Четверг, 19.09.2024, 05:58
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 15 » Скачать Системный подход к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции. Доценко, Юрий Васильевич бесплатно
06:32
Скачать Системный подход к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции. Доценко, Юрий Васильевич бесплатно

Системный подход к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции

Диссертация

Автор: Доценко, Юрий Васильевич

Название: Системный подход к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции

Справка: Доценко, Юрий Васильевич. Системный подход к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.11 Москва, 2007 175 c. : 61 07-12/1436

Объем: 175 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

Глава 1 Теоретико-методологические основысистемного подхода к организационному обеспечениюдеятельности федеральных судов общей юрисдикции
11 Роль системного подхода к организационному обеспечениюдеятельности федеральных судов общей юрисдикции
12 Исторические предпосылки организационногообеспечения деятельности судов в России
Глава 2 Механизмы системного подхода к организационномуобеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции
21 Правовое обеспечение системного подхода к организациидеятельности федеральных судов общей юрисдикции
22Технологии программно-целевого проектированияв организационном механизме системного подхода к обеспечениюдеятельности федеральных судов общей юрисдикции

Введение:

Актуальность темы исследования. Задача построения в Россииправового государства требует коренпых изменений в сфере осуществленияправосудия - превращения его в действительно независимую исамостоятельную ветвь государственной власти^Президент РФ В.В. Путин подчеркивает, что становление современнойдемократической судебной системы является одной из главныхсоставляющих развития страны как демократического государства .^ Отуровня и качества работы судов сегодня напрямую зависят и социальнополитическая обстановка внутри страны и, без всякого преувеличения,отношение к России в мире .^Пачавшиеся в стране экономические и политические реформы привелик изменению акцентов в деятельности суда - на первое место стали выходитьвопросы правовой защиты и гарантий прав и свобод человека. Это, в своюочередь, должно было привести к расширению судебной юрисдикции иизменению устоявшихся правил судопроизводства по гражданским иуголовным делам, усилению в них демократических основ, расширениюсостязательности. В России началось становление самостоятельной инезависимой судебной власти, способной в контексте системы сдержек ипротивовесов оказывать влияние на действия законодательной и' О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на2002-2006 годы / в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля2004 г. №49. // СЗ РФ 03.12.2001 №49. Ст. 4623. Раздел 1 (первоначальныйтекст документа).^ Путин В.В. Судебная система будет постоянно находиться в поле зренияруководства страны: Вступительное слово Президента России В.В. Путина наVI Всероссийском съезде судей // Судья. 2005. № 1. 5.^ Путин В.В. От позиции Верховного Суда России зависит качество исодержание судебной реформы: Из выступления Президента РоссийскойФедерации В.В. Путина на торжественном заседании, посвященном 80-летиюВерховного Суда Российской Федерации, 24 января 2003 г. // Российскаяюстиция. 2003. № 3. 1.исполнительной властей, уравновешивать их, выступать в спорных случаях вкачестве арбитра\Вместе с тем проблема обеспечения эффективной деятельностисудебной власти как государственно-правового института, призванногоудовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном,справедливом, быстром разрешении споров, возникающих в процессереализации прав и обязанностей субъектов правоотношений, до конца нерешена.Сегодня в организации деятельности судей имеет место ряднедостатков, негативно ВЛИЯЮЕЦИХ на процесс отправления правосудия.Нередко им приходится выполнять функции, которые без ущерба длякачества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенность непозволяют создать необходимые условия для внедрения новейшихинформационных технологий. Не соответствуют современным требованиямзалы судебных заседаний, кабинеты судей и работников аппарата, чтосоставляет угрозу безопасности лиц, причастных к осуществлениюправосудия. Это существенно ограничивает доступность правосудия.В соответствии с законодательством Российской Федерацииматериальное обеспечение судей, в том числе предоставление им достойногожилья за счет средств федерального бюджета, является одной из гарантий ихнезависимости. Между тем большое количество судей, а также работниковаппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или нуждаются вулучшении жилищных условий.Необходимость комплексного решения проблем, связанных среформированием и развитием судебной системы, а также системыисполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловленаобъективными причинами, в том числе: большим значением эффективной' Боровский М.В. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации /«Черные дыры в российском законодательстве». 2001. №1. 20-21.http://www.cFin.ru/press/black/2001 - 1/index.shtml5работы органов правосудия для построения демо1фатического правовогогосударства; тесной взаимосвязью процессов социально-экономическогоразвития общества и сферы правосудия; сложностью организационнойструктуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию ифункционированию; многообразием проблем, для решения которыхнеобходимо выполнение значительных по объему и требующих длительныхсроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий ^В связи с этим особо актуализируется проблема организационногообеспечения судов общей юрисдикции. Она имеет свою специфику,обусловленную не столько многочисленностью названных судов (ихколичество исчисляется тысячами), сколько тем, что они, составляя основноезвено российской судебной системы, занимаются рассмотрением игражданских, и уголовных, и административных дел. Поэтомуорганизационное обеспечение деятельности такой многофункциональнойсистемы - сложная задача^.Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев неоднократноподчеркивал злободневность проблемы: «Для эффективного осуществленияправосудия необходимы соответствующие условия, обеспечение которыхвозложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ. ПричемСудебный департамент - самостоятельная специальная структура в судебнойсистеме. Основные направления его деятельности состоят в обеспечениифинансирования судов, их кадровом и материально-техническомобеспечении. Говоря проще, это обязанность по созданию условий длянормальной работы каждого суда общей юрисдикции»^. «Комплексныйподход к вопросам укрепления судебной власти, обеспечения верховенствазакона и совершенствования правосудия отвечает интересам щироких слоев' Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на2007 - 2011 годы. Утверждена постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 21 сентября 2006 г. № 583. Раздел 1.^ Боровский М.В. Указ. соч. 2001. №1. 20-21.^ Лебедев В.М. Судебная реформа: итоги и перспективы // Российскаяюстиция. 2000. №11. 1.6населения, развитию государства и обшества и является существеннымфактором устойчивого развития на современном этапе»'. «Главноеназначение создаваемого федерального государственного органа (Судебногодепартамента при Верховном Суде РФ - прим. автора) в том, чтобы онвзял на себя все заботы судов общей юрисдикции по организационномуобеспечению их деятельности, избавил судейский корпус страны от решениязадач, отвлекающих от его высокого предназначения, вывел суд наподобающее ему место в государстве и обществе» .Реализация федеральной целевой программы «Развитие судебнойсистемы России» на 2002 - 2006 годы положила начало позитивнымизменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативныеправовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающиезащиту прав личности и доступность правосудия, увеличена численностьсудейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судовобщей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция,значительно повышена оплата труда судей. Решается проблема обеспечениясудей служебными помещениями, а также улучшения материальнотехнического обеспечения судов и повышения уровня их информатизации.Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России»на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) призвана решить новые задачи,обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам вобласти судопроизводства, а также развитием информационных технологий.Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению исущественных материальных затрат.Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечениядоступности, открытости и прозрачности правосудия, повьппения доверияобщества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения* Лебедев В.М. Совершенствование правосудия - существенный факторустойчивого развития России // Российская юстиция. 2003. № 3. 4.Пастольная книга администратора суда общей юрисдикции / Под ред.В.М. Лебедева. -М.: Юристь, 2004. 57независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а такжесоздания условий для осуществления правосудия.Вместе с тем налицо отставание теоретической мысли от позитивногоопыта практики системного решения проблем, связанных сорганизационным обеспечением деятельности федеральных судов общейюрисдикции. В сложившейся ситуации научная разработка вопросовсистемного подхода к организационному обеспечению деятельностифедеральных судов общей юрисдикции, рассмотрение механизмов данногопроцесса представляются весьма своевременными. Проблемы системногоподхода к организационному обеспечению федеральных судов общейюрисдикции никогда еще не были предметом специального исследования.Степень разработанности проблемы. Методология системногоподхода явилась предметом исследования многих ученых:В.Г.Афанасьева, А.А. Богданова, Н. Винера, В.И. Кнорринга,Ю.В. Колесникова, В.Н. Садовского и др.Особую ценность в контексте нашего исследования приобретаютработы юристов, освещающие проблемы реформирования судебной системыв СССР и России: В.П. Божьева, А.Д. Бойкова, М.В. Боровского,А.А. Власова, Б.А. Галкина, К.Ф. Гуценко, А.П. Ипакяна, М.А. Ковалева,В.А. Лазаревой, В.М. Лебедева, В.Д. Малкова, И.Б. Михайловской,С.А. Пашина, И.Л. Петрухина, В.И. Радченко, Ф.М. Решетникова,В.А. Ржевского, В.П. Рябцева, В.М. Савицкого, Ю.И. Сидоренко и др.Пеоценимый вклад в разработку проблемы внесли руководителиСудебного департамента при Верховном Суде РФ А.В. Гусев,Е.В. Васюков, П.Ф. Кильмашкин, Ю.М. Органов, Г.Н. Осадчий и др.При разработке механизмов системного подхода к организационномуобеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикцииосновополагающими стали работы P.P. Алиуллова, С. Алексеева,Г.В. Атаманчука, Е.М. Бабосова, В.Б. Коробова, В.П. Кудрявцева,Е.Г. Лукьяновой, Ж.Т. Тощенко, В.П. Хропанюка, К.В. Шундикова и др.8Таким образом, определенные предпосылки системного подхода корганизационному обеспечению деятельности федеральных судов общейюрисдикции в теории имеются. Однако в прямой постановке даннаяпроблема не рассматривалась.Объею" исследования составляет организационное обеспечениедеятельности федеральных судов общей юрисдикции.Предметом исследоваиия является системный подход корганизационному обеспечению деятельности федеральных судов общейюрисдикции.Гипотеза работы. Рассмотрение правовых и организационныхмеханизмов системного подхода к организационному обеспечениюдеятельности федеральных судов общей юрисдикции вкупе с анализомимеющегося позитивного практического опыта в данном направлениипозволит повысить эффективность отправления правосудия.Цель исследоваиия состоит в теоретической разработке проблемысистемного подхода к организационному обеспечению деятельностифедеральных судов общей юрисдикции как фактора повышенияэффективности отправления правосудия.Для достижения обозначенной цели нами реализованы следующиезадачи:- изучены теоретико-методологические основы системного подхода корганизационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции;- актуализированы исторические предпосылки организационногообеспечения деятельности судов в России;- рассмотрены вопросы правового обеспечения системного подхода корганизации деятельности федеральных судов общей юрисдикции;- обоснована эффективность технологий программно-целевогопроектирования в организационном механизме системного подхода кобеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции;9- проанализированы федеральные целевые программы «Развитиесудебной системы России» на 2002-2006, 2007-2011 гг. с позицийпреемственности как фактора системного подхода к организационномуобеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции.Методологическая база и методы исследования. В процессеисследования для научной интерпретации научных источников,юридического и эмпирического материала, выводов и предложений вдиссертации реализованы системный, исторический и деятельностныйподходы, актуализирован правовой и социологический инструментарий.В ходе рассмотрения вопросов системного подхода корганизационному обеспечению деятельности федеральных судов общейюрисдикции автор широко использовал теоретические положения истории итеории государства и права России, конституционного, административного идругих отраслей права, социальной философии, социологии управления,теории систем и др.Нормативную и эмицрическую базу исследования составилиКонституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы,федеральные законы. Российской Федерации, регламентирующиеорганизационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, атакже нормативные и эмпирические материалы современной судебнойреформы.Научная новизиа диссертации выражается в том, что в ней впервыеисследованы правовые и организационные механизмы системного подхода корганизационному обеспечению деятельности федеральных судов общейюрисдикции, что нашло выражение в следующем:обосновании необходимости системного подхода корганизационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции,позволяющего дифференцировать цели, задачи, функции, структуру,механизмы исследуемого социального и правового явления, направленногона повышение эффективности отправления правосудия;10отслеживании эволюции организационного обеспечениядеятельности судов общей юрисдикции в России;- конкретизации сущности и содержания механизма системногоподхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судовобщей юрисдикции;- определении места и роли технологии программно-целевогопроектирования в системном подходе к организационному обеспечениюдеятельности федеральных судов общей юрисдикции;- анализе федеральных целевых программ «Развитие судебнойсистемы России» на 2002-2006, 2007-2011 гг. с позиций преемственности какфактора системного подхода к организационному обеспечению деятельностифедеральных судов общей юрисдикции, направленного на повышениеэффективности отправления правосудия.Положения, выносимые иа защиту:I. Процесс организационного обеспечения деятельности судов общейюрисдикции, являющийся компетенцией Судебного департамента,представляет собой систему институциональной природы, гдеправоотношения четко регламентируются существующими законами инормативными актами.Сущность системного подхода к организационному обеспечениюдеятельности федеральных судов общей юрисдикции проявляется каккомплекс правовых, социально-экономических, организационнохозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективноерешение комплексных проблем в области отправления правосудия.П. Вся система внутренних и внешних взаимоотношений ивзаимосвязей судебной власти регулируется правом. В связи с этим важнымусловием системного подхода к организационному обеспечениюдеятельности федеральных судов общей юрисдикции является правовоеобеспечение этого процесса.иПравовое обеспечение деятельности федеральных судов общейюрисдикции понимается как комплекс специальных мер, средств и способов,обладающих юридическим содержанием и нацеленных на упорядочениеструктуры и функций соответствующих обеспечивающих подразделений.Его целью является соверщенствование внутренних и внещнихорганизационных связей и отношений, оптимизация внутриорганизационнойструктуры и функций, внедрение передовых методов работы, направленныхна повышение эффективности отправления правосудия.В содержательном отношении правовое обеспечение деятельностифедеральных судов общей юрисдикции включает:- правотворчество (формирование необходимых юридических норм,способствующих эффективному рещению организационных проблем в сфереотправления правосудия);- правовое регулирование - использование комплекса специальных мер,средств и способов, обладающих юридическим содержанием (норм права,актов реализации юридических прав и обязанностей, индивидуальныхпредписаний, правоотношений, регламентирующих организационноеобеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции).Правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикцииреализуется посредством правового механизма - комплексного системноорганизованного юридического средства, объективированного нанормативном уровне, стабильного по составу, необходимого и достаточногодля достижения поставленной цели, определяющего специфику структуры исодержания организационного обеспечения деятельности федеральных судовобщей юрисдикции и органа, его реализующего - Судебного департаментапри Верховном суде РФ. Эффективность перечисленных юридических феноменов определяетсярезультативностью деятельности по отправлению правосудия, зависящей отхарактера применения и использования правовых средств, реализациисубъектами деятельности своих прав и обязанностей. В этой связи12актуализируется роль профессионального правосознания судей исотрудников Судебного департамента как следствие приобретенногоюридического образования, правового опыта, правового мышления и т.д.Основополагающую роль при этом играет принцип верховенства закона.III. В механизме системного подхода к организационному обеспечениюдеятельности федеральных судов общей юрисдикции кроме комплексаправовых условий актуализируется роль организационных факторов(социально-экономических, организационно-хозяйственных и другихмероприятий), определяющих оптимальное построение и функционированиеподразделений Судебного департамента и федеральных судов общейюрисдикции в целях решения системных проблем, направленных наповышение эффективности отправления правосудия.Организационный механизм обеспечения деятельности федеральныхсудов обшей юрисдикции представляет собой определенныйорганизационный порядок, основанный на системе относительно стабильныхцелей, связей и норм, регулирующих внутренние и внешние, прямые иобратные организационные взаимодействия и отношения Судебногодепартамента и федеральных судов общей юрисдикции с представителямивсех ветвей государственной власти и гражданского общества.Содержание организационного механизма раскрывается в ходеосуществления мероприятий по созданию условий, необходимых длякадрового, организационного и ресурсного обеспечения отправленияправосудия.IV. Правовой и организационный механизм системного подхода корганизационному обеспечению деятельности федеральных судов общейюрисдикции результативно реализуется в процессе разработки и внедрениятехнологий программно-целевого проектирования, самыми эффективнымисреди которых, как показала практика современного реформирования,являются федеральные целевые программы развития судебной системыРоссии на определенный период времени. Названные технологии включают:131) диагаостику актуальных проблем судов общей юрисдикции, в томчисле в аспекте организациопного обеспечения деятельности, и обоснованиенеобходимости их решения программными методами;2) постановку целей и задач на краткосрочную, среднесрочную идолгосрочную перспективу, направленных на повышение эффективностиотправления правосудия судами обшей юрисдикции;3) определение системы программных мероприятий, позволяющихреализовать поставленные цели и задачи;4) конкретизацию ресурсного обеспечения программы;5) актуализацию механизма реализации программы: конкретизациюэтапов и контроля хода их выполнения;6) выявление критериев оценки эффективности программы;7) анализ основных результатов практического внедрения федеральнойцелевой программы;8) формулирование выводов и предложений, направленных надальнейшее совершенствование организационного обеспечения деятельностифедеральных судов общей юрисдикции.Системный подход, основанный на системном анализе исследуемыхсоциальных и юридических явлений и процессов, предполагает цикличноеповторение названных этапов при возникновении новых актуальныхпроблем, решаемых инструментарием программно-целевых технологий.Преемственность в разработке и реализации федеральных целевых программ«Развитие судебной системы России» является условием эффективностисистемного подхода к организационному обеспечению деятельностифедеральных судов общей юрисдикции, направленного на повышениеэффективности отправления правосудия.Теоретическая и практическая значимость диссертацииопределяется тем, что в работе рассматривается ранее не исследованнаяобласть теории - системный подход к организационному обеспечению судовобщей юрисдикции, являющийся условием повышения эффективности14отправления правосудия. Настоящее диссертационное исследованиевосполняет данный пробел в науке.Теоретическое и практическое значение рассматриваемой проблемыусиливается в контексте реализации третьего этапа судебной реформы федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на2007-2011 годы, предполагающей комплексное решение проблем обеспечениядоступности, опфытости и прозрачности правосудия; повьппение доверияобщества к правосудию; эффективность рассмотрения дел; обеспечениенезависимости судей; повьппение уровня исполнения судебных актов, - то естьсоздание условий для эффективного осуществления правосудия.Основные положения исследования могут быть использованы:- в научно-исследовательской работе при дальнейщей разработкепроблемы системного подхода к организационному обеспечениюдеятельности федеральных судов общей юрисдикции и судебной системы вцелом как условия повыщения эффективности отправления правосудия;- в методической работе, направленной на пропаганду методологиисистемного подхода в контексте реализации продолжающейся судебнойреформы.Исследуемая проблема имеет важное практическое значение не толькодля обеспечения успещной деятельности по отправлению правосудия,повышения авторитета судебной власти, но и для содействия рациональномуфункционированию всей системы государственной службы, а в конечномитоге - решения задач, связанных с укреплением российскойгосударственности. В связи с этим некоторые результаты диссертации можнотрансформировать на другие звенья организационного обеспечениядеятельности судебной системы и системы правоохранительных органов вцелом.Таким образом, разработка системного подхода к организационномуобеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции является15не самоцелью, а средством повышения эффективности отправленияправосудия.Обоснованность и достоверность нолученных результатовподтверждается применением методологий системного, деятельностного,исторического подхода; использованием социологического и юридическогоинструментария в разработке вопросов системного подхода корганизационному обеспечению деятельности федеральных судов общейюрисдикции; обеспечивается использованием большого количестваэмпирического материала, иллюстрирующего характер реализациисовременной судебной реформы.Анробацня н внедрение результатов нсследования. Теоретическиеположения и практические рекомендации, изложенные в диссертационномисследовании, докладывались на научно-практических конференциях:Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественнымиобъединениями по охране правопорядка и обеспечению общественнойбезопасности (январь 2006 г., г. Москва); Корпоративность,инновационность, социальная эффективность: IV Афанасьевские чтения(февраль 2006 г., г. Руза Московской обл.); Современный экстремизм вРоссийской Федерации: особенности проявления и средствапротиводействия (июнь 2006 г., г. Москва).Рекомендации и предложения, содержащиеся в материалах диссертации,используются в учебном процессе кафедрой теории и социологии управленияорганами внутренних дел Академии управления МВД России, в процессепрофессиональной подготовки судей федеральных судов общей юрисдикциии государственных гражданских служащих системы Судебногодепартамента, внедрены в практическую деятельность УправленияСудебного департамента в Кабардино-Балкарской Республике.Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и социологииуправления Академии управления МВД России.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 241 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz