Четверг, 19.09.2024, 20:12
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 4 » Скачать Прямая и косвенная коммуникация в современной российской печатной рекламе. Булатова, Элина Валерьевна бесплатно
06:08
Скачать Прямая и косвенная коммуникация в современной российской печатной рекламе. Булатова, Элина Валерьевна бесплатно
Прямая и косвенная коммуникация в современной российской печатной рекламе

Диссертация

Автор: Булатова, Элина Валерьевна

Название: Прямая и косвенная коммуникация в современной российской печатной рекламе

Справка: Булатова, Элина Валерьевна. Прямая и косвенная коммуникация в современной российской печатной рекламе : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 Екатеринбург, 2005 259 c. : 61 06-10/191

Объем: 259 стр.

Информация: Екатеринбург, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы исследования дискурса рекламы
§ 1 Реклама и ее влияние на социум Направления анализа рекламных произведений
§ 2 К вопросу о статусе рекламного произведения
I Понятия «текст», «дискурс»
II Особенности рекламного дискурса и текста Креолизованные и некреолизованные тексты
§ 3 Особенности рекламной коммуникации Прямая и непрямая рекламная коммуникация, прямая и непрямая (косвенная) реклама
Выводы
ГЛАВА 2 Моделирование прямой коммуникации в рекламном дискурсе
§ 1 Понятия «прямая рекламная коммуникация», «прямая реклама»
§ 2 Жанровая характеристика текстов прямой рекламы
I Жанр и его роль в коммуникативном процессе Жанрообразующие признаки текста
II Жанровые характеристики рекламного объявления
1 Истоки, динамика, основные черты жанра рекламного объявления
2 Жанрообразующие признаки рекламных объявлений Коммуникативная рамка
§ 3 Содержательное, структурное и языковое оформление рекламных объявлений Типы рекламных объявлений
I Информационные рекламные объявления
II Комбинированные рекламные объявления
III Воздействующие рекламные объявления
§ 4 Способы подачи предмета рекламы
§ 5 Комплексный анализ текстов рекламных объявлений
Выводы
ГЛАВА 3 Моделирование непрямой коммуникации в рекламном дискурсе
§ 1 Косвенные средства передачи смысла Непрямая рекламная коммуникация и непрямая (косвенная) реклама
§ 2 Прием когнитивного столкновения в рекламном дискурсе
I Когнитивное направление лингвистических исследований
II Общая характеристика приема когнитивного столкновения как средства моделирования непрямой коммуникации
1 Коммуникативный аспект: использование приема когнитивного столкновения для моделирования ситуации взаимодействия автора и адресата
2 Когнитивный аспект: использование приема когнитивного столкновения для моделирования взаимодействия понятийных сфер в рекламном дискурсе
§3 Вторичные рекламные жанры
I Понятие вторичного жанра Вторичные рекламные жанры как средство моделирования непрямой коммуникации в рекламном дискурсе
II Заметка Содержательные, структурные, языковые особенности газетной заметки Заметка как жанр рекламы
III Статья Содержательные, структурные, языковые особенности научной/ публицистической статьи Статья как жанр рекламы
IV Интервью Содержательные, структурные, языковые особенности Интервью как жанр рекламы
Выводы
ЗАЛЮЧЕНИЕ

Введение:

Сфера рекламной коммуникации и функционирующий в ее поле рекламный текст неоднократно становились предметом рассмотрения лингвистов, психологов, философов, социологов, маркетологов. Выработаны маркетинговые механизмы внедрения коммерческого предложения [Батра, Майерс, Аакер 1999, Бови, Арене 1995, Гольман 1996, Картер 1998, Котлер 1995, Кромптон 1995, Музыкант 1998, Уткин, Кочеткова 1998, Уэллс, Бернет, Мориарти 1999, Феофанов 2000 и др.]. Изучается влияние рекламы на реципиента [Краско 2004, Лебедев, Боковиков 1995], ее роль в социуме [Бодрийяр 1995, Маркузе 1994 , Меренков 2001, 2003, Пьяных 2000]. Анализируются знаковая природа рекламного сообщения [Анисимова 2003, Барт 1994, Ваганов 1999, Куклина 2002, Эко 1998], его прагматическая направленность [Лазарева 1998, 2000, Стариннова 2000, Толкунова 1998, Фомин 1999, Шнейдер 2000], риторическая организация [Бровкина 2000, Клушина 2001, Майданова, Лазарева 1996, Петрушко 2000, Пирогова 2000], стилистические [Дускаева 2000, Кара-Мурза 2000, Лазарева 1996, 1998, 2001, Кохтев 1991 и др.] и языковые особенности рекламных произведений [Горожанкина 2000, Касевич 2000, Клушина 2001, Лазарева 1998, Подчасова 1995]. Проводится дискурсивный анализ рекламного текста [Лазарева 2003, 2004, Терпугова 2000]. Тем не менее значительный опыт названных исследований не исчерпывает всех аспектов рассмотрения такого сложного феномена, как дискурс рекламы.
Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом к рекламному дискурсу и механизмам его влияния, недостаточной изученностью рекламы разных типов с лингвистических позиций, рекламы как типа коммуникации. Недостаточно разработано понятие «прямая и непрямая рекламная коммуникация», не предпринималось рассмотрение непрямых коммуникативных форм рекламы. Остаются слабо изученными жанровые особенности рекламного произведения (назовем пионерское исследование в этой области: Ученова, Шомова, Гринберг, Конаныхин, 2000). Перспективным представляется анализ рекламного материала с позиций когнитивной лингвистики.
Объект исследования
Объектом исследования является реклама как дискурсивный феномен. Осуществляется коммуникативный и дискурсивный подход к рекламному произведению.
Предмет исследования
Предметом исследования является моделирование прямой и непрямой коммуникации в рекламном дискурсе, принципы построения текстов прямой и непрямой рекламы.
Цель исследования
В работе ставится цель исследовать принципы моделирования прямой и непрямой коммуникации в рекламном дискурсе, дискурсивные особенности прямых и непрямых (косвенных) форм рекламы.
Задачи исследования
Осуществление данной цели предполагает решение следующих задач:
1) выделить коммуникативные типы рекламы: прямая и косвенная реклама;
2) определить терминологический инструментарий и методы исследования прямой и непрямой рекламы;
3) определить механизмы создания прямой и непрямой рекламы;
4) описать жанровые характеристики текстов прямой рекламы;
5) уточнить типологию рекламных объявлений;
6) исследовать механизм приема когнитивного столкновения в рекламном дискурсе;
7) исследовать вторичные рекламные жанры как средство моделирования непрямой рекламной коммуникации.
Новизна диссертационного исследования
Новизна исследования заключается в подходе к рекламе как к дискурсу и выявлении его коммуникативно-прагматической и текстовой специфики. В работе выявлены особенности прямой и непрямой рекламной коммуникации. Рассмотрены жанрообразующие признаки текстов прямой рекламы - рекламных объявлений. Предложена типология рекламных объявлений, описаны способы подачи предмета рекламы. Показана специфика использования приема когнитивного столкновения в рекламном дискурсе. Дана характеристика вторичных рекламных жанров как одного из способов моделирования непрямой рекламной коммуникации.
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость диссертации состоит в углублении подхода к анализу дискурса на основе исследования такого сложного и своеобразного объекта, как реклама. Полученные результаты открывают перспективы для дальнейшего изучения коммуникативных механизмов рекламы. Представленное описание типов рекламных объявлений и их содержательных, структурных и языковых особенностей может способствовать более углубленному пониманию жанровой природы рекламных текстов. Характеристика использования приема когнитивного столкновения и выявление вторичных рекламных жанров могут способствовать дальнейшей разработке проблем непрямой рекламной коммуникации.
Практическая значимость
Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования полученных теоретических данных и практических результатов при разработке лекционных и практических занятий по курсам «Стилистика рекламы», «Практическая стилистика жанров СМИ», на спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам анализа рекламного дискурса, теории коммуникации, стилистике. Материалы могут быть использованы копирайтерами при разработке рекламных кампаний. На основе работы могут быть сформулированы практические рекомендации по созданию не только вербальной составляющей рекламного текста, но и иллюстративных, разнокодовых элементов, по их сочетаемости.
Методологической базой диссертации явились исследования 1) общих механизмов воздействия [Карасик 2002, Киуру 2002, Мельник 2002, Шейнов 2002]; 2) когнитивных вопросов лингвистики [Бабенко 1999, Бабушкин 1997, 2001, Баранов 1997, Баранов, Добровольский 1997, Беляевская 2001, Болдырев 2001, Герасимова 2002, Демьянков 1994, Красных 2003, Кубрякова 1994, 1992, 1999, Кубрякова, Демьянков, Панкрац, Лузина 1996, Лазарева, Горина 2003, Лакофф 1988, 1996, Лакофф, Джонсон 1987, Лихачев. 1993, Методологические проблемы когнитивной лингвистики
2001, Минский 1988, Молчанова 2001, Паршин 1996, Пищальникова, Лукашевич 2001, Попова, Стернин 2001, Рахилина 2000, 2001, Селиверстова
2002, Степанов 2001, Стернин 2001, Сухих 1990, Фесенко 1999, Филлмор 1983, 1988, Фрумкина 1992, Харитончик 2001, Ченки 1996, Чудинов 2001, Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии 2002 и др.]; 3) общих вопросов теории текста [Анисимова 2003, Бахтин 1986, Гальперин 1985, Лотман 1970, 1996, 2000, Миловидов 2000, Солганик 2000, Сорокин 1985, Тураева 1986 и др.]; теории дискурса [Кибрик 1994, Красных 2003, Левина 2003, Макаров 2003, Миловидов 2000, Петрова 2003, Пешё, Фукс 1999, Серио 1999, Терпугова 2000, Чепкина 2000 и др.]; теории жанра [Анисимова 2000, Баранов 1997, Бахтин 2000, Бурлина 1987, Вакуров и др. 1978, Дементьев 1997, 2002, Долинин 1999, Лейдерман 1982, Майданова 1987, Утехин 1982, Ученова и др. 2000, Шмелева 1987 и др.]; теории коммуникации, средств непрямого выражения смысла [Арнольд 1982, Бирюкова 2002, Ван Дейк 1989, Гойхман, Надеина 2003, Дементьев 2000, Долинин 1983, Иссерс 1999, Клюев 2002, Лазарева 2000, Мыркин 1976, Оптимизация речевого воздействия 1990, Почепцов 2001, Сусов 1992, Толкунова 1998, Серль 1986, Сильман 1969, Шнейдер 2000 и др.].
Методы исследования, использованные в работе: лингвостилистический и лингвопрагматический анализ текста, статистическая обработка материала, метод когнитивного анализа материала.
Материал исследования
Основным материалом исследования послужили тексты печатной рекламы, опубликованные в региональной прессе за период с 1997 по 2005 год: газетах «Ва-банкъ», «В каждый дом», «Наша газета», журналах «Стольник», «Я покупаю» и других изданиях. В отдельных случаях для наиболее полной характеристики анализируемого предмета привлекались также тексты, размещенные на иных рекламных носителях (наружная реклама, буклеты и листовки в местах продаж, телевизионные рекламные ролики). Исследовательский корпус составили 4300 рекламных произведений.
В качестве гипотезы исследования нами выдвигается положение о том, что моделирование прямой и непрямой (косвенной) рекламной коммуникации (выбор формы прямой или непрямой рекламы) — важнейший коммуникативный механизм, который предоставляет автору возможность построения прагматически эффективного рекламного дискурса и организует восприятие адресата.
Положения, выносимые на защиту
1. Существуют две формы рекламной коммуникации (прямая и косвенная). При их использовании действуют специфические механизмы влияния на адресата.
2. Моделирование прямой/косвенной коммуникации предоставляет возможность выбора формы выражения интенции автора и, следовательно, выбора способа воздействия на адресата.
3. Центральным признаком прагматической направленности материала в условиях латентной передачи авторской интенции, затушевывания самого вида массовой коммуникации становится содержательный или формальный сигнал «рекламность».
4. Релевантным основанием для описания особенностей прямой рекламы могут служить жанровые характеристики текста. Прямая рекламная коммуникация располагает «арсеналом» прагматически эффективных жанровых форм, выделяемых в зависимости от их структурных, содержательных и языковых жанрообразующих признаков.
5. Средствами моделирования косвенной рекламной коммуникации выступают прием когнитивного столкновения и вторичные рекламные жанры. Использование непрямых коммуникативных рекламных механизмов способствует увеличению суггестивного потенциала текста.
Структура диссертации
Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка, Приложения.
В первой главе «Теоретические основы исследования дискурса рекламы» описывается специфика влияния рекламы на социум, определяется исходная теоретическая база, рассматриваются особенности рекламного текста, рекламного дискурса, выделяются коммуникативные типы рекламы: прямая и косвенная реклама.
Во второй главе «Моделирование прямой коммуникации в рекламном дискурсе» представлена жанровая характеристика текстов прямой рекламы. Рассмотрены структурные, содержательные и языковые особенности рекламных объявлений разных типов и способы подачи предмета рекламы.
В третьей главе «Моделирование непрямой коммуникации в рекламном дискурсе» анализируются два способа создания непрямой рекламной коммуникации и непрямой (косвенной) рекламы: прием когнитивного столкновения (в коммуникативном и когнитивном аспектах) и вторичные рекламные жанры (заметка, статья и интервью).
В Заключении содержатся основные выводы и намечаются перспективы дальнейших исследований.
В Приложении представлены рассматриваемые рекламные тексты.
Апробация исследования
Основные положения диссертации отражены в докладах на международных и региональных конференциях. Конференция-семинар «Риторика и лингвокультурология: теория и практика преподавания» 3-4 октября 2001 года (г. Екатеринбург). Международная научно-практическая конференция «Коммуникативистика в современном мире: человек в мире коммуникаций» 12-16 апреля 2005 года (г. Барнаул).
Результаты работы были изложены в опубликованных статьях и тезисах.
1. Майорова Э.В. (Булатова Э.В.). Стилистика рекламного текста как лингвистическая дисциплина// Риторика и лингвокультурология: теория и практика преподавания. Тезисы конференции-семинара 34 октября 2001 года./ Уральский гос. пед. университет. Екатеринбург, 2001.-е. 69-74.
2. Майорова Э.В. (Булатова Э.В.). Структурно-когнитивный анализ рекламного текста// Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003.-Т. 9.-е. 27-33.
3. Майорова Э.В. (Булатова Э.В.). Рекламное объявление как жанр// Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. Т. 11. - С.258-276.
4. Майорова Э.В. (Булатова Э.В.). Статья как жанр рекламы// Теория и методика преподавания языков в вузе: Тезисы докладов. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - С. 63-64.
5. Майорова Э.В. (Булатова Э.В.). Название предмета рекламы как коммуникативный центр текста// ЧЕЛОВЕК - КОММУНИКАЦИЯ
• ТЕКСТ: Сборник статей. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. Вып. 6.-с. 87-95.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 356 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz