Четверг, 19.09.2024, 05:58
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Проектирование содержания учебного предмета Информатика для гуманитарных классов. Сикорска, Дарья бесплатно
03:57
Скачать Проектирование содержания учебного предмета Информатика для гуманитарных классов. Сикорска, Дарья бесплатно
Проектирование содержания учебного предмета "Информатика" для гуманитарных классов

Диссертация

Автор: Сикорска, Дарья

Название: Проектирование содержания учебного предмета "Информатика" для гуманитарных классов

Справка: Сикорска, Дарья. Проектирование содержания учебного предмета "Информатика" для гуманитарных классов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2003 156 c. : 61 04-13/588

Объем: 156 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

В ВИДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
УЧИТЕЛЕМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
11 Сущность понятия «проектирование» с позиций процессуального и деятельного подхода
1 2 Проектирование как элемент профессиональной деятельности учителя
1 3 Содержание учебного предмета как объект проектирования
Выводы первой главы
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АПРОБИРОВАНИЕ КУРСА
ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ ГУМАНИТАНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
21 Анализ действующих учебников по информатике на соответствие обязательному минимуму содержания образования
22 Особенности и условия проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов
23 Интеграция как ведущее условие проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов
24 Реализация основных принципов интеграции в ходе педагогического эксперимента
Выводы второй главы

Введение:

Актуальность исследования. Новая социально-экономическая ситуация, складывающаяся в нашей стране, оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на образование. В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника, усиливается осознание ее ценности. Поэтому его основная задача состоит в том, чтобы. адаптируя учебный процесс к особенностям обучения и развития личности школьников, помочь учащимся раскрыть и развить те способности, которые позволили бы им максимально реализовать себя в окружающем мире. Современная школа, инновационные процессы, характерные для нее актуа-лтируют проблему изменения содержания образования, обеспечивающего становление творческой, способной адаптироваться в постоянно меняющихся человиях личности.
В ГОС высшего педагогического образования для специальности учитель средней общеобразовательной школы написано: «Выпускник должен быть готовым г осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; г способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; г использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; г обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта. Специалист должен уметь: осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета.» настоящее время особенности развития педагогической науки и практики требуют от учителя наличия собственной позиции в обучении, что предполагает проектирование педагогами содержания учебных предметов. В основе этих проблем лежат недостаточная степень разработанности теории проектирования содержания учебных курсов, неготовность большинства учи гелей к осуществлению проектировочной деятельности, в связи с тгим одним из перспективных направлений повышения эффективности образовательного процесса в школе является поиск путей построения содержания учебных предметов для классов естественно-научного и гуманитарного профиля. Наибольшее значение эти вопросы приобретают в предметной области «Информатика», что обусловлено постоянными изменениями в этой развивающейся области науки.
Изменения в процессе обучения в профильных классах охватывают цели, меюды, организационные формы, а также отражаются на результатах обучения, однако, наиболее ярко они выражены в содержании образования. Как утверждает И. М. Осмоловская [144 ], без изменения содержания образования обучение в профильных классах неэффективно. Проведенный ею анализ практики показал, что имеют место случаи организации таких классов без внесения изменений в содержание образования, что влечет снижение учебных успехов, мотивации обучения школьников. Таким образом, актуализируется проблема построения содержания образования, и учебных предметов в том числе, для определенного профиля класса.
Анализ опыта организации обучения школьников в профильных классах по $ вол ил выявить ряд проблем и недостатков (разные цели изучения отдельных дисциплин, глобализация изучаемого материала, несогласованность программ различных учебных предметов, изучаемых школьниками в одно и тоже время, опора на логическое мышление при освоении содержания в классах с гуманитарным профилем и др.), которые существенно снижают эффективность процесса обучения и связаны в той или иной мере с отсутствием общей теории и технологии проектирования содержания учебных предметов для профильных классов, с неразработанностью единых подходов к организации обучения в классах с различным профилем.
И педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения проблемы проектирования содержания учебных предметов. Рассмотрен процесс отбора содержания с учетом типа мышления (С). И. Векслер, Н. Д. Левитов, Н. С. Лейтес, В. Г. Маранцман, Ю. А. Самарин, И. С. Якиманская и др.) [31, 110, 113, 125, 176, 226]; показаны iп гюпышеши: качества обучения в условиях трансформации содержания (Т. Г. Браже, И. И. Зарецкая, А. Католиков, Г.А.Монахова.
A. А. Ятайкина и др.) [26, 67, 90, 133]; проанализированы основы проектирования как элемента профессиональной деятельности педагога (В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, Е. С. Заир-Бек, В. М. Монахов. Т. К. Смыковская и др.) [ 16, 19, 66, 131, 188]; разработаны основы проектирования содержания (Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, В. С. Леднев. И. Я. Лернер, M. Н. Скаткин, И. С.Якиманская и др.) [40, 100, 112, 116, 183. 18-1, 226], однако, проектирование содержания учебных предметов для гума-ншарных классов как объект специального исследования практически не рассматривался. Оно изучалось, в основном, как один из аспектов профессиональной деятельности педагога. Выделение проектирования содержания учебного предмета как отдельного объекта для дидактического исследования осуществлено в основном на методическом уровне, при этом реализовыва-лос1. не проектирование, а отбор содержания. В предметной области «Информатика» отбор содержания в ныне существующей практике основывается на интересах самого учителя или исходит из возможностей материально-технической базы.
В отечественной педагогике еще в 60-е годы XX века уделялось внимание общим вопросам построения содержания образования для специализированных, профильных классов. H. М. Шахмаевым разработана технология реализации идеи использования согласованных циклов предметов;
B. II. Максимовой [123] был предложен блочно-модульный принцип, позволяющий сынтегрировать содержание предметов, имеющих общую содержательно-методическую линию. В середине 90-х годов J1. Я. Зорина,
И. M. Осмоловская, В. M. Симонов [74, 144, 180]и др. обратились к вопросам построения содержания образования, разрабатывались принципы и механизмы построения содержания образования для естественно-научных, физико-математических классов при сохранении единого базового ядра содержания для всех учащихся. Однако проблемам построения содержания обра-зонания для гуманитарных классов в педагогическом литературе уделялось мало внимания, что обусловлено, во-первых, технократизацией всех сфер жи {недеятельности, которая востребовала создание естественно-научных и фи шко-математических классов, во-вторых, преобладанием в школьном образовании знаниево-ориентированной парадигмы, в-третьих, приоритетным из> чением у подростков логического мышления.
I возникновение в школьной практике гуманитарных классов в конце XX века было определено потребностью удовлетворить стремления ученика и занятиях литературой, музыкой, историей, иностранными языками и т. д., к которым учащиеся имеют способности, интересы и склонности. Кроме того, школьники «гуманитарии» отличаются особенностями познавательной деятельности: интуитивное образное мышление, искусство слова, склонность к глубокому эмоциональному сопереживанию, особое восприятие литературно-художественной формы, снижение интереса к естественно-научным знаниям, но сохранение интереса к гуманитарным проблемам естественных наук. Поэтому, рассматривая содержание предмета «Информатика», как отмечает Т.К. Смыковская [188], следует соотносить с особенностями мышления и обучения гуманитариев.
Однако, как свидетельствует практический опыт многих учителей, неадекватное соотношение количества и глубины изучаемых предметов в гуманитарных классах, приводит к увеличению формального объема учебною материала, к перераспределению учебного времени на больший объем содержания. Помимо того, что происходит сокращение часов на непрофилирующие предметы, у учащихся часто встречаются фрагментарность восприятия учебного материала, затруднения в соотнесении хорошо известного материала одного предмета с другим. Преодолеть подобную «разорванность» знаний учащихся гуманитарных классов способна, по мнению И. И. Зарецкой [67|. интеграция.
Диализ учебных программ по предметам для гуманитарных классов показывает, что в них не всегда предоставляется возможность для интеграции. В нп\ не предусмотрены отбор и согласование с другими предметами межпредметных, межтематических, тематических, специальных понятий, правил, умений; возможность переструктурирования разделов, тем с учетом синхронизации по тематике и времени.
11едостаточная разработанность содержания учебных предметов для гума-ни?арных классов, отвечающего специфическим целям обучения, учиты-^ ваютего уровень возможностей, интересов учащихся «гуманитариев», которое способствовало бы овладению общекультурными вопросами для удовлетворения познавательных потребностей и развития тех сторон учебной деятельности школьников, которые наиболее успешно реализуются в данной познавательной сфере, актуализирует необходимость проектирования учителем содержания учебных предметов для гуманитарных классов.
К числу практических предпосылок решения проблемы проектирования щ учителем содержания учебных предметов относятся: принятие национальной доктрины и концепции модернизации российского образования до 2010 г.: рекомендации министерства общего и профессионального образования по введению к федеральному учебному плану регионального и школьного компонентов, позволяющего интегрировать учебные предметы вариативной части учебного плана с базисными предметами; нарастание инновационных процессов в образовании; разработка и утверждение стандартов среднего общего образования, которые предоставляют право педагогу на творчество при составлении собственной структуры содержания учебных предметов, право на создание собственных учебных курсов.
К сожалению, эти практические предпосылки не получили еще должного теоретического осмысления и построение содержания образования, в том числе и учебного предмета «Информатика», для гуманитарных классов иде'1 ишуитивным путем. В последние годы обострились противоречия: между необходимостью построения содержания учебных предметов, отвечающего особенностям обучения учащихся «гуманитариев», и отсутствием достаточно аргументированных условий для его проектирования; между проявлением устойчивой тенденцией к интеграции содержания образования, методологической обоснованностью дидактической интеграции и неразработанностью интеграции как условия проектирования содержания учебных предметов для гуманитарных классов.
С" учетом этих противоречий была сформулирована проблема исследования: проектирование содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов с целью повышения качества обучения и развития интеллектуальной сферы учащихся.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМЛ ГИКА» ДЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ».
Объект исследования — процесс обучения информатике в гуманитарных классах.
Предмет исследования — проектирование содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов.
Цель исследования - разработать научные основания для проектирования содержания учебного предмета «Информатика» (гуманитарные классы).
Задачи исследования:
1) уточнить сущностные представления о проектировании как ведущем элементе профессионально-педагогической деятельности учителя;
2) разработать и описать процедурную схему проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов; выявить особенности интеграции как ведущего условия проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классом;
4) обосновать и экспериментально проверить проект содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов.
Гипотеза - проектирование содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов, как элемент профессиональной деятельности педагога, будет обеспечивать повышение качества обучения и развитие интеллектуальной сферы учащихся, если: осуществляется по определенной процедурной схеме,, учитывающей специфику гуманитарных классов и основные принципы проектирования;
• интеграция выступает как ведущее условие проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов, в котором учитываются принципы единства педагогических целей, единства видов деятельности учащихся, связи образования с жизнью и принципы выделения ведущих идей, введения приемов научного познания.
В качестве методологической основы исследования использовались:
• идеи целостного подхода к изучению учебно-воспитательного процесса (К). К. Бабанский, О. С. Гребенюк, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков и др.)[ 12, 46, 100, 178, 182]; идеи системного подхода и специфика системного анализа педагогических процессов, явлений, систем и объектов (В. Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. В. Краевский, А. М. Саранов. Н. К. Сергеев и др.) [12, 19, 100, 107, 178].
Теоретические основы исследования составили: работы по теории и методике обучения информатике (Я.А. Ваграменко. И.В. Роберт, В.М. Монахов, A.B. Коледа и др.) [130,162, 163];
• работы по основам проектирования (О. С. Анисимов, В. С. Безрукова, В. 11. Беспалько, Е. С. Заир-Бек, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, Т. К. Смыков-ская. В. М. Шепель и др.) [8, 16, 19,66, 129, 131, 188, 216];
• концепции обновления содержания общего среднего образования (В. В. Краевский, В. С. Леднев, И.Я. Лернер, Е. Н. Шиянов и др.) [100, 112, 116,218]; работы по изменению содержания образования для специализированных, профильных классов (И. М. Осмоловская, Т. И. Петракова, В. М. Симоном, А. Н. Тубельский и др.) [144, 150, 180, 200];
• вопросы интеграции в образовании (Т. Г. Браже, А. Я. Данилюк. И. И. Зарецкая, Г. А. Монахова, В.М.Симонов, А. А. Ятайкина и др.) [26, 54, 56. (>7, 133].
В исследовании использовалась система методов: теоретические (логи-ко-исгорический анализ с целью выявления генезиса понятия «проектирование» в педагогике; теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; моделирование общей гипотезы иссле-донания и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы); эмпирические (анкетирование, беседы, изччение педагогической документации и педагогического опыта, анализ личного опыта работы в гуманитарных классах, анализ работ учащихся, эксперимент, описание и фиксация результатов исследования).
Достоверность результатов исследования обусловлена обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, разработкой комплекса диагностических методик, экспериментальной работой по проектированию содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов в условиях интеграции, опорой на практические данные изучения процесса реализации проекта, репрезентативной выборкой с учетом содержания и характера эксперимента и устойчивой статистически значимой повторяемостью основных показателей. Общее количество участников экспериментальной работы - около 100 человек.
Новизна результатов исследования состоит в том, что
V конкретизированы сущностные представления о проектировании как элементе профессионально-педагогической деятельности учителя;
У установлены уровни (теоретический, учебного плана и учебных предметов), на которых учитель может проектировать содержание образования; разработана и описана процедурная схема проектирования содержания учебных предметов с ориентацией на гуманитарную специализацию; уточнены дидактические условия (интеграция, учет психолого-педагогических особенностей учащихся-«гуманитариев» и др.) и технологическая специфика проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов; выявлены принципы реализации интеграции при проектировании содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов с учетом направлений интеграции (межпредметная и внут-рипредметная).
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в разработку общедидактической теории содержания образования (в концептуальные основы построения содержания образования для гуманитарных классов), теории системного и деятельностного подходов к проектированию педагогических объектов, систем и явлений (рассмотрено и структурно описано проектирование как элемент профессиональной деятельности учителя), теории целостного учебно-воспитательного процесса и методику обучения информатике (научно обоснована процедурная схема проектирования педагогом содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов)
Результаты могут служить теоретической основой для исследований по проектированию педагогических объектов, по организации процесса обучения школьников в профильных классах, по проектированию содержания образования по информатике.
Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что разработанные принципы реализации проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов в условиях интеграции дают ориентиры для практической деятельности всем лицам, занимающимся разработкой содержания образования (дидактам, методистам, учителям). Разработанные в исследовании программы, уроки могут быть использованы учителями гимназий, лицеев, школьными учителями и студентами педагогических специальностей в практической работе с учащимися гуманитарных классов.
Апробация результатов исследования осуществлялась через: г- проведение педагогического эксперимента по отдельным положениям концепции в университетах Польской республики (Кошалинскин педагогический институт, факультет управления и маркетинга) и на факультете информатики и математики МГОПУ; выступление на конференции «Информационная технология в изменяющейся действительности» (Слуцк, 2003); публикацию материалов исследования в различных научных, научно-практических, методических изданиях (всего опубликовано 8 работ).
Внедрение результатов исследования осуществлялось автором в 20002003 гг. в процессе работы в гуманитарных классах школ Польской республики (Кошалинский Частный образовательный центр) и на факультете информатики и математики МГОПУ. Практические рекомендации, выработанные на основе результатов данного исследования, используются в процессе преподавания «Информатики» в гуманитарных классах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогическое проектирование, являющееся элементом профессионально-педагогической деятельности учителя, понимается как целенаправлемпая деятельность педагога по созданию условий, планированию и реализации применения научных знаний для преобразования педагогической практики, включающая следующие этапы: выработка и осмысление целевых идей соиания объектов педагогического проектирования, подбор средств и информации для формирования путей материализации целевых идей, фиксация имеющихся ресурсов, детальная разработка целевых идей создания объектов педагогического проектирования и доведение их до степени практического приложения, конструирование элементов созданного проекта, диагностика, коррекция и оформление результатов проектирования.
2. Процедурная схема проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов, предполагает: 1) определение целей и отбор содержания учебных предметов с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей учащихся «гуманитариев»; 2) разбиение солержания предметов на смысловые или тематические части; 3) выделение в смысловых или тематических частях схожих разделов, тем; 4) синхронизация рачлелов, тем и дополнение разделов, тем содержания предметов по мере необходимости; 5) переструктурирование разделов, тем содержания предметов с \ четом целесообразного соотношения и синхронизации по тематике и времени: 6) корректировка часов на изучение предметов, которая позволяет учитывать основные принципы и этапы проектирования, а также особенности об\чения гуманитариев и развития их интеллектуальной сферы.
Дидактическими условиями проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов являются: учет психо-лою-педагогических особенностей учащихся-«гуманитариев» (интуитивное мышление, «художественный» тип восприятия информации, широта ассоциативного ряда и др.); отражение в содержании учебных предметов для гуманитарных классов специфики его усвоения учащимися-«гуманитариями» (актуализация ценностных отношений, усиление художественно-эсютического и привнесение культурологического аспектов); интеграция содержания на межпредметном уровне, проявляющаяся в виде межпредмет-ны\ связей, а также связи теории и практики, на внутрипредметном - в виде сопряжения учебных программ одной и той же дисциплины на разных уровнях обучения.
4. Межпредметная интеграция при проектировании содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов реализуется при соблюдении принципов: единства педагогических целей (позволяет согласовывать последовательность их изучения между предметами); г единства видов деятельности учащихся (обеспечивает введение в урок разнообразных видов деятельности учащихся); связи образования с жизнью (направляет деятельность педагога на осуществление и усиление практической направленности).
Виутрипредметная интеграция при проектировании содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов реализуется в соответствии с принципами: выделения ведущих идей (обеспечивает учет таких положений, которые выражают внутреннюю логику изучаемого материала, определяют его внутреннее единство и органическую целостность); г введения приемов научного познания (ориентирует на построение содержания, формирующего общенаучные приемы и метода познания, которые используются при изучении различных предметов).
5. Программа и содержание учебного предмета «Информатика».
Базой исследования являлись гуманитарные классы школ Польской республики (Кошалинский Частный образовательный центр) и факультет математики и информатики МГОПУ.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (1995 — 1997 гг.) — поисково-теоретический — осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, изучались состояние проблемы и особенности функционирования педагогического опыта, соответствующего проблеме исследования: проводился констатирующий и поисковый эксперименты, что позволило определить проблему исследования и сформулировать предмет, цель, гипотезу, методологию, методы и научный аппарат.
Второй этап (1997 - 2002 гг.) — экспериментальный — характеризовался проведением формирующего эксперимента, в ходе которого моделировалась и подвергалась проверке схема проектирования содержания учебного предмет «Информатика» для гуманитарных классов; уточнялись условия, необходимые для ее применения. На данном этапе разрабатывались принципы проектирования содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов в условиях интеграции; экспериментально проверялись принципы реализации интеграции в процессе преподавания «Информатики» в 1 уманнтарных классах.
Третий этап (2002 - 2003 гг.) — завершающий — посвящен уточнению принципов реализации интеграции при проектировании содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов; анализу результатов исследования; обработке исследовательских материалов; формулировке тео-решческих выводов о проектировании содержания учебного предмета «Информатика» для гуманитарных классов в условиях интеграции, оценке 'эффективности проектирования; коррекции теоретических выводов, полученных на предыдущих этапах исследования; систематизации результатов исследования, их интерпретации; оформлению диссертации.
Структура диссертации: диссертация (156 е.), состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (231 наименований), приложения. Текст диссертации содержит 6 таблиц, 5 рисунков.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 234 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz