Четверг, 19.09.2024, 05:50
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Проблема Россия - Запад в философии русского религиозного ренессанса ХХ века : В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов. бесплатно
09:09
Скачать Проблема Россия - Запад в философии русского религиозного ренессанса ХХ века : В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов. бесплатно
Проблема "Россия - Запад" в философии русского религиозного ренессанса ХХ века : В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов

Диссертация

Автор: Горбач, Константин Иванович

Название: Проблема "Россия - Запад" в философии русского религиозного ренессанса ХХ века : В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов

Справка: Горбач, Константин Иванович. Проблема "Россия - Запад" в философии русского религиозного ренессанса ХХ века : В. Н. Эрн, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов : диссертация кандидата философских наук : 09.00.03 Москва, 1996 152 c. : 61 98-9/328-4

Объем: 152 стр.

Информация: Москва, 1996


Содержание:

Глава Г Истоки и предпосылки возникновения этического учения о сердце
§1 Кардиагнозис в восточно-христианском учении
§2 Категории сердце]^разумъ европейской традиции: от этики Августина Аврелия — к этике Б Паскаля
§3 Сердечное познание как условие нравственного совершенствования субъекта в этической концепции ГС Сковороды
Глава
II Нравственный аспект учения о сердце в русской религиозной философии XIX века
§1 Традиции умо-сердечного делания и «оптинский ренессанс»
§2 Сердце как орган «цельного знания» в этике славянофилов
§3 Сердце как этическая категория в духовно-академической философии ПД Юркевигча

Введение:

Актуальность диссертационного исследования.В русской религиозно-философской мысли X I X века сердце предстает как одна из центральных этико-философских категорий. Понятие «сердце», к которому обращаются русские религиозные мыслители, обозначает не анатомический орган, а осмысляется как глубинное ядро человека, средоточие полноты духовной, нравственной и телесной жизни субъекта, центр его подлинного существования.Осмысление сердца как символа, а не метафоры или аллегории, имеет значимость для дальнейшего развития этической науки. Сердце — это материально-метафизический символ, соединяющий эмпирический и духовный планы действительности. Понятие «сердце» могло бы войти в категориальный аппарат этики, так как оно соотносится с другими этическими категориями, такими, например, как совесть, добро, зло, и в некоторых случаях выступает их смысловыми эквивалентами, а также не уступает этим категориям по своим ценностным характеристикам.Категория «сердце», представленная в зрениях И.В. Киреевского, A.C. Хомякова и П.Д. Юркевича, имеет аксиологический характер, ибо сердце выполняет нравственно-регулирующую и ценностно-формирующую функции, сопряженные с гносеологическим планом. Подобное представление о сердце как об органе морального чувства, способного различать ценности и осуществлять познание истины, вносит новое понимание процесса познания, придавая ему этический смысл. Понятие «кардиагнозис» обогатит терминологический аппарат этики и теории познания.Исследование этического аспекта учения о сердце приобретает актуальность в связи со сменой духовной и культурной ситуации в России, которая выражается в отходе от идеологических, относительных ценностей и стремлении к возрождению абсолютных ценностей. Именно «этика сердца» является отличительной чертой русской духовно-философской мысли, в отличие от западноевропейской «метафизики разума» и рассудочной американской философии, и обращена она к переустройству нравственной сферы человека. Нравственным идеалом русского народа испокон веков была «чистота сердца», которая основывалась на уцеломудривании личности. В связи с этим, исследование этического плана учения о сердце создает теоретические предпосылки формирования прочной основы для духовного и нравственного здоровья нации. Обращение к морально-аксиологической функции сердца, к процессу «сердечного делания» поможет преодолеть нарастающую деструкцию современного человека. «Этика сердца» способна заметно повлиять и на социальную сферу, так как улучшение нравственного состояния человека отражается на состоянии общества в целом.Степень разработанности проблемы.Проблема сердца в русской религиозной философии X I X века в ее этическом аспекте является одной из мапоисследованных тем как в дореволюционной критике, так и в современной этико-философской литературе.В статьях и книгах, вышедших в свет до 1917 года, данная тема представлена описательно, в русле общей характеристики этико-философского зд1ения И.В. Киреевского, A.C. Хомякова и П.Д. Юркевича. Такими работами являются книги Н.Л. Бродского «Ранние славянофилы. A.C. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и A.C. Аксаковы», А.Л. Волынского «Русские критики. Литературные очерки», Г.Г. Шпета «Философское наследство П.Д. Юркевича», Б. Щеглова «Ранние славянофилы как религиозные мыслители и публицисты. К вопросу о сущности учения A.C. Хомякова», статья А. Ходзицкого «Проф. философии Памфил Данилович Юркевич. Очерк жизни, литературной деятельности и богословско-философского мировоззрения». Русские философские критики, в целом, обращались к исследованию социально-политической концепции представителей славянофильства, их интересовало само мировоззрение И.В. Киреевского и A.C. Хомякова, а также литературное творчество этих мыслителей.Проблема сердца не стала объектом внимания исследователей данного периода.В отличие от вышеперечисленных критиков, философы русского Зарубежья обращались к анализу основных положений учения о сердце в христианской антропологии, которая является одним из источников этого учения. Значительный вклад в исследование духовно-этического аспекта «метафизики сердца» внес Б.П. Вышеславцев. Его работы «Сердце в христианской и индийской мистике» и «Значение сердца в философии и религии» свидетельствуют об оригинальном подходе мыслителя к осмыслению человеческого «Я». Вышеславцев впервые выдвигает положение о том, что сердце есть религиозный символ, соединяющий в себе одновременно добро и зло, обозначающий сокровенную глубину личности.К исследованию феномена сердца проявляют интерес В.В. Зеньковский («Принципы православной антропологии»), И.А. Ильин («Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»), а также Г.В. Флоровский, который в работе «Восточные отцы IV века» проводит анализ антропологических категорий «ум» и «сердце» на основе святоотеческих сочинений.В целом, мыслители русского Зарубежья выстраивают свою кардиагностическую систему на основе концепции сердца П.Д. Юркевича. Они акцентируют свое внимание, главным образом, на исследовании религиозного и гносеологического аспектов учения о сердце, указывая на сердце как на центр человеческой личности и орган богопознания. Б.П. Вышеславцев и И.А. Ильин поднимают вопрос о так называемой «культ)фе сердца», противопоставляя русскую «сердечную» и западную «рассудочную» культуры. Думается, что Ильин и Вышеславцев впервые философски обосновали концепцию сердечного энергетизма.В советский период отечественная исследовательская литература проявила равнодушие к анализу проблемы сердца в русской религиозной философии XIX века, ибо данная тема не входила в круг тем, разрешенных официальной идеологией.Интерес к проблеме сердца вновь возродился лишь в девяностых годах X X века и был связан с обоснованием новых принципов и подходов к постижению символики сердца.Значительный вклад в изучение проблемы сердца внес современный исследователь С. Хоружий, который рассматривает этот орган как метафизический центр, как ядро сосредоточения духовно-душевных и телесных энергий субъекта. Этому посвящена его работа «К феноменологии аскезы», в которой автор исследует феномен сердца с позиции синергетики, через принципы христианского холизма, связывающего духовный рост человека со степенью его нравственности.Особого внимания заслуживают монографии современного петербургского философа Б.В. Маркова «Разум и сердце. История и теория менталитета» и «Философская антропология. Очерки истории и теории». На наш взгляд, Б.В. Марков впервые в современной русской философии определяет сердце как гносеологическую категорию, о чем свидетельствует, по мнению автора, весь духовный патристический опыт. Марков проводит четкую грань между западноевропейским (рационально-дискурсивным) и русским (сердечным) менталитетом, тем самым выводя проблему сердца в культурологически-философский план. ГносеологР1ческий аспект проблемы сердца рассматривается в работах современных исследователей русской религиозной философии А. Буланова (104) и А. Горелова (111).Принципиально новое осмысление категории сердца как энергийноэкзистенциального центра представлено в книге В.Ш. Сабирова «Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии». Сабиров акцентирует внимание на гносеологической функции сердца, ибо сердце является органом высшего гнозиса. Философ выявляет экзистенциальные аспекты категории сердца, состоящие в осмыслении мистической глубины этого средоточия человека.Интересные положения относительно феномена сердца в практике оптинского старчества выдвинули литературоведы В.А. Котельников (131) и Ю.В. Манн (140). Они впервые в русской философско-художественной мысли проводят и обосновывают смысловые реминисценции между этикой и антропологией старцев Оптиной Пустыни и антрополого-этическими взглядами русских философов и писателей: Ф.М. Достоевского, И.В. Киреевского и Л.Н. Толстого, что является предпосылкой более глубокого изучения славянофильского представления о сердце.Отдельные аспекты учения о сердце анализируются в работах Г.Я. Стрельцовой «Паскаль и европейская культура» и И.И. Семаевой «Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины X X века», где сердце рассматривается в связи с нравственным идеалом восточной патристики.Тема сердца напша свое отражение в современных философских словарях. Так, в 1995 году выпгел в свет словарь «Русская философия» (под общ. ред.М. Маслина), переизданный в 1999 году. Этот словарь содержит статью «Сердца метафизика», в которой рассматриваются основные этапы учения о сердце в русской философии и этике, а таюке в русской духовной традиции. Статья «Сердце» появилась и в новейщем издании — «Святая Русь. Энциклопедия русской цивилизации».Духовно-этические идеи, связанные с учением о сердце, являются актуальными и в богословской литературе X X века, осмысляющей сердце с позиций теологии в связи с сотериологическими и этическими проблемами. К таким работам относятся: фундаментальный труд архимандрита Киприана (Керна) «Антропология св. Григория Паламы», сочинение архиепископа и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого) «Дз^х, душа и тело». С православно-теологических и медицинских позиций анализирует проблему сердца митрополит Сурожский Антоний (Блум) в статье «Исцеление тела и спасение души». В указанных работах феномен сердца рассматривается как центр пересечения духовных, душевных и телесных сил человека. Архиепископ Лука и митрополит Антоний исходят из принципов православного холизма и энергетизма, а также из учения о сердце П.Д. Юркевича, и в этом смысле они являются продолжателями многоаспектного подхода к исследованию проблемы сердца, систематизированного этим русским философом. Культурологический подход к символике сердца обнаруживается в работе Л. Этингена «Символика сердца», в которой философ обращается к анализу многообразия символа сердца в русской иконописи, мировой эмблематике.На основании изучения данных исследований мы можем сделать вывод, что сердце в них рассматривается, в основном, как гносеологическая и онтологическая категория, хотя, на наш взгляд, в русской религиозно-философской мысли имеет место осмысление сердца как категории этической. Кроме того, не исследованным остается экзистенциальный характер категории «сердце» и вопрос о его символической сущности.Объектом диссертационного исследования является процесс развития русской философско-этической мысли XIX века.Предмет исследования — идея сердца как средоточия духовнонравственных сил человека, представленная в работах русских религиозных мыслителей XIX века.Целью диссертационного исследования является доказательство правомерности рассмотрения сердца как этической категории, связанной с проблемами нравственного совершенствования человека.Достижение поставленной цели требует постановки и решения следующих задач. • Выявить истоки и предпосылки исследуемой проблемы. • Обнаружить специфику учения о сердце в трудах религиозных мыслителей X IX века. • Доказать правомерность рассмотрения категорий «сердце» и «разум» не в их кардинальном противопоставлении, а в значимом единстве. • Обосновать идею о сердце как об интегрирующем центре рациональной, эмоциональной, чувственной, волевой сфер духовно-нравственной жизни человека. • Провести категориальный анализ понятий «совесть», «ум», «разум», «рассудок» и выявить особенности их соотношения с категорией «сердце». • Обосновать подход к понятию «сердце» не как к метафоре или аллегории, а как к символу. • Установить новизну вклада И.В. Киреевского, A .C . Хомякова и П.Д. Юркевича в разработку учения о сердце и степень согласованности их учения с традиционным осмыслением сердца в русской православной духовности.Структура диссертации.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.Первая глава диссертации посвящена истории возникновения и эволюции идеи сердца в русской религиозной философии X I X века. Она состоит из трех параграфов.В первом параграфе исследуется проблема возникновения учения о сердце, а также истоки философской идеи сердца и предпосылки ее возникновения в русской религиозной философии XIX века.Во втором параграфе выявляется специфика духовно-этических и гносеологических категорий «сердце» и «разум» в этическом и гносеологическом учении западноевропейских мыслителей — Б. Паскаля и Р. Декарта.В третьем параграфе на примере этико-философской системы Г.С. Сковороды определяется роль сердца в процессе духовно-нравственного совершенствования личности.Во второй главе на основе анализа философии ранних славянофилов (A.C. Хомякова и И.В. Киреевского) и П.Д. Юркевича исследуются два направления в развитии идеи сердца, представляющей собой фундамент учения о нравственном совершенствовании субъекта, разработанного в русской религиозной философии X IX века.В первом параграфе исследуется сугцность понятия «сердце» на примере духовного наследия старцев Оптиной Пустыни, а также их предтеч — Нила Сорского и Паисия Величковского.Второй параграф посвящен анализу этико-философской категории «сердце» в концепции «живознания», разработанной славянофилами — И.В. Киреевским и A.C. Хомяковым.В третьем параграфе выявляются общие характеристики понятия «сердце» в рамках многоаспектной концепции П. Д. Юркевича.Теоретико-методологическая база диссертации.В основе диссертационной работы лежит спектр положений, разработанных философами, которые в качестве объекта своего философского анализа избрали идею сердца как жизненно важного центра, концентрирующего все силы субъекта: Г.С. Сковороды, И.В. Киреевского, A.C. Хомякова, П.Д. Юркевича и др. Автор работы обращается к экзистенциальным моментам учения о сердце, которые нашли отражение в сочинениях Августина Аврелия, Б. Паскаля. Использованы работы современных исследователей русской философии: С. Аверинцева, H.A. Бенедиктова, Т.И. Благовой, А. Буланова, Б.В. Емельянова, А.Ф. Замалеева, Б.В. Маркова, Г.В. Стрельцовой, С. Хоружего, Л.Е. Шапошникова и др. Значительное влияние на авторскую позицию диссертанта оказали работы Б.В. Маркова и С. Хоружего.Диссертант обращается к источникам патристической мысли, а также к работам исследователей данных текстов: В.В. Зеньковского, И.И. Семаевой, Г.В. Флоровского и др.Методология данного диссертационного исследования определяется поставленными диссертантом целью и задачами. Методологическим основанием диссертационной работы является метод сравнительного анализа, метод аналогий; автор диссертации опирался на принцип историзма, принцип целостного подхода к изз^аемому материалу.Новизна научного исследования заключается в следующем: • В диссертационном исследовании предпринят целостный анализ духовно-этического учения о сердце, которое разрабатывалось русскими религиозными мыслителями X IX века. • Учение о сердце русских религиозных мыслителей X I X века рассматривается в работе многоаспектно: идея сердца исследуется автором диссертации через призму этической, антропологической, гносеологической, эстетической и теологргческой проблематики. • Впервые предпринята попытка раскрыть этический аспект учения о сердце, который является основным и интегрирующим другие аспекты. • Автор в качестве основного истока этического учения о сердце рассматривает раннехристианскую и восточно-христианскую концепции сердца. • Диссертант обращается к теоретическому осмыслению идеи сердца на основе практического опыта оптинского старчества, представленного в эпистолярном наследии и поучениях. Автор работы исследует традицию умосердечного делания через символическое осмысление категории «сердце». • В диссертации предпринята попытка доказать положение о том, что концепции сердца, разработанные И В . Киреевским, А.С Хомяковым и Н.Д. Юркевичем, явились органичным результатом непрерывающейся восточно-патристической традиции. • Автор исследования пытается доказать, что этическое учение о сердце содержит в себе экзистенциальные мотивы.Практическая ценность полученных результатов.Материалы, представленные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при разработке раздела по курсу этики, истории русской философии, а также могут быть положены в основу теоретического курса по истории русской этической мысли, элективных курсов в вузах и факультативных занятий в средних школах. Теоретические положения работы были использованы диссертантом при разработке и проведении факультативов.Апробация работы. Положения, касающиеся проблематики данной работы, неоднократно излагались автором на российских, региональных и вузовских научных конференциях, на семинаре аспирантов кафедры философии ЗабГПУ. За время работы над диссертацией были опубликованы следующие статьи: 1. Архиепископ Лука о роли сердца в духовной жизни человека // Роль интеллигенции в культуре Забайкалья. Вторые Иннокентьевские чтения. Научно-практическая конференция. Чита, 1999. 29-34.2. Феномен сердца в христианской традиции // Славянская культура: традиции и современность. Материаны IV региональной наздтно-практической конференции. Чита: ЗабГПУ, 1999. 16-25.3. Дом как «сердце» рода, народа. Родины в повестях A.C. Пушкина // Гуманитарный вектор. Вестник Забайкальского Отделения Академии Гуманитарных Наук. 1999, № 1 (5). 124-130.4. «Философия сердца» П.А. Флоренского // X X I век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.). В 4 т. Т. 4: Философия духовности, образования, религии. Ч. 1. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.С. 200-201.5. «И сердце трепетное вынул» (Духовные аспекты маленьких трагедий A.C. Пушкина) // Пушкин и Православие. Третьи Иннокентьевские чтения. Научно-теоретическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения A.C. Пушкина. Чита, 2000. 74-84.6. традиции умо-сердечного делания и «Оптинский ренессанс» // 2000летие Христианства. Четвертые Иннокентьевские чтения. Научнотеоретическая конференция. Чита, 2001. 22-29.7. Формирование духовно-нравственных ценностей при изз^ении библейской притчи (из опыта лицея при ЗабГПУ) // Православие на рубеже тысячелетий: Сб. статей. Чита, 2001. 125-134.8. Сердечное познание как условие нравственного совершенствования человека в этических концепциях Б. Паскаля и Г.С. Сковороды // Русская философия между Западом и Востоком: Материалы V Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург, сентябрь-октябрь 2001 г. Екатеринбург: Издво Уральского университета, 2001. 154-159.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 236 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz