Четверг, 19.09.2024, 19:53
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 1 » Скачать Семантическая характеристика терминологических антонимов (на материале химической терминологии). Долгова, Ирина Андреевна бесплатно
23:25
Скачать Семантическая характеристика терминологических антонимов (на материале химической терминологии). Долгова, Ирина Андреевна бесплатно

Семантическая характеристика терминологических антонимов (на материале химической терминологии)

Диссертация

Автор: Долгова, Ирина Андреевна

Название: Семантическая характеристика терминологических антонимов (на материале химической терминологии)

Справка: Долгова, Ирина Андреевна. Семантическая характеристика терминологических антонимов (на материале химической терминологии) : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 Ленинград, 1984 221 c. : 61 85-10/432

Объем: 221 стр.

Информация: Ленинград, 1984


Содержание:

Введение
§ I Лингвистическое и методическое обоснование новизны и актуальности темы
§ 2 Рабочее определение антонима
§ 3 Источники и методы исследования терминологических антонимов
Глава I Основные принципы выявления терминологических антонимов в аспекте преподавания русского языка как иностранного
§ I Основные (диагностирующие, определяющие) критерии выявления терминологических антонимов
§ 2 Языковые средства актуализации химических терминологических антонимов
§ 3 Терминологические антонимы и родо-видовые отношения
§ Условные антонимы
§ 5 Интерпретация результатов исследования в аспекте преподавания русского языка как иностранного
Выводы
Глава 2 Анализ семантических отношений между терминами-антонимами Классификация терминовантонимов
§ I Анализ характера противопоставленности терминовприлагательных
§ 2 Анализ характера противопоставленности глагольных терминов
§ 3 Анализ характера противопоставленности терминовсущеотвительных
§ Организация антонимичных терминов-существительных по лексико-семантическому принципу с учетом словообразовательных средств
Выводы
Глава 3 Многомерные антонимические оппозиции и синонимо-антонимические корреляции терминов
§ I Семантический анализ многомерных антонимических оппозиций терминов
11 Многомерная (тринарная) в сфере функциони-; рования химической терминологии оппозиция антонимов, обусловленная наличием у одного из ее членов синонима-дублета
12 Многомерная в сфере функционирования химической терминологии оппозиция антонимов, обусловленная специализацией одного из ее членов
13 Многомерная (тринарная) в сфере функционирования химической терминологии оппозиция антонимов, обусловленная омонимией одного из ее членов
1Л Многомерная (тринарная) оппозиция антонимов, ; обусловленная противопоставленностью одного члена оппозиции антонимам разных типов Х12 15 Многомерная (неограниченная) оппозиция антонимов, обусловленная противопоставлением родового термина видовым
§ 2 Синонимия антонимических пар терминов
21 Синонимия антонимических пар терминов, обусловленная сосуществованием синонимов-дублетов (полная синонимия антонимических пар терминов)
22 Синонимия антонимических пар терминов, обусловленная наименованием различных признаков одной сущности (полная синонимия антонимических пар терминов)
23 Синонимия антонимических пар терминов, обусловленная наличием между ними родо-видовых отношений (частичная синонимия антонимических пар терминов)
Выводы
Глава 4 Синтагматическая характеристика терминовантонимов
§ I Выявление специфики семантических отношений между компонентами терминосочетаний
§ 2 Номинализация терминосочетаний с антонимичными компонентами
§ 3 Синтагматическая характеристика терминологических векторных антонимов
§ Специфика семантических отношений между терминами как причина сосуществования отдельных лексико-семантических вариантов многозначного в общелитературном языке слова на правах самостоятельного термина
Выводы

Введение:

§ I. Лингвистическое и методическое обоснование новизны и актуальности темы
Одна из важнейших целей обучения русскому языку иностранцев-нефилологов, как указывается в "Программе по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся в нефилологических вузах СССР", - "практическое овладение языком как средством получения знаний по профилю института" /179,с.II/. Традиционным в методической литературе стало положение о том, что усвоение норм общелитературного языка не обеспечивает адекватного понимания литературы по специальности и овладения научным стилем речи /Митрофанова, 149,с.13,16; Мотина,161,с.189 и др./. Необходимость привлечения новых методов и приемов обучения определяет насущные задачи исследования лингвистических основ методики преподавания языка специальности, которая может быть создана лишь с опорой на системное описание языков различных специальностей или их фрагментов. Целенаправленное выявление системности специальной лексики, ее ориентированное описание является одной из важных задач исследования русского языка как иностранного. В рамках этой отрасли языкознания представляется целесообразным исследовать явление антонимии как одно из проявлений системности специальной лексики, одну из лексико-семантических категорий или парадигм, так как, по справедливому замечанию В.И.Абаева,"семантическое содержание слова определяется не только тем, что оно означает,но и тем, чему оно противопоставляется" /1,с.20/. Дидактическая ценность интерпретации антонимов общелитературного языка в учебных целях отмечалась в работах В.Г.Костомарова /118,с.73/, О.Д.Мит-рофановой /149,с.13/, А.Ф.Колесниковой /103,с.9,39; 104,с.60-61/,
Г.И.Рожковой /188,с.85; 189,с.31-32/, Л.А.Новикова /167,с.29/, В.В,Морковкина /159,с.78/, М.А.Колесниковой /105,с.22/, В.И.По-ловниковой /178,с.25-27/, В.ВЛуковой /70,0.297-299/ и может быть подтверждена прекрасно зарекомендовавшим себя учебником французского языка для иностранцев Г.Може /250/, в котором один из основных способов презентации лексики - антонимические оппозиции. Семантизация слов неродного языка с опорой на связь по противоположности представляется возможной и, более того, целесообразной, прежде всего потому, что антонимия - одна из языковых универсалий /Шанский,226,с.85; Новиков,165,с.19/. Исследования физиологов /Сеченов,200,с.359/, психологов, психолингвистов свидетельствуют о том, что связь по противоположности, на лексическом уровне материализующаяся в качестве антонимов, является наиболее короткой и естественной ассоциативной цепью /Брудный,23, с.24; Супрун,209,с.6; Короткова,П7,с.72-73; 3алевская,74,с.73-74; Эрвин,244,с.364; Розенцвейг,252,с.350; Бюрен,242,с.259/, атрибутом здорового человеческого мышления /Родичева,187,с.35,186, 284; Исенина,83,с.135/. Таким образом, языковое сознание иностранных учащихся подготовлено к ?восприятию противоположных слов изучаемого языка наличием аналогичного явления в родном языке. Однако такая предрасположенность (положительная интерференция) к восприятию антонимов не исключает трудностей овладения ими, вызванных национально-культурной спецификой антонимов в русском языке /Лебедева,129,с.25-30/.
Анализ системы русских антонимов и их функционирования в общелитературном языке - одна из актуальных проблем современной лексикологии - содержится в работах Л.А.Новикова, Л.А.Введенской, В.Н.Комиссарова, Д.Н.Шмелева, А.,А.Уфимцевой, В.А.Ивановой и других.
Новизна и актуальность настоящего исследования определяется недостаточной разработанностью вопроса о терминологических антонимах: в настоящее время лингвистическая литература не располагает специальными монографическими исследованиями, рассматривающими проявление антонимии в научном стиле речи. О необходимости подобного исследования свидетельствует отсутствие единого мнения о терминологических антонимах. Одни ученые не признают "термино- V логическую антонимию" как такоьую и пользуются этим термином для противопоставления истинной антонимии (в общелитературном языке) ложной, мнимой (в терминологии). Термины, как единицы особой подсистемы языка /Даниленко,57,с.П; Герд,47,с.24; Капанадзе, 85, с.68/, знаки иной семиотической природы, по мнению этих исследователей, способностью к антонимическому противопоставлению не обладают. Так, Л.А.Новиков пишет: "Среднее понятие немыслимо между членами дихотомического деления (РиР), выраженными некачественными прилагательными и имеющими терминологический характер. Это не антонимы" /165,с.84/ или ". такие антонимы, выражающие контрадикторную противоположность (комплементарность), существенно отличаются от терминологического противопоставления типа А - не-А: органическая - неорганическая химия ., где лексическое отношение типа А - не-А выражает чисто отграничительное, неантонимическое значение слов" /165, с.85/. Аналогичное мнение изложено в работах Л.Ю.Максимова /141, с.214/, С.М.Бурдина ?/27,с.62/, Е.Д.Коноваловой /ИЗ,с.34/ и других. Показательно в этом отношении категоричное утверждение, помещенное в журнале "Русский язык в школе" в разделе "Консультация": "Прилагательные могут быть антонимами только в качественном смысле и не могут быть в терминологическом" /114,с.121/. Однако имеются весьма веские доводы, позволяющие не согласиться с этим мнением, традиционным в литературе об антонимах. Основанием для сомнений в правильности положения об отсутствии антонимии в терминологии является, во-первых, общеметодологическая предпосылка. Практически все исследователи антонимии общелитературного языка признают философские, логические и психологические основы этого языкового явления /Комиссаров,108,с.52; Новиков,166,с.243-244; Исаев,82,с.51; Соколова,206,с.52 и др./, связывают его с проявлением в языке одного из основных диалектических законов познания - единства и борьбы противоположностей /Ленин, 132, с.346-347/. Язык науки, фиксирующий мыслительную деятельность человека в процессе познания, не может не обладать средствами, реализующими на лексическом уровне общие закономерности этого процесса, если такими средствами (антонимами) обладает общелите-1 ратурный язык. Как общелитературный язык в целом, так и его подсистема - терминология, базируется на единой основе - характере человеческого мышления.!Из этого следует, что общие закономерности процесса познания охватывают всю систему языка»включая его подсистемы, в силу того, что "между словарем науки и словарем быта - прямая и тесная связь. Всякая наука начинается с результатов, добытых мышлением и речью народа, и в дальнейшем своем развитии не отрывается от народного языка." /Виноградов, 34, с.165/. Таким образом, утверждение о том, что "развитие антонимов связано с отображением мышления человека полярно противоположных явлений действительности" /Головин,50,с.10/, может быть отнесено как к лексическим единицам общелитературного языка, так и к терминам, единицам его подсистемы.
В защиту мнения о возможности существования между терминами антонимических отношений можно привести высказывания ученых,свидетельствующих о том, что наука, как отражение определенной экстралингвистической реальности, оперирует противоположными понятиями. Например, Г.А.Свечников пишет: "В современной физике существует явно выраженная тенденция введения противоположных понятий и представлений для объяснения сложных физических явлений" /195,с.3; см.также Деборин,63/. Поэтому справедливым представляется положение В.П.Даниленко о том, что "в терминологии антонимия стала средством выражения необходимых и неизбежных явлений науки" /57,с.25/ и "лексике языка науки антонимия свойственна не менее, а скорее более, чем общелитературной. Для этого есть свои причины, кроющиеся в природе научных понятий" /59,с.79/.
Кроме того, предрасположенность терминологии к выражению антонимических отношений согласуется с некоторыми свойственными ей особенностями языкового плана. В силу требований, предъявляемых к единицам терминосистемы, они должны обладать неизменным и ясно осознаваемым вне контекста значением, что является также благоприятным условием для проявления антонимии в терминологии.1
Приведенные аргументы позволяют присоединиться к мнению Л.Л. Кутиной /122,с.90/, М.Д.Лесник /134,с.92/, О.Д.Митрофановой /152, с*38-39/, Горецки /247,с.325/ и других авторов о том, что "все основные лексико-семантические процессы, хотя и в преобразованном виде, затрагивают и терминологическую лексику" /Даниленко,57, 0.27/.
Признание явления антонимии характерной лексикологической категорией, присущей языку науки, терминологии как средства выражения необходимых связей между научными понятиями, материализующего один из основных диалектических законов познания, имеет большое значение для методики преподавания языка специальности. Исследования методистов, психологов свидетельствуют о том, что "процесс познания и процесс освоения знаний во многих чертах тождественны" /Шапоринский,230,с.33/. Таким образом, введение терминологической лексики, организованной по принципу противоположности, будет отвечать сразу нескольким методическим (дидактическим) требованиям: во-первых, моделировать естественный процесс познания, оперируя понятиями, которые на языковом уровне выступают в качестве терминов (ср.: "В выражении этих (научных - И.Д.) понятий бывает трудно отделить выбранное (система обозначений) от онтологического (объективно существующего) . Во многих случаях элементы системы описания вообще трудно отделить от основных понятий" /Шапоринский,230,с.М/. Во-вторых, такая организация лексики будет отвечать стремлениям методистов "формировать на конкретном учебном материале отдельные мыслительные операции" /111а-поринский,230,с.61/. И, в-третьих, соответствовать требованиям психологов, отмечающих, что "одновременное (параллельное) усвоение логически связанных между собой понятий оказывается более эффективным, чем их разрозненное изучение" /Данилов,60,с.98/.Таким образом, предлагаемый прием организации терминологической лексики в учебных целях отвечает дидактическим принципам активности и сознательности обучения.
Итак, нам представляется, что отсутствие специальных исследований, посвященных терминологической антонимии, дискуссионный характер ряда положений в общей теории антонимов и методические предпосылки возможности использования результатов лингвистического исследования непосредственно в практике преподавания языка специальности в иностранной аудитории позволяют предполагать,что избранная нами тема диссертационной работы является актуальной,а ее выводы могут представлять дидактическую ценность.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 220 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz