Четверг, 19.09.2024, 05:53
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 16 » Скачать Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки. бесплатно
20:51
Скачать Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки. бесплатно
Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки

Диссертация

Автор: Гиль, Людмила Болеславна

Название: Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки

Справка: Гиль, Людмила Болеславна. Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Гиль Людмила Болеславна; [Место защиты: Том. гос. пед. ун-т] - Томск, 2010 - Количество страниц: 196 с. ил. Томск, 2010 196 c. :

Объем: 196 стр.

Информация: Томск, 2010


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
11 Особенности математической подготовки студентов в техническом вузе
12 Содержание понятия «интеллектуальные умения» и возможности их развития в процессе математической подготовки
13 Способность к саморазвитию как необходимое условие развития интеллектуальных умений
14 Анализ современных подходов к математической подготовке студентов технического вуза
15 Педагогические условия развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
21 Технология математической подготовки студентов технического вуза, направленная на развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию
22 Дидактическое обеспечение процесса математической подготовки студентов технического вуза
23 Экспериментальные исследования эффективности технологии математической подготовки, направленной на развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию, анализ их результатов
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Введение:

Актуальность исследования определяется требованиями современного этапа социально-экономического развития общества к качественной профессиональной подготовке инженеров и обусловлена следующими положениями.
Детерминированное непрерывным процессом обновления техники и технологий противоречие между быстрыми темпами приращения знаний в современном мире технологических процессов и ограниченными возможностями их усвоения личностью, а также широкое применение в современной науке и технике математических методов исследования, моделирования и проектирования, знаний основ логики привели к изменению требований к математической подготовке студентов технического вуза, от которой в значительной степени зависит уровень компетентности будущего инженера. Кроме того, анализ Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) всех специальностей технического вуза показал, что квалификационные требования к выпускнику технического вуза предусматривают развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию как значимых профессиональных качеств компетентного специалиста, и современное производство (в лице работодателей) ждёт от технического вуза специалистов, умеющих анализировать, видеть связи, выделять общее в целом ряде частных технологических процессов, переносить знания из одной области техники в другую, самостоятельно применять теоретические положения в инженерной деятельности. Вместе с тем, исследования, проведённые в Юргинском технологическом институте Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ), указывают на то, что первокурсники не владеют (или слабо владеют) умением анализировать, обобщать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и рационально организовывать свою самостоятельную познавательную деятельность, что актуализирует проблему развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию будущих специалистов. Актуальность этой проблемы также подтверждают результаты исследований, свидетельствующие, что большинство выпускников вуза слабо владеют мыслительными операциями (С.Д. Смирнов и др.).
Проблема развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза не была предметом специального исследования учёных, однако в философии, психологии и педагогике накоплен определенный опыт для её изучения. Этой проблеме уделяли внимание: Ю.К. Бабанский, М.Д. Дворяшина, Л.Д. Кудрявцев, A.B. Усова, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др. С учётом степени сформированности мыслительных операций строилась оценка уровня развития интеллектуальных возможностей ребёнка в теории Ж. Пиаже. Со сформированностью операций анализа, синтеза и обобщения в процессе решения задачи связывалась оценка уровня интеллектуального развития личности (C.JT. Рубинштейн, A.B. Брушлинский). Важность владения основными мыслительными операциями, лежащими в основании образования понятий, отмечает Э.Г. Гельфман, так как это «позволяет вычленять отношения между объектами мысли, что, несомненно, качественно расширяет субъективное пространство осмысления содержания изучаемых понятий». В работах JI.C. Выготского, Д.Б. Богоявленского, И.Я. Лернера, Н.А.Менчинской, H.H. Поспелова, И.Н. Поспелова отмечается зависимость развития интеллектуальных умений от способов обучения. Несмотря на существующие различия в трактовках этого понятия, большинство авторов рассматривают интеллектуальные умения в связи с интеллектуальной (познавательной, исследовательской и практической) деятельностью человека.
Анализ различных подходов к содержанию понятий «умение» и «интеллектуальные умения» позволил определить интеллектуальные умения как владение обучающимися операциями мышления в процессе самостоятельной познавательной деятельности, на основе которых развивается способность к саморазвитию. При этом под способностью к саморазвитию понимаем комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность деятельности по саморазвитию. Необходимость интеллектуального обеспечения саморазвития отмечают многие исследователи (Г.А. Цукерман, В.Д. Шадриков, И.А. Шаршов и др.). Вместе с тем, способность к саморазвитию является внутренним условием, опосредующим внешние (педагогические) воздействия, направленные на развитие интеллектуальных умений в процессе математической подготовки студентов.
Несмотря на то, что накоплен большой объём научно-методических данных, связанных с формированием и развитием интеллектуальных умений и способности к саморазвитию, практика показывает, что условия их развития в процессе математической подготовки студентов технического вуза разработаны недостаточно. Таким образом, на основании анализа философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, а также практики работы, можно говорить о существовании объективного противоречия между: потребностью современного общества в специалистах с высоким уровнем развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию как значимых компонентов их профессиональной компетентности и недостаточной разработанностью теоретических и практических оснований развития этих качеств в процессе математической подготовки студентов технического вуза.
Необходимость разрешения указанного противоречия определяет актуальность проблемы исследования — создание условий для развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию в процессе математической подготовки как значимых профессиональных компетенций будущих специалистов и позволяет сформулировать тему исследования: «Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки».
Цель исследования: выявить, реализовать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки.
Объект исследования - процесс математической подготовки студентов в техническом вузе.
Предмет исследования - педагогические условия развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза как значимых профессиональных компетенций будущих специалистов.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, на основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также опыта работы автора была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в предположении, что развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза будет эффективным если:
• выделены как значимые профессиональные компетенции специалиста основные интеллектуальные умения и выявлен компонентный состав способности к саморазвитию, критерии,и показатели их оценки;
• выявлены педагогические условия развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию в процессе математической подготовки;
• разработаны модель, технология и дидактическое обеспечение математической подготовки студентов, реализация которых обеспечивает развитие их интеллектуальных умений и способности к саморазвитию.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования предполагалось решить следующие задачи:
• на основании теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы выявить состояние проблемы, современные подходы и особенности математической подготовки студентов технического вуза;
• выявить и обосновать педагогические условия развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию в процессе их математической подготовки;
• уточнить компонентный состав, выявить критерии и показатели развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию;
• разработать модель математической подготовки студентов, внедрение которой в образовательный процесс технического вуза обеспечит развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию;
• разработать технологию и дидактическое обеспечение математической подготовки студентов, направленной на развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию, экспериментально проверить эффективность их применения.
Методологической и теоретической основой выполненного исследования являются: теории психологически ориентированных моделей обучения, направленные на интеллектуальное развитие обучающихся (Э.Г. Гельфман, В.В. Давыдов, A.M. Матюшкин, Н.Ф. Талызина, М.А. Холодная, Б.П. Эрдниев, П.М. Эрдниев и др.), учение о личности как субъекте самопознания и саморазвития (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, A.B. Петровский, В.А. Петровский и др.), основные положения деятельностного подхода в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Е.И. Машбиц, З.А. Решетова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Фокин и др.), деятельностного подхода в обучении математике (В.А. Байдак, О.Б. Епишева, O.A. Малыгина,
A.A. Столяр, Л.М. Фридман и т.д.), системного (В.А. Дмитриенко,
B.Н. Садовский, А.И. Уёмов и др.), личностно-ориентированного (В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, И.С. Якиманская и др.), компетентностного (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Д. Смирнов, A.B. Хуторской и др.), контекстного (A.A. Вербицкий и др.) подходов, концепции и теории профессиональной подготовки студентов (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, И.Ю. Соколова и др.), теории и методологии научно-педагогического исследования (В.В. Краевский, В.И. Загвязинский).
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, нормативных документов, а также анализ практики развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов в процессе математической подготовки;
• методы анкетирования, тестирования, интервьюирования (свободное и стандартизированное), анализа продуктов деятельности будущих инженеров в процессе математической подготовки;
• эксперимент: констатирующий, поисковый и формирующий;
• методы статистической обработки экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Юргинский технологический институт Томского политехнического университета. Исследование проводилось поэтапно:
На первом этапе (2004-2005 гг. - констатирующий эксперимент) анализировалось состояние проблемы развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза, осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, нормативных документов по теме исследования. Результаты теоретического анализа проблемы и констатирующего эксперимента послужили основанием для формулирования гипотезы, цели, задач и разработки исходных теоретических положений исследования.
На втором этапе (2005 -2007 гг. - поисковый эксперимент) проводилось уточнение гипотезы, цели, задач исследования, опытно-экспериментальное исследование возможностей использования проблемно-поискового метода обучения, компьютерных и автоматизированных средств обучения, психолого-педагогические условия развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию, разрабатывались модель, технология, дидактическое обеспечение математической подготовки, в процессе которой развивались интеллектуальные умения и способность студентов к саморазвитию.
На третьем этапе (2007-2009 гг. - формирующий эксперимент) проводилась апробация модели с использованием специально разработанных дидактических средств обучения, представленных в учебных пособиях, учебно-методическом комплексе - УМК, и технологии математической подготовки студентов; проверялась её эффективность, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, осуществлялись обработка, анализ и обобщение результатов исследования, оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
1.Выделены как значимые профессиональные компетенции специалиста интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выявлены компоненты способности к саморазвитию (мотивационный, готовность к саморазвитию, способность самоуправления), критерии и показатели их оценки.
2.Выявлены и обоснованы педагогические условия эффективности математической подготовки, развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза: методологические - подходы (деятелыюстный, личностно-ориентированный, контекстно-компетентностный) и принципы (сознательности, активности, самостоятельности и др.); содержательные (специально разработанные дидактические средства обучения, представленные в учебных пособиях и комплексах), организационные (технология математической подготовки, обеспечивающая развитие интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию; мониторинг эффективности математической подготовки, развития интеллектуальных умений, способности к саморазвитию студентов; мотивационлые (создание ситуаций «свободы выбора», рейтинговый контроль и др.).
3.Разработана структурно-функциональная модель, отражающая подходы, принципы, педагогические условия организации математической подготовки, при реализации которой обеспечивается эффективность математической подготовки, развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза.
4.Создана и внедрена в образовательный процесс технология математической подготовки студентов технического вуза, при взаимодействии компонентов которой (репродуктивные, проблемно-поисковые методы, включающие выполнение студентами специально разработанных задач-заданий и проектов в условиях производства; индивидуальные и групповые формы обучения) с применением УМК обеспечивается эффективность математической подготовки, развитие интеллектуальных умений, способности студентов к саморазвитию.
Теоретическая значимость исследования Выявлены и теоретически обоснованы: • педагогические условия эффективности математической подготовки, развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза {методологические — подходы и принципы, мотивационные — создание проблемных ситуаций, ситуаций свободы выбора и др., содержательные — УМК, организационные — технология математической подготовки, мониторинг);
• принципы построения структурно-функциональной модели и технологии математической подготовки, реализация которых обеспечивает развитие интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию;
• критерии оценки развития интеллектуальных умений {уровни развития основных интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение) и показатели их сформированности (полнота, прочность, осознанность);
• критерии оценки способности к саморазвитию: мотивационный с показателями - интерес, потребность в самосовершенствовании; готовность к саморазвитию с показателями — знать себя и самосовершенствоваться; способность к самоуправлению с показателями — целеполагание, принятие решения к действию, самоконтроль, коррекция.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и применении технологии и дидактического обеспечения процесса математической подготовки студентов технического вуза, которое представлено в учебно-методическом комплексе (рабочая программа по дисциплине «Математика», ориентированная на развитие интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию, технологические карты, рейтинг-листы, учебные пособия с вариантами заданий для самоконтроля с помощью автоматизированного устройства «Символ-вуз», которые применяются в процессе математической подготовки студентов в ЮТИ ТПУ, ГОУ ВПО КемГУ в г.Юрге и могут быть применены в других учебных заведениях.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; адекватностью методов исследования его целям и задачам; подтверждением выводов положительными результатами эксперимента; статистически значимыми различиями результатов экспериментального исследования.
Положения, выносимые на защиту: 1. Эффективность математической подготовки, развитие интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию обеспечивается при реализации в образовательном процессе технического вуза следующих психолого-педагогических условий: • технологии математической подготовки студентов, на каждом этапе (исследовательский, проектировочный, организационнодеятельностный, диагностико-коррекционный) которой согласно целевому назначению применяются различные методы обучения (репродуктивные, проблемно-поисковые и др.) с использованием компьютерных и автоматизированных средств обучения (интерактивная доска, персональный компьютер, контролирующее устройство (КУ) «Символ-вуз»);
• специально разработанного учебно-методического комплекса (УМК), который содержит рабочую программу, ориентированную на развитие у студентов интеллектуальных умений и способности к саморазвитию, технологические карты, рейтинг-листы, листы самоконтроля познавательной деятельности студентов, учебные пособия с вариантами заданий для самоконтроля с помощью автоматизированного устройства «Символ-вуз»;
• мониторинга эффективности математической подготовки, развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию с использованием диагностических педагогических и психологических тестов.
2. Модель математической подготовки студентов технического вуза, основанием для разработки которой являются: подходы (деятельностный, личностно-ориентированный, контекстно-компетентно стный), принципы фундаментальности и профессиональной направленности, сознательности, самостоятельности и активности; педагогические условия развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию; выделенные как значимые профессиональные компетенции интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение и обобщение), критерии их оценки (уровни развития интеллектуальных умений с показателями — полнота, прочность, осознанность), компоненты способности к саморазвитию (мотивационный, готовность к саморазвитию, способность к самоуправлению). Её реализация в процессе подготовки специалистов в техническом вузе обеспечивает развитие значимых профессиональных компетенций - интеллектуальных умений и способности к саморазвитию.
3. Результаты экспериментальной проверки эффективности математической подготовки, развития интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов в процессе математической подготовки в техническом вузе при применении разработанных технологии, учебно-методического комплекса и мониторинга.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основное содержание и результаты исследования отражены в 33 публикациях автора, в том числе в журналах, рецензируемых ВАК («Вестник ТГПУ», «Сибирский педагогический журнал»), журналах РАЕ («Успехи современного естествознания», «Современные наукоёмкие технологии», «Фундаментальные исследования»). Вопросы теории и практики развития интеллектуальных умений и способности студентов к саморазвитию в процессе математической подготовки обсуждались на различных этапах эксперимента на научно-методических семинарах ЮТИ ТПУ, на семинаре и заседаниях кафедры педагога-исследователя Института теории образования ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», докладывались на научно-практических конференциях различного уровня по актуальным проблемам профессионального обучения и воспитания: (межрегиональной научно-практической конференции г. Кемерово, 2004 г.; на IV - VII Всероссийских научно-практических конференциях с международным участием, г. Юрга, 2006 -2009 гг., на II Всероссийской научно-практической конференция «Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе» г. Томск, 2008 г.). Результаты исследования нашли своё подтверждение в практической деятельности студентов в процессе математической подготовки студентов ЮТИ ТПУ и филиале ГОУ ВПО КемГУ в г. Юрге.
Задачи исследования, логическая последовательность их решения определили структуру диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 258 наименований, 12 приложений. Общий объём диссертации составляет 196 страниц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 185 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz