52. (ч. 1). Ст. 5140. (ред. от 23.11.2009) обеспечении безопасности туризма, детализировании их объекта, субъекта и содержания, в рассмотрении способов правовой регламентации обеспечения безопасности туризма; в теоретическом обосновании ряда предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты научного исследования могут быть рассмотрены как рекомендации и предложения по совершенствованию правового регулирования безопасности туризма при угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций. Выводы и положения, содержащиеся в диссертации, призваны способствовать более глубокому пониманию конкретных проявлений общих закономерностей и тенденций в процессе обеспечения безопасности туризма.
Полученные результаты исследования могут применяться в отраслевых научных исследованиях, связанных с изучением проблем правового регулирования в области гражданской обороны, обеспечения противопожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; для совершенствования деятельности органов и подразделений МЧС России в сфере обеспечения безопасности туризма и снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций; для разработки учебных пособий и методических рекомендаций в процессе преподавания административного права; при работе специалистов в организациях, представляющих интересы по защите туристов.
Апробация результатов работы. Основные положения диссертации нашли отражение в опубликованных по теме исследования работах, в том числе в публикациях в рецензируемом научном издании, включенном в перечень ВАК.
Результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
Итоги разработки проблемы и отдельных ее вопросов докладывались на научно-практической конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы» (Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2008 г.); IV Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы обеспечения взрывобезопасности и противодействия терроризму» (Санкт-Петербург, 22 апреля 2009 г.); Межвузовском круглом столе «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций: аспекты гражданско-правового регулирования» (Санкт-Петербург, 15 апреля 2009 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка из 199 наименований. Общий объем диссертации — 203 страницы, основной текст - 184 страницы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 209 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz