Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 15 » Скачать Русский язык и культура речи в системе подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях : Историко-педагогический бесплатно
06:20
Скачать Русский язык и культура речи в системе подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях : Историко-педагогический бесплатно

Русский язык и культура речи в системе подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях : Историко-педагогический анализ

Диссертация

Автор: Сабурова, Светлана Викентьевна

Название: Русский язык и культура речи в системе подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях : Историко-педагогический анализ

Справка: Сабурова, Светлана Викентьевна. Русский язык и культура речи в системе подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях : Историко-педагогический анализ : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2004 331 c. : 61 04-13/1495

Объем: 331 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

Глава
I Роль русского литературного языка и культуры речи в системе подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях
§1 Подготовка учителей начальных классов и нормативно- правовая база обучения русскому языку и культуре речи
§2 Русский литературный язык как научная и учебная дисциплина
§3 Сущность культуры речи как самостоятельной лингвистической дисциплины и её значение в системе подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях
Глава
II Организация подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях по русскому языку и культуре речи
§1 Учебные планы и программы средних педагогических учебных заведений в ходе их исторического развития
§2 Учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин русский язык и культура речи

Введение:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Происходящие в обществе процессы как позитивного, так и негативного характера, немедленно находят отражение в языке и обусловлены комплексом причин. Социальноэкономические и политические потрясения, выпавшие на долю России в XX веке, привели к появлению нелитературной, ненормированной речи, активному использованию иноязычных слов, засорению языка, к разрушению образа слова, искажению представлений о нравственной ценности и оценке явлений, отраженных в слове.Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны. Язык и речь являются частью национальной культуры народа. Высокая культура языка, яркая и выразительная повседневная речь вместе с художественной литературой прошлого и настоящего, с общественной мыслью, наукой - важный инструмент культурного и духовного обустройства всей жизни. Без этого невозможно возрождение великой России, укрепление права ее народов играть заметную роль в современном мире.Проблема повышения коммуникативной речевой культуры является актуальной не только для России, но и для всего мира. Учёные отмечают резкое снижение уровня культуры речи в разных странах. Особенно актуальна эта проблема для образования. Выпускники школ, средних педагогических учебных заведений и даже вузов в недостаточной степени обладают необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи. Обучение русскому языку и культуре речи в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Решение этой проблемы в сфере образования приобретает особую значимость и решается за счёт подготовки учителя, так как важнейшим, определяющим показателем общей и профессиональной культуры личности, профессиональной компетентности будущего педагога является отношение к родному языку, знание русского языка и владение русской речью. Речевая культура учителя должна развиваться опережающими темпами по сравнению с уровнем социального окружения, так как учитель - это человек, формирующий будущее.Подготовка учителя особенно важна для начальной школы, так как именно в ней закладывается фундамент для дальнейшего формирования и развития речевой культуры учеников. Преодоление функциональной неграмотности возможно именно на этом этапе, одном из самых ответственных, когда происходит усвоение норм родного языка и, от того, как учитель владеет современным русским литературным языком и культурой речи, во многом будет зависеть уровень речевой культуры его учеников, так как речь педагога - образец, усваиваемый и неизбежно тиражируемый.Подготовкой учителей для начальной школы занимаются и вузы, но большая часть будущих учителей начальных классов получает образование в средних педагогических учебных заведениях. Современное образование ставит ряд вопросов, определённых в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Направленность на гуманизацию, гуманитаризацию и фундаментализацию содержания современного образования, прежде всего, требует от студентов — будущих педагогов владения современным русским языком и высокого уровня культуры речи.Проблема подготовки учителей начальных классов имеет давнюю и богатую историю в отечественной и зарубежной педагогике XIX - XX веков.В Германии в начале XIX века были введены формальные критерии подготовки учителей, изложенные А.Дистервегом. Необходимость научнопрактической подготовки учителя получила своё обоснование в работах Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского. В дальнейшем эту проблему развили их последователи Н.Х.Вессель, П.Ф.Каптерев, Н.И.Корф, Д.Д.Семёнов, В.П.Вахтеров. На уровне содержания образования проблему подготовки учителей в учительских семинариях анализировали педагоги XIX - начала XX веков В.И.Водовозов, Д.И.Тихомиров, В.И.Чарнолуский, Г.А.Фальборк, Н.И.Чехов и другие. Важность культурно-языковой подготовки учителей подчёркивалась в работах Ф.И.Буслаева и А.Н.Острогорского. В.Я.Стоюнин в 80-е гг. XIX века утверждал, что учителем может быть любой образованный человек. Профессиональной педагогической подготовке Д.И.Менделеев отводил ведущую роль, так как, по его мнению, снижение уровня образования происходит от недостаточного внимания к подготовке учителей. Отдельные аспекты культурно-языковой подготовки учителей освещались на страницах педагогических журналов «Русский учитель», «Русская школа», «Вестник воспитания», «Журнал Министерства народного просвещения» в XIX веке и в многочисленных педагогических периодических изданиях в XX столетии. Требования к подготовке учителей излагались в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, Т.Шацкого.Историю подготовки учительских кадров в России, начиная с XVIII века, исследовал Ф.Г.Паначин. Н.Н.Кузьминым обобщён опыт работы учительских семинарий, институтов, педагогических курсов, которые готовили учителей для начальных училищ России в XIX веке, изложены методы обучения, проанализирован учебный процесс в педагогических учебных заведениях. История подготовки учителей для русской начальной щколы конца XIX - начала XX веков представлена в работах И.А.Соловкова.Д.М.Забродин рассматривал общие вопросы подготовки кадров в педагогических институтах и училищах в 70-80-х гг. XX века. Подготовке учителей для начальной щколы, основанной на принципах гуманноличностной педагогики, посвящены труды Ш.А.Амонашвили.Формированию личности учителя в процессе профессиональной подготовки посвящены работы В.А.Сластёнина. Среди факторов, определяющих педагогическое мастерство, В.А.Сластёнин выделяет профессиональную выразительность речи учителя. Н.А.Ипполитов, М.Р.Львов, Т.А.Ладыженская заложили основы нового направления в подготовке учителей - педагогической риторики.В контексте коммуникативного компонента педагогической деятельности речь учителя рассматривалась такими известными отечественными педагогами и психологами как А.А.Вербицкий, В.А.КанКалик, Н.В.Кузьмина, А.А.Леонтьев, А.К.Маркова, А.В.Мудрик, Л.Ф.Спирин и др. Проблемы, связанные с владением речью, так или иначе, затрагивались в работах, посвященных изучению компонентов педагогической техники и педагогического общения (В.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалев, В.А.Сластёнин и др.).Феномен «речевая культура» рассматривается современной психологией и лингвистикой с позиций общей теории деятельности (Л.С.Выготский, Б.Н.Головин, И.А.Зимняя, А.Н.Ксенофонтова, Т.А.Ладыженская, А.А.Леонтьев, В.П.Чихачев, Г.И.Щукина). Так, анализируя язык и речь, И.А.Зимняя выделяет три группы функциональных характеристик языка (в щироком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.Культура речи, функциональная грамотность является важной проблемой современного образования. Фундаментом развития русского языка и культуры речи стали труды И.А.Бодуэна де Куртенэ, М.В.Ломоносова, М.В.Панова, А.М.Пешковского, М.М.Разумовской, И.И.Срезневского, Ф.П.Филина, А.А.Шахматова, Н.Ф.Яковлева и других.Дальнейшему развитию этих учебных и научных дисциплин посвящены исследования Р.И.Аванесова, Ю.Д.Апресяна, Р.А.Будагова, В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, Б.Н.Головина, В.Г.Костомарова, П.Обнорского, И.Ожегова, Д.Э.Розенталя, Д.Н.Ушакова, В.И.Чернышева, Л.В.Щербы, Н.Ю.Шведовой, Е.Н.Ширяева, в которых раскрываются функции и структура русского литературного языка и культуры речи.О возрастающем интересе педагогической науки к проблеме подготовки учителей свидетельствуют диссертационные исследования, появившиеся в последние годы. Так, взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки учителя в учительских семинариях России второй половины XIX - начала XX веков исследована в диссертации М.А.Бочкаревой [21], В работе Л.П.Корнеевой основное внимание уделено подготовке учителя школ первой ступени в РСФСР в 1917-1930 гг. [112].Проблемам формирования культуры речи у студентов средних и высших педагогических учебных заведений посвящены диссертации В.А.Григорьевой-Голубевой [56], И.И.Мельниковой [137], Л.Р.Хасановой [267], А.П.Храмченко [268], О.В.Шмайловой [281], А.В.Юрьевой [284], Д.В.Макаровой [133]. Культура речи учителя [нормативность и целесообразность] рассмотрены А.А.Мурашовым [143]. Развитие речевой культуры учащихся и формирование профессиональных коммуникативноречевых умений студентов в различных типах учебных заведений исследовано в диссертациях Е.С.Бутаковой [29], Л.Н.Горобец [50], И.А.Гришиной [57], Ф.М.Кадыровой [100], Л.Г.Лисицкой [127], Л.И.Новиковой [153], В.В.Соколовой [236].Научной базой для системного, комплексного изучения становления и развития среднего педагогического образования стали работы П.П.Блонского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, А.В.Луначарского, Т.Шацкого, в которых рассматривались отдельные периоды развития среднего педагогического образования, комплексные исследования Ю.К.Бабанского, В.А.Кан-Калика, Ф.Г.Паначина, М.А.Прокофьева, В.А.Сластёнина, А.Л.Смятских и других.Изучение значительного круга источников и литературы, непосредственно или опосредованно относящихся к объекту исследования, свидетельствует, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных подготовке учителей в средних и высших педагогических учебных заведениях, только отдельные элементы культурно-языковой подготовки учителей были в той или иной мере освещены ранее. Вместе с тем, неизученными остались вопросы, связанные с обучением русскому языку и культуре речи в средних педагогических учебных заведениях России в исторической ретроспективе, что и стало предметом данного исследования.В диссертационном исследовании, рассматривается проблема культурно-языковой подготовки учителей начальных классов в средних педагогических учебных заведениях, так как её современное состояние не вызывает удовлетворения. Изучение опыта прошлого даёт определенные отправные точки для разрешения сложной и противоречивой ситуации, которая сложилась в России к началу XXI века и нашла своё отражение в языке. Состояние проблемы свидетельствует о серьёзных противоречиях между необходимостью повышения уровня культурно-языковой подготовки учителей начальных классов в средних педагогических учебных заведениях, возрастающими требованиями к профессиональной подготовке учителей и уменьшением количества часов в учебных планах, выделенных на изучение русского языка и культуры речи. Разрешение этих противоречий явилось достаточно серьёзной теоретической и практической проблемой, решение которой рассматривается как актуальное в общем плане модернизации среднего педагогического образования.В рамках выделенной проблемы определена цель исследования. На основе определения характера соотношения объёма содержания учебной дисциплины «русский язык и культура речи» и времени, отводимого на её изучение в системе подготовки учителей начальных классов в средних педагогических учебных заведениях на протяжении XIX - XXI веков, выявить рациональные пути распределения этого соотношения для повышения качества профессиональной подготовки.ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является подготовка учителей начальных классов в средних педагогических учебных заведениях России в XIX - XXI веках.ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает учебная дисциплина «русский язык и культура речи» в подготовке учителей начальных классов в средних педагогических учебных заведениях России в XIX - XXI веках.ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Рациональное соотношение объёма содержания учебной дисциплины «русский язык и культура речи» и отводимых на её изучение часов в системе подготовки учителей начальных классов в средних педагогических учебных заведениях может быть достигнуто путём распределения содержания учебной дисциплины между аудиторными занятиями и внеаудиторной самостоятельной работой студентов со смещением акцента на самостоятельную работу в форме выполнения индивидуальных заданий к аудиторным занятиям, самостоятельного освоения в процессе подготовки и проведения педагогической практики и самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий.Цель, предмет, объект и гипотеза исследования определили ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: - Выявить особенности нормативно-правового и учебно-методического обеспечения обучения русскому языку и культуре речи в системе подготовки учителей начальных классов в определённые периоды развития среднего педагогического образования в XIX-XXI веках и установить их характерные черты. - Выявить тенденции в развитии учебных планов и программ; противоречия, обусловленные расширением содержания программ по русскому языку и культуре речи для средних педагогических учебных заведений и уменьшением количества учебных часов, выделенных на их изучение в учебных планах; требования к культурно-языковой подготовке учителей. - Разработать модель культурно-языковой подготовки учителей, адекватную сложившейся в образовании XXI века ситуации.МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ составляют современные педагогические, историко-педагогические и философские положения, раскрывающие закономерности общественно-исторического развития и развития языка, проблемно-хронологический подход в изложении материала.В основу были положены педагогические концепции, способствующие раскрытию сущности проблемы и подходов к ее изучению: проблемное обучение (Дж.Брунер, Л.Рубинщтейн, И.Я.Лернер, М.М.Махмутов, М.Н.Скаткин); развивающее обучение (Д.Б.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин); личностно-деятельностное обучение (И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев); систематизация образовательных технологий (Н.В.Борисова). Использованы также в качестве методологической базы подходы современного языкознания к теории языка и культуры речи: концепция так называемой ортологии (О.С.Ахманова, Ю.А.Бельчиков, В.Ф.Беляев, В.В.Веселитский); концепция коммуникативной целесообразности (Б.Н.Головин, В.Г.Костомаров, А.А.Леонтьев); концепция Л.И.Скворцова, которую можно назвать двухступенчатой, поскольку в ней понятие культуры речи рассматривается на двух ступенях: правильности речи и речевого мастерства; концепция Е.Н.Ширяева, в которой рассматривается три компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.В процессе исследования использовались следующие МЕТОДЫ: • теоретический анализ и систематизация педагогической, исторической, историко-педагогической, психологической, лингвистической, философской и методической литературы, понятий, педагогических исследований по данной проблеме; • периодизация; • сравнение, сопоставление нормативно-правового и учебнометодического обеспечения; • моделирование.ИСТОЧНИКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ являются: • историко-педагогическая литература; • историческая литература по вопросам политического, экономического и культурного развития России XIX-XX веков; • труды ведущих ученых, педагогов, общественных деятелей в области отечественной педагогики и лингвистики; • законодательные и нормативно-правовые документы; • учебно-методическая документация: учебные планы, учебные программы, учебно-методические рекомендации; • диссертационные исследования; • периодические издания.НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: - Русский язык и культура речи как учебные дисциплины (при их самостоятельном выделении или соединении) имеют собственную историю реализации в подготовке учителей начальных классов в средних педагогических учебных заведениях. Так, начиная со второй половины XIX века, происходит естественное и планомерное увеличение требований и соответственно объёма содержания этих учебных дисциплин и, в то же время, неуклонное снижение отводимых на их усвоение количества учебных часов: при максимуме этих часов в 25,5% от общего объёма часов (100%), выделенных на подготовку учителей в 90-е годы XIX века, до 5,9% в конце XX века. История жизни этих учебных дисциплин характеризуется противоречиями, главным из которых, является уменьшение количества часов, отводимых на освоение русского языка и культуры речи и увеличение объёма содержания, отражённого в учебных программах. - Одним из путей разрешения выявленного противоречия может быть использование предложенной в диссертации модели культурно-языковой подготовки, в которой обеспечение качества подготовки учителей начальных классов в средних педагогических учебных заведениях по русскому языку и культуре речи достигается за счёт рационального распределения содержания между аудиторными занятиями и внеаудиторной самостоятельной работой с переносом акцента на самостоятельную работу в форме выполнения индивидуальных заданий к аудиторным занятиям, самостоятельного освоения учебной дисциплины в процессе подготовки и проведения педагогической практики и освоения знаний и выработки умений при самостоятельной работе с использованием компьютерных технологий.НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что оно представляет собой один из первых опытов комплексного обобщения такой важной для российского образования проблемы, как культурно-языковая подготовка учителей начальных классов в средних педагогических учебных заведениях в XIX - XXI веках и тем самым восполняет некоторый пробел, образовавшийся в педагогической науке.Научная новизна данного исследования состоит в следующем: - выявлена роль русского литературного языка и культуры речи как самостоятельных научных и учебных дисциплин в определённые периоды развития среднего педагогического образования в XIX-XXI веках; - систематизировано и представлено в хронологическом порядке развитие нормативно-правового и учебно-методического обеспечения обучения русскому языку и культуре речи, установлены требования к культурно-языковой подготовке учителей в средних педагогических учебных заведениях в XIX-XXI веках; - проведён сравнительно-сопоставительный анализ учебных планов и программ по русскому языку и культуре речи, выделены тенденции в их историческом развитии, выявлены противоречия между требованиями к культурно-языковой подготовке и способами их реализации; установлена диспропорция между содержанием и количеством учебных часов на его освоение; - разработана модель культурно-языковой подготовки учителей, обусловленная актуальной проблемой повышения уровня речевой культуры и позволяющая разрешить выявленные в ходе исследования противоречия. В модели рациональное соотношение объёма содержания учебной дисциплины «русский язык и культура речи» и отводимых на её изучение часов в системе подготовки учителей начальных классов в средних педагогических учебных заведениях достигается путём распределения содержания учебной дисциплины между аудиторными занятиями и внеаудиторной самостоятельной работой студентов со смещением акцента на самостоятельную работу в форме выполнения индивидуальных заданий к аудиторным занятиям, самостоятельного освоения в процессе подготовки и проведения педагогической практики и освоения знаний и выработки умений при самостоятельной работе с помощью компьютерных технологий.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы: - в качестве учебно-методического материала для обучения студентов средних педагогических учебных заведений и повышения квалификации преподавателей по проблеме культурно-языковой подготовки; - при написании научных трудов и методических разработок, посвященных подготовке учителей начальных классов в области русского языка и культуры речи в системе среднего педагогического образования; - в организации учебного процесса на основе предложенной модели культурно-языковой подготовки учителей, разрешающей существующие противоречия с помощью рационального распределения содержания учебной дисциплины между аудиторными занятиями и внеаудиторной самостоятельной работой студентов с переносом акцента на внеаудиторную самостоятельную работу студентов в форме выполнения индивидуальных заданий к аудиторным занятиям, самостоятельное освоение в процессе подготовки и проведения педагогической практики и самостоятельной работы с использованием компьютерных технологий. Это позволит на аудиторных занятиях придать курсу русского языка и культуры речи более выраженную речевую, коммуникативную направленность, что будет способствовать сближению задач языкового и речевого развития, повышению уровня культурно-языковой подготовки учителей и найти выход ИЗ создавшегося противоречия между уменьшающимся количеством часов, отведённых в учебных планах, и увеличивающимся содержанием программ.Материалы диссертационного исследования положены в основу разработки учебно-методических материалов по обз^ению студентов непедагогических специальностей, что свидетельствует о возможности переноса результатов исследования в практику подготовки специалистов непедагогического профиля.ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование осуществлялось с 1998 года и включало несколько этапов.На первом этапе (1998 - 1999 гг.) определялась исходная позиция будущего исследования. Для этого изучались труды отечественных и зарубежных авторов по педагогике, психологии, лингвистике, философии, раскрывающие основные теоретические вопросы подготовки учителей в области русского языка и культуры речи, нормативно-правовое обеспечение подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях с XVIII по XXI столетия. В XIX веке происходит становление русского литературного языка как учебной дисциплины, в XX веке - зарождение и развитие теории культуры речи как самостоятельной лингвистической дисциплины. В исследуемый период был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, которые обеспечили функционирование системы подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях России в XIX -XXI веках. Б этот исторический период отмечается многообразие типов средних педагогических учебных заведений, которые оказали существенное влияние на подготовку учительских кадров в России.Второй этап исследования (1999 - 2001 гг.) включал в себя изучение типов средних педагогических учебных заведений и место русского языка и культуры речи в системе подготовки учителей; сравнительносопоставительный анализ учебных планов и содержания цикла дисциплин, формирующих культуру речи будущих педагогов в средних педагогических учебных заведениях; анализ учебно-методического обеспечения учебного процесса в исторической ретроспективе. Русский язык и культура речи становятся важнейшим аспектом работы преподавателей. Учебные планы и программы, литература по данной теме, изданная в XIX-XXI веках, явились существенным вкладом в разработку этой важнейшей проблемы.На третьем этапе (2002-2003 гг.) формулировались теоретические выводы, практические рекомендации и предложения, которые, могли бы способствовать совершенствованию культурно-языковой подготовки учителей в средних педагогических учебных заведениях.Заключительный этап (2003 год) посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов исследования, оформлению материалов диссертационного исследования.АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования.Апробация результатов исследования проходила на заседаниях кафедры новых технологий активного обучения Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета), на заседаниях цикловой комиссии предметов гуманитарного цикла Педагогического колледжа № 13 имени Я.Маршака, на педагогических семинарах и конференциях г.Москвы. Модель культурно-языковой подготовки учителей начальных классов используется в учебном процессе в Педагогическом колледже № 13 имени Я.Маршака г. Москвы.СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 284 работы, 24-х приложений.Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях соискателя.1. Культура речи как средство совершенствования будущих педагогов / Сборник научно-методических работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. УМК по профобразованию Департамента образования г. Москвы, Структурное подразделение педагогического образования. - М., 2002. - 139-152.2. Русский язык и культура речи: Учебно-методический комплекс.Издательство Национального института имени Екатерины Великой. - М., 2003. - 40 с.3. Учебно-методическое обеспечение педагогических учебных заведений вчера и сегодня // Среднее профессиональное образование (Приложение к ежемесячному журналу "СПО") - 2003. - № 3. - 116-121.4. Становление русского литературного языка как учебной дисциплины и формирование культуры речи будущих учителей России // Среднее профессиональное образование. — 2003. - № 8. - 41-44.5. Формирование культуры речи будущих учителей в учебных заведениях России в XIX веке // Учитель. - 2003. - № 6. - 78-80.6. Повышение уровня культурно-языковой подготовки учителей как актуальная проблема российского образования / Сборник научнометодических работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. (В печати) - М., 2004.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 275 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz