Четверг, 19.09.2024, 20:22
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 10 » Скачать Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет. Михайлова, Юлия Андреевна бесплатно
00:30
Скачать Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет. Михайлова, Юлия Андреевна бесплатно
Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет

Диссертация

Автор: Михайлова, Юлия Андреевна

Название: Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет

Справка: Михайлова, Юлия Андреевна. Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.04 Москва, 2004 225 c. : 61 04-19/236

Объем: 225 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

Введение
Глава 1: Уровневая модель эмоциональной регуляции
11 Общее описание уровневой модели эмоциональной регуляции
12 Развитее эмоциональной регуляции в онтогенезе
13 Уровневый подход к патологии эмоциональной системы
Глава 2: Развитие системы эмоциональной регуляции в условиях депривации
21 Уровень оценки интенсивности средовых воздействий
22 Уровень аффективных стереотипов
23 Уровень экспансии
24 Уровень аффективной коммуникации
25 Символический уровень эмоциональной регуляции
Глава 3: Проблема обратимости депривационных нарушений и возможности 48 компенсации
31 Различные подходы к проблеме обратимости последствий депривации
32 Пути спонтанной компенсации в условиях депривации
33 Развитие коммуникации между сверстниками
Глава 4: Экспериментальное, исследование развития эмоциональной регуляции у 61 воспитанников дома ребенка
41 Цель и задачи исследования
42 Методическая схема исследования 61 43 Характеристика исследуемых детей и условий их жизни
Глава 5: Феномены аффективных нарушений у воспитанников дома ребенка
51 Нарушения, возникающие на первом году жизни
52 Нарушения, выявляемые в период кризиса одного года
53 Компенсаторные образования, возникающие в период кризиса одного года
54 Варианты декомпенсаций эмоционального развития в период кризиса 1 года
55 Разрешение кризиса 1 года и дальнейшее развитие
56 Кризис трех лет
57 Компенсаторные образования, возникающие в период кризиса 3 лет
Глава 6: Варианты нарушений развития эмоциональной регуляции
61 Качественное описание вариантов развития эмоциональной регуляции
62 Сравнительный анализ вариантов развития
63 Влияние воспитательного стиля на развития эмоциональной регуляции
Глава 7: Обсуждение результатов
71 Особенности развития на первом году жизни, подготавливающие кризис 1 года
72 Влияние отсутствия целостной привязанности к взрослому на протекание кризиса 1 143 года
73 Формирование замещающей привязанности к группе и преодоление кризиса одного 145 года
74 Кризис трех лет: нарушение автономизации системы эмоциональной регуляции
75 Нарушения развития символической функции и явления искажения эмоционального 150 опыта
76 Агрессивность и трудности контроля поведения
77 Проблема обратимости депривационных нарушений и вопросы усыновления
78 Условия воспитания в детском учреждении как дополнительный фактор депривации 159 790бщая характеристика развития эмоциональной регуляции
Выводы

Введение:

Актуальность проблемы.
Изучение развития ребенка в условиях психической и, прежде всего, эмоциональной депривации является одной из актуальных проблем психологии со времен описания Спитцем феномена госпитализма. Проблемам психической депривации посвящено множество работ зарубежных и отечественных исследователей. При этом многие вопросы, связанные с воспитанием детей в детских учреждениях, и, в особенности, вопросы, связанные с усыновлением, остаются на сегодняшний день открытыми. Центральной проблемой в изучении последствий депривации на сегодняшний день остается вопрос обратимости депривационных нарушений.
В настоящее время в России число сирот, находящихся на попечении государства, превышает полмиллиона. Только в Москве ежедневно регистрируется 3-4 случая отказа от новорожденных. При этом дети-сироты в нашей стране в основном воспитываются в условиях закрытых, детских учреждений, что связано с несовершенством системы усыновления и помещения детей во временные семьи. Если для зарубежных исследователей в настоящее время изучение; депривации в детских учреждениях в определенной степени утратило свою практическую значимость и акцент смещен на изучение явлений скрытой депривации внутри семьи, то для нас данная тема по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Особую актуальность в настоящее время получила практическая проблема усыновления, тесно связанная с вопросами обратимости последствий депривации. Несовершенство системы усыновления приводит к тому, что в большинстве случаев усыновителям приходится иметь дело с последствиями воспитания в домах ребенка. И 'первое, что интересует любого усыновителя, это i вопрос о том, что же нарушается у ребенка, воспитывавшегося с рождения в не семьи, чего нельзя в дальнейшем никак восполнить. Неудачи усыновления становятся на сегодняшний день актуальной проблемой, требующей глубокого изучения. По данным Прихожан А.М и Толстых Н.Н. в России в 1998 году были отменены 393 усыновления и 12 тысяч опек. Специалистам в области детской психологии и психиатрии приходится сталкиваться с многочисленными случаями неудачного усыновления, когда приемный ребенок не способен сформировать удовлетворительную привязанность к родителям, отношения в семье не 'складываются, поведение ребенка становится неуправляемым и асоциальным. Такая ситуация крайне тяжела как для детей, так и для приемных родителей. Помочь нормализовать подобные отношения крайне сложно, иногда, по-видимому, невозможно. Многие исследователи видят источник всех проблем в принципиальной необратимости последствий депривации и плохой наследственности детей, воспитывающихся в учреждениях. В связи с этим, возникает важная теоретическая задача поиска более дифференцированного подхода к проблеме обратимости последствий депривации.
Постановка проблемы. Обоснование теоретического подхода.
Центральной задачей нашего исследования является попытка сформулировать дифференцированный подход к проблеме обратимости последствий депривации. В связи с этим встает вопрос об однородности самого феномена депривационных нарушений. Во многих исследованиях последствия депривации рассматриваются как некий единый депривационный синдром, независимо от специфики депривирующих факторов. Нами будет рассматриваться вполне определенная форма психической депривации - воспитание в условиях дома ребенка. Данная форма воспитания для детей от 0 до 4 лет в нашей стране практически не имеет альтернатив, кроме усыновления. Важнейшими факторами развития в условиях дома ребенка являются, во-первых, невозможность сформировать устойчивую привязанность к одному взрослому (в силу сменяемости персонала), и во-вторых, постоянное пребывание ребенка в группе сверстников.
Существует достаточно много разнообразных исследований развития воспитанников детских учреждений. В большинстве существующих исследований развитие в условиях эмоциональной депривации рассматривается исключительно с точки зрения его недостаточности. Развитие ребенка в условиях учреждения сравнивается с влиянием скрытой семейной депривации, но более сильной количественно. Выявляется множество дефицитарных характеристик во всех сферах развития воспитанников детских учреждений по сравнению с нормой.
Различные исследования в домах ребенка (Авдеева Н.Н., 1982; Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю., 1986; Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А., 1999; Баженова О.В., 1986; Галигузова JI.H., 1985; Мещерякова С.Ю., 1976,1979; Пантюхина Т.В., Печора K.J1., Фрухт Э.Л., 1979; Солоед К.В., 1997; Царегородцева JI.M., 1987 и т.д.) обнаруживают своеобразный вариант задержки психического развития, когда в наибольшей степени страдает активная речь, отмечается недостаточная способность к самостоятельному программированию деятельности, снижение познавательного интереса. Отмечаются нарушения коммуникативной активности. Показано, что общение со взрослым у воспитанников дома ребенка имеет примитивный поверхностный характер, дети неспособны к продуктивному сотрудничеству и фиксированы на непосредственном эмоциональном общении.
Нам представляется, что данный подход недостаточно учитывает специфику ситуации развития, которая в доме ребенка коренным образом отличается от ситуации развития в семье. Прямое сравнение отдельных показателей развития воспитанников дома ребенка с показателями нормы не позволяет выявить качественную специфику и собственную внутреннюю логику развития детей, воспитывающихся в учреждении. Сравнение с нормой по отдельным параметрам только констатирует негативные дефицитарные аспекты развития депривированного ребенка. Нам представляется необходимым переход к более крупным единицам исследования, который возможен при переходе к системному анализу развития аффективной сферы ребенка.
Другим важным недостатком большинства существующих исследований нам представляется недостаточное внимание к динамике депривационных нарушений и к процессам естественной компенсации. В связи с этим нам представляется необходимой иная постановка проблемы. В центр нашего исследования ставится вопрос о том, каким образом происходит эмоциональное развитие ребенка, когда внешние условия не позволяют ему сформировать устойчивую привязанность к взрослому; какие процессы естественной компенсации включаются при этом.
Наиболее адекватным подходом к исследованию эмоционального развития ребенка нам представляется изучение развития системы эмоциональной регуляции в динамике. В своем исследовании мы опираемся на уровневую модель эмоциональной регуляции В.В.Лебединского (Лебединский В.В. и др., 1990; Лебединский В.В.,1996, 1998; Лебединский В.В., Бардышевская М.К., 2002). Данный подход позволяет выявить иерархическую структуру эмоциональных нарушений и оценить адаптивный смысл тех или иных особенностей развития. Переход от анализа отдельных функций к анализу системы эмоциональной регуляции позволяет оценивать процесс эмоционального развития в его целостности с учетом сложных взаимосвязей.
Особое внимание в своем исследовании мы уделяем протеканию возрастных кризисов одного и трех лет, поскольку это периоды наиболее активной перестройки внутри системы эмоциональной регуляции. Оценка протекания возрастных кризисов является важной I интегральной характеристикой целостного процесса развития эмоциональной регуляции.
В соответствии с поставленной задачей основным методом нашего исследования стало лонгитюдное этологически ориентированное наблюдение, позволяющее проследить динамику эмоционального развития и оценить адаптивный смысл отклоняющихся форм поведения ребенка.
В нашем исследовании мы попытались выделить особенности развития эмоциональной регуляции, лежащие в основе различных эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у воспитанников 'дома ребенка. Основной задачей являлось определение дефицитарных и компенсаторньЬс характеристик эмоциональной регуляции, позволяющих ребенку адаптироваться к конкретным условиям дома ребенка. Основной акцент в работе ставится на выявлении механизмов спонтанной компенсации и соответствующей качественной специфики эмоционального развития воспитанников дома ребенка.
Непосредственное сравнение отдельных параметров развития эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с показателями нормы не является для нас центральной задачей и представляется не вполне корректным. Основной единицей анализа для нас является целостный процесс развития эмоциональной регуляции в его динамике.
Предмет исследования: Закономерности развития системы эмоциональной регуляции в условиях, отличных от эволюционно ожидаемых (воспитание в детском учреждении).
Объект исследования: Воспитанники специализированного дома ребенка с рождения до 4 лет, не имевшие опыта жизни в семье.
Цель исследования: Выявить общие закономерности развития системы эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет:
• описать возрастную динамику с акцентом на периоды качественных перестроек в системе эмоциональной регуляции (возрастные кризисы одного и трех лет);
• выделить варианты развития эмоциональной регуляции в условиях депривации;
• выделить и описать механизмы естественной компенсации в условиях депривации.
Задачи исследования:
1. Адаптировать методику оценки эмоциональной регуляции для младенческого и раннего возраста. Разработать комплексную схему оценки развития эмоциональной регуляции от 0 до 4 лет.
2. Оценить особенности развития эмоциональной регуляции в динамике с акцентом на изучении кризисов 1 и 3 лет. Выделить специфику качественных изменений эмоциональной регуляции в кризисные периоды развития.
3. Описать симптомы и механизмы нарушений эмоционального развития у воспитанников дома ребенка в рамках уровневой модели эмоциональной регуляции.
4. Выделить компенсаторные механизмы и образования, возникающие в системе эмоциональной регуляции при отсутствии устойчивой связи с материнским объектом.
5. Выделить различные по тяжести варианты аномального развития эмоциональной регуляции в
1 ' 1 '. зависимости от качества социальной адаптации и степени обратимости нарушений.
Метод исследования: Основу методической схемы исследования составляет метод систематического лонгитюдного наблюдения. Лонгитюдное исследование позволяет изучать динамику развития в его целостности, дает возможность выделять устойчивые и транзиторные нарушения, дефицитарные и компенсаторные феномены. Для оценки особенностей эмоциональной регуляции и поведения детей в первую очередь нами использовалось этологически ориентированное наблюдение. Данный метод позволяет оценивать особенности поведения ребенка, начиная с первых недель жизни, он достаточно гибок для изучения эмоционального развития и одновременно позволяет давать стандартизованные описания. При разработке структуры наблюдения и выделении параметров оценки эмоциональной регуляции использовались следующие методики:
1. Методика оценки эмоциональной регуляции (М.К.Бардьппевская, В.В.Лебединский, 2003).
2. Опросник определения качества привязанности ATTACHEMENT Q-SET (AQS) (Waters, 1985).
3. Метод этологического анализа коммуникаций у детей раннего возраста (Montagner, 1988).
Научная новизна и теоретическая значимость работы.
В работе делается попытка сформулировать новый дифференцированный подход к проблеме обратимости последствий психической депривации. Рассматривается взаимосвязь проблемы обратимости последствий депривации и развития механизмов спонтанной компенсации эмоционального развития. Выявление компенсаторных механизмов позволяет раскрыть адаптивный смысл ряда нарушений эмоционального развития у воспитанников домов ребенка и понять качественную специфику этого развития.
1. В работе осуществлена попытка системного подхода к оценке эмоционального развития детей, с рождения воспитывающихся в условиях детского учреждения. Показана адекватность и эвристичность уровневой модели эмоциональной регуляции для комплексного анализа эмоционального развития в динамике. Апробирована методика оценки эмоциональной регуляции Бардышевской М.К., Лебединского В.В., адаптированная для раннего возраста.
2. Раскрывается динамика процесса развития эмоциональной регуляции в условиях отличных от эволюционно ожидаемых. Описана и проанализирована специфика протекания возрастных кризисов в условиях депривации.
3. Выявлена качественная специфика развития эмоциональной регуляции воспитанников дома ребенка, связанная с возникновением компенсаторных новообразований в системе эмоциональной регуляции. Рассматривается соотношение дефицитарных и компенсаторных характеристик развития эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка. Описаны специфические механизмы спонтанной компенсации, включающиеся в условиях дома ребенка.
4. Описаны различные варианты развития эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка при воздействии сходных депривационных условий.
Практическое значение работы: Выделение дефицитарных и компенсаторных форм в развитии эмоциональной регуляции представляет огромную практическую значимость для диагностической и психокоррекционной работы, а также для прогноза усыновления и помощи усыновителям.
1. Учет качественной специфики развития эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка позволяет определять стратегию и тактику коррекционной работы в домах ребенка. Знание устойчиво дефицитарных характеристик и компенсаторных возможностей эмоциональной регуляции позволяет определить приоритетные мишени психокоррекционной работы. Учет особенностей возрастной динамики позволяет определить те периоды развития, когда воспитанники дома ребенка наиболее остро нуждаются в помощи (таким периодом в первую очередь является период, соответствующий кризису одного года). Учет вариантов развития эмоциональной регуляции позволяет разработать более дифференцированный подход к коррекционной и педагогической работе, а также немаловажен при комплектации групп дома ребенка.
2. Полученные данные могут бьггь использованы для прогноза усыновления и разработки рекомендаций приемным родителям. Предварительное ознакомление родителей с наиболее вероятными трудностями в адаптации приемного ребенка к семье позволяет избежать неудачного усыновления и психической травмы обеих сторон в случае возвращения ребенка обратно в учреждение.
3. Подробный анализ ситуации развития в условиях дома ребенка позволяет выявить отдельные (принципиально устранимые) факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на развитие эмоциональной регуляции ребенка.
Положения, выносимые на защиту:
1. В условиях дома ребенка развитие системы эмоциональной регуляции протекает качественно иначе, чем в норме, и характеризуется специфическим сочетанием нарушений, представленных явлениями задержки, недоразвития и искажения, и процессов естественной компенсации. Особенности развития эмоциональной регуляции определяются рядом факторов: материнская депривация, легкая резидуально-органическая патология, постоянное пребывание в группе сверстников.
2. В условиях депривации включаются механизмы спонтанной компенсации, что приводит к формированию специфических компенсаторных новообразований в системе эмоциональной регуляции. В условиях дома ребенка включаются как неспецифические компенсаторные механизмы, типичные для различных видов эмоциональной патологии, так и специфические компенсаторные механизмы, характер которых определяется спецификой ситуации развития в детском учреждении. Можно выделить два специфических механизма компенсации: (1) развитие специфической поведенческой системы, направленной на поиск объекта привязанности; (2) переориентация системы эмоциональной регуляции на группу сверстников. Переориентация системы эмоциональной регуляции приводит к формированию симбиотической привязанности к группе и, как результат, к глубокой качественной перестройке всей системы. С возрастом данная перестройка приобретает все более устойчивый характер и в ряде случаев после 4 лет становится необратимой.
3. Возрастные кризисы в условиях депривации протекают аномально: (1) кризис одного года характеризуется патологическим затяжным протеканием, сопровождающимся грубыми декомпенсациями; (2) кризис трех лет сглажен, нарушен переход к автономному функционированию эмоциональной регуляции.
4. В развитии системы эмоциональной регуляции воспитанников дома ребенка отмечается общая тенденция к гипертрофии тонической функции на всех уровнях (в особенности, на уровнях аффективных стереотипов и аффективной коммуникации). При этом у большинства детей страдает смысловая сторона работы уровня аффективной коммуникации. В условиях депривации уровень аффективной коммуникации недостаточно контролирует и организует работу нижележащих уровней. В ряде случаев происходит функциональный распад иерархии смысловых отношений в системе эмоциональной регуляции, когда механизмы всех уровней начинают работать на реализацию тонических задач второго и четвертого уровней.
5. Развитие эмоциональной регуляции в условиях дома ребенка представлено различными вариантами. Выделено 5 вариантов, различающихся качеством социальной адаптации и степенью обратимости нарушений: (1) условная «детдомовская» норма, (2) неустойчивость высших форм эмоциональной регуляции, (3) преобладание явлений задержки и недоразвития эмоциональной регуляции, (4) развитие эмоциональной регуляции «автономное» от качества привязанности, (5) атипичное развитие (грубые нарушения и преобладание явлений искажения).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 221 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz