Четверг, 19.09.2024, 05:48
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Психолого-педагогические условия формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза бесплатно
21:13
Скачать Психолого-педагогические условия формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза бесплатно
Психолого-педагогические условия формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком

Диссертация

Автор: Францева, Маргарита Владимировна

Название: Психолого-педагогические условия формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком

Справка: Францева, Маргарита Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 / Францева Маргарита Владимировна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина] - Тамбов, 2009 - Количество страниц: 193 с. ил. Тамбов, 2009 193 c. :

Объем: 193 стр.

Информация: Тамбов, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза
11 Теоретические концепции исследования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов
12 Влияние языковой подготовки на формирование успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза
13 Модель формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе овладения ими иностранным языком
Выводы по первой главе
Глава 2 Экспериментальное изучение успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки
21 Организация и методы изучения успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе овладения ими иностранным языком
22 Изучение уровня овладения иностранным языком студентов медицинского вуза и успешности их учебно-профессиональной деятельности на констатирующем этапе эксперимента
23 Динамика успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в результате формирующего эксперимента
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Модернизация системы российского образования выдвигает новые требования к подготовке специалистов различного профиля. Одной из основных тенденций развития современного образования в высшей школе является его гуманитаризация, что предполагает не только расширение культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия, но и создает благоприятные возможности для самовыражения личности.
Современное профессиональное образование должно быть ориентировано на выработку у студентов высокой мобильности, способности оперативно осваивать современные научные знания, быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям труда, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения. Обозначенные качества личности являются показателем успешности современного выпускника вуза.
Изучение успешности деятельности личности неизбежно связано с более глубоким изучением тех или иных областей знаний, определяющих эту успешность. В свою очередь, способности формируются и проявляются в деятельности человека (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов). Сказанное в полной мере справедливо для исследования успешности учебно-профессиональной деятельности студента-медика.
В медицинских вузах особое внимание уделяется формированию умений -работать с информацией, включая иноязычную. В связи с этим становится актуальным изучение взаимовлияния языковой способности и успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинских вузов, выявление психолого-педагогических условий формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов средствами иностранного языка.
Состояние и степень разработанности проблемы исследования. В ряде отечественных и зарубежных психологических исследований успешность личности рассматривается как проблема личностного роста, проблема развития самоидентичности, адаптированности к внешним условиям жизнедеятельности, проблема, связанная с формированием у личности стиля деятельности и, в целом, индивидуальной стратегии жизни (К.А. Абульханова-Славская, Э. Берн, А.Ф. Бондаренко, Ф.Е. Василюк, А.И. Захаров, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, К. Роджерс, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, В. Франкл, К. Хорни, Э. Эриксон).
Отечественными психологами (Б.Г. Ананьев, H.A. Батурин, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.И. Степанский и др.) проблема успешности изучалась по отношению к объективному результату деятельности; рассматривались эффективность, результативность, оптимальность деятельности людей различных профессий в условиях индивидуальной и совместной деятельности, в различных возрастных группах и пр.
В исследованиях учёных (A.A. Реан, В.Г.Асеев, В.Т. Лисовский, Ю.Н. Кулюткин, С.Д. Смирнов, Е.И. Степанова, Б.А. Якунин), связанных с этапом обучения студентов в вузе, анализируется комплекс психологических феноменов, определяющих успешность учебно-профессиональной деятельности будущего специалиста. Ключевое внимание уделяется общим и специальным способностям студента.
У студентов в медицинском вузе специфика учебно-профессиональной деятельности обнаруживается ещё на первых курсах, когда приходится запоминать большой объем медицинской терминологии на латинском языке, в короткие сроки вырабатывать новые способы самообучения, морально приемлемого профессионального поведения; остро встают вопросы восприятия информации, проблемы мотивации, влияния интеллектуальных, эмоциональных нагрузок и условий работы на обеспечение эффективной деятельности врача (Л.П. Быкова, Н.Г. Веселов, А.Н. Глушко, В.П. Дуброва, В.В. Лудан, Т.Ф. Полищук, Б.А. Ясько и др.)'.
В последнее десятилетие проводилось немало интересных исследований, цель которых — повышение качества преподавания иностранного языка в высшей школе (Г.PI. Богин, Б.Н. Боденко, H.A. Зимняя, Т.А. Кривченко,
H.A. Морозова, Б.А. Ясько и др.). Эти поиски велись практически в одном направлении, в направлении рационализации и оптимизации методики обучения иностранному языку. При этом недостаточно полно рассмотрены психологические аспекты изучеиия иностранного языка.
В частности, недостаточно рассмотрена зависимость успешности языковой подготовки от уровня развития языковой способности, являющейся отличительной в перечне профессиональных способностей для специалиста во врачебной деятельности, поскольку специфика самой профессиональной деятельности медицинских работников заключается в активном использовании профессиональной терминологии, основанной на знании иностранного языка, в понимании и правильном толковании вербальных и невербальных проявлений симптоматики заболеваний и т.д. (Г.И. Богин, Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, Т.А. Кривченко, H.A. Морозова, Б.А. Ясько и др.).
Таким образом, в контексте интересующей нас проблемы можно сформулировать ряд противоречий между:
• актуальностью проблемы эффективной подготовки медицинских кадров и недостаточным использованием резервов преподавания отдельных общеобразовательных дисциплин;
• опытом повышения эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском вузе и неполным использованием ресурсов иностранного языка как учебной дисциплины;
• между исследованиями в области эффективного преподавания иностранного языка в медицинском вузе и его роли в совершенствовании профессиональной подготовки специалиста.
Указанные противоречия определяют проблему исследования, состоящую в том, что иностранный язык как учебная дисциплина в медицинском вузе до сих пор нередко рассматривается как гуманитарно-лингвистическая, и ее возможности в профессиональной подготовке студентов-медиков реализуются не полностью. В результате на занятиях по иностранному языку внимание студентов более всего акцентируется на языковом материале, речевых упражнениях, элементарных коммуникативных умениях, а не на профессиональной составляющей содержания этого предмета. Студенты не всегда видят связь изучения иностранного языка и собственного профессионального развития, концентрируют внимание на языковом содержании занятий, рассматривают данный предмет как второстепенный и немотивированны к его изучению. Важная в профессиональном отношении информация, содержащаяся в иноязычной литературе, оказывается невостребованной студентами. Это в итоге определяет актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования является успешность учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза.
Предметом исследования выступают психолого-педагогические условия формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе обучения иностранному языку.
Цель работы состоит в выявлении и изучении психолого-педагогических условий формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки и их апробации в ходе экспериментальной работы.
Указанная цель работы достигается в результате решения следующих основных теоретических и практических задач:
1) исследовать формирование успешности учебно-профессионалыюй деятельности личности в процессе профессиональной подготовки в вузе как психолого-педагогическую проблему;
2) определить влияние языковой подготовки студентов медицинского вуза на формирование успешности учебно-профессиональной деятельности;
3) выявить структуру и содержательную сущность модели формирования успешности учебно-профессиональной успешности студентов медицинского вуза;
4) реализовать психолого-педагогические условия успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в контексте их овладения иностранным языком;
5) доказать обусловленность успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза уровнем овладения ими иностранным языком и выявить особенности этой связи.
Гипотеза исследования состоит в следующем: формирование успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза обеспечивается созданием психолого-педагогических условий активизации субъектной позиции студентов, включающих в себя: ориентацию на тип канала восприятия информации, формирование иноязычных речевых навыков и умений с учетом контекста будущей профессиональной деятельности, использование лингвообразовательных средств иностранного языка как учебной дисциплины в медицинском вузе. согласованное изменение учебно-профессиональной мотивации, ло-кус контроля и вербальной креативности; уровня притязаний, аналитических и лексических умений; вербального интеллекта и локус контроля. реализацию психолого-педагогических условий формирования успешности учебио-профессиоиальной деятельности студентов медицинского вуза средствами иностранного языка.
Методологической основой нашего исследования явились ведущие принципы психологии:
• принцип развития, доказывающий, что любые психические явления динамичны, существуют и проявляются в постоянных прогрессивных изменениях (К.А. Абульханова-Славская, В.А. Петровский, В.В. Столин и др.)
• принцип детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), проявившийся в установленной взаимосвязи между успешностью профессиональной подготовки студентов медицинского вуза и их овладением иностранным языком;
• принцип субъектности, проявляющийся в рассмотрении в нашем случае студента медицинского вуза как активного, рефлексивного, созидающего участника отношений с окружающим его миром и профессиональной подготовки, в которую он включён (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя,
A.B. Петровский и др.);
• принцип системности, рассматривающий психические явления (языковая способность, успешность деятельности) как совокупность элементов с собственной структурой, функциями отдельных элементов и функцией самой системы, не являющейся простой суммой функций своих элементов (Б.М.Теплов, C.JT. Рубинштейн и др.).
Теоретическую основу исследования составили следующие положения психологии:
• об активности личности в процессе её развития (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, C.JT. Рубинштейн и др.);
• о связи способностей (общих и специальных) и успешности деятельности личности (В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарёв, М.А. Холодная,
B.Д. Шадриков и др.);
• о психологических особенностях студента и студенческого возраста (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалёв, Л.Д. Столяренко и др.);
• о профессионализме и профессионально значимых качествах медицинского работника, определяющих успешность его деятельности (К.И. Алексеев, Л.П. Быкова, Н.Г. Веселов, А.Н. Глушко, В.П. Дуброва,
B.В. Лудан, Б.А. Ясько и др.).
Методами исследования выступили: теоретический анализ, моделирование, методика исследования самоотношения, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» A.A. Реана, В.А. Якунина, психологический тест вербального интеллекта Л. Зиверта, вербальной креативности
C. Медника, тест диагностики способностей к иностранным языкам П. Пимслера, а также методы математико-статистической обработки результатов (SPSS).
Теоретическая значимость работы состоит в следующем: • доказано, что психолого-педагогическими условиями формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком являются: ориентация на тип канала восприятия информации, развитие иноязычных речевых навыков и умений в конкретных ситуациях общения с учетом контекста будущей профессиональной деятельности и использование лингвообразовательных, психологических и педагогических средств;
• определена структура и содержательная сущность психолого-педагогической модели формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза;
• экспериментально систематизированы связи между учебно-профессиональной мотивацией, локус контролем и вербальной креативностью студентов в процессе их профессиональной подготовки, а также уровнем притязаний и аналитическими и лексическими умениями.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• выявлен операционный состав психологического феномена успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза, проявляющейся в показателях мотивации достижения, интернальности локус контроля, адекватности уровня притязаний и самооценки;
• обнаружена структура психологического феномена языковой способности, обеспечивающей овладение иностранным языком, включающая вербальный интеллект, владение лексикой, аналитические умения, слуховой анализ, звуко-знаковую связь и вербальную креативность;
• найдены профессиональные составляющие подготовки будущих специалистов - медиков, содержащиеся в изучении иностранного языка, включая профессиональную коммуникацию, переводческие умения, текстовую компетенцию в форме извлечения профессионально значимой информации из иноязычных текстов.
Практическая значимость исследования определена тем, что:
• разработаны психолого-педагогические условия повышения успешности профессиональной подготовки студентов медицинского вуза средствами изучения иностранного языка;
• предложена психолого-педагогическая программа учебного курса по иностранному языку с целью повышения успешности профессиональной подготовки студентов-медиков;
• материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций по педагогической психологии, акмеологии, в спецкурсе «Психология профессиональной подготовки специалиста» и спецпрактикуме «Психологические основы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе».
Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечиваются общим методологическим подходом к изучению психолого-педагогических условий формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студента медицинского вуза; использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; согласованностью совокупности теоретических положений и выводов между собой и с данными экспериментального исследования; непротиворечивостью полученных результатов имеющимся теоретическим представлениям; корректным применением методов статистической обработки данных; репрезентативной выборкой испытуемых.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Успешность учебно-профессиональной деятельности студентов представляет собой психологическое состояние удовлетворённости личности уровнем своей учебно-профессиональной подготовки, выражающееся в стабильности мотивации достижения, интернальности локус контроля, адекватности уровня притязаний и самооценки, а также сохранением положительной перспективы учебно-профессионального роста студентов и учебной активности.
2. Положительная динамика успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза определяется реализацией психолого-педагогических условий в процессе языковой подготовки студентов -медиков в совокупности с успешным овладением дисциплин учебного плана.
3. Процесс формирования успешности учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком может быть представлена в психолого-педагогической модели, отражающей интеграцию педагогической (формирование иноязычных речевых навыков и умений в конкретных ситуациях общения с учетом контекста будущей профессиональной деятельности; использование лингвообразователь-ных средств) и психологической (ориентация на тип канала восприятия информации, развитие языковой способности) составляющих, способствующих активизации субъектной позиции студентов-медиков.
4. Критериями определения уровня языковой подготовки являются: вербальный интеллект, владение лексикой, аналитические умения, слуховой анализ, звуко-знаковая связь и вербальная креативность.
5. Успешность профессиональной подготовки студентов медицинского вуза может быть обусловлена преподаванием иностранного языка как учебной дисциплины при реализации разработанной нами опытно-экспериментальной программы иноязычного образования будущих врачей.
Этапы исследования и их содержание:
• первый этап (2003 - 2005 гг.): теоретический анализ философской, социально-психологической и психолого-педагогической литературы, разработка программы исследования, определение понятийного аппарата, подбор и отбор методов и методик исследования;
• второй этап (2005 — 2007 гг.): проведение начального диагностического среза, первичная обработка результатов обследования испытуемых; проведение опытно-экспериментальной работы, ведение тренингов в процессе учебных и внеучебных занятий;
• третий этап (2007 - 2008 гг.): проведение контрольного диагностического среза, обработка результатов обследования, сравнительно-сопоставительный анализ данных в экспериментальной и контрольной группах; формулирование выводов и оформление диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования
1. Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались:
• на заседаниях кафедры прикладной психологии и педагогики, аспирантских семинарах и межрегиональных научно-практических конференциях Северо-Кавказского социального института (2005 - 2007 г.);
• на заседании кафедры иностранного языка Ставропольской государственной медицинской академии (2006 — 2007 гг.);
• на Итоговой межрегиональной научной конференции студентов и молодых учёных Ставропольской государственной медицинской академии (2007 г.);
• на XV годичном научном собрании Северо-Кавказского социального института (2008 г.)
2. Материалы исследования отражены в авторских научных публикациях.
Организация исследования. Экспериментальной базой исследования стала Ставропольская государственная медицинская академия. В эксперименте приняли участие всего 127 человек, из которых 38 человек отобраны в экспериментальную, а 32 человека - в контрольную группы; 7 человек приглашены в качестве экспертов.
Структура и объём диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего в себя наименования работ отечественных и зарубежных авторов, приложений. Основной текст диссертации изложен на 178 страницах, содержит 11 рисунков и 14 таблиц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 254 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz