Четверг, 19.09.2024, 05:54
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Развитие дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике с 1920 по 2004 гг.. Хапалажева, Элионора Анатольевна бесплатно
03:59
Скачать Развитие дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике с 1920 по 2004 гг.. Хапалажева, Элионора Анатольевна бесплатно

Развитие дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике с 1920 по 2004 гг.

Диссертация

Автор: Хапалажева, Элионора Анатольевна

Название: Развитие дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике с 1920 по 2004 гг.

Справка: Хапалажева, Элионора Анатольевна. Развитие дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике с 1920 по 2004 гг. : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2004 201 c. : 61 05-13/31

Объем: 201 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические основы развития дополнительного образования детей в современных учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях России
11 Дополнительное образование детей как часть современной системы общего образования
12 Назначение, функции, особенности дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях
Выводы по I главе
Глава II Развитие дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики
21 Возникновение, становление внешкольной и внеклассной работы с детьми в Кабардино-Балкарии в советский период
22 Развитие дополнительного образования детей в современных учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики
23 Опыт обеспечения функционирования дополнительного образования детей на базе общеобразовательной школы 17 г Нальчика
Выводы по II главе

Введение:

Актуальность исследования. В условиях радикальных экономических, социально-политических и культурных изменений в России возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей обновления форм, методов и средств образования, ориентированных на качественное обновление содержания образования с учетом интересов, склонностей и возможностей школьников и их родителей.
Кардинальные изменения в организации и содержании образования требует принципиально нового отношения государства и общества к системе образования в целом и к дополнительному образованию, в частности.
Проблемы дополнительного образования, касающиеся обеспечения ребенка возможности самореализоваться в более адекватных (нежели в школе) условиях, удовлетворяющих его личностные запросы и способности, были актуальными во все времена.
Дополнительное образование в целом призвано решать важнейшие задачи индивидуализации и социализации личности растущего человека. С одной стороны, дополнительное развитие - это «зона ближайшего развития» личности ребенка, с другой — это путь его развития в культуре, который он выбирает в соответствии со своими потребностями и интересами.
Известно, что определенный опыт создания и развития системы дополнительного образования детей в отечественной образовательной практике уже существует. Этому способствовали не только общественные потребности, но теоретические исследования педагогов: П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, В.И. Водовозова, О.С. Газмана, А.У. Зеленко, И.П. Иванова, Н.А. Корфа, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, М.М. Пистрака, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого и др.
Реформа образования в России ориентирована на принципы непрерывности, демократизации, диверсификации, гуманизации, и поэтому система дополнительного образования детей существенно трансформировалась, в следствие чего и появилась необходимость в новых научных исследованиях. Наиболее активно они велись по направлениям, касающихся аспектов дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Т.К. Ахаян, В.К. Бацин, Л.И. Боровиков, А.К. Бруднов, Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, М.Г. Тайчинов и др.), определения его статуса в общей системе российского образовательного пространства (В.И. Абрамов, Л.И. Боровиков, Т.Н. Калечиц, З.А. Кейлина, М.Б. Коваль, Л.А. Николаева, Б.А. Титов, В. Шевченко и др.), обоснования принципов функционирования как подсистемы непрерывного образования (О.В. Купцов, В.О. Кутьев, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, A.M. Новиков, В.Н. Турченко и др.), аттестации учреждений дополнительного образования детей (С.Л. Братченко, Л.Г. Логинова, И.С. Якиманская и др.), подготовки педагогов дополнительного образования (Л.И. Боровиков, В.Н. Максимова, Т.Ф. Маслова, A.M. Моисеев, Ю.В. Сорокопуд, A.M. Новиков, В.А. Штурба и др.) и др. Проведены также исследования проблем повышения квалификации педагогических кадров с учетом региональных особенностей России (В.Н. Аверкин, Н.Г. Бурдина, Д.Г. Юлдашев и др.).
Следует отметить, что исторически сложившиеся в регионах самобытные образовательные традиции вызывают у отечественных педагогов интерес к исследованию национально-региональных проблем образования и воспитания. Эти проблемы представлены в научно-педагогических работах М.В. Артюхова, А.П. Беликовой, Г.А. Бордовского, Ю.Г.Круглова М.Н. Кузьмина, Г.П. Малахова, Н.Д. Петровичева, P.M. Саботкоева, А.Д. Солдатенкова, Х.Х. Суконова, М.Г. Тайчинова. Проблемы этнопедагогики получили освещение в публикациях И.А. Арабова, Б.Х. Бгажнокова, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, М.Б. Гуртуевой, М.Г. Загазежева, В.В. Макаева, Ш.А. Мирзоева, Э.И. Сокольниковой, С.Б. Узденовой, Е.Е. Хатаева, И.А. Шорова, З.Я. Якубова. Исследованием названных проблем в КБР занимались Л.И. Атаева, М.Х. Балкизов, Ж.Д. Бишева, М.Х. Герандоков, М.Б. Гуртуева, А.Х. Загаштоков, Н.Г.
Емузова, Ю.С. Кимов, И.П. Копачев, В.Г. Ревелис, Р.Т. Теуважукова, Х.Г. Тхагапсоев, Х.И. Хутуев, Ш.Ш. Чеченов, J1.A. Энеева, С.И. Эфендиев.
Анализ свидетельствует, что изучением проблемы развития дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях исследователи занимались значительно меньше. Среди первых, специально посвященных данной теме, работы Д.А. Грибова, Е.Б. Евладовой, Л.А. Николаевой, В.И. Лушникова, Н.А. Черновой. Специальных исследований по данной проблеме в масштабах Кабрдино-Балкарии в педагогической науке не представлено.
Важным для настоящего исследования было осмысление ценного исторического опыта воспитания детей в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждений в КБР, что позволило выявить периоды и этапы развития, присущие каждому из них особенности дополнительного образования. Результаты данного исследования могут быть востребованы для их творческого применения в современных условиях, в совершенствовании системы дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике, а также использоваться учеными, деятелями образования других полиэтнических регионов для разработки теоретических и практических подходов к реформированию и прогнозированию образования.
Проблема исследования заключается в необходимости историко-педагогического обоснования развития дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики с 1920 по 2004 гг.
Цель исследования: проанализировать развитие дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики с 1920 по 2004 гг.
Объект исследования: дополнительное образование детей в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики.
Предмет исследования: процесс развития дополнительного образования детей в образовательных учреждениях КБР с 1920 по 2004 гг.
В основу настоящего исследования положена следующая рабочая гипотеза: изучение и систематизация материалов исторического опыта воспитания детей в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях, использование новых источников, этнографических и этнопедагогических материалов, анализ состояния дополнительного образования детей на современном этапе функционирования образовательных учреждений позволяет выявить периоды и этапы развития дополнительного образования детей в КБР.
Выделение основных периодов и этапов развития дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях и анализ его содержания необходимы в целях их творческого применения в современных условиях, при совершенствовании системы дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике в современных условиях.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
• раскрыть сущность дополнительного образования детей как подсистемы общего образования в современных образовательных учреждениях;
• проанализировать назначение, рассмотреть функции и выявить особенности учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей;
• изучить и охарактеризовать возникновение и становление дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарии в советский период и определить этапы его развития;
• рассмотреть развитие дополнительного образования детей в современных учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики.
Для решения поставленных задач и научного обоснования исходных положений использовались взаимодополняющие методы исследования: теоретический анализ научно-педагогических, этнографических, культурологических, этнопедагогических источников с учетом логики исторических фактов, событий и явлений и сделанные на их основе обобщения и выводы; историко-логический анализ архивных материалов; социологические методы исследования (беседы, включенное наблюдение, опросы педагогов, учащихся, их родителей, руководителей образовательных учреждений); изучение состояния дополнительного образования детей в России и КБР; анализ опыта работы образовательных учреждений КБР.
Методологической основой исследования послужили концептуальные положения классиков и современных ученых в области историографии педагогики, философии, психологии, этнологии, антропологии и других наук, в которых подвергнуты теоретическому анализу исторический опыт образования, развитие дополнительного образования детей.
Источниковедческую базу исследования составили документы и материалы Министерства образования РФ и КБР, труды отечественных историков и педагогов, периодическая печать, материалы государственных архивов (Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики, Центральный государственный исторический архив Российской Федерации, Государственный архив Министерства народного образования Кабардино-Балкарской Республики, Центр документации новейшей истории
Кабардино-Балкарской республики), педагогический процесс в городских учреждениях школьного дополнительного образования КБР.
Исследование проводилось в два этапа.
Первый этап (2000-2001 гг.) - осуществлялся историографический обзор литературы и оценка состояния проблемы; определялись методология, методы, научный понятийный аппарат, задачи и источниковедческая база исследования.
Второй этап (2001-2003 гг.) - на этом этапе осуществлялся сбор научной информации и сведений, содержащихся в историко-архивных, историко-педагогических, философских, этнографических, литературных источниках, проводился анализ опыта работы образовательных учреждений КБР, обобщались материалы исследования, систематизировались результаты, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:
1) впервые поставлена и решена проблема развития дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики с 1920 по 2004 гг.;
2) выделены содержание, формы и методы работы в системе дополнительного образования;
3) проведен анализ современного состояния дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях в КБР.
Теоретическая значимость результатов проведенного исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в развитие педагогической теории, открыт новый пласт возникновения и развития системы дополнительного образования, его значения в формировании личности ребенка, рассмотрения развития дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики (в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных с 1920 по 2004 гт.); в научный оборот введены малоизвестные исторические материалы, архивные документы, касающиеся развития и деятельности учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений КБР; результаты исследования способствуют осмыслению преемственности педагогического опыта в разные периоды развития дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях КБР в различных социокультурных условиях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в нем материалы и выводы могут найти применение при изучении таких дисциплин, как «История образования», «История педагогики», «Современная педагогика», «Этнопедагогика», в разработке спецкурсов в средних и высших учебных учреждениях педагогического профиля, а также в соответствующих профильных и специализированных классах учреждений общего среднего образования Кабардино-Балкарской Республики.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, задачам, логике исследования, глубоким и всесторонним анализом архивных источников.
Апробация настоящего исследования состоит в следующем. Основные положения работы рассматривались и обсуждались: на Северо-Кавказской региональной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Перспектива - 2001» г. Нальчик (2001); на Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2003» г. Нальчик (2003); на Всероссийской научно-практической конференции г. Тверь (2003); на заседании кафедры педагогики МГОПУ им. М.А. Шолохова. Материалы исследования отражены в ряде статей, опубликованных в сборниках научных работ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В развитии дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях следует выделить несколько периодов: первый период с 1920 до второй половины 80-х годов XX в. - возникновение и становление внешкольной и внеклассной работы с детьми как части советской системы образования - содержит четыре этапа: первый (1920-1941 гг.) - возникновение государственной системы внешкольной и внеклассной работы с детьми; второй (1941-1945 гг.) -перестройка внешкольной и внеклассной работы с детьми в соответствии с задачами военного времени; третий (1945-1959 гг.) - становление государственной системы внешкольной и внеклассной работы с детьми в условиях послевоенного восстановления промышленности, сельского хозяйства, системы советского образования; четвертый (60-е - середина 80-х гг. XX в.) - оформление внешкольной и внеклассной работы с детьми.
2. Второй период со второй половины 80-х гг. XX в. по настоящее время (2004 г.) - развитие дополнительного образования детей как части системы общего образования. Первый этап второго периода (вторая половина 80-х гг. XX в. по настоящее время) - реформирование внешкольной и внеклассной работы с детьми и ее трансформация в систему дополнительного образования детей, ее гуманизация, дифференциация, индивидуализация, регионализация, возрастание роли родного языка, национальных культурных традиций, общечеловеческих ценностей в дополнительном образовании детей.
3. Опыт внедрения регионального содержания образования в дополнительное образование детей раскрывается на примере деятельности общеобразовательной школы КБР и включает: организацию дополнительного образования в школе, его содержание, формы и методы работы.
Рабочая гипотеза, цель и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 247 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz