Четверг, 19.09.2024, 20:26
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Проблема формирования учебной мотивации у иностранных слушателей при обучении физике в системе предвузовской подготовки. бесплатно
03:37
Скачать Проблема формирования учебной мотивации у иностранных слушателей при обучении физике в системе предвузовской подготовки. бесплатно
Проблема формирования учебной мотивации у иностранных слушателей при обучении физике в системе предвузовской подготовки

Диссертация

Автор: Рябкова, Светлана Львовна

Название: Проблема формирования учебной мотивации у иностранных слушателей при обучении физике в системе предвузовской подготовки

Справка: Рябкова, Светлана Львовна. Проблема формирования учебной мотивации у иностранных слушателей при обучении физике в системе предвузовской подготовки : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Киров, 2003 234 c. : 61 04-13/565

Объем: 234 стр.

Информация: Киров, 2003


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
§ 1 Проблема формирования мотивации учебной деятельности в психолого-педагогических исследованиях14
§2 Развитие мотивации учебной деятельности в процессе обучения физике29
§3 Развитие учебной мотивации как интегрирующая задача обучения физике иностранных слушателей в системе предвузовской подготовки 42
Выводы по первой главе53
ГЛАВА II МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
§1 Цели и содержание обучения иностранных граждан55
§2 Структурно-логические схемы учебного материала как средство развития учебной мотивации67
§3 Принципы и методы экспериментального обучения иностранных граждан77
Выводы по второй главе91
ГЛАВА III ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ
§1 Задачи и этапы экспериментального исследования93
§2 Определение уровня развития учебной мотивации у иностранных слушателей94
§3 Реализация методики формирования учебной мотивации у иностранных слушателей в процессе обучения физике112
§4 Анализ результатов внедрения разработанной методики128
Выводы по третьей главе

Введение:

Актуальность исследования. Современный этап развития образования в мире характеризуется тенденцией к расширению международного образовательного пространства. Преобразования в экономической, политической и социальной жизни российского общества предопределили реформы в сфере образования, правовой базой осуществления которых является закон Российской Федерации "Об образовании" [1]. Российские вузы выходят на международный рынок образовательных услуг. Обучение иностранных студентов становится одним из приоритетных направлений деятельности многих российских университетов, так как способствует решению финансовых проблем, учебных и научных задач. По приблизительным оценкам, в вузах Российской Федерации обучаются от 40 до 100 тысяч иностранных студентов [40, 134].
Как правило, иностранные студенты, приезжая в Россию, не владеют русским языком, а исходный уровень их знаний по математике и естественнонаучным дисциплинам часто не соответствует требованиям, предъявляемым к абитуриентам - выпускникам российской общеобразовательной школы. Кроме того, у многих иностранных граждан слабо развита учебная мотивация. Поэтому при многих учебных заведениях функционируют структуры предвузов-ской подготовки иностранных граждан.
В законе "Об образовании", а также в "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" [2] отмечается необходимость повышения качества образования. В соответствии со статьями 6,7 закона "Об образовании" разработан единый отраслевой стандарт по русскому языку и общенаучным дисциплинам [4] с целью упорядочить и оптимизировать процесс обучения иностранных граждан, готовящихся к поступлению в вузы России.
Перед слушателями подготовительных факультетов для иностранных граждан стоят две взаимосвязанные задачи: овладеть базисными знаниями по общенаучным дисциплинам на уровне требований, предъявляемых российскими вузами к начинающим студентам, и овладеть русским языком как средством получения знаний. Если методика обучения русскому языку как иностранному разработана и описана в многочисленных монографиях и диссертационных исследованиях, то в сфере методики обучения общенаучным дисциплинам, в частности физике, накоплен лишь разрозненный материал.
Поиску новых форм и методов обучения физике с целью повышения эффективности обучения иностранных слушателей посвящены диссертационные исследования К.С. Балакиряна, Т.Б. Невежиной, ряд статей [14, 63, 66, 102, 113,116, 126,156,159, 160]. Основная же масса результатов исследований представлена в материалах научно-методических конференций.
Проведенный анализ описанных в литературе методик, существующих программ и учебных пособий по физике для иностранных слушателей подготовительных факультетов показал следующее.
1. Целью обучения, зафиксированной в "Требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений пред-вузовского обучения иностранных граждан", считается их готовность к учебной деятельности на русском языке в российских высших учебных заведениях [4]. Поскольку мотивация является одним из компонентов в структуре деятельности, готовность к учебной деятельности предполагает развитую учебную мотивацию. В "Образовательной программе предвузовского обучения иностранных студентов по физике" задача формирования учебной мотивации не ставится. Большинство имеющихся учебных пособий также не ориентировано на развитие учебной мотивации.
2. В аспекте содержания обучения программа по физике для слушателей-иностранцев представляет собой комбинацию школьных программ по физике: общеобразовательной программы и программы углубленного изучения предмета. Профилизация обучения отражена в программе изменением порядка изучения разделов дисциплины, исключением из содержания обучения ряда тем, различием в количестве отводимых на изучение физики часов. Включение или исключение тех или иных разделов и тем в программы различных профилей обучения недостаточно обосновано с позиций педагогической науки.
3. Существующие учебники по физике для иностранных граждан, утвержденные министерством образования, могут быть использованы в учебном процессе лишь частично, так как перенасыщены информацией и разработаны без учета постоянно изменяющегося уровня владения иностранными слушателями подготовительных факультетов русским языком.
4. Заявленные к настоящему времени методики обучения иностранных слушателей физике сводятся, главным образом, к абсолютизации того или иного метода обучения.
Анализ специфики системы предвузовской подготовки показал два наиболее значимых фактора, обуславливающих необходимость развития учебной мотивации у иностранных граждан.
1. Обучение иностранных граждан связано с проблемами их адаптации. Психологами и педагогами доказана тесная связь между всеми видами адаптации и мотивацией учебной деятельности [7, 10, 44,47, 53, 138,140, 155,162].
2. Ко времени поступления на подготовительный факультет российского вуза иностранные учащиеся имеют сформировавшиеся представления о роде своей будущей профессиональной деятельности. Испытывая трудности адаптации, учащиеся оценивают каждую учебную дисциплину с точки зрения значимости для их будущей учебной деятельности в вузе и будущей профессиональной деятельности. Осознание учащимися-иностранцами потребности в физических знаниях может способствовать успешному преодолению ими трудностей адаптации через развитие учебной мотивации.
Таким образом, при обучении физике иностранных слушателей возникает противоречие между необходимостью развития учебной мотивации и неразработанностью в методике обучения физике этой проблемы применительно к системе предвузовской подготовки иностранных граждан.
В связи с этим в методике обучения физике иностранных слушателей должны быть решены следующие вопросы.
1. Необходимо усовершенствовать существующую программу по физике для иностранных слушателей, для этого проанализировать значимость элементов содержания обучения для будущей деятельности иностранных граждан в качестве студентов российского вуза и для их профессиональной деятельности.
2. Необходимо определить место и роль учебной мотивации при изучении физики иностранными слушателями.
3. Необходимо разработать методику формирования учебной мотивации у иностранных слушателей подготовительных факультетов в процессе обучения физике. Разработка методики должна включать в себя уточнение обобщенных и конкретизированных целей обучения, отбор содержания обучения, конструирование учебного процесса, создание системы диагностики достижения целей обучения.
С учетом выявленного противоречия и названных задач сделан выбор темы исследования и сформулирована научная проблема: какой должна быть методика формирования учебной мотивации у иностранных слушателей при обучении физике, чтобы познавательные и профессиональные мотивы стали основными побудителями их учебной деятельности.
Цель исследования состоит в обосновании и разработке методики формирования учебной мотивации у иностранных слушателей при обучении физике в системе предвузовской подготовки.
Объектом диссертационного исследования является процесс изучения физики иностранными слушателями в системе предвузовской подготовки.
Предмет исследования - формирование учебной мотивации у иностранных слушателей подготовительных факультетов при изучении физики.
Сформулируем основную рабочую гипотезу исследования.
Формирование учебной мотивации у иностранных учащихся на этапе предвузовской подготовки будет эффективным, если:
• отобрать содержание обучения на основе значимости его элементов для будущей учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности слушателей;
• определить ориентировочную основу деятельности в виде структурно-логических схем учебного материала;
• сформировать у слушателей инвариантные умения работы со структурно-логическими схемами и развивать на их основе умения продуцировать учебные тексты и конструировать структурно-логические схемы.
В процессе работы по проверке выдвинутой гипотезы предполагалось решить следующие задачи.
1. Выявить особенности контингента слушателей системы предвузов-ской подготовки, связанные с уровнем развития учебной мотивации и базовым уровнем знаний, полученных на родине.
2. Провести анализ отраслевых стандартов, учебных программ и учебных пособий по физике для иностранных слушателей в контексте развития учебной мотивации.
3. Составить рассчитанную на обозначенный выше контингент обучаемых экспериментальную программу, нацеленную на формирование учебной мотивации.
4. Разработать методику формирования учебной мотивации в процессе обучения, создать в качестве дидактического обеспечения модели занятий, учебные пособия, комплект диагностических материалов.
5. Проверить эффективность разработанной методики экспериментальным путем.
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные принципы и положения диалектики:
• принцип развития, согласно которому любой объект находится в постоянном движении от простого к сложному, от низшего к высшему;
• принцип взаимосвязи явлений;
• принцип системности, отражающий внутреннюю организованность предметов, их структурность и иерархичность строения мира;
• принцип детерминизма, выражающий причинно-следственные связи существования и развития объектов;
• соотношение полярных философских категорий общего, особенного и единичного, целого и части, содержания и формы, сущности и явления;
• диалектико-материалистическое понимание деятельности человека как созидание им человеческого мира и самого себя.
Теоретической основой исследования послужили работы:
• К.А. Абульхановой-Славской, В.К. Вилюнаса, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, А. Маслоу, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, X. Хекхаузена, В.Д. Шадрикова, исследующих роль мотивации в деятельности человека;
• Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной, Б.С. Волкова, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.А. Ефимовой, А.В. Захаровой, Л.П. Кичатинова, В.Г. Леонтьева, А.К. Марковой, П.М. Якобсона, посвященные проблемам формирования учебной деятельности и развитию мотивации учения школьников и студентов;
• B.C. Данюшенкова, З.Д. Дробчак, Н.М. Зверевой, Л.А. Ивановой, И.Г. Кирилловой, И.Я. Ланиной, Р.И. Малафеева, П.И. Медвецкого, Ю.А. Саурова, Ю.Н. Тюфанова, А.В. Усовой, А.А. Червовой о формировании учебной деятельности и приемах развития познавательного интереса школьников в процессе обучения физике;
• В.А. Бетева, Д.А. Исаева, Ю.А. Саурова, А.М. Сохора, исследующих вопросы системности знаний учащихся, структурирования учебного материала;
• К.С. Балакиряна, Г. Домбровецкой, Н.И. Зверева, Е.Ф. Изотовой, Т.Б. Невежиной, Г.Д. Поповой, Ю.А. Кутузова, А.И. Сурыгина, А.Н. Ременцова, Т.П. Чернявской по теории и методике обучения иностранных граждан в системе предвузовской подготовки на неродном для учащихся языке;
• B.C. Аванесова, В.П. Беспалько, М.Б. Челышковой, посвященные проблемам конструирования педагогических тестов и методам обработки эмпирических данных, полученных в ходе педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач применялись общенаучные методы теоретического исследования (анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, синтез, моделирование); методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, метод сочинений, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, итоговый), качественный и количественный анализ его результатов; методы статистической обработки данных.
Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими категориями исследования являются понятия "учебная деятельность", "мотив", "учебная мотивация", "модель занятия", "структурно-логическая схема занятия".
Учебная деятельность - специфическая деятельность человека по приобщению к накопленному человечеством опыту преобразования окружающей действительности, закрепленному в образовательных программах и учебных пособиях (по В.В. Давыдову).
Мотив - любой фактор, обуславливающий проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы (Е.П. Ильин).
Учебная мотивация - сложная система отношений, побуждений, мотивов, потребностей, интересов, идеалов, стремлений, которая детерминирует поведение учащихся (А.К. Маркова).
Занятие - логически завершенный фрагмент учебного процесса, занимающий во времени два академических часа.
Модель занятия г план, фиксирующий содержание, этапы, средства осуществления и результат учебной деятельности.
Структурно-логическая схема занятия - форма представления содержания учебного материала, отражающая логические связи между его базисными элементами.
Научная новизна исследования.
1. Разработаны теоретические основы формирования учебной мотивации у иностранных слушателей при обучении физике в системе предвузовской подготовки, включающие:
• диагностику мотивов учебной работы;
• принципы развития мотивационной сферы;
• инвариантные приемы деятельности с учебным материалом.
2. Разработана методика формирования учебной мотивации у иностранных слушателей, составными частями которой являются:
• дидактические материалы в виде структурно-логических схем, вопросов и заданий;
• система моделей занятий для всего курса подготовки слушателей;
• комплект средств диагностики (тесты, контрольные работы).
Теоретическая значимость исследования заключается в доказательстве эффективности использования структурно-логических схем в качестве средства формирования учебной мотивации, а также в определении основных принципов развития учебной мотивации: коммуникативности, учета национальных и возрастных психологических особенностей слушателей, учета адаптационных процессов.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработана и апробирована методика формирования учебной мотивации, обеспеченная:
• моделями занятий, которые могут быть использованы преподавателями физики, работающими с иностранными слушателями подготовительных факультетов;
• структурно-логическими схемами учебного материала;
• учебными пособиями;
• комплектом тестов и контрольных работ для диагностики достижения целей обучения.
Методика формирования учебной мотивации внедрена в учебный процесс Центра предвузовской подготовки и обучения иностранных граждан Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Материалы исследования могут найти применение в работе с иностранными учащимися любой национальной принадлежности, а также в системе довузовского обучения российских граждан.
Опытно-экспериментальная база исследования — Центр предвузовской подготовки и обучения иностранных граждан Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.
Исследование осуществлялось в течение четырех лет и прошло ряд этапов.
На первом этапе (1999-2000 гг.) существующая научная проблема была теоретически осмыслена: проведен анализ специальной теоретической и методической литературы, в том числе диссертационных работ, сформулирована теоретическая идея в форме гипотезы исследования.
На втором этапе (2000-2002 гг.) была уточнена и углублена концепция исследования, составлена экспериментальная программа обучения, проведены констатирующий, обучающий, итоговый эксперименты.
Третий этап (2002-2003 гг.) - анализ результатов, завершение оформления диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Проблема и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики обучения физике Нижегородского государственного педагогического университета и кафедры общенаучных дисциплин Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (1999-2003), на международных конференциях "Обучение российских и иностранных граждан на подготовительных факультетах в условиях международной интеграции высшего образования" (Москва, РУДН, 1999), "Проблемы и перспективы развития системы предвузовского обучения иностранных граждан на рубеже третьего тысячелетия" (Москва, МАДИ, 2000), "Общеобразовательные дисциплины и язык специальности в профессиональной подготовке национальных кадров на начальном этапе обучения в вузе" (Москва, РУДН, 2000), "Проблемы многоуровневого высшего образования" (Н.Новгород, ННГАСУ, 2000, 2001, 2003), региональнных конференциях "Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и дисциплинам специализации" (Н.Новгород, НГПУ,' 1999), "Учебный предмет "Естествознание" в вузе и школе" (Н.Новгород, НГПУ, 2000), "Проблемы интеграции естественнонаучных дисциплин в высшем педагогическом образовании" (Н.Новгород, НГПУ, 2001).
Методика формирования учебной мотивации апробирована на занятиях с иностранными слушателями, обучающимися в Центре предвузовской подготовки и обучения иностранных граждан. Использование методики дало положительные результаты, которые представлены в данной работе. Автором опубликовано 15 печатных работ по теме исследования.
Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена:
• теоретической базой исследования - фундаментальными положениями дидактики, психологии, теории и методики обучения физике;
•проведенным анализом проблемы исследования как в теоретическом аспекте, так и с позиций практического обучения физике иностранных слушателей подготовительных факультетов;
• личным участием автора в проведении экспериментов;
• применением комплекса методик исследования и математических методов статистической обработки эмпирических данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) формирование учебной мотивации у иностранных слушателей возможно осуществлять через профессиональную направленность процесса обучения физике в системе предвузовской подготовки;
2) в основе методики формирования учебной мотивации лежит использование в учебном процессе структурно-логических схем учебного материала в качестве ориентировочной основы деятельности;
3) преобладание в структуре учебной мотивации иностранных слушателей познавательных и профессиональных мотивов способствует повышению эффективности их учебной деятельности.
Структура работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Содержание диссертации изложено на 145 страницах, из них 9 таблиц, 3 рисунка. Список литературы включает 169 наименований.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 218 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz