Четверг, 19.09.2024, 05:55
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 23 » Скачать Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью. Макарова, Мария Леонидовна бесплатно
03:56
Скачать Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью. Макарова, Мария Леонидовна бесплатно
Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью

Диссертация

Автор: Макарова, Мария Леонидовна

Название: Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью

Справка: Макарова, Мария Леонидовна. Развитие чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Макарова Мария Леонидовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т] - Москва, 2009 - Количество страниц: 217 с. ил. Москва, 2009 217 c. :

Объем: 217 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Глава 1 Научно-теоретические основы проблемы развития чувства целостности
11 Психофизиологические основы зрительного восприятия -
12 Целостное зрительное восприятие и целостное изображение -
13 Анализ существующих методов развития целостного восприятия и целостного изображения -43
Выводы первой главы -
Глава 2 Экспериментальное исследование путей и методов развития чувства целостности у студентов старших курсов (4-5) в процессе занятия живописью (Изображение фигуры человека)
21 Предполагаемая методическая система развития чувства целостности у студентов старших курсов (4-5) в процессе занятия живописью -
22 Разработка критериев оценки работ студентов -
23 Содержание и организация констатирующего этапа эксперимента -
24 Формирующий этап эксперимента -
25 Сравнительный (контрольный) этап эксперимента -
26 Результаты педагогического эксперимента -168
Выводы второй главы -

Введение:

Проблема исследования, и ее актуальность.На современном этапе развития нашего общества решающее значение для дальнейшего развития социального, экономического, духовного и культурного потенциала общества приобретает профессионализм кадров, в том числе и в сфере образования.Совершенствование образовательного процесса, постоянное уточнение его направленности, структуры и содержания в связи с требованиями общественного развития - жизненная необходимость для успешного и стабильного развития нашей страны.В постановлении Правительства РФ, принятого в апреле 2002г. говорится: «Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающие государственные документы - «национальную доктрину образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы художественного образования в России на период до 2025 года». Этими документами подтверждается актуальность художественного образования на сегодняшний день в России.Однако на сегодняшний день в сфере художественно-графического образования существует ряд проблем, которые тормозят процесс подготовки высококвалифицированных кадров для высшей школы.Одной из таких проблем является развитие чувства целостности у студентов старших курсов на занятиях живописью.Методика обучения живописи предполагает, в первую очередь, развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ. В основе художественно-творческих способностей лежит чувство целостности.Чувство целостности тесно связано с понятием целостного изображения, которое является основным принципом изобразительного искусства.Чтобы достичь высокого уровня выполнения живописных задач, художник должен обладать двумя, на наш взгляд, основными, высокоразвитыми способностями: владеть высокой изобразительной техникой и создавать на холсте целостный художественный образ натуры, т.е. подчинять все детали единому целому, опустив все лишнее, второстепенное, что мешает полноценному воплощению основной идеи художественного произведения. Особое значение чувство целостности приобретает при изображении человека, независимо от того, будь это быстрый этюд фигуры или длительная постановка.В практике преподавания живописи на ХГФ в общем, и живописи одно-двухфигурной постановки человека в частности, наиболее трудной задачей является развитие чувства целостности зрительного восприятия и целостного изображения у студентов. Поэтому, основная цель художественного образования состоит в том, чтобы, с одной стороны, развивать чувство целостного видения, а с другой — учить технике целостного изображения. Проблема восприятия натуры и ее творческого преобразования тесно связана с проблемой целостного решения цветотональных отношений и цельного композиционного решения изображения.Как показала практика, большинство студентов, даже на старших курсах, воспринимает цвет дробно, а не целостно в едином колористическом решении. У них еще не достаточно развито аконстантное восприятие. Многие студенты не видят изменение локального цвета под воздействием освещения, среды и пространства. В результате работы получаются пестрыми, дробными, несгармонизированными. Некоторые из студентов не чувствуют композиционную соразмерность изображения и формата холста. При композиционном расположении фигур часто не учитывается ее положение в пространстве. В результате изображение кажется сдвинутым в сторону, заниженным или завышенным, то есть лишеным чувства целостности.Неразвитость целостного восприятия цвето-тоновых отношений и чувства композиции у студентов является сложной проблемой. Эта задача часто не решается. Изучение опыта художественно-творческой деятельности студентов показало часто встречающиеся слабые места в написании одно-двухфигурной постановки: студенты не учитывают влияние одного цвета на другой, влияние среды, пространства, освещения; располагая одну или несколько фигур в пространстве, не соблюдают соразмерность изображения и формата холста, не выделяют главное, не берут больших цвето-тоновых отношений, что свидетельствует с слабо развитом чувстве целостности.Анализ опыта преподавания показывает, что нередко педагоги, обращая внимание студентов на эти задачи, не могут добиться целостности в студенческих работах. Развитие чувства целостности сложная задача, которая не может быть решена быстро. Для этого необходимо проводить длительное время аудиторные и пленэрные занятия целенаправленно, включая упражнения, беседы и задания на развитие чувства целостности.Процесс обучения живописи на художественно-графических факультетах построен на выполнении системы академических натурных постановок. Задачи, которые решаются в той или иной постановке, проистекают из содержания отдельного теоретического раздела, изложенного в предварительных лекциях. Но лекционный материал по теории живописи отражает в краткой форме самые основные разделы.Причем изучение общетеоретических положений сдвинуто к началу курса обучения живописной грамоте. При таком планировании вполне возможна опасность формального изложения и усвоения законов живописи. Поэтому теоретические знания, в частности и по данной проблеме, не всегда оказывают своевременную помощь, и на практике обучающийся просто полагается на свой глаз, добиваясь в изображении более-менее благополучного единства.На наш взгляд, необходимо, чтобы каждое теоретическое положение по развитию чувства целостности подробно, дифференцированно изучалось студентами в непосредственных наблюдениях и на практическом опыте.Целостное видение и целостное изображение является основным условием изобразительной деятельности художника. Тем не менее, детально разработанной методики развития чувства целостности на сегодня мы не имеем. Можно назвать ряд теоретических трудов, где подчеркивается значение закона целостности видения и целостности изображения, но методы преподавания конкретных принципов развития чувства целостности у студентов ждут своего решения.Отдельные вопросы, связанные с развитием цвето-тональных отношений, колористического видения, целостного восприятия и изображения, с развитием чувства композиции, отражены в научнотеоретических исследованиях Г.В. Беды и Э.Н. Беды, А.А. Унковского, А.С. Рындина, В.А. Басманова, Ю.В. Коробко, Г.В. Смирнова, А.А. Васильева, СЕ. Токарева, Е.В. Шорохова, Н.Я. Маслова, Р. Мизанбаева, Э.И. Кубышкиной, Н.Н. Лукина и др. В этих исследованиях предлагаются упражнения длительного характера на передачу общего тонового единства, система приемов формирования аконстантного видения, система заданий композиционно-тематического характера, анализируются понятия цветовой гармонии, колорита, однако вопросы развития чувства целостности зрительного восприятия и целостности изображения рассматривались лишь в рамках решаемых в них проблем.Многие исследования вышеперечисленных авторов посвящены разработке методики начального этапа обучения живописи. Значение б первого этапа, несомненно, трудно переоценить, но не менее важным является развитие чувства целостности на завершающем этапе обучения. Если на первых курсах закладываются основы профессиональных навыков работы с цветом, то на старших курсах студенты стремятся достичь цветовой выразительности, гармонии в своих работах, а также мыслить на художественном уровне. Автор считает, что на старших курсах возникает необходимость в более углубленной разработке методики развития чувства целостности.В настоящее время существует целый ряд научноисследовательских работ, посвященных активизации художественного мышления студентов, в частности, исследования Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурье, П.Н. Якобсона и других. Вопросами психофизиологии зрения занимались И.П. Павлов, И.М. Сеченов, П.К. Анохин, С В . Кравков, П.П. Лазарев, Л.И. Леушина, П.В. Симонов, А.Л. Ярбус и другие, вопросами развития способностей к изобразительной деятельности - Н.Н. Волков, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, B.C. Кузин и другие. Они внесли большой вклад в разработку данных вопросов, однако не касались или вскользь касались методики формирования и развития целостного зрительного восприятия и целостного изображения натуры.Проблема развития чувства целостности на занятиях живописью сложна и многогранна. Она связана с психологией, педагогикой, методикой. Успешное педагогическое решение этой проблемы возможно лишь при использовании основных положений этих наук. В нашей работе ставилась задача обработать, систематизировать и экспериментально проверить результаты ряда исследований по этим наукам с целью применения их в процессе обучения студентов ХГФ живописи, для развития у них чувства целостности.Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Проблема исследования связана с поисками путей преодоления противоречия между современными требованиями в подготовке специалистов высшей школы и реальным уровнем преподавания живописи на художественнографических факультетах педагогических вузов.Цель исследования - решение данной проблемы.Объектом исследования являются учебно-воспитательные и развивающие процессы студентов ХГФ на занятиях при выполнении одно-двухфигурной постановки.Предметом исследования являются пути и методы развития чувства целостности у студентов на занятиях живописью при выполнении одно- двухфигурной композиций.Гипотеза исследования.Развитие чувства целостности на занятиях живописью будет осуществляться более эффективно, если будет применяться методическая система целенаправленного развития чувства целостности. Эта система будет включать в себя: 1) цели, задачи и содержание процесса развития чувства целостности у студентов в ходе обучения живописи; 2) дидактические принципы, формы, методы, методические приемы, направленные на развитие чувства целостности в процессе преподавания живописи; 3) средства обеспечения всех обучающих, воспитывающих и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.).Предполагается, что система целенаправленного развития чувства целостности станет более эффективной за счет того, что в ней: а) будет значительно изменено и расширено содержание практических заданий и упражнений, большое внимание будет уделяться упражнениям на развитие обусловленного цвета, на наблюдение, анализ и изображение натуры с учетом сложности цветовых отношений, включающих в себя сложности локального цвета, явлений рефлексирования, характера освещения натуры, пространственной среды, взаимодействия тепло-холодных цветов, цветовых и тональных контрастов, общего цветового и тонового состояния, цветового единства постановки, ее колорита; а также развитию чувства компоновки, композиционной соразмерности изображения и формата холста, расположению фигуры с учетом ее положения в пространстве; будут включены специальные задания и упражнения по наблюдению и анализу натуры с целью развития чувства целостности; б) ведущая роль будет отводиться упражнениям и заданиям на развитие целостного восприятия (видения натуры), развития больших цвето-тоновых отношений, кратковременным этюдам (1-4 часа), задачи которых постепенно будут усложняться, эскизам, нахождению главного композиционно-смыслового центра (центра композиции) и гармонизации изображения; в) будет уделяться внимание теоретической подготовке студентов в области цветоведения, композиции, теории живописи, психофизиологии зрительного восприятия; г) будут изучаться и практически использоваться разнообразные подходы к живописному изображению, осваиваться различные технические приемы и методы живописного изображения фигуры, пространства; д) будут присутствовать: • комплексный подход к процессу формирования чувства целостности; • логическая выстроенность, обеспечивающая последовательный подход к процессу развития чувства целостности; а широкий спектр учебно-творческих задач с четкой постановкой целей, включающий работу в аудитории, на пленэре, домашнюю, самостоятельную и под руководством педагога; а разноплановость педагогических воздействий, основанных на едином и индивидуальном подходе к студентам.В данном диссертационном исследовании предполагается решить следующие задачи.1. На основе анализа научной и искусствоведческой литературы предполагается раскрыть понятие целостности — целостного видения и целостного изображения.2. Проанализировать научно-методическую литературу, связанную с проблемой исследования. Выявить существенные факторы, влияющие на развитие целостного зрительного восприятия и целостного изображения у студентов художественно-графических факультетов.3. Изучить опыт преподавания живописи на художественнографических факультетах педагогических вузов в свете проблемы исследования.4. Разработать критерии оценки работ студентов на предмет выявления их уровня развитости чувства целостности.5. Определить особенности и уровни развития чувства целостности у студентов художественно-графических факультетов 4-5 курсов. Выявить характерные ошибки в их работах.6. Разработать систему заданий и упражнений для аудиторных и пленэрных живописных занятий, направленную на формирование целостного видения и изображения у студентов.7. Экспериментально проверить эффективность предполагаемой методической системы.Методологической основой исследования являются основные положения в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, искусствоведения, методики обучения изобразительному искусству.Для решения поставленных задач предполагается использовать следующие методы исследования. а Изучение и анализ литературы по теории, методике живописи, цветоведению, композиции, психологии, педагогике, эстетике, а Анализ действующих программ по живописи для художественно-графических факультетов педагогических институтов. а Целенаправленное наблюдение за процессом создания работы студентами с натуры, по памяти и по представлению, а Анализ учебных и творческих работ студентов (4-5 курсов) по живописи одно-двухфигурной постановке. а Анкетирование студентов ХГФ 4-5 курсов, направленное на определение уровня теоретических знаний по данной проблеме исследования, а Беседы со студентами ХГФ 4-5 курсов. а Изучение опыта преподавания одно-двухфигурной постановки по живописи на художественно-графических факультетах. • Проведение педагогического эксперимента. а Экспериментальная проверка содержания каждого упражнения и задания, эффективности всей методической системы развития чувства целостности. Использование методических пособий и разработка методических рекомендаций по вопросам исследуемой темы.Научная новизна исследования заключается в том, что: - разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система целенаправленного развития чувства целостности у студентов ХГФ 4-5 курсов на занятиях живописью, в которой ведущая роль отводится упражнениям и заданиям на развитие целостного видения натуры, развитие больших цвето-тоновых отношений, И кратковременным этюдам, эскизам; нахождению главного композиционно-смыслового центра и гармонизации изображения; - теоретически обоснована и разработана система заданий и упражнений на развитие чувства целостности у студентов художественно-графических факультетов 4-5 курсов на занятиях живописью; включены специальные задания и упражнения по наблюдению и анализу натуры с целью развития чувства целостности, в основу содержания которых положен анализ натуры, наблюдаемый одновременно в разных тоновых и цветовых состояниях; - представлена методика реализации этой системы заданий в учебном процессе; - разработаны критерии оценки работ студентов на предмет наличия в них чувства целостности; - определено содержание понятий «целостное видение » и «целостное изображение»; - даны методические рекомендации по проблеме исследования с целью развития чувства целостности у студентов 4-5 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью.Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что: - внесен вклад в теорию и методику художественно-эстетического обучения, воспитания и развития: найдены пути решения важной научно-педагогической задачи развития чувства целостности у студентов 4-5 курсов ХГФ на занятиях живописью; - разработана методическая система решения данной проблемы, которая в значительной мере способствует совершенствованию качества подготовки специалистов; - результаты исследования могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной и смежным проблемам.Практическая значимость результатов исследования: - они могут быть использованы в практической работе педагогов на занятиях по живописи, в самостоятельной подготовке студентов; - материалы исследования могут быть учтены при разработке учебных программ, создании учебных пособий, спецкурсов по живописи на художественно-графических факультетах.Достоверность результатов исследования базируется на: 1) теоретических положениях философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы о целостности восприятия и целостного изображения как основополагающего принципа живописи; 2) на экспериментальной проверке основных положений данного исследования в условиях художественно-графических факультетов, объективном анализе полученных исходных и конечных результатов исследования, проверке эффективности предложенных приемов и методов обучения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 358 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz