Четверг, 19.09.2024, 05:51
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Развитие ключевых компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования на основе социально-профессиональных бесплатно
09:14
Скачать Развитие ключевых компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования на основе социально-профессиональных бесплатно
Развитие ключевых компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования на основе социально-профессиональных ценностей

Диссертация

Автор: Завадская, Ирина Евгеньевна

Название: Развитие ключевых компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования на основе социально-профессиональных ценностей

Справка: Завадская, Ирина Евгеньевна. Развитие ключевых компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования на основе социально-профессиональных ценностей : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Екатеринбург, 2007 220 c. : 61 07-13/2038

Объем: 220 стр.

Информация: Екатеринбург, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11 Феноменологический анализ исходных понятий
12 Ценностная основа развития ключевых компетенций
13 Развитие ключевых компетенций в процессе активной деятельности
14 Структура ключевых компетенций учащихся учреждений НПО
15 Проблема развития ключевых компетенций в современных психолого-педагогических исследованиях
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИНИЯ
21 Основные подходы и принципы организации профессионального воспитания в учреждении НПО
22 Психолого-педагогические технологии развития ключевых компетенций
23 Результаты экспериментальной проверки по развитию ключевых компетенций будущих рабочих в процессе профессионального воспитания
Выводы по второй главе

Введение:

Общей основой стратегии модернизации образования является гуманистическая концепция, суть которой состоит в безоговорочном признании человека как высшей ценности, приоритета его прав на свободное развитие. Для гуманистической системы ценностей характерен приоритет воспитательных целей над целями обучения, что соответствует глубинным истокам отечественной педагогической культуры, для которой «строительство» нравственного стержня человека было значительно важнее, чем некая сумма его знаний. Концепция модернизации определяет необходимость изменения педагогической мысли от односторонней, функциональной к целостному рассмотрению образования как универсальной ценности.
Анализ генезиса ценностно-смысловой направленности образования показывает, что в каждой последующей концепции усиливается развивающий потенциал образования: в традиционной образовательной концепции - когнитивно-ориентированной развитие учащихся было «побочным продуктом»; в теориях развивающего обучения решающее значение приобретает развитие познавательных способностей учащихся: наблюдательности, рефлексии, мышления; в концепциях личностно-ориентированного и личностно-развивающего образования главной ценностью становится развитие целостной личности, всех ее структурных составляющих, главным смыслом провозглашается самоактуализация и саморазвитие личности [54, с. 17-21].
Российское общество переживает сложный этап социально-экономического реформирования. Создавшаяся социальная обстановка определяет новые условия, к которым придется адаптироваться выпускнику НПО. Современное общество требует конкурентоспособных специалистов, стремящихся к непрерывному повышению своего профессионализма, обладающих адаптационной и профессиональной мобильностью, чувством ответственности и творческим потенциалом. Современный специалист это не только специалист, владеющий профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и человек, профессиональная деятельность которого является его ценностью. Эти условия ставят перед профессиональными учебными заведениями задачу формирования разносторонне развитой личности будущего рабочего. Вместе с тем начальная профессиональная школа до сих пор привержена традиционным подходам в организации профессионального образования, уделяющим недостаточное внимание соотнесению и взаимосвязи социокультурных, личностных и профессиональных ценностей учащихся. Данное обстоятельство требует от учреждений начального профессионального образования рассматривать профессиональную деятельность с позиции аксиологического подхода, раскрывающего его ценность для учащегося в профессиональном и социокультурном аспектах. Это связано не только с социальной и творческой активностью будущих рабочих, но и с конечными результатами многогранной социально-экономической деятельностью предприятий, особенно в области внедрения в производство инновационных процессов, мероприятий научно-технического прогресса, вхождения российского общества на международный рынок труда.
Актуальность нашего исследования подтверждается и проблемой духовного кризиса, следствием которого стала утрата доверия у молодого поколения к идеалам и ценностям. Всероссийские социологические исследования, проведенные Институтом развития профессионального образования (руководители И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко), показали, что современная молодежь, в том числе учащиеся системы начального профессионального образования (НПО), — это новое поколение российских граждан с радикально изменившимися за последнее десятилетие мотивами поведения, нравственными ценностями, социально-профессиональными ориентирами. Данные всероссийских социологических исследований заставляют серьезно задуматься над тем, какой станет социальная и профессиональная ориентация выпускников НПО. Стратегическими целями современного образования, по мнению И.П.Смирнова, Е.В.Ткаченко, являются социально-личностные установки, ориентированные на гармоничное сочетание социальных (общественных, государственных, общечеловеческих) ценностей с одной стороны и ценностей личностно-индивидуалистических — с другой. Однако противоречие заключается в том, что, у молодежи сформировались лишь личностно-индивидуалистические ценности: «иметь дружную, крепкую семью» (48,5%), «стать высококвалифицированным специалистом» (40,9%), «стать богатым, материально независимым» (38,1%). [140]. На основе результатов социологических исследований и собственных психолого-педагогических наблюдений можно констатировать, что ориентация молодежи на индивидуалистические ценности и недооценка социально-профессиональных ценностей, становятся актуальной проблемой.
А также сложившиеся стереотипы учебно-воспитательной работы вступили в противоречие с общей ситуацией развития молодого рабочего и обусловили возникновение ряда трудностей в педагогическом взаимодействии инженерно-педагогических работников и учащихся. Факты современной действительности указывают на необходимость построения учебно-воспитательного процесса в учреждении НПО на основе ценностных ориентиров, которые осознаются и принимаются социально-профессиональным сообществом в целом.
При этом материалы ЮНЕСКО, «Концепция модернизации российского образования до 2010», научные исследования четко обозначают ожидаемый результат современного образования, интегративные конструкты в русле компетентностного подхода — ключевые компетентности, ключевые компетенции, ключевые квалификации, которые определяют деятельность современного человека в интеллектуальной, общественнополитической, коммуникативной, информационной, и других сферах жизнедеятельности. Основные положения компетентностного подхода раскрываются в трудах отечественных и зарубежных психологов П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, В.Д.Шадрикова, П.М.Эрдниева, И.С.Якиманской, М.Кляерст, Дж.Равена и др. В отечественной педагогике и психологии определение и состав единиц обновления образования на основе компетентностного подхода содержатся в работах
B.И.Байденко, Е.В.Бондаревской, Э.Ф.Зеера, И.А.Зимней, Г.И.Ибрагимова, В.А.Кальней, А.М.Новикова, М.В.Пожарской,
C.Е.Шишова, А.В.Хуторского и др. В нашей работе мы акцентируем внимание на развитие ключевых компетенций будущего рабочего. Введение этого конструкта в профессионально-образовательную практику учреждения НПО определяет его отличие от профессиональных знаний, умений, навыков, поскольку компетенции предусматривают наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний, являются сложными интегративными образованиями, обладающими определенной универсальностью.
Проведенный анализ различных подходов понятия «ключевые компетенции», показывает, что сегодня, в научно-педагогической литературе общепризнанного определения данной дефиниции среди авторов не существует. Необходимо отметить, что все исследователи рассматривают феномен «ключевые компетенции» в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия компетентностного подхода, и наделяют его интегративной природой, которое объединяет знаниевую, навыковую и интеллектуальную составляющую образования.
Анализ работ, касающихся вопросов путей и средств развития ключевых компетенций, а также обобщение опыта их развития в учреждениях профессионального образования определили, что данная проблема находится в стадии становления, идет поиск возможных способов отбора содержания и организации процесса их развития. Несмотря на разнообразие применяемых средств, нами выяснено, что возможности учебно-воспитательного процесса в учреждении НПО используются недостаточно. Чаще всего применяется традиционный «когнитивный» подход, и практически не используется потенциал процесса воспитания. Развитие ключевых компетенций учащихся НПО в исследовании рассматривается с позиции аксиологического подхода профессионального воспитания.
В узком смысле профессиональное воспитание выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения личности к профессиональному труду. Это процесс нежесткого психологического и технологического управления обстоятельствами, направленный на формирование интереса к выбранной профессии, понимания учащимся общественного смысла профессионального труда, сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности. Основной проблемой развития ключевых компетенций является поиск эффективных технологий, которые можно реализовать в процессе профессионального воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, собственные изыскания в этом направлении позволили выявить следующие несоответствия и противоречия в педагогической теории и практике профессионального образования:
• между признанием необходимости развития ключевых компетенций у будущих рабочих и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в современной педагогической науке;
• между возрастающей потребностью в современных рабочих с ценностным отношением к профессиональной и социокультурной деятельности и существующими традиционными подходами к их подготовке;
• между потребностью современного производства в работнике нового типа, обладающем ключевыми компетенциями, ценностным потенциалом и отсутствием действенных психолого-педагогических технологий их развития.
Выделенные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в научно-теоретическом обосновании и практической реализации процесса развития ключевых компетенций на основе социально-профессиональных ценностей.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Развитие ключевых компетенций учащихся учреждений начального профессионального образования на основе социально-профессиональных ценностей».
Цель исследования — уточнить состав и структуру ключевых компетенций и обосновать возможность их развития на основе социально-профессиональных ценностей.
Объект исследования — ключевые компетенции учащихся учреждений НПО.
Предмет исследования — педагогические особенности развития ключевых компетенций на основе социально-профессиональных ценностей.
Гипотеза исследования включает в себя ряд предположений:
• ключевые компетенции, скорее всего, следует определять через ценностно-смысловую направленностью профессиональной подготовки будущих рабочих.
• развитие ключевых компетенций на основе социально-профессиональных ценностей, по всей видимости, характеризуется рядом следующих педагогических особенностей:
• социально-профессиональной направленностью образовательного процесса;
• ценностной основой профессионального воспитания;
• реализацией специально организованных воспитательных технологий.
• состав ключевых компетенций, вероятно, оказывает влияние на успешную адаптацию рабочих.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ исходных понятий исследуемой проблемы: «социально-профессиональные ценности», «ключевые компетенции», «ценностно-смысловая направленность профессионального воспитания».
2. Выделить базовые социально-профессиональные ценности как смыслообразующую основу определения состава и развития ключевых компетенций.
3. Выделить, теоретически обосновать и в ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность психолого-педагогических технологий, развивающих ключевые компетенции учащихся в процессе профессионального воспитания.
4. Разработать экспериментальную программу профессионального воспитания учащихся для учреждений начального профессионального образования «Воспитание молодого рабочего».
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
• философские труды, раскрывающие аксиологический аспект деятельности личности, социальную сущность человека (В.Г.Алексеева, М.И.Бобнева, О.Г.Дробницкий, В.Н.Сагатовский, В.П.Тугаринов и др.);
• социологические исследования, посвященные ценностным ориентациям, классификации ценностей, роли ценностей в социализации и самоактуализации личности (А.Г.Здравомыслов, И.С.Кон, Д.А.Леонтьев, А.Маслоу, Г.Риккерт и др.);
• психологические исследования, посвященные деятельности, мотивации и развитию личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, О.А.Конопкин, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и др.);
• работы ученых-педагогов, связанные с теорией и практикой подготовки специалистов, их профессиональным становлением (В.Л. Бенин, Н.С.Глуханюк, Э.Ф.Зеер, А.Я.Найн и др.); проектирования педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, H.H. Тулькибаева, Н.Е.Эрганова и др.);
• теоретические исследования в области педагогической аксиологии (С.И.Гессе, Б.С.Гершунский, И.А.Ильин, Н.К.Чапаев и др.);
• исследования, в которых анализируются различные аспекты воспитательного процесса (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, О.С. Газман, Н.Н.Дьяченко, И.А.Зимняя, В.А.Караковский, В.Ф.Орлов, Н.М. Таланчук, Н.Е.Щуркова, И.С.Якиманская, Е.А.Ямбург и др.)
Особое значение для нашей работы имеют идеи организации педагогического процесса с позиции следующих подходов: личностно ориентированного (И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.А.Петровский Б.Ф.Шаталов и др.), акмеологического (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина и др.), дея-тельностного (А.С.Белкин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.А. Сласте-нин и др.), компетентностного (И.А.Зимняя, Э.Ф.Зеер, С.Е.Шишов, А.В.Кальней, А.В.Хуторской, Дж.Равен и др.), личностно развивающего (А.С.Белкин, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Э.Ф.Зеер, Д.Б.Эльконин). Существенное влияние на логику проведенного исследования оказала концепция профессионально-педагогического образования (С.Я.Батышев, А.М.Новиков, Г.М.Романцев, И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко, В.А Федоров и др.), всероссийские социологические исследования, проведенные Институтом развития профессионального образования (под руководством И.П.Смирнова, Е.В.Ткаченко).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические — анализ философской, педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта; эмпирические — наблюдение, анкетирование, беседы, метод экспертных оценок, самооценка; анализ учебно-воспитательной практики в учреждениях начального профессионального образования; планов и программ преподавателей и мастеров производственного обучения, методы математической статистики для обработки и определения статистической достоверности данных.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась в профессиональном училище № 42 города Советского, профессиональном училище № 1, индустриальном техникуме города Югорска, ХМАО-Югры Тюменской области. Всего в исследовании приняли участие 232 учащихся.
Этапы исследования. Указанная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход работы по решению исследуемой проблемы, которая проводилось в течение 2002—2007 гг. в три этапа.
Первый этап, теоретический (2002—2004), включал в себя изучение истории и современного состояния проблемы, анализ философской, педагогической, психологической литературы, а также диссертационные исследование по данной проблеме с целью определения основного направления исследования, темы, понятийного аппарата исследования, формулирования рабочей гипотезы.
Второй этап, опытно-поисковый (2004—2006), заключался в создании методики проведения и осуществления опытно-поисковой работы. На данном этапе решалась задача разработки модели развития ключевых компетенций, основных подходов и принципов организации профессионального воспитания в учреждении НПО, программы профессионального воспитания направленной на развитие ключевых компетенций, технологии ее реализации.
Третий этап, обобщающий (2006—2007), был посвящен систематизации, оценке и анализу результатов опытно-поисковой работы. В этот период была проведена статистическая обработка, сформулированы выводы, завершено оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
1. Аргументирована ценностно-смысловая основа развития ключевых компетенций включающая в себя базовые социально- профессиональные ценности, такие как активная деятельностная жизнь, гармоничность и гуманность отношений; развитие, физическое и духовное совершенствование, трудолюбие.
2. Уточнены структура и состав ключевых компетенций учащихся учреждений НПО.
3. В ходе опытно-поисковой работы апробирован психолого-педагогический инструментарий, развивающий ключевые компетенции в процессе профессионального воспитания (рефлексивные, личностно-ориентированные, проектные технологии, технология самоуправления).
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено содержание понятия «базовые социально-профессиональные ценности», которое определяется как наиболее признаваемые и принимаемые социально-профессиональным сообществом ориентиры поведения и деятельности человека.
2. Осуществлен структурный и содержательный анализ понятия «ключевые компетенции», рассматриваемого как универсальный интегратив-ный конструкт, включающий когнитивный, ценностно-мотивационный, деятельностный компоненты, позволяющий учащемуся успешно ориентироваться в различных социально-профессиональных ситуациях.
Практическая значимость работы заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе профессионального воспитания учащихся, а также при реализации образовательных стандартов третьего поколения НПО. Разработанная автором программа развития ключевых компетенций на основе социально-профессиональных ценностей «Воспитание молодого рабочего» опубликованная в ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в 2007 г. может быть использована в воспитательной практике учреждений начального профессионального образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на 9-й межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2003), всероссийской научно-практической конференции «Воспитание духовности: ценностные основы современного образования в России» (Екатеринбург, 2003), всероссийской конференции работников профессионального образования (Ханты-Мансийск, 2004), 5-й международной научно-практической конференции «Личностно развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005), 6-й всероссийской научно-практической конференции «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2006), научно-практической конференции «Профессиональная педагогика: становление и пути развития» (Екатеринбург, 2006), 5-й всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск 2006), 6-й всероссийской научно-практической конференции «Развивающее образование: проблемы, поиски, решения» (Екатеринбург, 2006), 2-й всероссийской конференции руководителей образовательных учреждений (Москва, 2006), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования» (Уфа, 2007), региональной научно-методической конференции «Качество и конкурентоспособность среднего профессионального образования. Опыт. Проблемы. Пути решения» (Самара, 2007).
Научная обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивались методологией современного исследования в области профессиональной педагогики, характером опытно-поисковой работы в строго учитываемых и контролируемых условиях, реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов адекватных поставленным в исследовании задачам, использованием достаточно обширных эмпирических материалов, анализом итогов педагогического эксперимента с использованием современного аппарата математической обработки, подтвердившем на статистически значимом уровне эффективность предлагаемого процесса развития исследуемого феномена в воспитательном процессе учреждения НПО.
Положения выносимые на защиту:
1. Ценностно-смысловая основа профессионального воспитания, включающая базовые социально-профессиональные ценности обеспечивает возможность развития ключевых компетенций будущих рабочих.
2. Базовые социально-профессиональные ценности (активная дея-тельностная жизнь; гармоничность и гуманность отношений; развитие, физическое и духовное совершенствование; трудолюбие) являются основой развития следующих групп ключевых компетенций (социальных, коммуникативных, персональных, общепрофессиональных) в процессе профессионального воспитания.
3. Психолого-педагогический инструментарий (рефлексивные, лич-ностно-ориентированные, проектные технологии, технология самоуправления) позволяют развивать структурные компоненты ключевых компетенций учащихся (когнитивный, ценностно-мотивационный, деятельност-ный) в процессе профессионального воспитания.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 224 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz