Четверг, 19.09.2024, 19:54
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Психологическое содержание криминогенного комплекса личности и его динамика в условиях изоляции от общества: (На материале бесплатно
04:19
Скачать Психологическое содержание криминогенного комплекса личности и его динамика в условиях изоляции от общества: (На материале бесплатно
Психологическое содержание криминогенного комплекса личности и его динамика в условиях изоляции от общества: (На материале несовершеннолетних правонарушителей)

Диссертация

Автор: Крейдун, Надежда Петровна

Название: Психологическое содержание криминогенного комплекса личности и его динамика в условиях изоляции от общества: (На материале несовершеннолетних правонарушителей)

Справка: Крейдун, Надежда Петровна. Психологическое содержание криминогенного комплекса личности и его динамика в условиях изоляции от общества: (На материале несовершеннолетних правонарушителей) : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Харьков, 1990 149 c. :

Объем: 149 стр.

Информация: Харьков, 1990


Содержание:

НА МАТЕРИАЛЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ) 190001 - общая психология, история психологии
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
На правах рукописи
КРЕЯДУН НАДЕЩА ПЕТРОВНА
ОБЩЕСТВА
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор ГК СЕРВДА
Харьков
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕц
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И
ЗАДАЧИ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗ УЧЕНИЯЮ
11 Концепции молодежной преступности в классических и современных зарубежных исследованиях
12 Основные направления изучения асоциаяьности подростков в работах советских ученых
13 Теоретическое обоснование работы, гипотеза, задачи и методы исследования
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ И ИХ ПРАВОПОСЛУШНЫХ СВЕРСТНИКОВ
21 Акцентуации характера как индивидуально-психологическая особенность личности подростка
22 Сравнительная характеристика содержания жизненной перспективы асоциальных и про-социальных подростков
221 Ценностные ориентации как детерминанта жизненной перспективы подростка
222 Образ будущего как отражение субъективного жизненного плана подростков
223 Специфика ранних воспоминаний как предпосылка асоциального поведения подростка
23 Особенности поведения просоциальных подростков и подростков-правонарушителей
24 Криминогенный комплекс личности подростка как отражение парадокса социального наследования
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ
ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО -TP ДОВО Й КОЛОНИИ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ 97 31 Общая характеристика воспитательно-трудовой колонии и особенности наказания в виде лишения свободы, применяемого в отношении несовершеннолетних
32 Динамика личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от времени пребывания в ВТК
33 Изучение субъективного отношения подростков к исполнению наказания в виде лишения свободы

Введение:

Перестройка всех сфер общественной жизни, происходящая в нашей стране, обнажила ряд сложных проблем.
Одна из них - увеличение числа общественно опасных и преступных действий, совершаемых лицами молодежного и подросткового возраста. Снижается возрастная граница многих видов преступлений против личности, сопряженных с унижением человеческого достоинства и окрашенных особой жестокостью. Продолжается рост числа несовершеннолетних, понесших наказание в виде лишения свободы, и пополняющих ряды воспитанников исправительно-трудовых учреждений. Статистика свидетельствует о росте рецидива преступлений, совершенных лицами, привлеченными впервые к уголовной ответственности в подростковом возрасте.
Увеличивается число несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков, появляются новые, типично подростковые, виды преступности.
Преступное поведение является результатом взаимодействия факторов объективной действительноега и внутренних психических процессов и состояний, детерминирующих решение подростка совершить преступление.
В литературе достаточно подробно проанализированы микросоциальные факторы, приводящие подростка к совершению противоправных действий.
Однако сами по себе они включаются в механизм возникновения преступного поведения только в том случае, если находят в подростке соответствующую личностную основу.
Цель нашего исследования - определение комплекса индивидуально-психологических особенностей подростка, являющегося внутренней детерминантой преступного поведения.
Исходные гипотезы исследования. Мы предположили, что:
1. Внутренней детерминантой преступного поведения несовершеннолетних является криминогенный комплекс личности, представляющий собой совокупность структурных и динамических индивидуально-психологических особенностей подростка.
2. Индивидуально-психологические качества криминогенной личности содержательно отличаются от аналогичных у просоциаль-ных подростков.
3. В условиях изоляции от общества происходит дальнейшая криминализация личности, суть которой заключается в усугублении индивидуально-психологических особенностей, объединенных в криминогенный комплекс, и в нивелировании индивидуальности.
Задачи исследования:
1. Изучение комплекса личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей: особенностей акцентуации характера, жизненной перспективы подростка, преломленной в целях и идеалах будущего, поведения.
2. Проведение сравнительного анализа личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей и их правопослушных сверстников.
3. Анализ условий отбывания наказания в виде лишения свободы в во с питательно-трудовой колонии.
Исследование динамики личностных особенностей правонарушителей в период отбывания наказания в во с пи та гель но-трудовой колонии.
5. Изучение субъективного отношения подростков к исполнению наказания в виде лишения свободы.
Объект исследования - несовершеннолетние осужденные, отбывающие наказание за преступления против личности в воспитательно-трудовой колонии. На разных этапах исследования в нем приняло участие более 300 юношей в возрасте 16-17 лет.
В состав контрольной группы входили 60 юношей - выпускников общеобразовательных школ города.
Предмет исследования - комплекс личностных особенностей, отличающих подростков-преступников от просоциальных, и его динамика в ходе отбывания наказания в условиях изоляции от общества .
Методы исследования: лонгитюдный и сравнительный эксперимент, наблюдение, целенаправленные беседы, анализ личных дел и документов, анкетирование. В ходе исследования был применен ряд опросников: усовершенствованный вариант патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко, "Шестнадцать личностных факторов" опросник Р.Кэттэляа (подростковый вариант) опросник психологической адаптации (личностной саморегуляции). Использована методика изучения ценностных ориентации личности подростка.
В исследовании применен модифицированный нами вариант теста М.Куна "Кто я?" Апробированы составленные нами методики: исследования ранних воспоминаний и определения референтной группы подростков по вариантам окончания рассказа.
Для обработки полученных данных применялись методы непараметрической статистики: метод точности вероятности Фишера, методы измерения критериев различия долей в совокупности и различия средних рангов.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведено комплексное исследование личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей, осуществлен сравнительный анализ различий в комплексе личностных особенностей просоциальных и подростков-преступников; определена в ходе лонгитюдного исследования сущность негативного влияния мест лишения свободы на подростков, отбывающих наказание в исправительно-трудовом учреждении .
Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней выделены конкретные личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей, отличающие их от просоциальных подростков и в определенных социальных условиях являющихся внутренней основой преступного поведения. Предложена теоретическая модель криминогенного комплекса личности подростка.
Практическое значение результатов исследования заключается в том, что знание индивидуальных особенностей личности подростка, объединенных в криминогенный комплекс, дает возможность вовремя предпринимать психокоррекционную работу с подростками, обнаруживающими эти особенности и составляющими так называемую "группу риска" противоправного поведения. Результаты изучения динамики личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей в период отбывания срока наказания в исправительно-трудовом учреждении доказывают необходимость пересмотра воспитательной деятельности: смещения ее фокуса с организации условий, обеспечивающих изоляцию, на создание возможностей для проявления индивидуальности подростка.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Внутренней детерминантой преступного поведения несовершеннолетних является криминогенный комплекс личности, представляющий собой совокупность индивидуально-психологических особенностей подростков.
2. Содержание криминогенного комплекса личности составляют: а) эпилептоидный, истероидный, лабильный, гипертимный типы акцентуации характера; б) специфическая жизненная перспектива подростка - правонарушителя, обусловленная утилитарными целями и установкой на выработку у себя примитивных качеств, обеспечивающих реализацию в жизненных планах только формально - ролевой функции личности ; в) поведенческие особенности подростка-преступника, обнаруживающие четкую зависимость от группы, выражающуюся в подчинении и внутреннем принятии ее асоциальных установок наряду с полным игнорированием общесоциальных норм.
3. Качественные отличия индивидуально-психологических особенностей просоциальных подростков от несовершеннолетних правонарушителей выражаются в: а) сензитивном, конформном, психастеническом типах акцентуаций характера ; б) жизненной перспективе, детерминируемой постановкой целей творческого, активно-деятельноетного взаимодействия с миром; в) поведенческих особенностях, обнаруживающих зависимость от группы, но отличающихся напряженностью, внутренней неудовлетворенностью, связанных с построением жизненных планов.
4. В условиях изоляции от общества происходит дальнейшая криминализация несовершеннолетних правонарушителей: а) строгая регламентация действий подростка, обязательное выполнение общих для всех требований приводит к нивелированию индивидуальности; б) долгое пребывание в исправительно-трудовом учреждении ведет к устранению у подростка потребности в выработке четких жизненных планов, предусматривающих реализацию творческих возможностей и отношения к будущему как фактору дальнейшего личностного развития; в) процесс внутреннего принятия асоциальных установок групп, в которые включается подросток в исправительно-трудовом учреждении, приводит к тому, что референтной для него становится группа с "преступными" установками.
Основное содержание работы докладывалось на кафедре психологии Харьковского госуниверситета (1988—1990 гг.), заседании кафедры общей и инженерной психологии Киевского государственного университета (1990 г.), республиканской научно-практической конференции "Использование наследия А.С. Макаренко б исправлении и перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей" (Тер-нополь, 1987 г.); на совместном заседании участников Всесоюзного семинара - совещания работников во с питатель но-трудовых колоний (Харьков, 1988 г.), Всесоюзной конференции "Психологические трудности общения: диагностика и коррекция" (Ростов-на-Дону, 1990 г.), республиканском семинаре психологов исправительно-трудовых учреждений (Киев, 1990 г.). Результаты и рекомендации включены в отчет по хоздоговорной теме "Социально-психологический анализ рецидивной преступности" (1988-1990 гг.).
Работа изложена на 149 страницах машинописного текста с использованием литературных источников, в том числе 18 - на иностранном языке. Работа содержит: таблиц - 7, рисунков и графиков - 3.
I. ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАДАЧИ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ
I.I. Концепции молодежной преступности в классических и современных зарубежных исследованиях
Молодежная преступность как массовое явление в течение последних тридцати лег называется западными учеными "социальной проблемой № I".
Проблема причин преступности несовершеннолетних рассматривается в западных исследованиях как самостоятельная, а не подчиненная проблеме преступности вообще. Основной акцент делается на установление частных причин правонарушений.
В настоящее время известен ряд теорий, раскрывающих причины асоциального поведения подростков и молодежи. Мы же считаем целесообразным для анализа многочисленных концепций воспользоваться классификацией этих теорий, распространенной в криминологической литературе /65,66,1X8,120/. Согласно этой классификации все теории, весьма условно, можно объединить в три большие группы: биологические, выводящие объяснение преступности из антропологических, анатомо-физиологических особенностей подростков; психологические, находящие объяснение преступного поведения в особенностях личности и социологические, объясняющие преступность влиянием внешней среды.
Рассмотрим наиболее характерные для каждой из перечисленных групп теорий.
В группе биологических теорий наибольшую популярность получили исследования Ч.Ломброзо. В работах "Преступление, его причины и средства лечения", "Преступный человек" Ч.Ломброзо писал, что существует так называемый "прирожденный преступник", уже с рождения отличающийся определенными, специфическими для него антропологическими, физиологическими и психологическими свойствами. Опыт работы автора в качестве тюремного врача позволил сделать заключение о том, что они - "прирожденные преступники" - составляют более 30 % всей популяции преступников. Их отличает низкий лоб, массивные брови, крупные челюсти. Они характеризуются также рядом физиологических и психологических особенностей: хороший слух, острый взгляд, низкая чувствительность к болевым раздражителям, часто страдают различными психическими заболеваниями. Исследуя аномалии телосложения правонарушителей, измеряя антропологические показатели, Ч.Ломброзо пытался создать модель образа преступника. Наряду с "прирожденным преступником" автор выделяет также "привычных преступников", "преступников по страсти", и "случайных преступников".
Признавая впоследствии, что преступность обусловливают и факторы среды, все же основной детерминантой асоциального поведения любого человека, в том числе и несовершеннолетнего, Ч.Ломброзо считал прирожденноеть.
Антропологическая криминология причины деликвентного поведения свела к биологически обоснованным раесовым этническим различиям.
Заслуживает внимания теория, представленная психологами В.ШелдОНОМ ( V.Sheldon ) и Э.ГглюкОМ ( A.Glueek ) /132/. По их мнению, поведение человека определяется множеством факторов и только их равнодействующая может привести к совершению преступления. И биологические, и социальные факторы нужно выявить в каждом отдельном случае. Эмпирические исследования должны служить установлению по возможности полного перечня тех потенциально криминогенных факторов, которые встречаются наиболее часто. Сами же авторы во гла^у угла при проведении таких эмпирических исследований ставят задачу поиска биологического параметра, определяющего преступность. Так, проведя обследование делинквентных подростков и их правопослушных сверстников, авторы пришли к выводу, что преступное поведение определяется физической конституцией человека. Среди делинквентов гораздо больше атлетических, "мускульных" подростков. Полные, дряблые, а также высокого роста подростки правонарушений практически не совершают. "Физический тип", то есть особенности конституционального строения подростка, играют определяющую роль в установлении межличностных отношений в группе сверстников. Реакция окружающих и собственное отношение к необычной внешности влияют на социальное взаимодействие подростка. Сами же дефекты во внешнем облике подростка могут выступать важным детерминирующим элементом преступного поведения.
Развитие новых биологических дисциплин позволило целому ряду авторов предпринять попытку поиска еще более глубинных причин преступности несовершеннолетних.
С расцветом генетики некоторые зарубежные ученые стали объяснять делинквенцию наличием хромосомных аномалий половой клетки. Было установлено, что часть правонарушителей, особенно те, кто совершал тяжкие преступления, имеют дополнительную мужскую хромосому. По мнению американского исследователя Г.Виткина ( H.Witkin ) и его коллег /143/ такой "избыток" мужских качеств является причиной агрессивности и, соответственно, - преступности. Однако генетические теории делинквенции вызывают сомнения уже потому, что правонарушители, имеющие изменения в хромосомном наборе, в общей популяции преступников составляет всего 1,5 % /129/.
Генетика, ее развитие поставила перед исследователями вопрос о наследовании биологических особенностей, определяющих процессы криминогенного характера. Для ответа на этот вопрос был проведен ряд исследований /120/. Они велись в двух направлениях: в генеалогическом - наследование среди членов семьи и гемеллогическом - установление черт сходства и различия у близнецов. Среди исследователей первого направления была распространена точка зрения о большом значении наследственной семейной склонности к совершению преступления. Однако многие генетики и криминологи заняли критическую позицию по отношению к генеалогическим исследованиям и их результатам, утверждая, что таким способом нельзя отделить наследственные черты от черт, приобретенных под воздействием среды. В середине 50-х годов большой резонанс получили исследования,проведенные в гемеллогическом направлении, в которых было установлено, что в группе преступников, имевших однояйцевых близнецов, примерно в 70 % случаев их братья или сестры были также преступниками, а в группе преступников, имевших разнояйцевых близнецов, такое совпадение составляло только 30 %. Но еще в конце 60-х годов ПДорошевский категорически заявляет о том, что "нет и речи ни о наследовании, ни о врожденности каких-либо готовых и индивидуальных черт, выражающихся в специфическом поведении, предписанном, либо запрещенном нормами социального общежития" /120, с.225/.
За рубежом, в русле поиска биологических основ преступности, были предприняты попытки доказать ее природную основу с помощью электроэнцефалографии. В экспериментальном исследовании преступников была установлена связь между нарушением ритмов мозговых волн и некоторыми видами отклоняющегося поведения. Из-за незрелости соответспующих участков коры мозга делинквенты не испытывают соответствующее чувство страха, в результате чего не способны правильно реагировать на многие опасные стимулы.
В настоящее время во многих капиталистических странах продолжаются исследования по поиску биологических причин преступности несовершеннолетних. Однако все большее число исследователей не согласны с полным отрицанием представителями этого направления социальных факторов делинквентного поведения. Не выдержала также критики и эмпирическая необоснованность биологических теорий преступности.
Вслед за чисто биологическими взглядами на преступность несовершеннолетних возникает социобиологическое течение, ставящее в цепь причинности делинквенции влияние внешней среды. Объектом исследования социобиологов, изучающих отклоняющееся поведение, стала связь делинквенции с интеллектуальными особенностями, низкой обучаемостью, умственной отсталостью.
Взаимодействие биологических и социальных факторов нашло четкое отражение в теории делинквенции Т.Хирви ( T.Hirschi ) /134,135/. Полагая, что умственные способности являются отчасти генетически наследуемыми и трактуя дегенеративность и врожденную неполноценность как основную причину преступности, автор отмечает следующий причинноследсгвенный порядок преступности не-со ве ршеннолетнего:
1. Дети с низким интеллектом не способны совместно со сверстниками усвоить учебный материал;
2. Из-за постоянных неудач они испытывают психологический дискомфорт и все чаще в школе оказываются в конфликтных ситуациях ;
3. В раннем подростковом возрасте неудачи и конфликты вынуждают их искать новую среду, в которой они смогли бы удовлетворить основные психологические потребности;
4. Включившись в группу асоциальной направленности, они компенсируют свое утраченное достоинство делинквентным поведением.
Отметим, что хотя предложенный автором порядок выглядит недостаточно логично, эмпирически связь умственных способностей и делинквенции не получила подтверждения.
Несмотря на теоретическую и эмпирическую необоснованность попыток представителей биологической направленности в поиске причин преступности несовершеннолетних, мы расцениваем это направление как стремление авторов найти наиболее глубинные основы делинквенции.
Психологические теории преступности, локализуя глубинные детерминанты асоциального поведения в самом индивиде, гораздо чаще, чем представители биологического направления, апеллируют к факторам социальной среды.
В классических психологических теориях имеется много внутренних противоречий, но в целом представленная в них концепция преступности представляется нам довольно рациональной. Обратимся к более детальному анализу этих концепций.
Основоположник психоанализа З.Фрейд делинквенцию обосновывал бессознательной агрессивностью.
Сторонники психоанализа отмечают, что существенная черта делинквентов - неадекватное развитие эго и суперэго. Определены и основные причины их недостаточного развития: ошибки семейного воспитания, проявляющиеся в гиперопеке или полной безнадзорности ребенка, криминальная домашняя среда, окружающая ребенка, нарушение структурной целостности семьи. Через любовь родителей дети приучаются уважать авторитет, стажть перед собой социально оправданные цели; усваивают моральные и нравственные ценности. Отрицательно на развитии ребенка сказывается дефицит любви в семье. Согласно З.Фрейду и его последователям, проступки в школьном возрасте являются попыткой вернуть или снискать благосклонность и внимание родителей. Значит, ребенок ворует не вещи, а расположение родителей. Кроме того, нежелае-мый, нелюбимый сын копирует поведение нелюбящего отца, а это является,в свою очередь, началом безразличного отношения ко всей социальной среде.
Как уже отмечалось, ошибки семейного воспитания проявляются в полной свободе и безнадзорности, предоставляемой детям или, наоборот, - в чрезмерной строгости, деспотичности родителей. В первом случае ребенок не приучается подавлять примитивные влечения, а во втором - будучи не в состоянии выполнить все требования родителей и беспрекословно им подчиниться, начинает на бессознательном уровне испытывать чувство вины. Вина, в свою очередь, вызывает нездоровое желание быть наказанным, поэтому подросток умышленно совершает проступок. Подчеркивая роль семейного воспитания в формировании личности, З.Фрейд отмечает, что оно "должно искать свой путь между Сциллой предоставления полной свободы действий и Харибдой запрета. Нужно найти для воспитания оптимальный вариант, то есть достичь как можно большего и как можно меньше навредить" /119, с.39Ч/.
Неофрейдисты связывают делинквенцию с внутренними конфликтами личности, ее эмоциональными проблемами. При этом считается, что одной из глубинных причин преступности несовершеннолетних является самозащита от тревожности.
Необходимо отметить, что сам З.Фрейд, исследовавший различные формы отклоняющегося поведения, сомневался в возможности применения психоанализа для коррекции делинквентов. Описывая результаты исследований причин и предупреждения беспризорности, преступности несовершеннолетних, он отмечает: ". любое воспитание стремится, чтобы ребенок приспособился к существующему общественно^ строю, не учитывая, насколько он сам по себе ценен и насколько устойчив. Будучи убежденным в недостатках наших современных социальных учреждений, нельзя оправдывать того, чтобы им на слуябу было поставлено еще и психоаналитически ориентированное воспитание" /119, с.395/.
Австрийский психолог А.Зйхорн ( A.Aichorn ) /127/ попытался практически применить идеи психоанализа к проблемам подростковой преступности. Его учение о преступности исходит из положения о том, что кражи, хулиганство и прочие правонарушения являются внешним проявлением внутренних раеетройств. Аналогично тому, как различные болезни связаны с болью и недомоганием, "синдром делинквенции" сопровождается асоциальным поведением. Автор считает, что возможны латентный и открытый периоды делинквенции. Скрытая фаза развивается без острых симптомов и, как правило, перерастает в явные отклонения поведения в подростковом возрасте. Своеобразным катализатором этого процесса является сенсорная и эмоциональная депривация в раннем детстве, неадекватное удовлетворение психологических потребностей в последующих возрастных периодах. Интересна идея о том, что большинство воспитателей не с болезнью борются и ее вызывающими причинами, а лишь с внешними симптомами, а это однозначно наказанию ребенка за высокую температуру и головную боль.
Основным аргументом критикующих концепции причин преступности, изложенных в работах фрейдистов и неофрейдистов, была методологическая необоснованность. Не умаляя, однако, и не переоценивая значение бессознательного в психике, отметим, что наряду с сознанием оно составляет диалектическое единство и в своем взаимодействии обусловливает поведение. Следовательно, причины отклоняющегося поведения не ограничиваются только бессознательными влечениями.
В отличие от сторонников психоанализа бихевиористы, как правило, любой поступок или свойство личности пытаются объяснить классической формулой "стимул-реакция". По мнению основоположника этой психологической школы Дж.Уотсона, всякому поведению, в том числе и асоциальному, научаются.
Б.Скиннер - один из представителей бихевиоризма, - автор концепции модификации поведения /118/ исходит из того, что причина делинквентности "кроется" в индивиде или в обществе. Он считает, что у правонарушителей нет каких-либо эмоциональных и моральных отклонений, а они просто научились реагировать соответственным образом на окружающие их раздражители микро- и макро< среды.
С помощью трех основных психологических механизмов: моделирования, имитации и подкрепления происходит, по мнению бихевио-ристов, усвоение асоциального поведения. Например, ребенок, видя асоциальное поведение родителей, выступающее для него в виде модели, начинает его копировать, подражать, то есть имитировать, а затем и сам начинает поступать соответственно усвоенной модели. Б подростковом возрасте особо значимой для подростка моделью является "поведение" референтной группы сверстников. Подкрепление же является психологическим механизмом, который способствует усвоению определенных моделей поведения.
В исследованиях ряда авторов - представителей школы бихевиоризма /138/ было показано, что родители правопослушных подростков различными методами и способами воспитания, являющимися формами подкрепления: вознаграждение, подавление недопустимого поведения, похвала, - поощряют просоциальное поведение своих детей. Совершенно иное положение в семьях делинквентов, в которых наказание является наиболее частой реакцией родителей на нежелательные, а иногда и нейтральные поступки детей. Отрицательное или несоответствующее педагогической ситуации подкрепление дает совершенно противоположный эффект: наказанием ребенок не отучается от плохих поступков, а усваивает, как избегать неприятности .
Поведение родителей в асоциальных семьях, являясь моделью делинквенции для ребенка, тем самым показывает ему, что между поступками людей и общественной реакцией на них нет постоянной причинной связи. Естественно, что со временем дети становятся нечувствительными к таким социальным раздражителям, как правила поведения, нормы морали и законы.
Делинквенции учатся и путем косвенного подкрепления. Видя только плохие поступки детей и за них наказывая, не обращая внимания на процессуальные действия ребенка, родители и учителя "вносят свой вклад" в формирование асоциальной направленности личности. Аналогичный результат возможен, когда просоциальное поведение ребенка не приемлет компания сверстников с антиобщественной направленностью.
В ряде исследований, пополнивших учение бихевиористов, указывается, что наряду с внешним подкреплением на усвоение тех или иных моделей поведения большее влияние оказывает личный внутренний опыт. Meаду стимулом и реакцией, указывают А.Бандура ( A.Bandurа ), Р.Валтерс ( R.Walters ) /128/, существует третий - когнитивный элемент. Ребенок видя, что за одни поступки поощряют, а за другие - наказывают, в сознании оценивает информацию и в будущем выбирает субъективно безопасный способ решения. Аналогичную точку зрения отстаивает и Г.Айзенк /131/. Он вводит в теорию делинквенции такие понятия, как невротизм, экстраверсия, интроверсия, совесть. Процесс социализации ребенка, по мнению автора, - это результат формирования у него адекватных условных рефлексов. При этом: экстраверты социализируются труднее; невротизм часто связан с делинквентными тенденциями; наиболее устойчивы к отрицательным стимулам интроверты. Асо-циальность наиболее присуща ярко выраженным экстравертирован-ным, невротизированным подросткам. Процесс "формирования" совести как эффективного тормоза преступности подчинен принципам классического бихевиоризма. Если ребенок сталкивается с ранее испытанным отрицательным подкреплением, у него возникает чувство беспокойства. И наоборот, вследствие плохого воспитания, обусловленного недостаточной степенью воздействия отрицательных подкреплений, подросток в соответствующих ситуациях не испытывает внутреннего напряжения, он способен вновь совершить правонарушение.
Г.Айзенк придает большое значение возникновению тревожности и страха.
Зачастую делинквенцию, и особенно агрессивное поведение подростков, связывают с фрустрацией. Хотя соотношение фрустрации как причины и агрессии как следствия одним из первых описал З.Фрейд, однако эмпирическое обоснование теории фрустрации-агрессии связано с именем исследователя бихевиористского направления Дж.Долларда /130/. Он считает, что причиной агрессивного поведения индивида всегда является фрустрирующая ситуация. Последователи Долларда это утверждение слегка смягчили: фрустратор иногда вызывает агрессивное поведение или является лишь одной из его причин. Например, зная, что за агреооивность понесет наказание, ребенок всячески старается сдерживать себя. Склонность к агрессии и предвидение неприятностей конфликтуют, и победу одерживает та сторона, в которой сумма действующих сил больше. Агрессивный поступок может быть направлен не на фрустратор, а на ничего общего не имеющее с ним обстоятельство. Из-за того, что насильственное подавление агрессии усиливает фрустрацию, а последняя, в свою очередь, еще более стимулирует агрессивность, возникает вероятность, что изменится объект и форма агрессии. Многочисленные исследования, в том числе и современные, показывают, что диленквентность подростков, в семьях которых сложились неблагоприятные жизненные обстоятельства (пьющие родители, конфликты в семье, педагогическая запущенность), способствуют формированию у ребенка таких черт характера как импульсивность, раздражительность, неумение сдерживать себя, - такие подростки куда более агрессивны и в отношении к окружающим.
Если в психоанализе преступное поведение объясняется в основном особенностями внутреннего мира подростков, то главным недостатком бихевиористских концепций является то, что они не интересуются внутренними проблемами личности и сводят делинк-вентное поведение к образованию неадекватных социальным условиям рефлексов высшего уровня.
В рамках классических психологических исследований оформились новые научные направления: генетическая, гуманистическая, эгопсихология, представители которых также уделяли достаточное внимание проблемам подростковой преступности. Остановимся на краткой характеристике причин делинквенции несовершеннолетних, выделяемых представителями этих научных школ.
Основоположник генетической психологии Ж.Пиаже писал, что "общество не просто воздействует на индивида, но непрестанно трансформирует самую его структуру, ибо оно не только принуждает его к принятию фактов, но и предоставляет ему вполне установившиеся системы знаков, изменяющие мышление индивида, предлагает ему новые ценности и возлагает на него бесконечный ряд обязанностей" /80, с.210/. Подчеркивая способность детей воспринимать и оценивать социальную среду, причину делинквенции представители генетической психологии видят в нарушении раз еития нравственного сознания. Мораль, по их мнению, состоит из конкретных практических правил, а цель воспитания заключается в передаче их ребенку. Успешность достижения этой цели во многом зависит от интеллектуального развития подростка.
Трактовка делинквенции. у Ж,Пиаже и его последователей представляется нам односторонней. Эта односторонность заключается в ограничении связи делинквенгного поведения с интеллектуальным развитием личности.
Представители психологии гуманистического направления де-линквентное поведение объясняют неспособностью в детстве удовлетворить фундаментальные биологические потребности. Если ребенок в семье не чувствовал себя безопасно, был лишен привязанности, уважения и любви родителей, тогда в подражение взрослому, вместо самоактуализации, его внимание фиксируется на уровне жизненных потребностей. Одной из гипертрофированных форм потребности в самосохранении может быть агрессия и делинквенция.
Одним из объектов исследования сторонников эго-психологии является проблема становления своего "Я" в ходе диалога ребенка со средой, понимаемой в эго-психологии упрощено, только как ближайшее окружение индивида. Отношение ребенка с членами семьи, группой сверстников определяется четырьмя формулами: "я плохой, вы - хорошие", "я плохой, вы - плохие", "я хороший, вы - плохие", "я хороший, вы - хорошие" /90/. Так как ребенок слаб, а родители авторитетны и сильны, кроме того, его достаточно часто порицают за проступки, то его развитие начинается с осознания отношения "я плохой, вы - хорошие". В последующие годы, особенно в под-ростничестве, если о ребенке недостаточно заботиться, он впадает в крайний нигилизм "я плохой, вы - плохие". Такое отношение к себе и родителям считается зачатком асоциальной направленности. Наиболее характерной для правонарушителя является позиция "я хороший, вы - плохие". Она формируется в качестве реакции на частые наказания, обиды, ссоры, разлад родителей.
Отмечая спорные положения гуманистической и эго-психологии, выделим такие необходимые для понимания причин делинквенции аспекты, как выдвижение концепции гуманной сущности личности, признание ее уникальности, целостности, необходимости самоактуализации и признание открытости возможностей для этого процесса; среди которых основная - благоприятные социальные отношения для нормального развития личности.
Долгое время господствовало мнение, что для преобладающей части правонарушителей характерны различные психические аномалии, которые и составляют основную причину асоциального поведения.
Проводились исследования того влияния, которое оказывает на поведение умственная недоразвитость (олигофрения), изучалось также влияние психических болезней и иных нарушений психического развития (психопатия), а равно и низкого уровня интеллектуального развития на преступность.
Г.Айзенк /131/ считает, что психопатия как фактор, нарушающий систему условных рефлексов, играет криминогенную роль, ибо затрудняет усвоение положительных образов.
Еще в начале XIX века английский врач Дж.Причард ввел понятие "моральное безумие". Лица, принадлежащие к "моральным безумцам" от других людей отличаются лишь своей нравственной незрелостью. Наиболее ярко выраженная их особенность - неадекватная совесть: совершив проступок, подростки из "моральных безумцев" никогда не испытывают чувства вины и покаяния /132/.
Современные исследователи, сопоставляя процент психически больных среди правонарушителей и процент правонарушителей среди психически больных, пришли к выводу, что у последних степень риска совершить преступление нисколько не отличается от степени риска общей популяции.
Теории, условно объединенные нами в группу социологических, наибольшую распространенность получили, в основном, в криминологии. Однако мы считаем необходимым упомянуть о некоторых из них, наиболее популярных. Причины делинквенции, по мнению авторов этих теорий, сфокусированы в микросреде подростков; преступность всегда связана с нарушениями и неполадками социализации. Считаем целесообразным отметить, что все нижеперечисляемые взгля ды на причины делинквенции, так или иначе, ориентированы на определенные психологические теории.
Одной из наиболее известных является теория дифференцированной связи Сатерленда ( E.Sutherland ) /142/. Суть теории состоит в том, что поведение человека - преступника или непреступника определено нормами и оценками того ближайшего окружения, которое значимо для него. Эти нормы и оценки усваиваются индивидом и являются регуляторами его поведения в различных жизненных ситуациях. Подростки-делинквенты, как правило, проживающие в бедных кварталах, черпают свои нормы и оценки в преступных шайках. Эта теория интересна тем, что указывает на важное значение норм и оценок как регуляторов поведения подростка. По мнению Сатерленда, основой преступности является социальная дезорганизация, возникающая в результате социальных процессов мобильности, конкуренции и конфликта, отсюда - преступное поведение возникает в результате связи отдельных людей или групп с моделями преступного поведения. Автор отмечает, что подросток не наследует преступных наклонностей от родителей, однако, если в семье царит обстановка недоброжелательности и ребенок испытывает постоянный эмоциональный дискомфорт, то именно это гонит его из дому и толкает на контакты с делинквентами. Факт встречи с делинквентом носит случайный характер. Вэ встреча с делинквентом, контакты с ним ведут к тому, что подросток научается преступному поведению. Научение преступному поведению включает: усвоение приемов совершения преступлений, которые могут быть и очень сложными, и очень простыми; специфическую направленность мотивов, потребностей, установок, а также рационализацию поведения. Наиболее эффективно научение преступному поведению происходит в референтной группе, влияние макросреды не так важно. Теория Сатерленда пользуется достаточно большой популярностью в зарубежной криминологии. Однако ее справедливо критиковали за полное игнорирование личностных особенностей. Получается, что если подросток совершенно случайно вступит в "дифференцированные связи" с преступником, то независимо от его, подростка, личностных особенностей, ему предначертано стать делинквентом.
Теория регулирования /118/ делинквенцию объясняет слабо усвоенными нормативными императивами, регулирующими поведение подростка в обществе или полным их отсутствием. Подросток, по мнению сторонников данной теории, совершает преступление в том случае, если прерывается или ослабляется его связь со средой, направленная на усвоение социальных норм и ценностей.
Больше влияние на сторонников теорий регулирования оказали идеи Т.Хирши ( T.Hirschi ) /134,135/. Он считает, что связь индивида с обществом может быть сведена к четырем основным типам: привязанность, ответственность, включение и убеждение. Привязанность ребенка к социальной среде выражается в его чувствительности к мнению других. Особое место занимает привязанность к родителям, товарищам, школе. Ответственность понимается как необходимость участия в социально ценной деятельности, обогащающей духовно или материально общество. Большое внимание уделяется занятости детей и подростков, ибо включение в общественно-полезную деятельность не оставляет времени для делинквентного поведения. Убеждение - это твердая уверенность, что система общественных норм необходима и ее следует строго соблюдать. Чем меньше подросток с этим согласен, тем больше вероятность, что он совершит преступление. Хотя, нарушая правопорядок, практически все делинквенты знают, что поступают плохо. По мнению представителей исследователей, придерживающихся теорий регулирования, это несоответствие зависит от совокупности действий трех других связей с обществом.
Интересной представляется нам теория нейтрализации, выдвинутая криминологами С.Сайксом и Д.Матза /118/. Согласно их концепции, человек способен освободиться от привитой ему с детства морали, чтобы оправдать свое делинквентное поведение перед самим собой, тем самым нейтрализуя внутренний контроль. Это оправдание обеспечивается с помощью основных способов: отрицание ответственности, то есть преступник считает, что совершил преступление под воздействием каких-либо факторов, не зависимых от его воли и желания, виновность возлагается на друзей; отрицание вреда - в этом случае, правонарушение квалифицируется как невинное озорство. Кстати, современные криминологические исследования подростковой преступности в Японии позволили выделить "новый" тип преступлений, совершаемых несовершеннолетними: "преступления ради забавы" /114/. Следующий способ оправдания - отрицание наличия жертвы. В этом случае причиненный вред рассматривается как провокация со стороны жертвы, либо как "справедливое возмездие" ; осуждение осуждающих - никто не имеет право осуждать, ибо все лицемеры, сами замаскированные преступники; ссылка на высшие соображения - во имя преданности референтной группе можно совершить и преступление. Отметим, что вопрос о приемах нейтрализации как о методах рационального объяснения преступного поведения интересен для психологии с точки зрения дальнейшей разработки положения о методах психологической защиты, заключающихся в проектировании своего поведения на других, в "рационализации", в уходе от реальной жизни. В последующих работах Д.Матза характеризовал делинквентного подростка, как плавающего в моральном вакууме. В зависимости от того, какой из факторов сильнее, ребенок колеблется то в одну в положительную, то в отрицательную стороны, а большая часть правонарушителей относится к категории неустойчивых.
Нельзя не упомянуть теорию стигматизации (клеймирования), получившую в последние годы достаточное распространение среди зарубежных криминологов /142/. Согласно положениям этой теории ничто не является преступным, но социальное окружение определяет некоторые поступки как преступные и клеймит их. Что касается причин преступности несовершеннолетних, то здесь важное место отводится "предделинквентной стадии". Члены семьи, учителя, сверстники не всегда объективно, видя в ребенке неисправимого хулигана, то это действительно может побудить к асоциальному поведению. Создатели теории стигматизации приходят к выводу, что подросток ведет себя как его оценивают окружающие.
В концепциях нейтрализации и стигматизации, по нашему мнению, достаточно полно описано значение различных социальных аспектов на преступность несовершеннолетних. Однако при этом совсем не учитываются личностные особенности подростка и их влияние на становление и функционирование отношений с окружающей его средой.
Представляет интерес выполненная в рамках теории референтной группы работа E.Ziegenhagen /1ЧЧ/, обосновывающая идею, согласно которой поведение отдельного индивида регулируется и контролируется в основном конкретной социальной группой, к которой он принадлежит. Нормы и ценности этой референтной группы являются для человека основными ориентирами, в соответствии с которыми он определяет самого себя и организует свою жизнь. Основными референтными группами подростка-правонарушителя являются семья, группа сверстников. Американские криминологи так представляют себе механизм влияния референтной группы на подростка-делинквента: "Американский подросток может разделять большинство установок, общих для членов его семьи, и хотеть быть ее членом, но он может враждебно относиться к тем установкам, которые касаются выбора его друзей, его поведения как сына и т.д.; таким образом, семья становится для него негативной референтной группой. Позитивная по отношению к подростку, но с асоциальной направленностью группа может защитить подростка от давления, оказываемого негативной референтной группой" /118, с.ПО/. Чувствуя себя "принятым" в группе с асоциальной направленностью, подросток быстро усваивает нормы и ценности делинквент но го поведения.
В работе "Делинквентные мальчики: культура шайки" ее автор -один из представителей ученых, придерживающихся концепции культурной девиации, А.КЬэн ( A.Cohen) /Ц8/ выдвигает идею о том, что делинквенция - это в общественной культуре существующая субкультура со свойственными ей нормами и моделями поведения. По мнению автора, дети, войдя в асоциальную группу, черпают в ней мотивы и научаются технике преступного поведения. Асоциальная группа является основной единицей делинквентной субкультуры /106/.
В теориях референтной группы и культурной девиации положительным, по нашему мнению, является выделение особенностей асоциальной микросреды в качестве одной из причин преступности подростков. Такой подход представляется нам целесообразным, ибо позволяет учитывать влияние ближайшего окружения на становление правонарушителя. При этом, однако, оказываются скрытыми глубинные социальные причины преступности несовершеннолетних.
Еще в самом начале XX века Э.Дюркгейм ввел в криминологию понятие "аномия", обозначающее состояние относительной ликвидации этических норм в обществе или группе, вызываемое "отсутствием целей в жизни, переживанием чувства изолированности и одиночества, душевного беспокойства, бессилия, отчуждения" /118, с.123-134/. Ощущению собственной ничтожности сопутствует ослабление чувства ответственности, но горечь и зависть возникают по отношению к тем, кто находится в более благоприятных условиях. Для того, чтобы как-то изменить обстоятельства и ситуацию, ищут простых и быстрых решений, начиная от потребления алкоголя и наркотиков и кончая совершением преступления.
Развивая идеи Э.Дюркгейма, Р.Мартон именно социальную аномию считает основной причиной преступности современных подростков.
Подробное описание одной из каких-либо причин преступности несовершеннолетних, данное в перечисленных нами социологических концепциях делинквенции, является безусловно положительным моментом. В то же время, такая абсолютизация является и основным недостатком этих теорий.
Анализируя причины преступности несовершеннолетних, зарубежные ученые не обошли своим вниманием и личностные особенности делинквентных подростков. Однако основное направление в изучении психологических особенностей делинквентов - определение принципов классификации и выделение типологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
Остановимся на анализе наиболее распространенных в США типологий несовершеннолетних правонарушителей.
Используя в исследованиях методику многостороннего изучения личности, психологи З.МэгардЖИ ( E.Magargee ) и М.Бон ( M.Bohn )
138/ выделили 10 групп подростков-делинквентов, имеющих тождественные психологические и социально-психологические особенности.
Первую группу составляют подростки, практически мало отличающиеся от правопослушных сверстников. Они не страдают от сложных психологических конфликтов, воспитываются в благополучных семьях, но склонны к алкоголизации и наркомании, имеют низкую степень социальной зрелости и искаженную систему ценностей. Во вторую группу входят подроотки, обладающие высоким интеллектом, они успешно учатся в школе. Основной причиной преступности этих подростков является неспособность легальным путем использовать свой интеллектуальный потенциал. Подростков третьей группы характеризует высокий уровень личностной тревожности, стеснительность, уединенность, пассивность и покорность. Уровень социальной адаптации у них низок, они испытывают трудности в общении и от этого очень страдают. Считается, что проступок они совершают только для удовлетворения извращенной потребности в наказании. Четвертая группа объединяет подростков, отличающихся враждебностью и злобой. Однако они хорошо чувствуют себя в кругу сверстников, быстро устанавливают дружеские отношения, стремятся к доминированию. У них высокая самооценка, и они всегда довольны собой. Пятую группу составляют подростки, также обладающие высокими умственными способностями. Однако крайне асоциальная направленность семьи, в которой они воспитываются, проявляется в их алкоголизации и наркомании, они часто спекулируют. Но в кругу своих сверстников- делинквентов, они быстро осваиваются, а порой становятся лидерами. В шестую группу входят подростки, отличающиеся внешней привлекательностью и умением "подать себя". Но они не могут контролировать свое поведение, не в состоянии откладывать удовлетворение моментальных потребностей. Для семей, в которых они росли, характерна слабая эмоциональная привязанность родственников, отношение родителей к подростку характеризуется эмоциональным отчуждением. В седьмую группу объединены юноши из национальных меньшинств. Эти делинквенты везде трудно адаптируются, избегают конфронтации, их отличает пассивность и покорность. Они воспитываются в нестабильных семьях. К восьмой группе принадлежат подростки, имеющие такие особенности, как агрессивность, презрение к общепринятым нормам и ценностям. Правонарушения они совершают ради улучшения своего материального благосостояния. Девятую группу составляют подростки с ярко выраженным эгоцентризмом. Они враждебны, злопамятны, не в состоянии перенести малейшие оскорбления. Десятая группа объединяет подростков, имеющих глубокие патологические отклонения и низкий интеллект. Они испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, весьма агрессивны. Эти подростки страдают от беспокойства и очень трудно справляются с любой жизненной проблемой.
Исследователи А.Рейс ( A.Reiss ) /140/ и Г.Квей (H.Quay ) /139/ считают, что всех правонарушителей несовершеннолетнего возраста можно объединить в три группы: субкультурных делинквентов, социопатов и делинквентов-невротиков. Существенной особенностью субкульгурных делинквентов является нежелание признавать какие-либо ограничения и авторитеты, они культивируют физическую силу, мечтательны, жаждут развлечений, безмерно горды своим криминальным опытом. Преступления социопатов обусловлены травмирующей семейной атмосферой. Они не испытывают чувства вины, спокойны, умеют всегда оправдать себя и в определенной ситуации производят хорошее впечатление на окружающих. Делинквентов-невротиков еще определяют как "беспокойных делинквентов". Их характеризует глубокая внутренняя конфликтность. Совершив преступление, они испытывают сильные угрызения совести. Преступления же они, как правило, совершают в одиночку.
Мы считаем, что описанные в данных типологиях особенности несовершеннолетних правонарушителей имеют скорее психотерапевтическую окраску, чем психологическую.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 239 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz