Четверг, 19.09.2024, 05:48
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 17 » Скачать Развитие ценностных ориентаций преподавателей колледжа как фактор их профессионального роста. Шнайдер, Виктор Андреевич бесплатно
03:19
Скачать Развитие ценностных ориентаций преподавателей колледжа как фактор их профессионального роста. Шнайдер, Виктор Андреевич бесплатно
Развитие ценностных ориентаций преподавателей колледжа как фактор их профессионального роста

Диссертация

Автор: Шнайдер, Виктор Андреевич

Название: Развитие ценностных ориентаций преподавателей колледжа как фактор их профессионального роста

Справка: Шнайдер, Виктор Андреевич. Развитие ценностных ориентаций преподавателей колледжа как фактор их профессионального роста : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шнайдер Виктор Андреевич; [Место защиты: ГОУВПО "Магнитогорский государственный университет"] - Магнитогорск, 2006 - Количество страниц: 159 с. 1 ил. Магнитогорск, 2006 160 c. :

Объем: 160 стр.

Информация: Магнитогорск, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА
11 Личностные аспекты повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателей колледжа как основы их профессионального роста
12 Ценностно-ориентированный подход к функционированию и развитию системы профессиональной деятельности преподавателей колледжа в процессе их профессионального роста
13 Организационно-педагогические условия эффективности профессионального роста преподавателей колледжа на основе развития ценностно-ориентационного компонента профессиональной компетентности
Выводы по первой главе
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА
21 Цель, этапы и критерии диагностики профессионального роста преподавателей колледжа
22 Методические особенности обеспечения профессионального роста преподавателей колледжа
23 Профессиональный рост преподавателей колледжа в процессе профессиональной деятельности с учетом уровней развития ценностно-ориентационного компонента их профессиональной компетентности
Выводы по второй главе

Введение:

Проблема нашего исследования состоит в определении путей обеспечения профессионального роста преподавателей образовательных учреждений системы профессионального образования типа колледж на основе повышении эффективности их профессиональной деятельности.
Актуальность проблемы определяется характером социально-экономических преобразований в Российской Федерации, особенностями инновационных процессов, происходящих в системе общего и профессионального образования, отечественной науке и культуре, а также особенностями российской экономики и производства.
Актуальность выбранной нами проблемы исследования в значительной степени определяется государственным заказом на реформирование системы профессионального образования. В связи с утверждением Правительством Концепции реформирования системы образования в России (декабрь 2004), начата большая работа по ее реорганизации на всех ступенях образования учащихся и студентов.
Одним из важнейших аспектов эффективности профессионального образования является кадровая политика в системе образования. Одним из ведущих ее аспектов является совершенствование подготовки кадров для СПО, переподготовки и повышения профессиональной квалификации преподавателей образовательных учреждений СПО, что должно обеспечить повышение уровня профессиональной квалификации преподавателей этих образовательных учреждений.
Между тем, руководители и педагогические работники образовательных учреждений СПО отмечают недостаточную эффективность подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации педагогов и мастеров производственного обучения. В частности отмечается медленная перестройка учебных программ с учетом новых производственных технологий, подходов в решении производственных задач. Это в полной мере касается и методических, дидактических материалов, используемых в образовательном процессе. Вследствие этого их образовательный уровень не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам образовательных учреждений СПО.
Отмечается, что в процессах подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации в настоящее время участвует недостаточное количество преподавателей (в 2003 году, например, прошли курсы повышения квалификации различных уровней всего 12,3 % преподавателей). В то же время число преподавателей, желающих пройти переподготовку и обеспечить повышение своей профессиональной квалификации в последний год значительно выросло. Препятствием служит низкий уровень финансирования этого процесса государством и заинтересованными предприятиями.
Возникает необходимость интенсификации и повышения качества подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации преподавателей, удовлетворить которую можно только обеспечив подготовку высококвалифицированных кадров преподавателей внутри образовательных учреждений СПО.О необходимости этого свидетельствует и тот факт, что в образовательных учреждениях СПО значительная часть преподавателей не имеют высшего педагогического образования. Это снижает эффективность педагогической деятельности преподавателей.
Актуальность выбранной нами проблемы исследования определяется также и повышением требований со стороны заказчиков к уровню профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений СПО. С их стороны есть многочисленные пожелания, претензии и инновационные подходы к организации и содержанию профессиональной подготовки выпускников.
Трудности в решении проблемы повышения профессиональной квалификации преподавателей возникают в связи с недостаточной разработанностью законодательной базы в области профессионального образования, существующими перспективами сокращения и перепрофилирования профессиональных образовательных учреждений. Это положение затрудняет организацию процесса повышения профессиональной квалификации как элемента образовательной деятельности учреждения профессионального образования.
Актуальность проблемы нашего исследования определяется также необходимостью учета направления профессионального образования, уровня образовательной подготовки кадров. К сожалению, преподаватели, повышающие профессиональную квалификацию, часто не имеют соответствующего педагогического образования, уровень их образовательной культуры оказывается ниже требуемого для эффективной педагогической деятельности. В связи с этим необходима разработка таких дидактических и методических материалов, которые бы этот уровень учитывали и обеспечивали его повышение.
Таким образом, социально-политические и экономические преобразования в России и в системе государственного профессионального образования требуют усиления внимания к проблемам образования. Актуальным оказывается реформирование существующей СПО, что предполагает внесение существенных изменений во все его компоненты - содержательной, методической, организационной. Возможности интенсивного пути развития образования заключатся в поиске новых образовательных технологий, сочетающих в себе законы развития информации и законы овладения ею, закономерности образования личности. Разработка и реализация новых технологий профессионального образования предполагает внесение существенных изменений в программы и частные методики профессионального образования. Возникает потребность совершенствования системы повышения профессиональной квалификации педагогических кадров СПО.
У нас в стране сложилась достаточно эффективная система профессионального образования. Особенности организации образовательного процесса нуждаются в обосновании и раскрытии с учетом профиля и ведомственной принадлежности образовательного учреждения. При этом мы вынуждены констатировать, что педагогический, содержательно-методический аспекты остаются недостаточно исследованными. Особенно это касается проблемы повышения профессиональной квалификации преподавателей этих учреждений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить целый ряд теоретических положений и подходов, реализация которых в практике профессионального образования позволяет в значительной мере решить проблему эффективности профессионального образования личности. Это следующие положения, теории и подходы:
• идея профильного обучения (Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А.Малькова, Н.М. Шахмаев и др.);
• идея определения базового и регионального компонентов образования (A.B. Даринский, Н.Д. Никандров и др.); контекстный подход в обучении (A.A. Вербицкий, H.H. Нечаев и др-);
• модульный подход к структурированию учебного материала (Г.В.Лаврентьев, Т.В. Васильева, В.М. Гареев, П.А. Юцявичене и др.);
• личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, A.A. Деркач, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Синягин, И.С. Якиманская и др-);
• системно-технологический подход (О.С. Анисимов, В.П. Беспалько, Т.Б. Зеленцова, М.И. Катаханов, Г.К. Селевко, В.Д. Смольников и др.);
• обеспечение качества подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации обучающихся (В.И. Ерошенко, М.Ф. Королев, А.И. Турчинов и другие).
Мы считаем, что путь решения проблемы эффективности профессионального роста преподавателей должен носить комплексный характер. Это возможно на основе глубокого и разностороннего теоретического анализа и обоснования цели, задач, стандартов, содержания и технологий профессионального образования.
Общие вопросы профессионального образования личности рассматриваются в работах Г.Н. Александрова, O.A. Абдуллиной, Т.П. Афанасьевой, С.Я. Батышева, B.C. Безрукова, М.Е. Дуранова, Ю.М. Забродина, Э.Ф. Зеера, Ф.Н. Клюева, А .Я. Найна, В.М. Распопова, Г.М. Романцева, А.Н. Сергеева и других. Проблемы общего образования взрослых исследовали Е.М. Борисова, С.Г. Вершловский, Г.П. Логинова и другие.
На наш взгляд, в этих работах не в полной мере учитываются вопросы развития профессиональной квалификации, в том числе профессиональной квалификации преподавателей образовательных учреждений СПО. В недостаточной мере рассматривается также проблема осуществления их переподготовки с учетом потребностей самих образовательных учреждений и предприятий-заказчиков образовательных услуг.
Организационные и содержательные аспекты решения проблемы повышения профессионального роста преподавателей сталкиваются с необходимостью преодоления ряда негативных моментов:
1. По отдельным направлениям подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации к изучению предлагаются общетеоретические материалы, не имеющие достаточной практической значимости.
2. В системе подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации пока нет единого координирующего и методического центра.
3. Снизился уровень потребности самих преподавателей в повышения уровня своей профессиональной квалификации. Профессиональный рост для большинства преподавателей перестает быть ценностнозначимым. Это объясняется низким уровнем материального и морального стимулирования деятельности преподавателей.
Таким образом, мы констатируем высокий уровень актуальности поставленной проблемы в социальном, теоретическом и в образовательно-практическом аспектах.
Актуальность выбранной проблемы исследования определила формулировку следующей темы диссертационной работы - «Развитие ценностных ориентаций преподавателей колледжа как фактор их профессионального роста»
Объект исследования - профессионально-педагогическая деятельность преподавателей колледжей.
Предмет исследования - процесс профессионального роста преподавателей колледжа на основе развития их ценностных ориентаций
Цель исследования - выделение комплекса организационно-педагогических условий повышения эффективности профессионального роста преподавателей колледжа на основе развития их ценностных ориентаций.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что профессиональный рост преподавателей колледжа в процессе их профессионально-педагогической деятельности будет более эффективным, если реализуется комплекс организационно-педагогических условий:
1) организован целенаправленный процесс повышения профессиональной квалификации преподавателей внутри колледжа и обеспечена его ценностная значимость для преподавателей;
2) обоснованно определен комплекс ценностных ориентаций преподавателей, оказывающих позитивное влияние на их профессиональный рост;
3) разработана и реализуется системы мотивации и стимулирования профессиональной деятельности преподавателей образовательного учреждения (и соответствующие приемы);
4) разработано управленческое и программно-методическое обеспечение внутриколледжной системы повышения квалификации кадров;
5) реализована система диагностики качества профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Уточнить особенности процесса профессионального роста преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования типа колледж.
2. На основе структуры образовательного процесса в колледже определить место и роль ценностных ориентаций преподавателей в процессе их профессионального роста.
3. Выделить содержательные компоненты и условия профессионального роста преподавателей колледжа.
4. Разработать и экспериментально апробировать комплекс практических мер реализации организационно-педагогических условий, определяющих эффективность развития профессиональной компетентности преподавателей колледжа как компонента их профессионального роста.
Методологическую основу нашего исследования составили:
1) положения личностно-ориентированного и деятельностного подходов (К.А. Абульханова-Славская, A.A. Деркач, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Ю.В. Синягин, И.С. Якиманская и др.);
2) положения аксиологического подхода (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Ани-симов, В.А. Василенко, А.Г. Здравомыслов, A.B. Кирьякова, В.П. Тугаринов и др.);
3) положения системно-технологического и программно-целевого подходов (О.С. Анисимов, В.П. Беспалько, М.И. Катаханов, С.А. Репин, Г.К. Селевко, Г.Н. Сериков и др.);
4) теория профессионального образования (Г.Н. Александров, O.A. Абдуллина, Т.П. Афанасьева, С.Я. Батышев, B.C. Безрукова, М.Е. Дуранов, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер, Ф.Н. Клюев, С.Г. Молчанов, А.Я. Найн, Г.М. Ро-манцев, А.Н. Сергеев и другие).
Исследование проводилось в три этапа с 2000 года по 2006 год.
На первом этапе (2000-2001 гг.) изучалась нормативная, научная, учебно-методическая литература по проблеме исследования, определялись основные подходы к ее решению, анализировался опыт работы образовательных учреждений СПО по повышению профессиональной квалификации преподавателей.
Основными методами исследования на данном этапе были теоретический анализ литературы, сравнительно-педагогический анализ существующей системы повышения профессиональной квалификации преподавателей и существующего программно-методического обеспечения процесса повышения профессиональной квалификации, а также опросы, беседы, анкетирования слушателей семинаров повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений СПО.
На втором этапе (2001 - 2002 гг.) на основе выполненного анализа литературы и практики решения поставленной проблемы были намечены и апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы основные аспекты обеспечения эффективности повышения профессиональной квалификации преподавателей, выделены и обоснованы комплексы ценностных ориентаций и организационно-педагогических условий профессионального роста преподавателей.
Кроме того, на этом этапе были уточнены основные позиции по разработке содержательных компонентов внутренней системы повышения профессиональной квалификации преподавателей образовательных учреждений СПО.
Основными методами исследования на данном этапе были наблюдение, эксперимент, тестирование, анализ творческих программно-методических разработок преподавателей, конструирование и решение проблемных ситуаций контекстного характера.
На третьем этапе (2003-2006 гг.) нами продолжалась экспериментальная работа и проводилось обобщение полученных результатов теоретического и экспериментального исследования, осуществлялась обработка материалов и оформление диссертации. На этом этапе продолжалась работа по внедрению в практику образовательных учреждений СПО программно-методических материалов, разработанных с учетом наших выводов и рекомендаций. С этой целью организовывались семинары по обсуждению путей решения проблемы профессионального роста и эффективности повышения профессиональной квалификации педагогических кадров образовательных учреждений СПО.
Основными методами на данном этапе были стартовая и итоговая диагностика слушателей, анализ результатов учебной деятельности слушателей курсов, контрольный эксперимент, методы математической статистики, анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Основная база нашего исследования - профессиональные образовательные учреждения среднего профессионального образования г. Магнитогорска и г. Омска. Значительная часть опытно-экспериментальной работы проводилась нами на базе Магнитогорского государственного университета (МаГУ) и Магнитогорского государственного технического университета (МГТУ) с привлечением профессоров этих вузов. Всего на различных этапах эксперимента в исследовании принимали участие 450 преподавателей различных дисциплин этих образовательных учреждений.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) определен комплекс ценностных ориентаций преподавателей колледжа, оказывающий позитивное влияние на их профессиональных рост;
2) выделен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности профессионального роста преподавателей колледжа на основе развития их ценностных ориентаций;
3) разработан и экспериментально апробирован комплекс практических мер развития профессиональной компетентности преподавателей колледжа как компонента их профессионального роста.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении признаков понятия «профессиональный рост преподавателей колледжа»; в выделении содержательных компонентов и условий профессионального роста преподавателей колледжа. Вклад в теорию профессионального образования представляет реализованный подход к решению проблемы профессионального роста преподавателей колледжа на основе повышении эффективности их профессионально-педагогической деятельности в процессе развития ценностных ориентаций.
Практическая значимость полученных результатов теоретического и экспериментального этапов исследования состоит в том, что внедрение в практику работы внутриколледжных систем повышения профессиональной квалификации преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования программно-методических материалов, разработанных в соответствии с выделенными организационно-педагогическим условиями, обеспечивает эффективность профессионального роста преподавателей с учетом их личностных и профессиональных особенностей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессиональный рост преподавателей колледжа определяется характером и содержанием ценностных ориентаций преподавателей, оказывающих позитивное влияние на их профессионально-педагогическую деятельность.
2. Комплекс ценностных ориентаций преподавателей колледжа, определяющий их профессиональный рост, включает в себя карьеру, материальное благосостояние, взаимоуважение и уважение со стороны студентов, удовлетворение познавательно-профессиональных потребностей.
3. Повышение эффективности профессионального роста преподавателей колледжа в процессе развития их ценностных ориентаций обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий.
Апробация результатов исследования осуществлялась в виде докладов и сообщений на республиканских конференциях по проблемам дополнительного и профессионального образования государственных служащих (г. Москва, 1999 - 2002 годы), г. Челябинск (2004), г. Омск (2004) в форме участия в учебно-методическом семинаре «Профессиональная переподготовка и повышение квалификации преподавателей колледжа: Опыт, проблемы и пути совершенствования» (г. Челябинск, декабрь 2003 г.), а также в форме активного участия в разработке и внедрении методических рекомендаций по решению проблемы управления качеством профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации преподавателей.
Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов исследования обеспечены совокупностью выбранных методологических позиций, использованием комплекса методов исследования, повторяемостью и воспроизводимостью хода и результатов эксперимента, репрезентативностью выборок и полученных экспериментальных данных, подтверждением гипотезы исследования, непротиворечивостью и аргументированностью положений и выводов.
Структура диссертационного исследования определяется логикой постановки и решения задач. Она включает введение, две главы (теоретическая и экспериментальная), заключение, список используемой литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 314 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz