Четверг, 19.09.2024, 05:58
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Психологизм в лирике Теодора Шторма. Бакалов, Анатолий Сергеевич бесплатно
05:08
Скачать Психологизм в лирике Теодора Шторма. Бакалов, Анатолий Сергеевич бесплатно
Психологизм в лирике Теодора Шторма

Диссертация

Автор: Бакалов, Анатолий Сергеевич

Название: Психологизм в лирике Теодора Шторма

Справка: Бакалов, Анатолий Сергеевич. Психологизм в лирике Теодора Шторма : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.05 Москва, 1984 194 c. : 61 85-10/254

Объем: 194 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

Глава I П0ЭТИЧЕС1М ШР ТЕОДОРА fflTOBvIA сЗ с34 с36 с40 §I Искусство в поэтическом гшре ТШторма §
2 Природа §
3 Иррациональное в поэтической системе ТШторма §
4 Религиозные представления в поэтическом Ш1ре ТШторГЛа §
5 "Тихий" и "шугшый" гмры в лирике ТШторш
Глава
II тШ?ШСШй ГЕРОЙ ТШТОНЛА с58 с64 с68 с77 III с80 с83 с96 III §I Герой в сфере семейных отношений §
2 Лирический герой в сфере общественных отношений §
3 Портретные характеристики в лирике Шторма
Глава
III СВОЕОБРАЗИЕ Па/КОЛОШЭМ В ЖИПЕ ТЕОДОРА ШТОРМ §I ПереяшванЗЮ любви в лирике ТШторма §
2 Переживание времени и пространства §Переживание смерти в лирике TfflTopivia
ЗАКЛЮЧЕНИЕ П Р И Л ОZ Е Н ИЕ Сноски Б и б л и о г р а ф и я с с с128 с с162 с167 с167 с

Введение:

В В Е Д Е Н И Е Вопрос о своеобразии психологизма в лирике известного немецкого писателя Теодора Шторма (I8I7-I888) является центральной проблемой предлагаемой диссертации. Эта проблема обнаруживает два аспекта: психологизм в лирике как литературном роде и цроблему собственно лирического психологизма Т.Шторма. В зарубежном литературоведении, главным образом, в немецком лирика Шторма в достаточной степени изучена, хотя ни одним из исследователей прошлого и настоящего не предприниглалась специальная попытка выявить особенности психологизма немецкого поэта. Советская германистика вплоть до настоящего времени уделяет проблемам поэзии явно недостаточное внимание. В особенности это относится к немецкой лирике второй половины XIX века. Если в изучении поэзии начала века и предмартовской эпохи сделаны определенные шаги и если уже написаны первые исследования творчества поэтов конца ХХХ-начала XX веков то вся заключенная между этигли периодами немецкоязычная лирика представляет в нашем литера-. туроведениж сплошное "белое пятно". Своих исследователей ждет лирика А.Дросте-Хюльсхоф и Н.Ленау, Э.Мёрике и Й.Эйхендорфа, Ф.Геббедя и Т.Фонтане, Ф.Рюкерта и К.Грота, Г.Келлера и К.Ф.Майера. Предлагаемая работа первая в нашей стране попытка диссертационного исследования лирики Т.Шторма, известного советскому читателю главным образом как новеллиста. Вместе с тем это и один из начальных в нашем литературоведении шагов в изучении лирики данного периода. Советская литературоведческая штормиана зародилась, по сути дела, лишь в послевоенное время, и начало ей положило появление в 1958 году монографической статьи о Шторме Р.М.Самарина в академическом издании "Истории немецкой литературы" Ученый с многогранныьли интересаьш, Р.М.Самарин с большой чуткостью уловил суть и тон искусства немецкого писателя, верно определив масштаб и границы его таланта, а также основные слагаемые его поэтического своеобразия. Его статья стала одной из первых в нашей германистике работ, отметивших лиризм и пси хологичность в качестве основных свойств творчества немецкого писателя. Здесь же впервые важной и самостоятельной литературоведческой проблемой было названо лирическое творчество Шторма. Вместе с тем сейчас уже видно, что работа Р.М.Самарина стала не только одной из отправньк точек в оценке нашей наукой творчества этого писателя, но и показателем недостаточного уровня его изученности в наши первые послевоенные десятилетия. Статья содержит ряд неуточненннх, спорных или недостаточно обоснованных положений, сказать о которых тем более необходимо,что они прошли шшо внимания позднейших исследователей творчества немецкого писателя. Прежде всего это касается непривычной периодизации творчества Шторма (I период с конца 1830-х по 1850 год; П 1848 1870 гг.; Ш I87I 1888 гг.) периодизации, вообще выпустившей из виду его лирику 1830-х годов и выводимой, как видно, не из самого творчества писателя, а из политических событий в Герглании середины прошлого века. Справедливо указывая на важность политической лирики в творчестве Шторма, автор статьи вместе с тем недостаточно четко представляет читателю его специфику.Так, наприглер,"ключом к поншланию политической поэзии ШтормаТ.М.Самарин объявляет стихотворение Это в самом деле "На1Ъе Arbeit" (автор переводит его название как "Не доделали") с его антидворянским пафосом одно из важнейших политических стихотворений поэта, но оно в его творчестве единственное, содержащее мотив классовой борьбы и в силу этой своей уникальности не может быть "ключом" к остальной, не затрагивающей данной проблемы лирике борьбы за освобождение родины от иноземных захватчиков. Недостаточно четко прояснилась позиция Р.М.Самарина и по интересующей нас проблеме психологизма. Справедливо назвав психологизм главным коглпонентом штормовского искусства," автор статьи тем не менее не только нигде не упоминает о психологизме в лирике, но и фактически отлучает от него основной массив его лирики стихотворения I843-I852 гг., заявив, что "присущий ему (Шторму -А.Б.) отныне психологизм ролздается в годы эмиграции" (т.е.лишь посо ле осени 1853 г. А.Б.) Важной вехой в исследовании творчества Шторма стала для нашей германистики кандидатская диссертация Д.Я.Калныни "Место Теодора Шторма в немецкой литературе" Она подытожила в конце 50-х годов начальный этап осмысления советской наукой творчества немецкого писателя-реалиста, и в этом отношении значение данной работы для последующего его изучения трудно переоценить. С достаточно четких и принципиальных марксистско-ленинских позиций исследовательница проанализировала все доступные ей источншш,введя в научный оборот огромное количество больших и глалых работ о творчестве немецкого писателя, что освободило будущих исследователей от необходилюсти еще раз подвергать эти издания более или менее детальному анализу. Диссертация Д.Я.Калныни выполнила вынесенную в ее заголовок задачу определила "место Т.Шторма в немецкой литературе" и стала основанием, на которое уже не могли не опираться ни вышедшая двумя десятилетиями спустя кандидатская диссертация Ж.П.Саркисян туры. ни наше сочинение. Вряд ли без этой основы смогут обойтись и будущие исследователи немецкой литераВместе с тем некоторые общие тенденции нашего литературоведения 5 0 х годов с отголосками в нем вульгарного соцйОЛогизь1а, с арсеналом не всегда, с сегодняшней точки зрения, корректных и обоснованных приемов полешши. и т.п. наложили, к сожалению, отпечаток и на эту несомненно талантливую работу. Сказалось это, в частности, при оценке исследовательницей целого ряда литературоведческих изданий о Шторме оценке, с которой сейчас уже трудно согласиться. Из крупных работ это затрагивает прежде всего дистт т? сертащю Вальтера Геррмана и монографию Франца Штукерта Так, анализу книги В.Геррмана"Лир1ша Теодора Шторгла" исследовательница уделяет в своей диссертации всего 8 строчек, которые звучат как приговор несамостоятельности автора, отсутствию у него собственной литературоведческой позищш. При этом было упущено из виду, что диссертация В.Геррмана заняла в исследовании лирики то же, в сущности, место, что и работа саглой Д.Я.Калныни в советской германистике: это было хронологически первое большое исследование штормовской лирт-ши, и вся проделанная Герргланом работа не могла в той или иной мере не нести подготовительного характера со всеми вытекающшж отсюда ьшщсами.. Немецкий ученый сделал скрупулезные выборки газетных и журнальных публикаций, вариантов стихотворений, разыскивал, систематизировал, устанавливал их хронологию (последнее почему-то тото же вызвало неудовольствие исследовательницы) проследил динамику развития различных поэтических мотивов на каждом этапе творчества поэта, предложил периодизацию лирического творчества Шторма, идентичную, кстати сказать, той, которая принята и Д.Я.Калныней. При этом он сделал и то, что прошло мимо внимания диссертантки и потоглу было повторено в ее работе, он постарался выявить механизм влияния на Шторма лирики Г.Гейне, причем шленно на раннего Шторма, на чем справедливо настаивает и сама Д.Я.Калныня И в этом сгшсле работа В.Геррмана явилась пусть еще во многом "сырым", но совершенно необходимым подготовительным этапом для дальнейшего изучения лирики немецкого поэта. И недаром на это исследование до сих пор продоллают ссылаться такие серьезные литературоведы, как Ф.Бётгер- П.Гольдтлмер Т7 Ф.Штукерт Оценка Д.Я.Калныней другой диссертации о лирике Шторма,притя надлежащей перу Бруно Пайна сомнений не вызывает: эта работа более зрелая и более обстоятельная, но для нашего круга проблем она менее полезна, т.к. рассматривает лирику Шторма под углом зрения поэтического стиля. Сказанное исследовательницей о работе В.Геррмана во многом повторилось в ее оценках книг А.Визе и Г.Хайтмана а также самой объеглной из монографий о Шторме, принадлежащей западногерманскому Л1тературоведу Ф.Штукерту. Об этой книге Д.Я.Калныня,в частности, пишет:"Чрезмерное увлечение индивид/альной психологией не дает возможности считать эту работу научно ценной и обоснованной, что еще больше усугубляется частым повторением темы от "судьбы" И "демонизма" Одна из очень плодотворных идей диссертации Д.Я.Калныни состоит в том, что работы западных исследователей, осуществленные с идеалистических методологических позиций, она предлагает оценивать не по их окончательныгл выводам, а по промежуточным результатам на уровне наблюдений.и анализов. К сожалению, этот принцип применяется в ее диссертации без должной последовательности, 1шаче в случае с монографией Штукерта не прозвучало бы столь резкого приговора. Слабость этой книги обусловлена идеалистичностью философской базы, стремлением модернизировать Шторма, представить его своеобразным предтечей экзистенциализма, но монография Штукерта сильна кошфетныьш анализами стихотворений, тонким вчувствованием в их плоть, в их ритм и звучание. Наконец, исследователь обогатил каши представления о лирике Шторма разысканием и публикацией некоторых его неизвестных ранее стихотворений. Вполне справедливо Д.Я.Калныня отдает должное трудам литературоведов из ГДР Фрица Бётгера и Петера Гольдамлера, последовательно, с гларксистских позиций определивших место Т.Шторма писателя, человека и гравданина в культурно-историческом контексте своего времени. Если монография Ф.Бётгера оказалась все же более уязвимой в методологическом отношении и это вызвало отдельные пoлeшчecкиe возражения исследовательницы), то подготовленное П.Гольдаммером четырехтомное издание "Полного собрания сочинений" Т.Шторма с очень рационально подобранным научным аппаратом (а не только с прекрасным предисловием) до сих пор считается лучшим из всех когда-либо существовавших. Недаром даже Литературоведы из ФРГ при наличии в их стране нескольких собственных изданий сочинений Шторма предпочитают работать с этим. К одной из заслуг диссертации Д.Я.Калныни следует отнести также оценку очерка Т.Манна как "самого значительного из всего, что написано о Шторме" В этой работе 1930 года Т.Манн наме тил ряд проблем, близких прежде всего своему собственному творчеству, как, к примеру, соотношение в творчестве Шторма цроблемы "художник" и "бюргер", сближение художественного мйра Т.Шторма с миром не менее дорогого для Т.Манна И.С.Тургенева. К сожалению, у исследовательницы при этом совсем не прозвучала мысль о том, что очерк Т.Манна посвящен почти исключительно лирическому творчеству Шторма. В этой работе большому писателю XX века удалось поразительно тонко проникнуть в суть поэтического мира своего земляка старшего" поколения, которого он называет, как и Тургенева, "своим духовным отцом". И хотя статья Т.Манна содержит неточности, спорные утверздения и вообще не относится, строго говоря, к жанрам научной прозы, она навсегда, по-видимому, останется прекрасным памятником одному из вершинных явлений человеческого духа. После выхода в свет диссертации ДЛ.Калныни зарубежная и советская научная литература о Т.Шторме пополнилась рядом новых исследований. В советской науке это были большое предисловие Е.П.Брандиса к двухтомшшу новеля Т.Шторма и его же небольшая статья "Теодор Шторм в России", опубликованная на немецком языке издательством Бойенс в сборнике публикаций западногерманского "Общества Теодора Шторма" Ж.П.Саркисян? Указанное предисловие представляло собой историко-биограФический очерк творчества писателя, а маленькая, но потребовавшая большой поисковой работы статья Е.П.Брандиса была посвящена в основном лирическому наследию Т.Шторма и носила информативнообобщающий характер. Она знакомила немецкий читателей с историей проникновения творчества Шторма, главным образом, его песен в культурную тшзкь России XIX и XX веков, с русскими переводами и публикациями штормовских стихотворений в русской периодике, с опытом научного осмысления штормовского наследия в нашей стране. Диссертация Ж.П.Саркисян посвящена поздней новеллистике Т.Шторма и его лирику привлекает лишь в той мере, в какой она служила интонационно-тематической базой, стшулировала появление его будущих новелл. Исследовательница подчеркнула в диссертации психологичность в качестве главной общей черты как для лирики, так и для новеллист1ШИ немецкого писателя. В ее диссертации принципиально по-иному, нежели у Д.Я.Калныни, решается проблема ме тода. Если в исследовании I956-I959 годов отрицалась всякая,даже очевидная, причастность Шторма к романтизму, то Ж.П.Саркисян а также кандидатская диссертация правомерно определяет творческий метод Шторма как критический реализм с известным включениягли в него романтических элементов. В частности, из поэтики романтизма конкретно от Эйхендорфа исследовательница выводит и штормовский принцип создания"настроения", определенного душевного настроя лирического субъекта. Она зшлечает при этом и вашюе различие мелщу роглантическж1 и реалистичесгам способами психологизации действительности:"Если у Эйхендорфа это настроеште представляет собой нечто"заданное",нечто, от чего затем отталкивалось авторское чувство,то у Шторма настроение не вводится во внешний гжр как нечто субъективное,а возшшает непосредственно из изобралсаемого им конкретного окружающего мира". Большую долю скептицизма вызывает у нас, однако, другое суддение исследовательницы, касающееся чрезвычайно ватшой для психологов проблеглы экстериоризащш внутренней лсизни людей.S.П.Саркисян связывает"стрегмение по поступкам человека судить о его внутренних душевных процессах, пере}шваш1ях" с гетевской традицией "постичь суть вещей через их внешние проявления" Думается, что всякий, кто хотя бы бегло начнет перечитывать под этим углом зрения не только Расина, но даже Софокла, быстро утратит оптимизм в поисках первоисточника такого психологизма, и это не может не подтвердить правоты другого современного автора, написавшего о том, что "проблегла традиций и новаторства в сфере психологизма наиболее трудный объект анализа, и эта область исслеро дована менее других" Из зарубежных исследований творчества Шторма последних двух десятилетий (часть из шсс проанализирована в диссертации Ж.П.Саркисян) остановимся лишь на тех доступных ншл работах,которые касаются вопросов его лирического наследия. К таковыл,если придерживаться хронологии, следует отнести: I)главу о лирике II в монографии Ф р и щ Мартини "Немецкая литература в эпоху буржуазного реализма (1848 1898)"; 2) небольшую статью западногеряп майского писателя М.Хаусмана "Бесконечное стихотворение" 3) статью "О лирике Теодора Шторма" литературоведа из 1Ж Йоахиот ма 1Люллера 4) главу о лирике в книге американского исследова теля Артура Тило Алта "Теодор Шторм" и 5) диссертацию "Лирика Позволительно Теодора Шторма" ученого из ФРГ Харро Шляера сразу же оговориться, что ни одна из перечисленных работ не ставила задачи более или менее целенаправленно выявить своеобразие психологизма Шторма-лирика, хотя ни одна из них в силу самой специфики лирики и не осталась от этой проблемы полностью в стороне. Здесь уместно воздержаться от рассмотрения статьи М.Хаусмана ввиду того, что взгляды ее автора на личность и творчество Шторг в большом и малом совпадают с экзистенциалистскими оцёнкаЯ4 ми Ф.Штукерта 7 Штукерта же заимствовано и легшее в название статьи представление о "бесконечности", отсутствии начала и конца, в стихотворениях Шторма Не свободна от модернизированных взглядов на творчество Шторма и большая монография Ф.Мартини. Ввиду того, что в целом она уже рассмотрена в диссертации Ж.П.Саркисян, мы остановимся. здесь лишь на той ее главе, которая относится к лирическому роду литературы. В исследовании Мартини, помимо общего обзора состояния немецкой лирики второй половины XIX века, несколько специальных

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 358 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz