Четверг, 19.09.2024, 05:47
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Синдром выгорания на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя. Ганеева, Эльвира Рафаэлевна бесплатно
22:49
Скачать Синдром выгорания на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя. Ганеева, Эльвира Рафаэлевна бесплатно
Синдром выгорания на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя

Диссертация

Автор: Ганеева, Эльвира Рафаэлевна

Название: Синдром выгорания на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя

Справка: Ганеева, Эльвира Рафаэлевна. Синдром выгорания на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Казань, 2005 153 c. : 61 06-19/246

Объем: 153 стр.

Информация: Казань, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ АКЦЕНТУАЦИЙ ЧЕРТ
ХАРАКТЕРА ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
11 Психологическое исследование профессиональной деятельности учителя
12 Акцентуированные черты личности и особенности их проявления в процессе профессиональной деятельности
ГЛАВА 2 СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
21 Феномен профессионального выгорания в психологии
22 Личностные факторы возникновения эмоциональной напряженности учителя
23 Проблема психической устойчивости учителя
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА УЧИТЕЛЯ И ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТЬЮ
31 Планирование и выбор методов экспериментального исследования
32 Опытно-экспериментальное исследование акцентуаций черт характера учителя
33 Оценка уровня эмоционального выгорания в зависимости от особенностей акцентуаций черт характера
34 Использование терапии творческим самовыражением в работе со школьными учителями

Введение:

Актуальность темы исследования. В условиях модернизации образования, активно развертывающейся в современной России, в условиях становления государственного (а в самое последнее время и межгосударственного) образовательного пространства и интенсивного поиска новых технологий в образовательной практике, вопрос о сохранении здоровья школьного учителя становится вопросом чрезвычайной важности.
С.Л.Рубинштейн писал: «Людям, избравшим профессию учителя или врача ради денег, власти или престижа, а не из любви к детям и сострадания к больным, не стоит удивляться, если их работа кажется им утомительной и мало оплачиваемой; их ждет одно разочарование». И далее. «В глубине души мы жаждем полезного, творческого труда, дающего пищу уму и дело для рук, - труда, отвечающего самым заветным нашим устремлениям. В ритме свободно выбранного и выполняемого с удовольствием труда заключен секрет понимания и цели жизни».
Деятельность настоящего профессионала включает в себя и компоненты научной компетентности, и проявление добродетелей. Учитель - профессионал, выполняющий долг добровольно и осознанно, в отличие от учителя — транслятора знаний, механически исполняющего обязанности, ориентирован на создание таких результатов труда, которые приносят блага другим.
Среди многих особенностей и трудностей учительской, преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений.
В результате своей профессиональной деятельности учитель может приобрести заболевание специфического вида, называемое синдромом эмоционального выгорания.
Термин «ЬигпоиЬ> (выгорание) введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Первоначально количество профессионалов, относимых к подверженным «эмоциональному выгоранию», было незначительно: сотрудники медицинских учреждений и различных общественных организаций. Р. Шваб расширяет группу профессионального риска: это, прежде всего, учителя. С. Маслач - одна из ведущих специалистов по исследованию «выгорания» детализирует проявления этого синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения, человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде; дегуманизация, деперсонализация.
К. Кондо кратко определяет «выгорание» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Выгоранию подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению как результат - беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна.
Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием - важная область изучения данного феномена.
Поведение учителя в процессе профессиональной деятельности зависит от тех индивидуальных особенностей, которые выделяют учителя как личность. Не все индивидуальные черты являются врожденными. Большая их часть определяется течением всей жизни личности. Профессия учителя накладывает существенный отпечаток на образ его жизни. Заложенная в человеке природная основа взаимодействует с избранной профессией. Сам выбор профессии человека зачастую соответствует его индивидуальным склонностям. В процессе профессиональной деятельности в структуре личности и характера педагога проявляются акцентуации. Предупреждение и преодоление возможных акцентуаций черт характера педагога является важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит успешность деятельности педагога, сказывающаяся на психологическом климате педколлектива и психическом здоровье детей.
К. Leonhard отмечает, что индивидуальные черты придают характеру человека неповторимость, не являясь патологическим отклонением от "среднего". Исследованием акцентуаций занимались П.Б. Ганнушкин, К. Leonhard, А.Е. Личко, Э. Фромм, Э. Шелдон, А. Шострем и др.
С возрастом акцентуации могут меняться - возрастать или сглаживаться. Наличие определенных акцентуаций зависит от профессиональной деятельности. На основании различных классификаций (П.Б. Ганнушкин, К. Leonhard, А.Е. Личко и др.) десять различных типов акцентуаций, характерных для педагога, выделил В.П. Симонов (1995).
Мы считаем, что существует положительная связь между степенью психического выгорания и наличием тех или иных акцентуаций черт характера педагога. В результате проведенных исследований было установлено, что зависимость эмоционального выгорания от акцентуаций личности заметно возрастает с увеличением педагогического стажа.
Вероятность развития симптомов профессионального выгорания среди учителей высока, это приводит к снижению способности профессионала к конструктивному решению профессиональных проблем, тенденции к отказу в ситуациях неудач, чувстве неудовлетворенности результатами своей деятельности. Признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и психического здоровья учителей.
Объект исследования - акцентуации черт характера педагога и синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования - проявление зависимости синдрома эмоционального выгорания от наличия акцентуаций черт характера школьного учителя.
Цель исследования - изучение влияния акцентуаций черт характера учителя на степень его эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования. В процессе профессиональной деятельности наиболее значимыми для учителя являются мотивационные и эмоциональные характеристики, которые зависят от особенностей личности и определяющим образом влияют на характер эмоционального напряжения и выгорание его личности.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
1. Проанализировать состояние разработанности проблем акцентуаций, профессиональной деформации и эмоционального выгорания в педагогической психологии и в психологии труда.
2.Выявить основные акцентуации, проявляющиеся в процессе освоения и многолетнего выполнения педагогической деятельности.
3. Экспериментально отследить появление акцентуаций в процессе выполнения педагогической деятельности и указать на зависимость от этих проявлений эмоционального выгорания педагога.
Методологической и теоретической основой исследования являются ведущие принципы психологии: системного подхода к изучению личности и субъекта профессионального становления, развития личности в деятельности; положение о личности как активном субъекте деятельности и отношений с миром (К. А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов); гуманистические принципы самореализации и самоактуализации личности в процессе профессионального становления (А. Маслоу, Дж Сьюпер, Дж Холанд).
Специальной теоретической основой исследования является концепция профессионального становления личности педагога, разработанная Р.В.Габдреевым, Э.Ф. Зеером, Т.В. Кудрявцевым, Е. А. Климовым, А.К. Марковой и теоретические положения П.Б. Ганнушкина, К, Leonhard, А.Е. Личко, Э. Фромма, Э. Шелдоиа, А. Шострема и др.
Методы исследования включают теоретический анализ медицинской и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, сравнительный анализ, а также опытно-экспериментальное исследование. В качестве вспомогательного метода применялся качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются, прежде всего, тем, что в ней предметом исследования является зависимость эмоционального выгорания педагога от проявлений акцентуаций черт его характера в процессе становления и выполнения профессиональной деятельности.
Анализ результатов диагностики показал на существенную степень зависимости всех двенадцати симптомов «выгорания» от различных видов акцентуаций. Было показано, что наличие отдельных акцентуаций сопряжено с высокой степенью эмоционального выгорания.
Практическая значимость исследования. Данные исследования могут быть использованы в профессионально-образовательном процессе педагогических вузов, а также институтов повышения квалификации педагогических кадров. Знание психологических особенностей возникновения акцентуаций будет полезно руководителям образовательных учреждений. Изменения личности педагога в период профессионального становления следует учитывать при аттестации педагогических работников.
Предложения по разработке психотехнологий преодоления акцентуаций и эмоционального выгорания могут быть использованы в процессе индивидуальных консультаций в работе практических психологов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.В процессе выполнения профессиональной деятельности у педагогов, проявляются акцентуации. Характер этих акцентуаций зависит от педагогической деятельности вообще и преподаваемых дисциплин в частности. Существует зависимость между акцентуациями характера и эмоциональным выгоранием личности педагога.
2.Структура акцентуаций черт характера начинающего педагога отличается от психологической структуры педагога-стажиста. В то же время не обнаружено прямой зависимости эмоционального выгорания от длительности педагогического стажа.
3. Под влиянием продолжительности педагогической деятельности (стажа) выделяются основные акцентуации, изменяющие структуру личности педагога как за счет изменения абсолютных показателей индивидуальных свойств одного уровня, так и за счет изменения связей между разноуровневыми свойствами.
4. Наиболее отчетливо зависимость эмоционального выгорания от акцентуаций характера проявляется с увеличением педагогического стажа.
5.Психотехнологии преодоления акцентуаций способствуют профессиональной рефлексии и самоактуализации педагога.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 218 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz