Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Проектный подход в биографическом исследовании личности. Султанова, Зарина Вячеславовна бесплатно
09:21
Скачать Проектный подход в биографическом исследовании личности. Султанова, Зарина Вячеславовна бесплатно
Проектный подход в биографическом исследовании личности

Диссертация

Автор: Султанова, Зарина Вячеславовна

Название: Проектный подход в биографическом исследовании личности

Справка: Султанова, Зарина Вячеславовна. Проектный подход в биографическом исследовании личности : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Санкт-Петербург, 2007 295 c. : 61 07-19/471

Объем: 295 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2007


Содержание:

Введение
Глава I Теоретическое обоснование биографического и проективного подходов в исследовании личности
11 Истоки и проблематика биографического подхода
12 Личность как субъект жизненного пути
13 Субъективная картина жизни как сложное интегративное образование
14 Истоки и развитие проективного метода
15 Классификация проективных методик
16 Проблемы проективного подхода
17 Возможности проективных методик
Глава II Интеграция возможностей проективного и биографического методов в диагностическом комплексе «Моя жизнь»
21 Обоснование авторского подхода
22 Программа и этапы эмпирического исследования
23 Описание вспомогательных методик исследования
Глава III Психометрическое обоснование рисуночных компонентов проективно-биографического комплекса «Моя жизнь»
31 Психометрическое обоснование типов рисунка «Нарисуй свою жизнь»
311 Описательная характеристика типов рисунка
312 Стандартизация
313 Валидность
314 Надежность
315 Обсуждение особенностей рисования своей жизни
32 Психометрическое обоснование рисуночной методики
Нарисуй свою жизнь»
321 Определение диагностических показателей
322 Стандартизация
323 Валидность
324 Надежность
325 Обсуждение результатов применения
33 Психометрическое обоснование рисуночной методики
Прошлое, настоящее, будущее»
331 Определение диагностических показателей
332 Стандартизация
333 Валидность
334 Надежность
335 Обсуждение результатов применения
Глава IV Эмпирические исследования с помощью проективнобиографического комплекса (ПБК) «Моя жизнь»
41 Исследование различий в выполнении ПБК «Моя жизнь» лицами разных национальностей
42 Исследование половых различий в выполнении
ПБК «Моя жизнь»
43 Повышение диагностических возможностей методики «Психологическая автобиография»
44 Психологическое воздействие применения
ПБК «Моя жизнь»

Введение:

Многие отечественные и зарубежные исследователи в области психологии, а также смежных наук, таких как философия, история, социология, искусствоведение обращаются к проблеме жизненного пути. Подходы к жизнеописанию осуществлялись во многих разделах психологии (экзистенциальная, психология развития, психология жизненного пути, психология времени, психология автобиографической памяти) и применялись для решения различных задач.
В психологии интерес к биографическому методу возник в связи с изучением индивидуальности, которая рассматривается как продукт неповторимого, своеобразного жизненного пути (Логинова Н.А., 1975). Одной из важных проблем биографического метода современности является повышение его диагностических возможностей. Несмотря на то, что изучением этой сложной проблемы занимались многие отечественные и зарубежные ученые (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Ш.Бюлер, Е.Ю.Коржова, А.А.Кроник, Н.А.Логинова, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Сохань), сделаны только первые шаги в ее разрешении.
Жизненный путь может быть рассмотрен не только с точки зрения событийной организации жизни, но и индивидуального преломления в сознании. Подобная субъективная представленность есть сложное интегративное образование. Жизненный путь разворачивается в реальном пространстве и времени. Пространство жизненного пути составляют различные траектории индивидуального психического развития, сферы жизни. Связывающим интегратором для них является время. Жизнь человека предстает как совокупность образов прошлого, настоящего и будущего.
Лучшим средством, на наш взгляд, исследовать эту область субъективной представленности жизни является проективный подход. Так как он характеризуется стремлением к целостному описанию личности, в отличие от диагностики отдельного свойства или перечисления личностных черт (Л.Абт,
Л.Беллак, Л.Ф. Бурлачук, Д.А.Леонтьев, Г.Мюррей, Е.С.Романова, Г.Роршах, 4
Е.Т. Соколова, Л.К.Франк, К.Г.Юнг). Кроме того, проективный метод способен проникнуть в наиболее глубинные слои человеческой психики и в его рамках накоплен богатейший опыт интерпретации данных.
Использование проективных методик предоставляет большой простор для размышлений психологу. По мнению многих ученых количественный анализ данных может оградить от субъективизма в проективном методе. Приоритет должен оставаться за интеграцией качественной и количественной процедур (Бурлачук Л.Ф., 2003; Франк Л.К., 2000; Абт Л.Э., 2000). Тем не менее, в проективном подходе наблюдается недостаток применения количественных процедур не только при анализе данных, но и при конструировании методик. Несмотря на существование проблем применения количественных процедур в проективном методе, современные требования к разработке методик, выступая в качестве некоторого критерия методического уровня, могут способствовать повышению объективности проективных методик.
Объединение биографического и проективного методов может стать ценным источником диагностической информации, так как в обоих случаях речь идет о целостном подходе к пониманию внутреннего мира и стремлении выявить наиболее значимые для личности явления действительности. В обоих случаях происходит апелляция к прошлому опыту, к тем или иным индивидуально значимым переживаниям личности. Кроме того, биографический и проективный методы обладают большим психотерапевтическим потенциалом.
В связи с вышесказанным нам представляется реальным интегрировать возможности проективного и биографического подхода для более целостного изучения жизненного пути личности и расширения диагностических возможностей биографического метода.
Цель диссертационного исследования состоит в изучении диагностических возможностей биографического метода в контексте проективного подхода при разработке проективно-биографического комплекса (ПБК) «Моя жизнь».
Объект исследования: биографический метод исследования личности.
Предмет исследования: проективный подход к биографическому исследованию личности, реализованный в разработке проективно-биографического комплекса (ПБК) «Моя жизнь» Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблемам биографического метода и проективной психологии.
2. Разработать теоретическое обоснование интеграции биографического и проективного подходов.
3. Разработать авторский вариант методического проективно-биографического комплекса.
4. Осуществить психометрическое обоснование проективно биографического комплекса.
5. Провести эмпирическое исследование с помощью проективно-биографического комплекса на контингенте испытуемых, различающихся по: возрасту, полу, национальности.
6. Исследовать эффект психологического воздействия разработанного методического проективно-биографического комплекса.
Комплекс гипотез исследования включает в себя следующие предположения:
1. Существует возможность повысить диагностическую ценность биографического метода благодаря его интеграции с проективным при соответствующем теоретико-методологическом и методическом обосновании.
2. Психобиографическое комплексное исследование личности позволяет выявить прежде всего субъектные характеристики, связанные с осмыслением жизни.
3. Комплексное проективно-биографическое изучение личности обладает позитивным потенциалом психологического воздействия.
Теоретико-методологической основой исследования явились идеи: теория биографического метода, исследования жизненного пути (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Ш.Бюлер, Е.Ю.Коржова, А.А.Кроник,
H.А.Логинова, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Сохань); основные положения проективной психологии (Л.Абт, Л.Беллак, Л.Ф. Бурлачук, Д.А.Леонтьев, Г.Мюррей, Е.С.Романова, Г.Роршах, Е.Т. Соколова, Л.К.Франк, К.Г.Юнг), целостного подхода к исследованию личности (Б.Г.Ананьев, В.Н.Панферов, Е.Ю.Коржова), субъектного подхода (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Е.Ю.Коржова В.Н.Панферов, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Сохань).
Для достижения поставленных целей и задач применялись следующие методы исследования:
I. Проективно-биографический комплекс «Моя жизнь», включающий в себя авторские рисуночные методики «Нарисуй свою жизнь» и «Прошлое, настоящее, будущее», а также методики «Психологическая автобиография», разработанную Е.Ю.Коржовой с целью диагностики восприятия жизненных ситуаций.
2. Дополнительные методики, использовавшиеся для обоснования авторских и предназначенные для выявления многообразных личностных характеристик: Фрайбургский личностный опросник, Копинг-тест Р.Лазаруса, Опросник самоотношения Столина В.В., Опросник жизненных ориентаций Е.Ю.Коржовой, Методика оценки способности к прогнозированию Л.А.Регуш, методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности, рисуночный тест «Дом-Дерево-Человек», Торонтская алекситимическая шкала.
3. Методы статистической обработки результатов исследования и качественного анализа полученных данных.
В исследовании приняли участие:
• при выявлении типов рисования собственной жизни - 617 человек;
• при психометрическом обосновании авторских методик: с помощью методики «Опросник жизненных ориентаций» и «Психологическая автобиография» -211 человек. С помощью других методик, рассматриваемых как вспомогательные - 50 человек;
• в выявлении возрастных различий в рисовании участвовали испытуемые, относящиеся к разным возрастным периодам: юношеский (17-19) лет - 50 человек; ранняя взрослость (20-40 лет) - 32 человек; средняя взрослость (41-60 лет) - 31 человек;
• при выявлении различий по национальности использованы работы испытуемых: русских - 96 человек и осетин - 115 человек;
• в выявлении различий в рисовании по полу приняло участие: юношей - 27 человек, девушек - 69 человек.
• при исследовании надежности - 30 человек.
Математико-статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием методов параметрической и непараметрической статистики. Для оценки межгрупповых различий применялся t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни. Корреляционный анализ осуществлялся методами вычисления: коэффициент корреляции г Пирсона, коэффициента ранговой корреляции р Спирмена. Методы дескриптивной (описательной) статистики включали в себя оценку среднего арифметического и стандартного отклонения. А также использовался метод подсчета лроцентилей.
Статистическая обработка материала выполнялась на ПК с использованием стандартного пакета программ прикладного статистического анализа (Statistica 6.0).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Проективно-биографический комплекс «Моя жизнь» является верифицированным психодиагностическим инструментом, обладающим рядом психометрических характеристик (ориентировочно-нормативные данные, конструктная и текущая валидности, надежность).
2. Рисуночные компоненты проективно-биографического комплекса «Моя жизнь»: «Нарисуй свою жизнь» и «Прошлое, настоящее, будущее», среди многообразия личностных характеристик направлены, прежде всего, на 8 диагностику субъектных свойств - особенностей субъект-объектных ориентации (их отдельных компонентов и типов) и переживания наиболее значимых сфер жизни (продуктивности воспроизведения, «веса» и содержания значимых событий).
3. Диагностируемые 15 типов ПБК «Моя жизнь» соотносятся с различными комплексами психологических характеристик.
4. Проективно-биографический комплекс «Моя жизнь» обладает позитивным потенциалом психологического воздействия, что связано с поэтапным осмыслением жизни в процессе диагностической процедуры.
Научная новизна. В настоящей работе впервые предпринимается попытка интегрировать возможности проективного и биографического подходов для обогащения диагностическими возможностями биографического исследования личности благодаря введению новых диагностических приемов и количественной обработки данных. Предпринята попытка преодоления субъективизма биографического и проективного методов. Введение количественных показателей позволяет осуществить синтез идиографического подхода с номотетическим.
Разработан проективно-биографический комплекс «Моя жизнь», сочетающий невербальные и вербальные приемы. Выявлены особенности рисования людьми своей жизни в целом, а также ее временных компонентов: прошлого, настоящего, будущего.
Особенности рисования собственной жизни соотносятся с различными комплексами психологических характеристик. Более всего связаны с субъектобъектными характеристиками личности, а также с переживанием наиболее значимых сфер жизни.
Теоретическая значимость. Проведенное исследование способствует развитию теории психодиагностики, в связи с взаимообогащением проективного и биографического методов. Создано новое психодиагностическое верифицированное средство. Расширены представления (знания) об особенностях образной представленности 9 собственной жизни, а также ее временных компонентов: прошлого, настоящего, будущего.
Практическая значимость. 1. Проективно-биографический комплекс «Моя жизнь» может быть использован в разных областях работы практического психолога для диагностики особенностей осмысления жизненного пути.
1. Результаты исследования позволяют использовать проективно-биографический комплекс «Моя жизнь» в психологическом консультировании для введения клиента в ситуацию целостного осмысления жизни, а также снятия эмоциональной напряженности.
2. Результаты исследования позволяют использовать данный комплекс на практических занятиях при обучении студентов в рамках курса «Психология жизненных ситуаций».
Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии человека РГПУ им. А.И.Герцена, на III Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003), на международной научной конференции «Ментальность этнических культур» (Санкт-Петербург, 2005). По теме диссертационного исследования опубликовано пять работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложений. Список литературы включает в себя 192 наименования. Основной текст диссертации изложен на 188 страницах. В текст включены 16 таблиц, 1 рисунок. Работа также содержит 9 приложений, включающие таблицы, рисунки и интерпретации результатов обследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 350 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz