Четверг, 19.09.2024, 05:50
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Роль традиций в современной культуре. Ледовская, Оксана Викторовна бесплатно
23:20
Скачать Роль традиций в современной культуре. Ледовская, Оксана Викторовна бесплатно
Роль традиций в современной культуре

Диссертация

Автор: Ледовская, Оксана Викторовна

Название: Роль традиций в современной культуре

Справка: Ледовская, Оксана Викторовна. Роль традиций в современной культуре : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 Ставрополь, 2006 151 c. : 61 07-9/63

Объем: 151 стр.

Информация: Ставрополь, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ТРАДИЦИИ И ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ
ЕЁ РОЛИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
11 Природа и смысл культурных традиций
12 Традиции и новации в развитии культуры: детерминанты культурного традирования
13 Изменение статуса традиции и феномен «посттрадиционной культуры»
ГЛАВА 2 КУЛЬТУРНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ И СОЗИДАТЕЛЬНАЯ
СИЛА ТРАДИЦИИ
21 Роль игры в диалектике традиций и новаций
22 Феминизм в контексте разрушения и созидания традиций
23 Проблема идентичности в условиях культурной деструкции

Введение:

Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация характеризуется изменением роли традиций в жизни человека и общества. Теоретики противопоставляют современную культуру культурам предшествующих эпох, называя последние традиционными, подчеркивая тем самым, что современная культура как-то иначе артикулирована по отношению к традиции. Культурные перемены породили невиданную мобильность человека, который уже перестает быть привязанным к одной социальной и культурной среде. Концепция современной культуры основана на противопоставлении традиции и современности.
Процессы глобализации, ориентированные на распространение однородных культурных образцов, на создание единого мирового пространства, приводят к стиранию границ между различными культурами, к абстрагированию от национальных особенностей и традиций. Складывающаяся под влиянием данных обстоятельств социокультурная ситуация поставила человека перед необходимостью самостоятельного выбора. В прошлые века формирование культурных ценностей, идеалов, норм, ориентирующих человека в мире и диктующих, как ему поступать, находилось в области ведения традиции. Современная культура с ее постоянной переоценкой ценностей привела к разрушению преемственности между поколениями, в обществе повсеместно отмечается снижение значения семейных ценностей. Уменьшается непосредственное влияние традиций на действия человека. Человек видит в другом человеке не уникальную и неповторимую личность, а объект, необходимый для удовлетворения его потребностей, не цель, а средство.
В современную эпоху деятельность индивидов обусловливается в большей степени ими самими, чем традиционными образцами и культурными предписаниями. В сегодняшней ситуации актуализируется принцип автономии личности, индивидуального самоопределения и самореализации. Если раньше человеку надлежало для собственного же блага следовать четко определенным и воспринимаемым как естественный порядок социальным и культурным ролям, то есть занимать установленное место и следовать в своем поведении соответствующим ожиданиям, то в современной культуре господствует представление о том, что индивиды сами конструируют свою идентичность. XX век продемонстрировал становление «всемирного бытия людей», для многих это обобществление обернулось «кризисом идентичности».
Существует множество определений «традиции», которые охватывают все области человеческой деятельности и культуры. В этой связи важно обращение к понятию культурной традиции и формирование его новой интерпретации в контексте происходящих глобальных трансформаций культуры. Без традиций не только не существует ни одной культуры в истории человечества, но без неё невозможно представить себе даже и само существование любого человеческого общества. На основе традиции строится самоидентификация человека и общностей, в ней аккумулируется их культурная энергия, которая содействует дальнейшему развитию. Традиции и культурные инновации - две взаимодействующие тенденции в культурном развитии, без соблюдения, гармонии которых невозможна базисная культурная перспектива. Только через постижение строения традиции, функций ее отдельных составляющих можно подойти к раскрытию феномена ее регулятивного характера. Таким образом, представленная тема имеет не только научно-академическую, но и социокультурную актуальность
Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения традиций, широко освещена в научной литературе по самым разным отраслям гуманитарного знания, таким как антропология, этнология, культурология, религия, философия культуры и другим.
Наибольший интерес исследовательского сообщества к данной проблеме пришелся на восьмидесятые годы, когда в философской науке стоял вопрос осмысления механизмов упрочения и стабилизации общественных отношений. В научной литературе, посвященной изучению традиций, традиционной культуры проводились масштабные системные и структурно-функциональные исследования, что позволяет сделать вывод о том, что традициеведение в целом имело достаточно высокий научный статус.
В работах общетеоретического плана, в научный оборот вводятся новые актуальные проблемы: конфликт «новых» и «старых» ценностей в ходе модер-низационного процесса, вопросы цивилизационных отличий, перспектив духовности, менталитета. В этом направлении работают С.А. Арутюнов, ГТ.С. Гу-ревич, Б.С. Ерасов1 и др. В современной зарубежной литературе также активно л разрабатываются эти проблемы Ф. Фукуяма, С. Хантингтоном . В зарубежной философии проблема традиции с точки зрения отдельных сторон, рассмотрена в работах Е. Шацкого, Э. Шилза, С. Эйзенштадта3.
Проблема традиции широко освещена во многих работах Э.С. Маркаря-на4, который определяет культуру как универсальную технологию человеческой деятельности или как адаптивное поведение социокультурных систем. Традиция предстает в качестве механизма воспроизводства и изменения самой культуры. В.В. Аверьянов, А.П. Андреев, В.А. Ачкасов, Э.А. Баллер, А.Г. Здра-вомыслов, И.Т. Касавин, А.Е. Кубель, Ю.А. Левада, В.Д. Плахов, А.И. Селиванов, Б.Г. Соколов, Я.Л. Харапинский5 рассматривают в своих исследованиях
1 См.: Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция//Советская этнография.-1981.- №2; Гурсвич П.С. Философия культуры. -М, 2001; Ерасов Б.С. Социальная культурология.-М, 1996.
2 См.: Фукуяма Ф. Конец истории?//Вопросы философии.-1990.-№3; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.-М., 2003.
3 См.: Шацкий Е. Утопия и традиция.-М.,1990; Shils Е. Tradition. Chicago, 1981; Eisenstadt S.N. Tradition Chenge and Modernity. N. Y., 1973.
4 См.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1983; Маркарян Э.С. Очерки теории культуры.-Ереван, 1969.
5 См.: Аверьянов В. В. Традиция как преемственность и служение // Человек. - 2000. - Вып. 2; Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция.-М., 2004; Ачкасов В.А. Трансформация традиций и политическая модернизация: феномен российского традиционализ-ма//Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности). Сб. статей. СПб., 2004; Баллер А. Э. Преемственность в развитии культуры.- М., 1969; Здравомыслов А.Г. потребности. Интересы. Ценно-сти.-М., 1986 Касавин И.Т. Традиции и интерпритации.-СПб., 2000; Касавин И.Т. Познание в мире традиций.-М., 1990; Кубель А.Е. Культурная традиция в информационной сети культуры: функционирование и трансформация//Советская этнография, 1985.-№6; Левада Ю.А. Традиция // Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5; Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования.- М., 1982; Соколов Б.Г. Культура и традиция//Метафизические исследования. Альманах.-СПбГУ., 1997; Харапинский Я.Л. Нравственность и традиции.-М., 1971. влияние традиции на различные аспекты жизни человека, такие как: наука, морально-нравственная сфера, политика, место традиции в национальном вопросе, социальные отношения и др.
Проблемам теории культурной традиции, рассматривающей традицию, как способ жизнеобеспечения, хранения и передачи культурной информации был посвящен «круглый стол», в котором приняли участие С.А. Арутюнов, И.А. Барсегян, В.Б. Власова, Л.В. Данилова, М.Б. Зыков, Э.С. Маркарян, К.С. Сарингулян, Э.В. Соколов, К.В. Чистов и др1.
Проблеме традиционализма и рассмотрения традиции как «Священного Предания», посвящены работы представителей философско-религиозного течения: Р. Генона, А.Г. Дугина2.
Возникновение и развитие нового «постиндустриального», информационного общества рассматривают такие западные мыслители как: У. Бек, Д. Белл, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Э. Тоффлер, Уэбстер Ф., С. Хантингтон, . Анализу современного состояния культуры посвящены работы таких западных
1 См.: Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция//Советская этнография.-1981.- №2; Барсегян А.И. О классификации форм культурной традиции// Советская этнография.-1981.- №2; Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации// Советская этнография.-1981.-№2; Данилова Л.В. Традиция как специфический вид социального наследования// Советская этнография.-1981.- №2; Зыков М.Б. Понятие «память» как концептуальная основа для организации междисциплинарного исследования понятия «культурная традиция»// Советская эт-нография.-1981.- №2; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции/Советская этнография.-1981.-№2; Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции// Советская этнография.-1981.- №2; Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность// Советская этнография.-1981.- №2; Чистов К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования// Советская этнография,-1981,- №2.
2 См.: Генон Р. Символы священной науки.-М., 1997; Дугин А.Г. Философия традиционализ-ма.-М., 2002.
3 См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну.-М., 2000; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования.-М., 1999; Маклюэн М. Средство само есть содержание// Информационное общество: Сб.-М., 2004; Маркузе Г. Одномерный человек исследование идеологии развитого индустриального общества.-М., 1994; Тоффлер Э. Третья волна.-М., 1999; Уэбстер Ф. Теории информационного общества.-М., 2004; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.-М., 2003. мыслителей как: 3. Бауман, Ф. Лиотар, К. Поппер, А. Турен, Б. Тернер, 10. Ха-бермас1.
В отечественной науке по это направление представлено A.B. Захаровым, Л.Г. Иониным, И.П. Ильиным, Б.В. Марковым, B.C. Степиным, В.Н. Фурсом2.
Важное значение для прояснения проблемы изменения роли традиций в современной культуре и утрате современным человеком своей идентичности имели работы П. Бергера, Э. Гидденса, Т. Лукмана, Р. Парка, С. Хантингтона, Э. Эриксона ; и отечественных мыслителей Н.Р. Акопян, H.A. Красилышкова, В.Г. Федотовой, A.B. Шарова4.
Большое значение для прояснения роли и места традиций в русской культуре имели работы H.A. Бердяева, Ю.М. Лотмана, П.Я. Чаадаева5.
Исследованием проблем кризиса традиционных форм культуры, рассмотрением традиций как феномена культуры, изучением крестьянской общины как
1 См.: Бауман 3. Индивидуализированное общество.-М, 2005; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб., 1998; Поппер К. предположение и опровержения: Рост научного зна-ния.-М., 2004; Турен А. Критика модерна//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3. Философия. Реферативный журнал.-1999.-№1.-М., 1999; Тернер Б. Массовая культура, различие и стиль жизни // Контексты современности-1. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Хрестоматия. Казань. 2000; Хабермас 10. Модерн - незавершенный проект//Вопросы философии,- 1992., №4.
См.: Захаров A.B. Массовое общество и культура в России: социально-типологический ана-лиз//Вопросы философии, 2003, №9; Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в третье тыся-челетие.-М., 2000; Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа.-М., 1998; Марков Б.В. Человек в эпоху масс-медиа// Информационное общество: Сб.-М, 2004; Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2003; Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса.-Мн., 2000.
3 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995; Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации.-М., 2003; Гидденс Э. Современность и самоидентичность // РЖ "Социология". 1994. Cep.ll. № 2; 1996Park R.E. Race and culture; E.C. Hughes et al., ed., Glencol, 1950; Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности.-М., 2004; Э. Эриксон Детство и общество. СПб.
4 См.: Акопян Н.Р. Маргинальность как одна из основных характеристик трансформирующегося общества// «21-й ВЕК», № 1, 2005; Красилышков H.A. IIa изломах социальной структуры: Маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 - конец 1930-х гг.). -Новосибирск, НГУ, 1998; Федотова В.Г. Хорошее общество.-М, 2005; Шаров A.B. Взаимодействие культур и проблема идентичности// Материалы конф. — Бишкек, 2004.
5 См.: Бердяев H.A. Смысл истории.-М., 1990; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и нравы русского дворянства.-СПб., 1999; Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1. М.: Наука, 1991. базовой основы большой этнокультурной традиции занимались региональные исследователи.
В перечисленных выше работах затрагиваются различные аспекты изучаемой проблемы, тем не менее комплексного, философского осмысления функционирования традиций на современном этапе развития культуры нет, что обусловливает необходимость данного научного исследования.
Объект исследования - традиция как элемент социокультурного бытия.
Предмет исследования - изменение роли традиций в культурной динамике современности.
Цель диссертационного исследования - на основе культурфилософско-го анализа выявить трансформацию роли традиций в культурной динамике современности. Данная цель предполагает решение следующих задач:
• уточнить понятие традиции в контексте философии культуры;
• выявить основные детерминанты изменчивости традиций;
• проанализировать динамику функций традиций;
• раскрыть взаимосвязь игрового и традиционного начала культуры;
• на примере феминизма рассмотреть механизм трансформации традиции в современной культуре;
• показать изменение роли культурной традиции в конструировании идентичности современного человека.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили произведения классиков философии и социологии культуры, являющихся приверженцами символического и понимающего подходов, а также интерпретативной и феноменологической антропологии. Большую роль сыграли теоретические разработки отечественных философов культуры, развивающих идеи системности и эволюционизма, а также структурного функционализма применительно к культурным системам.
В качестве основного метода диссертационного исследования был использован интерпретативный подход К. Гирца, представляющий синтез куль-тур-антропологического, герменевтического, семиотического подхода и социологических концепций. Дополнительно использовались герменевтический подход Х.-Г. Гадамера и феноменологический подход Э. Гуссерля.
Использовался системный подход, позволяющий рассматривать все явления, события и процессы в диалектическом единстве и дающий возможность представить предмет изучения во всей полноте. Проблемы, заявленные в диссертационном исследовании, обусловили необходимость использования междисциплинарного подхода, с помощью которого возможно рассмотрение проблемы в комплексе, и обусловливающего необходимость использования методов, применяемых в культурологии, культурной антропологии, социологии. На отдельных этапах исследования были применены общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, принцип историзма и др.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• уточнено понятие традиции, в котором наиболее значимым аспектом является преемственность поколений, способствующая стабильному существованию общества;
• выявлено, что на изменение содержания традиции влияют такие детерминанты, как культурные заимствования, культурная диффузия и экспансия, особое значение в социокультурной жизни сегодня приобретают такие детерминанты как: маргинализация и феминизм;
• обосновано, что в современной культуре сохраняются все классические функции традиции-коммуникативная, преемственности, адаптационная, селективная, регулятивная, идентифицирующая, но особое значение в связи с процессами глобализации и информатизации культуры приобретает коммуникативная функция;
• показана сущностная взаимосвязь игрового и традирующего элемента культурного бытия, выявлена конституирующая и трансформирующая функции игры по отношению к традиции в классической и современной культуре;
• показано, как в рамках феминистского движения формируются новые модели поведения, конструируемые из элементов культурных традиций.
• установлено, что идентичность в современном мире становится более сложной, иерархичной, но по-прежнему зависит от функционирования традиций, которые теперь нуждаются в интерпретации, рефлексии.
Положения, выносимые на защиту:
1. В науке существует множество определений понятия традиции. Традиция - важнейший элемент культуры, она обеспечивает сбор, хранение, передачу жизненного опыта поколений, являясь при этом механизмом трансляции этого опыта, обеспечивая тем самым тесную связь между прошлым и настоящим. Особое значение имеет преемственность между поколениями, которая осуществляется с помощью традиций. Традиции регулируют взаимоотношения в обществе, выступая подчас неписанным законом, определяющим общественные отношения.
2. В связи с процессами глобализации на изменение содержания традиций влияют такие детерминанты, как культурные заимствования, культурная диффузия и экспансия, особое значение в современной культуре приобретают мар-гиналыюсть и феминизм. Термин «маргинальность» обозначает пограничность, периферийность или промежуточность положения индивида по отношению к любым социокультурным общностям. В современной культуре расширению сферы влияния маргинализации способствует постмодернизм, который сознательно занимает маргинальную позицию. В XX веке происходит трансформаи ция тендерных статусов женщины и мужчины, где решающую роль сыграл феминизм.
3. В современной культуре складывается ситуация сосуществования модерна и постмодерна. Несмотря на все изменения, происходящие в культуре, большинство традиций остаются неизменными, но наблюдается снижение значения их основных функций. Использование концепции «посттрадиционной» культуры позволило установить, что возрастает влияние коммуникативной функции традиции. Коммуникация тесно связана с игрой, которая в эпоху современности проникла во все сферы жизни общества.
4. Взаимосвязь игры и традиции прослеживается с древнейших времен, когда многие игровые действия, связанные с повседневной деятельностью человека, с течением времени закреплялись, превращаясь в традиционные стереотипы, а затем и в традиции. Постмодерн предполагает несерьезное, «игровое» отношение к традиции, что явилось следствием множества стилей и культур, предлагаемых постмодерном современному человеку. В современной культуре игра помогает традиции адаптироваться к среде через активное получение и использование информации в условиях, когда происходит стирание принципиальных различий между объективной и субъективной реальностью, нарушение целостного мира смыслов, размывание идентично-стей.
5. Феминизм - движение, направленное на изменение традиционной системы тендерного распределения ролей. В XX веке это движение распространилось и оказало значительное влияние на культуру как в странах Запада, России, так и на Востоке. Феминизм представляет собой новое видение роли тендера в социальной и культурной реальности. На примере феминизма рассматривается ситуация в культуре, когда одни традиции (женская культура) берутся для разрушения других (мужская культура) и на освободившемся месте строится новая социокультурная традиция.
6. В современной культуре происходит расщепление идентичности благодаря включению индивида в социальные практики, рожденные различными традициями. Идентичность стала более сложной: если раньше в традиционной культуре человек обретал единую идентичность, то теперь индивид может изменять самоидентификацию, чувствовать принадлежность к нескольким референтным группам одновременно. Идентичность в современной культуре по-прежнему зависит от функционирования традиций, которые являются основанием для идентификации индивида. Но включенность во множество пересекающихся и конкурирующих друг с другом традиций гарантирует совмещение, а иногда и конфликт идентичностей.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут использоваться для расширения предметного поля философии культуры и философской антропологии, дальнейшей разработки проблемы функционирования традиций в условиях постсовременности.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в научно - исследовательской деятельности они представляют интерес для специалистов, занимающихся изучением проблемы феномена традиций, а также могут быть применены в процессе преподавания курсов философии культуры, культурологии, социологии культуры в высших учебных заведениях, для разработки учебных и вариативных курсов по проблемам современной культуры.
Апробация исследования. Диссертация обсуждена на кафедре истории и философии науки Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры. Отдельные результаты и выводы диссертационного исследования отражены в выступлениях на 49-й, 50-й научных конференциях Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2004, 2005 гг.); а также на межрегиональной научно-практической конференции «Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ» (г. Ставрополь, 2006 г.).
Основные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в семи публикациях, общим объемом 2,4 п.л., в том числе в статье, опубликованной в журнале из перечня, утвержденного ВАК Министерства образования Российской Федерации.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 151 странице, библиографический список использованной литературы включает 196 наименований, в том числе 11 - на иностранных языках.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 270 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz