Четверг, 19.09.2024, 20:02
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Приращение знаний как процесс реализации экономических интересов социального субъекта в экономике современной России. Джабраилов, бесплатно
04:27
Скачать Приращение знаний как процесс реализации экономических интересов социального субъекта в экономике современной России. Джабраилов, бесплатно
Приращение знаний как процесс реализации экономических интересов социального субъекта в экономике современной России

Диссертация

Автор: Джабраилов, Магомед Ахмедович

Название: Приращение знаний как процесс реализации экономических интересов социального субъекта в экономике современной России

Справка: Джабраилов, Магомед Ахмедович. Приращение знаний как процесс реализации экономических интересов социального субъекта в экономике современной России : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Тамбов, 2007 175 c. : 61 07-8/3958

Объем: 175 стр.

Информация: Тамбов, 2007


Содержание:

Введение
Глава 1 Образование как экономическая категория приращения знаний социального субъекта в современной экономике
11 Приращение знаний как объект экономических отношений
12 Сущность экономических интересов социального субъекта в сфере образования
13 Приращение знаний как приоритетный интеллектуальный ресурс социального субъекта в развитии экономики знаний
Глава 2 Особенности реализации экономических интересов социального субъекта в условиях современной экономики 21 Мониторинг прироста знаний в образовании Российской
Федерации
22 Методы экономической оценки приращения знаний в реализации экономических интересов социального субъекта современной экономики
23 Дескриптивная модель приращения знаний социального субъекта в современной экономике

Введение:

Актуальность темы исследования. Возросшая в последней четверти XX века роль знаний и информации становится тем «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе развития современной экономики. В условиях формирования экономики знаний сфера образования не может выступать просто как совокупность образовательных учреждений и органов управления, то есть только как социальный институт. Знание должно рассматриваться как элемент формирования и развития социально-экономической системы общества, как один из главных инструментов достижения поступательного и относительно стабильного экономического роста.
Экономический интерес - одна из наиболее сложных категорий. Экономический интерес выступает движущей силой в развитии общества. Экономический интерес социального субъекта (вуза) - разнообразен, многомерен, по своей сути противоречив. Как таковой он представляет собой систему, имеющую особую форму движения, изменения, развитая, которая способствует созданию новых знаний и обеспечивает их приращение.
Приращение знаний основано на функционировании такой системы деятельности социального субъекта, которая обеспечит взаимодействие всех его звеньев как непрерывного и стабильного процесса реализации им своих экономических интересов. В настоящее время, когда формой накопления общественного богатства становится накопление не вещественных элементов производства, а ресурса, воздействующего на его развитие, т.е. знаний и информации, формируется новая цель социального субъекта - приращение знаний.
Степень разработанности проблемы. В России для сохранения и укрепления национальной безопасности и повышения конкурентоспособности переход к экономике знаний не только изменяет роль и значение сферы образования в обществе, но и создает предпосылки для приращения знаний социальным субъектом. Эта необходимость была осознана руководством страны и на заседании Правительства РФ 2006 г., где был принят основополагающий документ «Развитие образования и государственной поддержки высоких технологий».
Поэтому не случайно в последние годы растет число работ в данной области. Основные положения диссертации опираются на выводы ученых-экономистов: Э.Б. Аткинсона, Н.М. Багрова, Е.Н. Богачева, Дж. Гросмана, Г.П. Журавлевой, Н. Лукаса, Б.А. Лундвала, М.М. Мусорского, А. Нельсона, П. Ромера, В.Р. Роу, Ж. Сапиру, М.И. Скаржинского, Л.С. Тарасевича, Д. Форрея, Э. Хельпмана и др.
В контексте исследования системного подхода при исследовании экономики знаний следует отметить научные труды ученых: Р.Л. Акоффа, В. Банкрофта, А. Берга, А. Богданова, В.Н. Вернадского, Н. Винера, В.Н. Глу-шакова, А.Н. Резникова, М.Ф. Тучкова, Г.Ф. Ушамирской, Р. Хартли, В.В. Чекмарева, К. Шеннона, У.Р. Эшби и др.
Кроме того, экономические интересы исследуются многими отечественными и зарубежными экономистами: Л.И. Абалкиным, Д.Ю. Вишневским, О.Ю. Мамедовым, Ю.М. Осиповым, В.В. Радаевым, М.Ю. Рысиной, Г.А. Саймоном, И.Г. Саяпиным, А. Смитом, В.Н. Черковецом, Ф. Энгельсом, В.М. Юрьевым и др. В их работах подробно анализируется система экономических интересов, выделены и рассмотрены группы интересов, показано их соотношение в обществе, дается их характеристика. Сам интерес представлен и как экономическая категория, и как элемент социально-экономической системы, и как стимул хозяйственных действий.
В процессе рыночных преобразовании в России меняются представления ученых о системе интересов. Появилось немало работ, где исследуется система экономических интересов в сфере знаний.
Однако приращение знаний как процесс реализации экономических интересов социального субъекта в условиях современной экономики остается нераскрытым.
Также мало исследован вопрос о социальном субъекте и его экономических интересах в современной экономике. 4
Таким образом, актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в отечественной экономической литературе определили выбор цели и задач исследования.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка дескриптивной модели приращения знаний социальным субъектом как процесса реализации им своих экономических интересов в современной экономике. В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Исследовать приращение знаний как объект экономических отношений.
2. Изучить сущность экономических интересов социального субъекта в сфере образования.
3. Исследовать приращение знаний как приоритетный интеллектуальный ресурс социального субъекта в развитии экономики знаний.
4. Проанализировать результаты мониторинга прироста знаний социального субъекта в образовании Российской Федерации.
5. Разработать метод экономической оценки приращения знаний в реализации экономических интересов социального субъекта в современной экономике.
6. Разработать дескриптивную модель приращения знаний социального субъекта в современной экономике.
Объект исследования. Объектом исследования является приращение знаний как процесс реализации экономических интересов вузом.
Предмет исследования. Предметом исследования являются экономические отношения по поводу приращения знаний как процесса непрерывной реализации экономических интересов социального субъекта.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам экономических интересов, экономики знаний. При работе над диссертацией применены эмпирический и абстрактный методы экономического исследования, методы статистического анализа: графики, таблицы, группировки, срав5 нения. Реализован системный, диалектический и рационалистический подходы к анализу проблемы.
Тема и содержание диссертации соответствуют специальности: 08.00.01 -Экономическая теория (1. Общая экономическая теория; 1.1. Политическая V экономия) Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).
Информационной базой исследования послужили официальные документы Правительства РФ; законодательные, нормативные и ряд подзаконных актов различных уровней и ветвей государственной власти; данные периодической печати, материалы Госкомстата РФ; монографическая релевантная литература, диссертационные исследования, полученные на основе информационного поиска в Internet. Среди них: электронные каталоги диссертационного зала Российской государственной библиотеки, электронная документация на сервере Министерства образования Российской Федерации, материалы международных, российских и региональных сетевых конференций, размещенные в Internet.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обобщении сложной научной проблемы, связанной с приращением знаний как процесса реализации экономических интересов вуза (социального субъекта), позволившей разработать дескриптивную модель приращения знаний социального субъекта в современной экономике.
Благодаря этому подходу получены следующие результаты:
1. Дано определение понятия социального субъекта применительно к условиям современной экономики как институту (вуз - университет, академия и т.д.), формирующему собственную стратегию развития, основанную на создании системы приращения знаний как процесса реализации его экономических интересов. Дано уточнение категории «экономический интерес» социального субъекта. Экономический интерес социального субъекта находится в состоянии движения, изменения, развития, где, с одной стороны, социальный субъект является основой приращения новых знаний, а, с другой стороны, полученные новые знания приводят к изменению в его развитии и формируют потребность приращений новых знаний. 6
2. Предложено рассматривать систему экономических интересов социального субъекта как: интересы коллектива; интересы высшего руководства; интересы административно-финансового сектора; интересы преподавателей; интересы студентов.
3. Дано обоснование приращению знаний как приоритетному интеллектуальному ресурсу социального субъекта, который позволяет ему в условиях глобализирующегося мирового хозяйства влиять на формирование и развитие нового общества и создаваемых им новых знаний.
4. Уточнены основные направления развития социального субъекта в процессе приращения знаний как основы функционирования вуза; достижение баланса интересов всех участников процесса приращения знаний без их ущемления; обеспечение новых возможностей получения образования, которые в совокупности будут обеспечивать требования формирующейся экономики знаний; подготовка высококвалифицированных специалистов и разработка приоритетных образовательных услуг; сбалансирование интересов и целей социального субъекта по созданию имиджа и рейтинга вуза, способствующего реализации его приоритетного интеллектуального ресурса.
5. Разработан метод экономической оценки прироста знаний в реализации экономических интересов социального субъекта, заключающийся в прямо пропорциональной зависимости финансирования социального субъекта от его места в рейтинге вузов РФ.
6. Разработана дескриптивная модель приращения знаний социального субъекта на основе его экономических интересов, которая включает в себя условия, факторы функционирования социального субъекта; фактор-блоки, включающие повышение эффективности работы стратегического ядра управления социального субъекта, увеличение бюджетного финансирования и развития диверсификационной финансовой базы социального субъекта; критерии повышения его конкурентоспособности и т.д.
Теоретическая значимость диссертации отражена в выводах и предложениях, представленных в диссертационной работе, и может составить основу для выработки экономической политики и долгосрочной стратегии эко7 номического развития социального субъекта. Теоретический и фактический материал диссертационной работы используется в преподавании курсов: «Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика знаний».
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения, выводы, рекомендации могут быть использованы в вузах в процессе управления приращением знаний как реализацией экономических интересов университета, института и т.д. в современной экономике. Практическую значимость имеет анализ результатов мониторинга социального субъекта в образовании РФ, который может послужить информационной основой для разработки конкретных мероприятий, направленных на развитие социального субъекта. Предложенная дескриптивная модель приращения знаний может быть использована вузами при разработке стратегии развития. Предложен метод «экономического приращения знаний» социального субъекта, который может быть использован федеральными структурами (Министерством образования РФ) при формировании базы финансирования вузов с использованием рейтинговой системы.
Апробация работы. Предлагаемые теоретические выводы и практические рекомендации по приращению знаний как процесса реализации экономических интересов социального субъекта в современной экономике обсуждались на кафедре экономической теории и истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, на международной научно-практической конференции (Тамбов, 2006). Основные теоретические положения и результаты исследования использовались в учебном процессе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Публикации по теме диссертации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ общим объемом 4,4 п. л. (авт. - 4,4).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация иллюстрирована таблицами, рисунками и схемами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 213 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz