Четверг, 19.09.2024, 05:53
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования. Лебедева, Наталья Викторовна бесплатно
05:06
Скачать Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования. Лебедева, Наталья Викторовна бесплатно
Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования

Диссертация

Автор: Лебедева, Наталья Викторовна

Название: Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования

Справка: Лебедева, Наталья Викторовна. Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 1996 187 c. : 61 96-19/84-4

Объем: 187 стр.

Информация: Москва, 1996


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПСШШОШЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧЩГХСЯ К ПЕРЕЖДУ" НА ВТОРУЮ СТУПЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
§ I Готовность личности к деятельности как психологическая проблема / по взглядам отечественных психологов /
§ 2 Психологическим анаши трудностей в деятельности и общении школьников при переходе их на основную ступень общего образования
§ 3, Требования к личности школьника при переходе его на вторую ступень общего образования в аспекте психологической готовности
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭЬШИИШЖОГО ИССлЩШШ
ПСИЖШ01МЕСК0Й ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ КО ВТОРОЙ
СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
§ I, Организация исследования
§ 2 Методы исследования
ШВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОлОПШСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИЙСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ОШШОБРАЗОВАТЕШЬНОМ УЧРЕЩЕНЙИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
§ I Обобщенная психологическая характеристика личности учащегося в аспекте его готовности ко второй ступени общего образования
§ 2 Состояние работы в школе ж семье по йоршровашш у младших школьников психологической готовности к переходу в пятый класс общеобразовательной школы
•§ 3 Условия и пути формирования психологической готовности учащихся к переходу на вторую ступень общего образования

Введение:

Актуальность исследования. Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе во многом зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее рельефных периодов личностного развития школьников является время их перехода из начальной школы на более высокую ступень образования,когда существенно меняется объективная социальная ситуация развития:
• на смену одному учителю приходят учитедя-предметники;
• зачастую меняется или расширяется круг общения со сверстниками;
• возникает необходимость усвоения новых учебных предметов;
• усложняется не только учебный материал,но и формы организации учебно-воспитательной работы,методы и приемы обучения;
• учащиеся переходят на кабинетную систему обучения и т.д.
Анализ массовой школьной практики свидетельствует о том, что переходный период не всегда протекает у учащихся бесконфликтно и безболезненно. Не все школьники оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей этого периода,не все поднимаются в своем развитии до уровня соответствия новым,более высоким, чем на первой ступени общего образования,требованиям. Переход же в пятый класс психологически слабо подготовленных школьников может вызывать или еще более усугублять их негативное отношение к учебе и школе в целом. Все это сказывается не только на успеваемости,но и на развитии личности и её психическом здоровье.
К тому же переход учащихся на вторую ступень общего образования, этот сложный,"переломный" период в их жизни и деятельности, совпадает во времени со вступлением школьников в подростковый возраст и может сопровождаться рядом специфических процессов и явлений, составляющих содержание так называемой "проблемы пятых классов" (А.П.Краковский, 1966,1970). Нередко именно в это время обостряются все проблемы детей,как явные, так и скрытые от внимания учителей и родителей.
Рубеж перехода от младшего школьного к подростковому возрасту по праву считается одним из наиболее сложных и противоречивых критических периодов возрастного развития» К тому же и начальный, адаптационный период обучения в пятом классе является для учащихся особенно сложным,а даю некоторых - кризисным,так как им приходится преодолевать ряд серьезных трудностей,испытывать на себе новые,порой непосильные,требования,
И не случайно на средние классы школы приходится наибольшее количество дезадаптированных школьников (А,Е.Гройсман,В.В.Грохов-ский,В.Е.Каган, Е.В.Новикова). Нередко у учащихся возникают болезненно заостренные черты характера, что позволяет говорить об акцен туащях характера (А.Е.Дичко, К.Леонгард), которые впервые обнаруживаются именно в подростковом возрасте. Проблему психологической готовности учащихся ко II ступени общего образования нельзя рассматривать вне контекста с проблемой перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
Сегодня наиболее актуален и правомерен подход,который требует изучения возрастных стыков,переходных периодов. Необходимы исследования "выясняющие изменения как в динамике развития на протяжении отдельных периодов,так и,главным образом, при переходе от одного периода к другому" (Эльконин,1971,с.13).
Переходные возрастные периоды - очень ответственные этапы возрастного развития. К началу нового периода у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразования предшествующего периода. Л.С.Выготский (39) отмечал,что на этих этапах ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того,что изменение применяемой к нему педагогической системы не поспевает за быстрым изменением его личности. Хорошо известно, что кризис развития отражается в трудностях воспитания.
Подростковый возраст и без того считается "трудным"»так Ksfc "благодаря условиям образования и воспитания (а отчасти биологическим особенностям) подростка характер его более сложен и противоречив, нежели характер ученика начальной школы(младший школьный возраст)" (Девит0в,1954,с.33-34). По мнению Ш.А.Амонашвили, (7) на II ступени общего образования начинается период третьего взросления учащихся,если считать,что первый период прошел в дошкольном детстве^ второй - в начальных классах.
Исследование специфики данного переходного периода,в частности,изучение оввбевностей развития учащихся на стыке младшего школьного и подросткового возрастов осуществлено в работах И.М.Вереники-ной, В. Д«Ермоленко, Г .Г.Кравцова, А.П.Краковского, Н.Н .Девитова, В. Н.Ло-зоцевой, А.К.Марковой, А.И.Миронова, Г.Р.Пертенавы,В.Д.Сайко,Д.И.§ель-дштейна и др.
Однако,в психологической литературе нет единого мнения о его природе и механизмах.
Первый год обучения на II ступени общего образования имеет для школьников огромное значение,так как от его успешности во многом зависит то,как сложится дальнейшая жизнь и деятельность учащихся в основной школе.
Если психологическая готовность детей к поступлению в первый класс изучена достаточно глубокой разностороннего вопросы психологической готовности к переходу на II ступень общего образования не являлись предметом диссертационного исследования,хотя нет сомнения, что переход в пятый класс - своеобразная "горячая точка",которая должна быть в поле зрения ученых,педагогов,родителей и самих учащихся.
Начальная школа призвана психологически подготовить своих учеников к школе более высокой ступени образования,что позволит им более или менее безболезненно преодолевать возможные трудности адаптационного периода, избегать стрессовых ситуаций.
В связи с коренной перестройкой учебно-воспитательного процесса, обусловленного реформированием школы,имеется насущная потребность в разработке программы совместной деятельности учителей начальных классов,учителей-предметников и родителей младших школьников по формированию у учащихся психологической готовности ко второй ступени общего образования. Современное состояние психолого-педаго-гических знаний позволяет определить условия и пути формирования психологической готовности и эффективные способы психокоррекции.
В последнее время,когда наше общество все более ориентировано на гуманизацию и возвышение личности,значительно возросла роль "личностного" фактора в деятельности,все чаще акцент переносится с физического аспекта деятельности человека на морально-психологичес-кий. И не случайно,проблема психологической готовности к деятельности с каждым годом привлекает к себе все большее внимание не только психологов и педагогов,но и представителей других специальностей, так как идет активный поиск путей повышения эффективности деятельности» Психологическая готовность помогает человеку успешно выполнять определенные действия (умело используя свой опыт и знания,мобилизуя свои личностные качества),своевременно и безболезненно перестраивать свою деятельность при появлении непредвиденных обстоятельств.
Велика роль личностной готовности к деятельности.
Проблема психологической готовности учащихся к переходу из начальной школы в пятый класс стоит сегодня очень остро. Однако в прямой постановке она не подвергалась детальному исследованию в доступной нам психолого-педагогической литературе. Данная проблема, как одна из кардинальных, раскрывается лишь в контексте работы школьной психологической службы (И.В.Дубровина,А.М.Прихожан,Т.И, Юферева).
ВиПроекте положения об организации школьной психологической службы" (1984) отмечается,что одной из конкретных диагностических задач школьного психолога является диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начальной школы в среднюю. Психопрофилактическая работа включает психологическое обследование детей при переходе их в основную школу,в ходе которого совместно с учителями и родителями должна быть намечена программа индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе,которая бы способствовала адаптации школьников к новым требованиям и их полноценному личностному развитию.
Диагностика психологической готовности учащихся ко II ступени общего образования - одна из важнейших задач,стоящих перед школьными психологами. Но её невозможно решить без знания структуры этого явления,без изучения форм и уровней проявления,факторов,влияющих на формирование психологической готовности. Целостное представление о психологической готовности необходимо и душ построения учебно-воспитательного процесса,обеспечивающего разностороннюю подготовку учащихся к деятельности и общению на II ступени общего образования.
Справедливо замечание И.В.Дубровиной и А.М.Прихожан (54), что школьный психолог имеет дело с конкретным ребенком,от него требуется ответ на конкретный вопрос. Установление же определенных закономерностей, накопление научных психологических фактов - прерогатива науки.
Психолого-педагогическая и социальная значимость проблемы к. формирования психологической готовности учащихся ко второй ступени образования,а также недостаточная её теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования и определили его цель»
Цель исследования заключается в выявлении степени психологической готовности учащихся к переходу на вторую ступень общего образованиям поиске оптимальных условий и путей её формирования»
Объект исследования - выпускники начальной школы в аспекте их психологической готовности к деятельности и общению в основной школе.
Предмет исследования - содержание и состояние психологической готовности школьников к переходу в пятый класс и процесс её формирования»
Исследование предварилось следующими гипотезами:
• При переходе из начальной школы в основную у некоторых школьников возникают психические состояния,затрудняющие их лично-ОТНОе развитие,негативно влияющие на результативность учебной деятельности, на их психическое и соматическое здоровье.
• Субъективным фактором,способствующим профилактике,нивелированию или преодолению неблагоприятных воздействий трудностей адаптационного периода,выступает личностная готовность учащихся к жизни и деятельности в новых условиях.
• Основными компонентами в структуре такой готовности выступают: внутренняя ориентированность школьника в специфике переходного периода и их направленность на продолжение учебы.
Формирование данных компонентов личностной готовности должно стать содержанием психологической подготовки учащихся ко второй ступени общего образования.
Исходя из целей и гипотез,в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Выявить и обобщить трудности переходного периода,проаналировать требования к учащимся с точки зрения готовности школьников к деятельности и общению в новых условиях.
2. Определить содержание и структуру психологической готовности учащихся к обучению в основной школе.
3. Систематизировать условия и пути совершенствования психологической подготовки младших школьников к переходу на вторую ступень образования в школе и семье.
Методы исследования. Основными эмпирическими методами исследования выступили: наблюдение, беседа, анализ продуктов ученической деятельноети(из группы малоформализованных психодиагностических методик); анкеты и опросники,проективные техники(метод незаконченн ных предложений). Использовался метод обобщения передового педагогического опыта. При интерпретации результатов исследования в качестве критериев психологической готовности были использованы социально-психологические нормативы,которые определялись методом контент-анализа.
Достоверность результатов исследования определялась репрезентативностью выборки испытуемых,комплекстностью в подборе методик исследования,что позволило охватить различные аспекты проблемы психологической готовности учащихся ко второй ступени общего образования, сравнительным анализом полученных результатов,их качественной и количественной обработкой.
Работа выполнена на материале обследования более 1000 человек.
В качестве испытуемых выступали 250 выпускников начальных классов и 120 пятиклассников,четырех городских средних школ ( № 2, № 23 г.Пскова, Л II г. Великих-Лук Псковской области,№ 518 г.Москвы) и двух сельских (Гультяевская и Забельская Пустошкинского района Псковской области), учителя начальных классов и учителя-предметники этих и других школ(слушатели курсов повышения квалификации Псковского ИНК работников образования),родители пятиклассников и выпускников начальной школы,студенты выпускных курсов Псковского педагогического института.
Общее число испытуемых позволило получить достоверные результаты, так как все основные тенденции проявились практически в каждой школе и в каждом из изучаемых классов,
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том,что в нем:
• обобщены и систематизированы типичные трудности,которые испытывают школьники при переходе на вторую ступень образования;
• раскрыта специфика требований,предъявляемых к учащимся учителями-предметниками в пятом классе;
• уточнены и конкретизированы сущность и содержание психологической готовности младших школьников ко второй ступени общего образования и раскрыта её структура;
• определены оптимальные условия и пути совершенствования психологической подготовки учащихся к обучению в основной школе;
• раскрыт личностный аспект готовности учащихся к переходу из начальной школы на более высокую ступень образования.
Практическая значимость исследования связана с перспективами дальнейшего совершенствования системы психологической подготовки младших школьников к обучению в общеобразовательном учреждении основного общего образования. Выделенные в ходе исследования оптимальные условия и пути формирования готовности могут быть учтены в практической работе учителями начальных классов и учителями-предметниками, школьными психологами. Разработанные социально-психологические нормативы могут быть использованы для диагностики личностной готовности учащихся к переходу в пятый класс,дифференцирования учащихся и проведения с ними психокоррекционной работы в русле работы школьной психологической службы.
Психологическая компетентность учителей и родителей младших школьников в решении проблемы "пятых классов" позеолит им совершенствовать свою работу по психологической подготовке учащихся ко второй ступени общего образования.
Работа учителей-предметников с учетом представленных в диссертационном исследовании рекомендаций позволит сократить число дезадаптированных школьников на второй ступени общего образования.
Материалы исследования могут быть использованы при чтении курса лекций,проведении практических и семинарских занятий по возраст^ в ной и педагогической психологии,педагогике как педагогических учебных заведениях,так и в ШЖ работников образования.
Положения, выносимые на защиту:
• психологическая готовность к переходу на вторую ступень общего образования представляет собой сложное личностно-операциональ-но-функциональное образование,в основе которого лежит совокупность качеств учащегося,необходимых и достаточных для успешного включения его в новую социально-психологическую ситуацию в этот переходный период.
• Содержание и Структура психологической готовности учащихся определяются системой требований,предъявляемых к школьникам в пятом классе,и типичными трудностями,которые они испытывают в этот переходный период.
• Личностная готовность,как ведущая составляющая общей готовности, включает в себя следующие компоненты: ориентированность в содержании и специфике будущей учебной деятельности и общения на второй ступеш общего образования и мотивационную целеустремленность
• 12 направленность на дальнейшую учебу).
• В качестве параметров внутренней ориентированности школьника в содержании и специфике переходного от начальной школы ко второй ступени общего образования периода выступают: личностные ожидания(экспектации) от будущей деятельности, от учителей-предметников; самооценка результативности учебной деятельности и степени готовности к переходу в пятый класс; уровень притязаний на успешность будущей деятельности и признание со стороны значимых окружающих; ожидаемая оценка результатов будущей деятельности от значимых окружающих (учи теля, родителей, друз ей) и её соотношение с самооценкой.
Всем этим определяется содержание деятельности школы и семьи по психологической подготовке учащихся к деятельности и общению в адаптационном периоде на второй ступени общего образования.
Апробация результатов исследования и внедрение в практику. Результаты исследования проверялись,корректировались и уточнялись в процессе опытно-экспериментальной работы. Основные положения диссертации отражены в семи публикациях автора,а также в докладах, сделанных на Герценовских чтениях в ЛШИ им.А.И.Герцена( 1988г. \ на научно-практических конференциях в Псковском государственном педагогическом институте им.С.М.Кирова (1988-1995г.г.); в процессе обсуждения материалов на заседаниях каФедры педагогики начального обучения ПГПИ им.О.М.Кирова (1993-1995г.г.); на заседании аспирантского объединения при кафедре психологии МПГ7 им.В.И.Ленина(1994г.).
Внедрение основных результатов исследования в практику осуществлялось путем их психолого-педагогической пропаганды на заседаниях школьных методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников,на родительских собраниях в школах г.Пско-*-ва,в ходе чтения цикла лекций по данной проблеме в Псковском ИПК работников образования.
На основе результатов диссертационного исследования разработан спецкурс для студентов факультета начальных классов "Формирование психологической готовности младших школьников к переходу на вторую ступень общего образования".
Под руководством диссертанта студенты факультета начальных классов ПГПИ им.С.М.Кирова ежегодно выполняют курсовые работы по психологии по данной теме исследования,выступают с научными докладами на студенческих научных конференциях.
Материалы исследования нашли отражение в процессе внедрения программы изучения личностной готовности учащихся ко второй ступени общего образования в Псковском педагогическом комплексе,школе f 12 г.Пскова и школе № 921 г.Москвы.
Стр-укттоа диссертации. Диссертация состоит из введения,трех глав,заключения,списка литературы из 205 наименований и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 288 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz