Речь - психофизиологический процесс, реализующийся в общении, опосредованный языком. В физиологии человека и животных нет, пожалуй, более сложного вопроса, нежели вопрос о том, что же обусловило ту высочайшую ступень развития, которой достиг человек в способности к речеобразованию по сравнению даже с самыми высокоорганизованными животными.
Весьма значительный вклад в решение этого вопроса был сделан великим русским физиологом И.П. Павловым. Он показал, что в основе специфики развития человека и животных должны лежать различия тех сигналов, которые способен оценивать мозг. Такими исключительными для мозга человека сигналами являются слова, эти "сигналы сигналов", посредством которых осуществляются обобщения и абстракции, характеризующие "специально человеческое высшее мышление" [2, с.154 . Слово обеспечивает огромный диапазон и качество восприятия внешнего мира и самовыражения, возможность передачи информации другим людям об окружающей среде и собственных состояниях за счет звуковых конструкций, несущих эмоциональную и смысловую нагрузки 10, с.24 .
Таким образом, речь является разноэлементным психофизиологическим процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (прежде всего слухового), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов. Только благодаря развитию фонематического слуха (слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка), человек способен к анализу и синтезу звуков речи.
Цель работы: определить сущность речи и общения в психологии.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих задач.
4. раскрыть сущность развития и расстройства речи;
5. описать общение как процесс и его функции.
Список литературы
Список использованной литературы
1. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. - Л.: Наука, 1976. - 218с.
2. Вартанян И.А. Звук - слух - мозг. Л.: Наука, 1981. - 176 с.
3. Гельфанд С.А. Слух: введение в психологическую и физиологическую акустику: Пер с англ. - М.: Медицина, 1984. - 352с.
4. Клинке Р. Физиология слуха / Основы сенсорной физиологии./Под ред. Р. Шмидта. - М.: Мир, 1984. С. 202-205, 213-216.
5. Кузьмин Ю.И., Ильина Л.Н. Этапы становления речи у детей. / / Сенсорные системы, 1999, том 13, №1, с.20-28.
6. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. - М.: Просвещение, 1977. - 176с.
7. Николаенко Н.Н., Егоров А.Ю. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности. / / Физиология человека, 1998, том 24, №2, с.33-39.
8. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 190 с.
9. Слуховая система / Под ред. Я.А. Альтмана. - Л.: Наука, 1990. - 620с.
10. Ткаченко О.П. Николаенко Н.Н. Взаимодействие полушарий мозга в обработке речевой информации. / / Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 1997, том 33. - №2.
11. Физиология человека./Под ред. Шмидта Р и Тевса Г.: В 3 т. - М.: Мир, 1996, Т.1. - 323с.
12. Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка: энцефалографические исследования. - Л: Наука, 1978. - 127с.
13. Шеперд Г. Нейробиология: В 2 т. - М.: Мир, 1987, Т.1. С. 393-497.