Четверг, 19.09.2024, 20:01
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 1 » Скачать Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVIII - XX вв.. Муравская, Екатерина Александровна бесплатно
08:15
Скачать Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVIII - XX вв.. Муравская, Екатерина Александровна бесплатно
Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVIII - XX вв.

Диссертация

Автор: Муравская, Екатерина Александровна

Название: Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVIII - XX вв.

Справка: Муравская, Екатерина Александровна. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVIII - XX вв. : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.01 Ставрополь, 2002 198 c. : 61 02-12/1030-1

Объем: 198 стр.

Информация: Ставрополь, 2002


Содержание:

Введение
Глава 1 Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в эпоху Российского абсолютизма
11 Особенности правового регулирования государственно-религиозных отношений в XVIII в
12 Охранительные тенденции в законодательной практике Российской империи XIX в
13 Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в период кризиса российского самодержавия
Глава 2 Законодательное закрепление государственно-религиозных отношений в советское и постсоветское время
21 Особенности регулирования государственно-конфессиональных отношений в советском законодательстве 1917-1940 гг
22 Правовое регулирование государственно-религиозных отношений в 1941-1985гг
23 Конституционное закрепление свободы совести в условиях становления гражданского общества

Введение:

Актуальность темы исследования.
В условиях реформирования Российского государства, построения гражданского общества и предоставления всем гражданам гарантированных прав и свобод, происходит актуализация вопросов, связанных с правовым регулированием государственно-конфессиональных отношений. Российское государство в своих отношениях с Русской Православной Церковью и другими конфессиями прошло длительный исторический путь, отмеченный периодами как гармонического развития, так и кризисных состояний, в результате преодоления которых вырабатывались новые правовые нормы, в том числе и в сфере регулирования государственно-религиозных отношений.
На протяжении XVIII-XX веков взаимоотношения российского государства и разнообразных конфессий развивались, в целом, прогрессивно. Эволюция российского законодательства в области государственно-конфессиональных отношений шла от консервативного византизма с его боязнью западноевропейского правового и культурного опыта к постепенному признанию за каждым человеком права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. С полной уверенностью можно отнести к лучшим достижениям современного общества признание свободы совести, что символизировало итог более чем тысячелетнего развития государственно-конфессиональных отношений в нашей стране.
Для России, находящейся территориально в Европе и в Азии, с ее многонациональным населением, самодержавным, склонным к деспотизму, строем, а тем более в условиях демократизации современного Российского государства, проблемы свободы вероисповеданий, религиозной терпимости и воспитания духовности были и остаются необычайно актуальными. В силу своей универсальности, православная вера стала государственно-образующим элементом, а православная церковь цементирующим началом Российской государственности: самодержавие с его национальным колоритом органично вписалось в христианское понимание государства и права.
Самобытность исторического пути развития России способствовала появлению ряда характерных особенностей в правовом содержании государственно-конфессиональных отношений, что до сих пор привлекает внимание отечественных и зарубежных ученных. Это, например, значительное расхождение законодательной теории с правоприменительной практикой, что нашло выражение в появлении таких контрастов как декларирование принципов свободы вероисповеданий на фоне ущемления конфессиональных интересов. В силу постоянного увеличения числа верующих, современное Российское государство в лице юристов, историков, политиков вынуждено искать компромиссы, создавать «гибкое» законодательство, обновляя его и дополняя. И лучшим способом является обращение к историко-правовому опыту государственно-конфессиональных отношений в России XVIII-XXbb. Цель и задачи работы.
Цель диссертационного исследования: изучить характер правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России в XVIII-XXbb.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности правового регулирования государственно-конфессиональных отношений на разных этапах развития Российского государства.
2. Проанализировать практику законодательного закрепления государственно-религиозных отношений с различными конфессиями и, прежде всего, с русской православной церковью, сыгравшей особую роль в истории Российского государства.
3. Рассмотреть особенности правового регулирования государственно-религиозных отношений в современных условиях, показав при этом роль международного права.
4. Отразить тенденции развития законодательного закрепления государственно-конфессиональных отношений в эпоху становления гражданского общества и правового государства.
Объектом исследования являются государственно-конфессиональные отношения как социально-правовое явление российской истории XVIII-XXbb.
Предмет исследования включает:
1. Вопросы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в дореволюционный период (XVIII - нач. ХХвв.)
2. Проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и различных конфессий в советский период.
3. Вопросы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в условиях становления гражданского общества в России.
4. Роль международного законодательства в регулировании взаимоотношений Российского государства и религиозных организаций на современном этапе.
Методология и методы исследования.
Предпринятое нами исследование строится на соблюдении таких основополагающих принципов:
• принцип историзма, наиболее значимыми составляющими которого являются: преемственность правового опыта, а также историческая последовательность этапов развития государственно-религиозных отношений.
• принцип научной объективности. Его действие проявляется в степени достоверности проводимого исследования, когда факты и нормативные источники должны исследоваться во всей своей совокупности, с учетом исторической реальности. При этом субъективное мнение исследователя и других авторов не должно отражаться на объективности знаний, получаемых в результате научного поиска.
• принцип толерантности, использование которого в современных научных исследованиях обусловлено необходимостью терпимого отношения к различным конфессиям, вероучения и культовая практика которых рассматриваются в диссертационном исследовании.
В ходе анализа проблем правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в истории российского государства наиболее значимым для построения работы оказались следующие частноправовые методы:
1. историко-правовой;
2. сравнительно-правовой;
3. системно-структурный.
Нормативную базу исследования составляют пять групп источников:
1. Законодательные акты Российской империи 1700-1917гг.: Указы российских императоров, Духовный регламент 1721г., Артикул воинский от 26 апреля 1715г., Грамота на права и выгоды городам Российской империи от 21 апреля 1785г., Краткое изображение процессов и судебных тяжб 1715г., Учреждение для управления губерний от 7 ноября 1775г., Устав Благочиния от 8 апреля 1782г., Устав духовных консисторий 1841г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845г., Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864г., Закон о веротерпимости от 17 апреля 1905г., манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905г. и др. Также были использованы в работе ведомственные акты, например, Циркуляр департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД о соблюдении установленного порядка при принятии православных в иные исповедания от 8 октября 1909г., отношение Главного штаба командующему войсками Кавказского военного округа о религиозно-нравственном воспитании в войсках от 18 мая 1901г., Правила о порядке избрания Святейшим Синодом членов Государственного Совета от 17 марта 1906г. и т.п.
2. Законодательство периода Февральской революции 1917г. Наиболее важными источниками в данной группе являются: Декларация Временного правительства о его составе и задачах от 3 марта 1917г., Временное положение «Об управлении Кубанским краем», «Декларация Кубанского Краевого Правительства» от 29 января 1918г. и др.
3. Советское законодательство в отношении религии и церкви: Декларация прав народов России от 15 ноября 1917г., Конституция РСФСР 1918г., Конституция СССР от 5 декабря 1936г., Конституция СССР от 7 октября 1977г., декреты первых лет Советской власти «об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 2 февраля 1918г., «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 2 января 1918г., «О праве убежища» от 28 марта
1918г.), Указы президиума Верховного Совета РСФСР и СССР, Уголовный кодекс РСФСР от 1 января 1961г. и т.д.
4. Законодательство периода становления в России гражданского общества, отразившее демократизацию сферы государственно-конфессиональных отношений. Наиболее важным для работы стали следующие акты: Конституция РФ от 12 декабря 1993г., Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990г., Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990г., Постановления правительства РФ, Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997г. и др.
5. Международные документы по вопросам регулирования государственно-конфессиональных отношений: Всеобщая Декларация прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950г., Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников СБСЕ от 15 января 1989г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г., Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975г., Рекомендация 1178 (1992) по сектам и новым религиозным движениям Парламентской Ассамблеи Совета Европы и др.
Теоретическая база исследования
Вопросами изучения истории государственно-конфессиональных отношений занимались многие дореволюционные, советские и российские авторы, работы которых обусловлены актуализацией вопросов правового регулирования взаимоотношений государства и религиозных организаций в условиях нарастания межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
Среди дореволюционных отечественных ученых проблемы правового регулирования государственно-конфессиональных отношений рассматривались: Беллярминовым И.И., Владимирским-Будановым М.Ф., Карамзиным Н.М., митрополитом Макарием (Булгаковым), Милюковым П.Н.,
Тальбергом Н., Ивановским Я., Рейснером М.А., Верховским П.В. и др.'В их работах рассмотрение данной темы происходит весьма субъективно, так как многие из этих авторов являются либо последователями православного вероучения, либо священнослужителями русской православной церкви. Поэтому очень подробно ими рассмотрены вопросы господствующего положения православной церкви, преследования сектантов и перспективы христианизации различных народов. По нашему мнению, работы этих авторов - это апология имперской церкви.
Работы советских ученых расширили круг вопросов по данной теме, но углубились в другую крайность - от воинствующего атеизма до весьма умеренного отрицания любого позитивного опыта, исходящего от религиозных организаций. В работах советских авторов утверждается и мысль об отрицательном значении православной религии в качестве господствующей в Российской империи. Так, видный представитель советской историографии Никольский Н.М., исследовавший историю православной церкви, в своих работах отразил марксистско-ленинский взгляд на историю православной церкви как на инструмент эксплуататоров. Необходимо заметить, что работы советских исследователей отличаются не просто секулярным, а зачастую просто атеистическим характером, в чем нашла выражение проводимая советским государством идеологическая установка на «государственный атеизм». Это отразилось и на качестве подаваемого материала, когда и в юридической, и в атеистической литературе стало господствовать мнение, что свобода совести есть ничто иное как, в
См.: Беллярминов И.И. Курс русской истории. - М., 1994; Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории российского права. - Р/Д, 1995; Карамзин H.M, История государства Российского, кн. 1-4, - М, 1988-89; митрополит Макарин (Булгаков). История Русской Церкви, в 7 кн., - М., 1998; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, в 3-х т., - М., 1994; Тальберг Н. История Русской Церкви, в 2-х т., - М., 1994; Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб, 1900; Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб, 1905; Верховский П.В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. -Р/Д i916. и др.
2 См.: Никольский Н.М. История русской церкви. - Минск. 1990. конечном счете, свобода от любой религии. Так, в книге «Миф о «религиозном возрождении» в СССР», Беловым А.В., Павловым С.И. и другими соавторами проводится мысль о почти полной атеизации советского общества в результате проведенной борьбы с религиозными предрассудками и о сведении влияния религии к минимуму.1 В свою очередь в работе Коник В.В. «Свобода совести и ее лжезащитники» ставится вопрос о невозможности существования свободы совести в буржуазном понимании (свобода проповеди, миссионерской деятельности и т.д.) в праве социалистического государства.2 В русле этого направления можно назвать статьи и монографии Бражник И.И., в которых позитивно анализируется советское законодательство о культах, определяется правовое содержание научного атеизма, разрешаются вопросы защиты детей и подростков от религиозного принуждения, попрания прав верующих в религиозных экстремистских организациях. Вопросы советского законодательства, действующего в отношении религиозных организаций и верующих, рассматривает и Куроедов В.А. в монографии «Религия и церковь в Советском обществе».3 В работе Бар-менкова А.И. «Свобода совести в СССР» также излагаются основы политики КПСС и советского государства в отношении религии, церкви и верующих, изменение социально-правовой позиции православной церкви 4 Не лишены идеологической окраски работы других советских исследователей свободы совести: Фурова В.Г., Щедрина В.К., Бабия М.Е., в где вопрос свободы совести ставится не иначе как в связи с проблемой атеистической пропаганды и идеологической борьбы с религиозными предрассудками.5 Придавая большое значение отрицательному опыту государственного православия, авторы вместе с тем мно
1 См.: Белов А.В. и др. Миф о «религиозном возрождении» в СССР. - М„ 1983. См.: Коник В.В. Свобода совести и се лжезащитники. - М., 1986.
3 См.: Куроедов В.А, «Религия и церковь в Советском обществе». - М„ 1981.
А См.: Барменков А.И. Свобода совести в СССР. - М, 1986.
5 См.: Фуров В.Г. Буржуазные конституции и свобода совести. - М, 1983; Щедрин В.К, «Свобода совести в современной идеологической борьбе». - Киев. 1984; Бабий М.Е. Проблема свободы совести в современной идеологической борьбе. - Киев, 1986, го внимания уделяют и исследованию старообрядчества и сектантства в православии, последователи которых были наиболее ущемлены в правах. Непосредственно старообрядчество, причины его возникновения и развитие в России рассмотрены известным исследователем этого вопроса Ми-ловидовым В.Ф. в его многочисленных работах, где им дан анализ тенденций старообрядчества, приводятся интересные данные о численности и динамике развития раскола, о характере взаимоотношений последователей этого вероучения с государственной властью.1 Так, проблемы сектантства, его возникновения и развития в России рассматриваются известным исследователем А.И.Клибановым в его многочисленных монографиях, в которых им приводятся не только интересные данные о численности и динамике развития сект, но и на примерах показывается эволюция отношений государственной власти к сектантству.2 В тоже время в работе Лялиной Г.С. «Баптизм: иллюзии и реальность» исследуется деятельность только одной инославной конфессии - баптизма в советское время.3 В русле этого направления работал Клочков В.В., которым в монографии «Закон и религия» детально рассматриваются взаимоотношения государства с адептами различных вероучений. В другой своей работе: «Религия, государство и право», Клочков В.В. анализирует законодательство право капиталистических стран.4 Очень интересна работа Крывелева И.А. «Русская православная церковь в первой четверти XX века», в которой дан анализ происходящим в православной церкви событиям на
1 См.: Миловндов В.Ф. Современное старообрядчество, - М„ 1979; Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. - М., 1969.
2 См.: Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. - М., 1994; Клибанов А.И. История религиозного сек< тантсктва
3 См.: Лялина Г С. Баптизм: иллюзии и реальность. - М., 1977.
А См.: Клочков В В. Закон и религия. - М. 1982; Клочков В.В. Религия, государство и право, - М. 1976. о свободе совести уже в советский период, а
4889535353484823535348234848482353482323482323235348485353532323482348235348 этом переломном этапе, когда устанавливается свобода совести вероисповеданий и церковь, потеряв часть верующих, начинает поиск новой концепции существования в обществе.
В работах современных российских исследователей прослеживается поиск новых подходов к правовым аспектам государственно-религиозных отношений: исследователи заново обращают свое внимание на декрет об отделении церкви от государства. Происходит переосмысление смыслообразующих понятий: свобода совести интерпретируется уже не как «свобода от религии», а как совокупность свободы вероисповеданий и атеизма, признается приоритет международного права. Вместе с тем, начинает по-новому освещаться и функция религии в обществе как основа нравственного возрождения. В основание проблем ставятся вопросы диалога между государством, различными религиозными конфессиями, верующими и неверующими гражданами, а также правового статуса религиозных организаций. Среди таких работ выделяется монография Бабинова Ю.А. «Государственно-церковные отношения в СССР», в которой положение верующих, в основном православных, в СССР рассматривается, как ущемленное и несоответствующее понятию свободы совести и дан позитивный анализ происходящего в связи с перестройкой изменения законодательства в отношении религиозных организаций.1 В свою очередь проблемы законодательной теории и практики в отношении религии в советском обществе рассматриваются Тимофеевым В.Д. в работе «Ленинские принципы политики в отношении религии, церкви л и верующих». Этой же позиции придерживается и автор работы «Свобода совести: история и теория» Савельев В.Н., обсуждающий в своей работе негативные последствия отхода от свободы совести в советском государстве. Появляются и новые исследования и в области истории
1 См.: Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. - Симферополь. 1991.
2 См.: Тимофеев В,Д. Ленинские принципы политики в отношении религии, церкви и верующих. - М., 1987.
3 См.: Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. - М. 1991. отдельных вероучений. Так, история мусульманства в России с падения Казанского ханства и до нашего времени исследуется в статье Садура В.Г. «Мусульмане в СССР: история и современность», в которой изложен не только исторический материал, но и в качестве примеров приводятся законодательные акты, изданные в отношении исламской религии.1 В целой серии статей таких исследователей как Ловинюков А.С., Рудинский Ф.М., Шапиро М.А. и др. проводится анализ нового советского, а потом и российского законодательства о свободе вероисповеданий и совести, ставятся вопросы на обсуждение, предлагаются пути дальнейшего совершенствования законодательства. Кроме того, авторы обращают особое внимание и на реализацию международного понимания свободы совести в национальном праве.2 Православная точка зрения нашла свое отражение в работе священника Александра Меня «Религия, культ личности и секу-лярное государство». Написанная во время принятия нового советского законодательства о свободе совести, она призывает государство продолжать регулировать взаимоотношения между религиозными организациями и церковью, чтобы не допустить «свободы от совести».3 Новое, взвешенное отношение к установлению свободы совести мы видим в работе диакона Андрея Кураева «Православие и право: церковь в светском государстве».4 Отстаивая точку зрения об особой роли православия в русской истории и недопустимости ее умаления, он проводит и мысль о внимательном отношении к регистрируемым нетрадиционным для России религиозным организациям, цели деятельности которых еще не известны и возможны нарушения конституционных прав граждан. Анализируя закон о свободе совести 1997 года, он пытается в своих исканиях согласовать принцип свободы совести, светскости и демократичности государства с отстаиванием интересов православия, историческое и культурное значение ко
1 См.; Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство. // На пути к свободе совести. Сборник. - М., 1989.
4 См.: Кураев А, Православие и право: церковь в светском государстве. - М„ 1997. торого ни в коей мере не должно умаляться.
Также необходимо отметить, что новейшим словом в отечественной науке является появление трудов по правовому регулированию взаимоотношений государства с новыми религиозными течениями.1
Для зарубежной историографии данной темы характерен интерес прежде всего к следующим проблемам: правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в эпоху Петра I, религиозная политика российских императоров XIX века, ущемление прав верующих в годы становления советской власти, репрессии в отношении различных конфессий в годы красного террора и послевоенная эволюция положения религии в СССР, которая в конечном итоге привела к реальному воплощению свободы совести в жизни российского общества 90-х годов XX века. Можно выделить труды следующих ученых: Бергсона А., Конквеста Р., Крекрафта Дж., Кертиса Дж., Леггета Г., Мюллера А., Реффа М., Файрсайда Г., Флетчера У. и др.2 Современные западные ученые пытаются осмыслить правовую теорию и практику советской власти в отношении религии и церкви. Наиболее распространенная точка зрения сформулирована профессором Хельсинского университета К. Кааринайненом, который отмечает, что в СССР место религии заняла идеология марксизма-ленинизма, который сам превратился в религию со всеми ее свойствами, элементами и функциями. Роль Бога стал играть вождь пролетариата находящийся в Кремле. Главенствующую роль начала играть партия, создающая научное мировоззрение, формирующая этические нормы и т.п., которые не только не могли критиковаться, но не допускали даже нейтрально-индифферентного отношения, являясь консервативными по своей сути и охраняющими существующий в обществе порядок. Религиозные праздники и обряды были заменены
1 См.: например. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу: пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. - М„ 1995; Хвыла-Олинтер А.И. и др. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М., 4996; Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. - М, 1999.
Bergson, A., The Real National Income of Soviet Russia since 1928 (Cambridge. 1961); Conquest, R„ TheGreat Terror (London. 1969); Cracraft Y. The Church Reform of Peter the Great. London. 1971; Curtiss, J.Sh., The Russian Church and the Soviet State. 1917-1950 (Boston. 1953); Leggett, G., The Cheka. Lenin's Political Police (Oxford. 1981); Muller A. The spiritual Regulation of Peter the Great. S.-L., 1972; Raeff M Peter the Great. Reformer or Revolutionary? Boston. 1961 Fereside H. Icon and swastika: The Russian orthodox Church under Nazi and Zoviet Control. Cambridge, 1971; Fletcher W. A study in survival. The Church in Russia 1927-1943, London. 1965 и др. светскими; помимо этого, в рамках культа Ленина ежегодно 22 апреля отмечался день его рождения. Их задача, как задача религиозных обрядов, сводилась к упрочению существующего status quo, к своего рода сакрализации власти и властителей. Выделяя ряд аспектов при рассмотрении марксизма-ленинизма в качестве религии (идеологический, интеллектуальный, обрядовый, институциональный) автор приходит к выводу, что «внутри марксизма-ленинизма существовало противоречие: атеистическая идеология включала в себя все существующие элементы религии».1 Особенностью современной западной науки является пристальный интерес к проблемам конфессий, всегда находившихся в ущемленном положении по сравнению с православной церковью. Можно отметить работы: Шрейдера Ю, Воронцовой Л, Филатова С. и др.2 Интересной представляется попытка Ю. Шрейдера объяснить существование малочисленной католической конфессии в России. Шрейдер считает, что «российский католицизм выступает связующим звеном русской культуры с западной культурой и западным христианством».3
Таким образом, теоретической базой исследования стали работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых, заложивших основы изучения правовых отношений российского государства и религии, определивших концептуально новый путь освещения данной проблематики - без идеологических стереотипов и конфессиональной заинтересованности.
Научная новизна работы заключается в том, что данное исследование расширило и углубило систему знаний о правовом регулировании государственно-конфессиональных отношений в истории России XVIII - ХХвв. Кроме этого, работа способствует привлечению внимания к современному состоянию законодательства о религии, которое на данный момент имеет существенные
1 Kaariainen К. Religion in Russia after collapse of communism. Lewinston etc. Edwin Mellen Press, 1998, p.50.
2 Shreider Y. Russian catho lici smil Religion, state and society, Cambridge, 1996, vol.24. №1, p.55-63; Vorontzova L„ Filatov S. Russian, yews and the church: A sociological new // Religion, state and society, Cambridge, 19%, vol.24, №1, p,63-65 и др.
1 Shreider Y, Russian catho lici smil Religion, state and society, Cambridge, 1996, vol.24, №1, p.55-63. законодательства о религии, которое на данный момент имеет существенные недостатки, выражающиеся в нечетко выраженной законодательно роли традиционных религий, и отсутствием четких норм, ограничивающих развитие деструктивных религиозных организаций.
Исследование призвано способствовать интеграции исторического опыта законодательного регулирования государственно-конфессиональных отношений в современную правовую систему России.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы диссертации могут быть использованы для совершенствования как регионального, так и федерального законодательства, а также результаты настоящего исследования могут быть использованы в учебном процессе и научных исследованиях.
Основные положения и выводы диссертации выносимые на защиту.
1) Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений XVIII осуществлялось на основе принципа верховенства государства над церковью и законодательства, согласно которому православная церковь была превращена в государственное ведомство.
2) Исповедание православной веры и соблюдение церковных обрядов было закреплено в законодательстве Российского государства XVIII в. в качестве мерила политической благонадежности, религиозные таинства при этом становились средством государственного контроля.
3) Российское самодержавное государство являлось гарантом защиты религиозных устоев общества, на основе признания православия государственной религией, а русской православной церкви - господствующей.
4) Вследствие территориального расширения Российской империи и активизации миссионерской деятельности русской православной церкви законодательно закрепляются элементы толерантного отношения государства к другим конфессиям.
5) Доктрина «самодержавие, православие, народность», стала идеологическим обоснованием российской государственности ХГХ в., законодательной деятельности и регулирования государственно-конфессиональных отношений.
6) Манифесты и законы 1903-1907 гг., установившие в России свободу вероисповедания, содействовали ослаблению тенденций огосударствления церкви, способствуя созданию предпосылок, для отделения церкви от государства в период деятельности Временного правительства, законодательство которого закрепило разрыв тысячелетних связей русского государства и церкви.
7) Позиция советского государства по регулированию государственно-религиозных отношений была сформирована на основе Декрета СНК РСФСР от 2 февраля 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», создавшего абсолютно новую правовую базу государственно - конфессиональных отношений иного характера.
8) Действующее законодательство, регулирующее государственно -конфессиональные отношения, необходимо совершенствовать с учетом традиционных принципов, выработанных российской практикой, а также современных норм международного права.
Апробация результатов исследования
Основные результаты исследования изложены автором на заседаниях научно-теоретического семинара в Армавирском православно-социальном институте «Духовная культура и проблемы права», в докладах на региональной научно-практической конференции «Христианство - 2000» (г.Армавир, 8-9 января 2000 г.), на региональной научной конференции «Северный Кавказ в межци-вилизационных контактах и диалогах: от древности к современности» (24-25 государственно-конфессиональных отношений в России XVI - начало XIX вв.» (Ставрополь, СГУ, 2001 г.).
Структура исследовательской работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, библиографического списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 241 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz