Четверг, 19.09.2024, 05:49
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Правовые формы институционализации антикоррупционной политики в российской государственности. Литвинова, Юлия Игоревна бесплатно
06:45
Скачать Правовые формы институционализации антикоррупционной политики в российской государственности. Литвинова, Юлия Игоревна бесплатно
Правовые формы институционализации антикоррупционной политики в российской государственности

Диссертация

Автор: Литвинова, Юлия Игоревна

Название: Правовые формы институционализации антикоррупционной политики в российской государственности

Справка: Литвинова, Юлия Игоревна. Правовые формы институционализации антикоррупционной политики в российской государственности : диссертация кандидата юридических наук : 23.00.02 Ростов-на-Дону, 2006 162 c. : 61 07-12/100

Объем: 162 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Антикоррупционная правовая политика (теоретико-методологический анализ)
§ 1 Понятие антикоррупционной политики, ее сущностные признаки
§ 2 Правовые принципы и приоритеты антикоррупционной политики государства: институциональное оформление
§ 3 Особенности российской антикоррупционной правовой политики, ее правовой мониторинг
Глава 2 Политико-правовые технологии противодействия коррупции публичной власти в современной России
§ 1 Законодательное обеспечение антикоррупционной политики: разрешение правовых коллизий
§ 2 Федеральные и региональные нормативно-правовые акты в антикоррупционном измерении
§ 3 Институты гражданского общества как превентивный элемент современного антикоррупционного механизма

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена сложностью и многомерностью современного государственного строительства, конфликтогенным характером данного процесса, возникшим вследствие значительных институциональных деформаций в сфере осуществления публичной власти. К наиболее серьезным из них относится коррупция, сущность и причины которой, а также технологии политико-правового противодействия этому опаснейшему явлению необходимо уяснить не только на практическом, но и на теоретико-методологическом уровне, причем сделать это в контексте выявления общих закономерностей трансформации элементов российской политической и правовой системы. В этом случае можно говорить о научной обоснованности национальной антикоррупционной политики.
Социальная опасность коррупции связана с возникновением латентных и нелегальных институтов и механизмов власти. Самыми опасными последствиями коррупции в органах государственного и муниципального управления является рост теневой экономики, создание условий для роста подпольного, криминального бизнеса, что в свою очередь приводит к возрастанию масштабов подкупа постсоветской бюрократии не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Таким образом, коррупция выступает одной из основных форм «функциональных» или «профессиональных» видов преступного поведения государственных и муниципальных служащих.
Еще в 1990 году VIII Конгресс ООН в Гаване предписал разработать Кодекс должностных лиц. Было признано, что проблема коррупции носит всеобщий, всемирный характер, что она оказывает пагубное влияние на экономику, подрывает правительственные решения, наносит ущерб морали, расшатывает доверие граждан, институтов гражданского общества к правительству, разрушает принцип беспристрастного правосудия и т.д.
В научно-практическом плане исследование коррупции и антикоррупционного правового механизма, особенностей его институционализации связано с выявлением основных тенденций и вектора развития властных практик как в прошлом, так и на современном этапе, что представляет безусловный интерес и с позиции поиска такого состояния российской политической и правовой системы, при котором возможно преодоление отчуждения институтов публичной власти и гражданского общества, человека и государства.
Очевидно, что только в данной плоскости может идти поиск оптимальных проектов дальнейшего государственно-правового развития России, категориальных оснований постсоветского реформирования, а также юридических механизмов, реально обеспечивающих возможность влияния гражданского общества на функционирование государственного механизма в плане обеспечения режима законности в работе всех его элементов.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, связанные с коррупцией в системе институтов публичной власти, начиная с 90-х гг. двадцатого века и по настоящее время, все чаще и чаще становятся объектом пристального внимания многих отечественных и зарубежных правоведов, политологов, социологов, историков. Вообще, в последнее время тема коррупции стала одной из самых востребованных в разного рода публичных заявлениях общественных организаций, в работе «круглых столов», СМИ, различных политических дебатах, парламентских слушаниях и т.д. Особое внимание этой проблеме было уделено и во многих выступлениях Президента РФ.
В юридической и политической науках достаточно работ, в которых обсуждаются общетеоретические вопросы коррупции в современном обществе. Так, в плане разработки концептуально-категориальных оснований и методологии изучения коррупции и антикоррупционного механизма несомненный интерес вызывают труды таких современных исследователей, как: О.Н. Ведерникова, Е.Т. Гайдар, С.А. Денисов, О.С. Ильин, Д.К. Казымбетова, И.Н. Коновалов, В.В. Лунеев, С.В. Максимов, А.В. Малько, М.П. Петров,
М.И. Пискотин, B.JI. Римский, Н.В. Сатаров, Г.А. Сатаров, В.Е. Чиркин, А.Ш. Юсуфов и др.
Среди зарубежных специалистов стоит также выделить авторов фундаментальных исследований в области осмысления политико-правового механизма противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной власти ряда стран мира. Это, прежде всего, Т.В. Бекен, С. Роуз-Аккерман, Б. Свенсон, А. Шайо, Д. Шэклтон, П. Шоню и др.
Значительно меньше исследованы институционально-правовой и практический аспекты постсоветской антикоррупционной политики, факторы, обусловливающие ее «процветание» и тормозящие борьбу с коррумпированными чиновниками в разных эшелонах власти, а также меры, необходимые для предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. Хотя здесь также можно выделить монографические работы и научные статьи С.П. Глинской, Н.Р. Егоровой, Л.М. Колодкина, М.А. Краснова, А.В. Куракина, У.Т. Сайгитова., Э.В. Талапиной, В.Н. Южакова. Проблеме борьбы с коррупцией в системе правоохранительных органов и вооруженных силах России посвящали свои труды Ю.Г. Арзамасов, И.И. Басецкий, Я.М. Бельсон, И.М. Мацкевич, JT.B. Петелина, А.Д. Сафронов, В.Е. Эминов и др.
Правокультурный аспект темы диссертации развивают А.Н. Баранов, П.П. Баранов, A.M. Величко, А.Г. Дугин, А.И. Ковлер, А.А. Контарев, J1.A. Морозова, А.И. Овчинников, С.А. Панарин и др.
Таким образом, следует отметить относительную разработанность отдельных вопросов в рамках проблемы коррупции и антикоррупционной политики в постсоветской России. Тем не менее, в отечественной юридической литературе до сих пор отсутствуют исследования, имеющие комплексный, многоаспектный и системный характер, предлагающие концептуальное обоснование национального антикоррупционного проекта начала XXI в.
Объект диссертационного исследования - институциональные искажения в сфере публичной власти современной России.
Предметом исследования выступают становление и особенности трансформации институтов антикоррупционной политики в постсоветском правовом пространстве.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является институционально-правовой анализ российской антикоррупционной политики.
Поставленная цель исследования реализуется решением следующих задач:
• типологизировать имеющие место в зарубежной и отечественной г литературе концептуальные подходы к коррупции как деструктивному явлению в системе институтов государственной и муниципальной власти;
• выделить и обосновать приоритеты и формы реализации российской антикоррупционной правовой политики в контексте первоочередных задач современного государственного строительства;
• провести правовой мониторинг институтов постсоветской антикоррупционной политики и выделить особенности их функционирования в постсоветской России;
• в плане создания и внедрения в российскую политико-правовую жизнь юридических технологий противодействия коррупции как опасному результату издержек современных институциональных реформ проанализировать законодательное обеспечение антикоррупционной политики на предмет разрешения юридических коллизий;
• обосновать необходимость проведения коррупциогенного мониторинга как обязательного этапа и условия разработки и принятия новых законодательных актов в современной России, предложить его базовые принципы и критерии;
• определить место и роль институтов гражданского общества в процессе формирования и реализации основных направлений антикоррупционной политики.
Теоретико-методологическую основу исследования определили современные методы познания, включая как всеобщие и общенаучные (диалектический, системно-структурный, институционального измерения, структурно-функциональный, социологический и др.), так и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический, формально-юридический).
Большое значение при разработке темы имела идея развития институтов самобытной российской государственности в условиях современной глобализации.
Нормативно-правовая основа диссертации. Диссертационное исследование базируется на обширном нормативно-правовом материале, а именно: Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также международных актах и законах зарубежных стран.
Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, авторским подходом к пониманию сущностных признаков, принципов, целей и приоритетов современной антикоррупционной политики с точки зрения единства ее институционально-правовых, политических, социально-экономических и духовно-нравственных характеристик и заключается в следующем:
• выявлены сущностные признаки коррупции и антикоррупционной политики на современном этапе развития российской государственности;
• определены основные институты антикоррупционной правовой политики, обозначены приоритеты и перспективы их трансформации, а также факторы и противоречия, обусловливающие низкую эффективность их действия в постсоветский период;
• выделены особенности российской антикоррупционной политики, типологизированы ее юридические модели и формы реализации в контексте первоочередных задач государственного и муниципального строительства, реформы основных институтов государственной службы;
• проанализированы основные противоречия, возникающие в процессе законодательного обеспечения формирующихся институтов антикоррупционного механизма, отмечены возможные варианты их преодоления;
• представлены базовые параметры первичной антикоррупционной экспертизы разрабатываемых и принимаемых в России законодательных актов, предложены коррективы институтов законотворческого процесса как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ;
• в качестве важнейшего направления превентивной борьбы с коррупцией, значимого элемента механизма правовой институционализации антикоррупционной политики выделены институты гражданского общества в их взаимосвязи с органами государственной власти.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Институциональными искажениями, или деформациями, в системе публичной власти являются такие политико-правовые формы, которые не соответствуют функциональной природе государственных и муниципальных институтов и оказывают деструктивное влияние на институциональную систему в целом. Одним их опаснейших для современного государственного строительства институциональным искажением является коррупция, представляющая собой злоупотребление властью чиновниками разного уровня для получения выгоды в личных целях. Именно коррупция является всеобъемлющим и глобальным институциональным искажением, существенно нарушающим принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, затрудняющим экономическое развитие и угрожающим стабильности демократических систем и моральным устоям сообщества.
2. Антикоррупционная правовая политика в качестве основных направлений включает в себя следующие формы реализации: правотворческую; правоприменительную; интерпретационную; доктринальную; правообучаю-щую, которые обусловливают институциональную структуру антикоррупционного механизма, а также основные способы его воздействия на систему властных отношений.
Среди отраслевых видов антикоррупционной правовой политики наиболее важной является конституционно-правовая, которая состоит в выработке и осуществлении юридических идей стратегического плана, связанных с принятием, совершенствованием и реализацией Конституции и конституционного законодательства, ориентирующая законодателя, правоприменителя, институты гражданского общества на создание антикоррупционных нормативно-правовых начал.
3. Институционализация современной российской антикоррупционной политики предполагает формирование контрольной ветви власти, равной по значимости и статусности законодательной, исполнительной и судебной, основными принципами и институтами которой являются независимость; принцип централизации управления, который рекомендуется применять в правоохранительных органах, осуществляющих борьбу с коррупцией, обеспечивая независимость контролеров от местных властей и руководителей различных ведомств; принципы деполитизации, гласности, коллегиальности; институт правовой ответственности и режим законности, множественность контрольных органов и институтов и др.
4. Правовой мониторинг коррупционных интересов в постсоветской России включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: а) институционально-правовой, касающийся законотворческого и правоприменительного обеспечения антикоррупционных действий органов государственной и муниципальной власти, а также различных структур гражданского общества (фондов, движений, партий, профсоюзов и др.); б) организационный, предполагающий функционирование антикоррупционных институтов (правоохранительных органов, советов, Общественной палаты и др.), а также взаимодействие с международными структурами; в) правокультурный, определяющий отношение населения столицы и регионов России, в том числе представителей власти, мелкого, среднего и крупного бизнеса, церкви и иных религиозных организаций к сформировавшемуся в стране за последние годы коррупционному механизму, основным направлениям и результатам национальной антикоррупционной правовой политики.
В контексте целей и задач правового мониторинга действия, определяемые как коррупция, должны быть классифицированы по ряду оснований: бюрократическая и политическая коррупция (коррупция чиновников и политического руководства), принудительная и согласованная коррупция, централизованная и децентрализованная. В зависимости от сферы деятельности различают следующие виды коррупции: коррупция в сфере государственного управления; парламентская коррупции; коррупция на предприятиях.
5. Юридическая институционализация антикоррупционной политики в постсоветской России в значительной мере осложнена имеющими место коллизиями в текущем уголовном, административном и гражданском законодательстве, что во многом способствует формированию устойчивых антиправовых (теневых) способов разрешения конфликтов, возникающих между институтами гражданского общества и государства. Отсутствие ясной и научно обоснованной стратегии борьбы с коррупцией в общенациональном масштабе ведет к деформации антикоррупционного законодательства, которое не отличается устойчивостью и не формируется по «опережающе-охранительному» пути, когда создается система антикоррупционных институтов, препятствующих возникновению коррупционных интересов на государственном или муниципальном уровнях. Современная антикоррупционная политика не учитывает особенностей института лоббирования, когда «теневые» структуры, не заинтересованные в своевременном принятии соответствующих законов, определенным образом влияют на депутатский корпус, обеспечивая тем самым пробуксовывание в законотворческой деятельности, непринятие многих имеющих позитивный характер для развития институтов российской антикоррупционной политики международных рекомендаций.
6. Одним из направлений превентивной борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего совершению государственными служащими коррупционных сделок, что требует признания обязательного анализа коррупциогенности законодательных актов, проводимого с целью выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в тексте принимаемого закона (федерального или субъекта РФ), необходимым этапом и условием современного законотворческого процесса.
7. Превентивные действия институтов гражданского общества в отношении возникших в постсоветской России коррупционных практик представляют собой многоуровневую систему: на первом уровне субъектом антикоррупционной правовой политики выступает гражданин как участник объективно складывающихся в процессе жизнедеятельности гражданского общества общественных отношений, носитель определенной правовой и политической культуры; на втором (корпоративном) уровне субъектом антикоррупционной правовой политики выступают общественные организации (партии, правозащитные движения и др.), обеспечивающие антикоррупционное противодействие со стороны институтов гражданского общества на профессиональной основе и систематически; третьим уровнем реализации превентивных антикоррупционных мер является Общественная палата как институт, обладающий функциями гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Сделанные в диссертации обобщения, выводы и рекомендации будут способствовать исследованию специфики институционали-зации антикоррупционной правовой политики в условиях неустойчивого развития постсоветской российской государственности. Результаты проделанной работы позволяют выделить своеобразные черты формирования и развития основных институтов антикоррупционного механизма, определить вектор и особенности его эволюции в многовековой истории страны, кроме того, в эпоху современной глобализации.
Содержание диссертационного исследования и полученные в нем выводы найдут применение при чтении учебных курсов по общей теории государства и права, конституционному и муниципальному праву России, конституционному праву зарубежных стран, а также различных спецкурсов для студентов и аспирантов, в научно-исследовательских работах при анализе актуальных проблем построения правового государства.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования многих его положений в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти (включая правоохранительные органы) и местного самоуправления.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертации отражены в пяти публикациях автора, в том числе и в одной статье, опубликованной в журнале из Перечня ВАК Ми-нобрнауки России, обсуждались в докладах на международных, всероссийских и региональных конференциях.
Содержание диссертации апробировалось на заседаниях кафедры государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России,
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают шесть параграфов, заключения и списка литературы, что обусловлено предметом исследования, поставленной целью, решаемыми задачами, а также авторской логикой изложения материала.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 281 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz