Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Социалистический реализм как культурный феномен. Некрасова, Елена Сергеевна бесплатно
22:43
Скачать Социалистический реализм как культурный феномен. Некрасова, Елена Сергеевна бесплатно
Социалистический реализм как культурный феномен

Диссертация

Автор: Некрасова, Елена Сергеевна

Название: Социалистический реализм как культурный феномен

Справка: Некрасова, Елена Сергеевна. Социалистический реализм как культурный феномен : диссертация кандидата философских наук : 24.00.01 Санкт-Петербург, 2006 210 c. : 61 06-9/536

Объем: 210 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Истоки социалистического реализма
11 Социально-философские и художественные истоки 9 социалистического реализма
12 Положения формирующейся марксистской эстетики в контексте социалистического реализма
13 Принципы социокультурного единства в функциональном подходе
Глава 2 Становление социалистического реализма как культурного феномена
21 Оформление принципов социалистического реализма в культурной политике советского государства
22 Создание творческих союзов
23 «Золотой век» социалистического реализма 90 V'
Глава 3 Альтернативные культурные проекты
31 Советский андеграунд
32 Московский концептуализм
33 Соц-арт как синтез социалистического реализма и поп-арта
Глава 4 Концептуальное осмысление социалистического реализма 41 Советский искусствоведческий дискурс f) 42 Мифологические конструкции в советской культуре и искусстве
43 Социалистический реализм в современном западном дискурсе

Введение:

После распада государства, ставшего пространством для осуществления принципов социалистического реализма, возникло необходимое для исследования его сущности условие - временная и историческая дистанция. Более того, это время, прошедшее после исчезновения советского государство показало, что только всестороннее исследование сущности соцреализма, внутрикультурных причин его возникновения и условий существования позволит адекватно оценить процессы, происходящие в отечественной культуре XX века в целом.
Социалистический реализм - одно из масштабнейших явлений культуры XX ^ека. После передвижничества и русского авангарда он - следующее, самор крупное и значительное звено русской художественной культуры. Но исторически сложилось так, что это образование было спровоцировано идеологией тоталитарного государства. Соцреализм в качестве единого творческого метода возник как часть идеологии советского государства и развивался в контексте его истории. В связи с этим, для широкого круга потребителей культуры различные проявления социалистического реализма с]гали лицом советской эпохи и, соответственно отразили в себе многие его негативные черты. Однако диктат власти - только одна из причин появления этого масштабного культурного феномена. Даже при самом общем исследовании различных его форм становится очевидным, что основной творческий метод советской культуры сформировался не только под давлением власти, но вобрал в себя и реализовал важнейшие установки отечественной культуры, наиболее четко проявившиеся во второй полорине XIX - середине XX века, став их своеобразным венцом.
Актуальность темы соцреализма подтверждается тем, что, несмотря на небольшой в историческом смысле промежуток, отделяющий нас от «эпохи социалистического реализма», исследовательская работа по этому вопросу на сегодняшний день проведена значительная.
Уже во времена существования этого феномена многими западными исследователями велось непредвзятое и лишенное цензурного надсмотра изучение соцреализма. Прежде всего, здесь нужно упомянуть таких авторов как Р. Гароди, Б. Гройс, И. Голомшток, М. Геллер, X. Гюнтер, X. Зееман, К. Кларк, И. У. Петере, Н. Тумаркин. На рубеже 80-90-х, сразу после распада советского государства был выпущен ряд сборников, посвященных изучению феномена соцреализма. Прежде всего, это «Избавление от миражей. Соцреализм сегодня», куда вошлц работы Е. Сергеева, М. Гагнуса, В. Т]опы, Г. Белой и некоторых других. К более поздним исследованиям можно отнести сборники «Соцреалистический канон» и «Советское богатство». Среди большого объема существующей литературы, посвященной этой теме, кроме вышеперечисленных исследователей в первую очередь необходимо выделить работы К. Аймермахера, М. Балиной, А. Бодена, К. Беккера, К. Гринберга, Л. Геллера, Е. Добренко, Е. Дёготь, Т. Дахусена. А. Морозова, В. Паперного, работы Г. Поспелова, Ф. Серса, В. и М. Тупицыных и некоторых других.
Целое явление представляют собой исследования соцреализма в контексте мифологической традиции, которое представлены Р. Бартом, А. К. Байбуриным, С. П. Батраковой, К. Г. Исуповым, Ж. Ф. Коноваловой, В. Тупицыным, Е. А. Торчиновым.
Большое влияние на развитие данной темы оказали работы таких философов как Т. Адорно, П. Бурдье, Ж. Батай, Р. Барт, Ж. Делез, М. Элиаде, Ж. Лакан, Г. Маркузе, Л. Мамфорд, Р. Эскарпи. Кроме того, изучению данной проблематики, являющейся междисциплинарной, оказали влияние исследования таких авторов как А. А. Грякалов, В. М. Дианова, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, В. В. Прозерский, Ю. В. Перов, Е. Г. Соколов, Г. В. Титова, Д. В. Сарабьянов, А. С. Шатских, Е. Н. Устюгова, Э. П. Юровская.
Цель данной работы - исследование социалистического реализма как закономерного и полноправного феномена отечественной и западной культуры. Цель исследования определяет следующие задачи:
• рассмотреть философские, художественные и политические корни феномена социалистического реализма;
• определить культурно-исторические условия и непосредственные причины его возникновения;
• выявить наиболее характерные черты социалистического реализма;
• определить его непосредственную взаимосвязь с политическими и социальными отечественными реалиями начала и второй половины XX века;
• рассмотреть этапы его существования и возникшие в отечественной и западной культуре рефлексии относительно его появления;
• изучить исследовательскую традицию соцреализма как часть истории самого метода социалистического реализма;
• исследовать трансформации соцреализма, произошедшие во второй половине XX века.
Данное культурологическое исследование находится в междисциплинарном пространстве философии, истории культуры, искусствоведения, а так же этики, социологии искусства, теории культуры. В сцязи с этим в процессе исследования феномена социалистического реализма были применены:
• контекстуальный метод, позволяющий рассмотреть искусство соцреализма в широком культурном контексте;
• метод исторического анализа;
• системный метод, давший возможность рассмотреть разновременные явления культуры как проявления стойкой культурной тенденции.
Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении феномена социалистического реализма как целостного и закономерного этапа развития отечественной культуры. Отсюда его отличительной чертой стало стремление выявить характерные черты отечественной культуры, проявившиеся в соцреалистическом методе. Наряду с этим была предрринята попытка обобщения уже существующих методов изучения i соцреализма. В этой связи в работе анализируется ряд исследовательских концепций, и выявляются объединяющие их тенденции. Вместе с тем важной особенностью данной работы на фоне критической постсоветской традиции является переосмысление взглядов таких теоретиков культуры как, Н. Чернышевский, В. Фриче, А. Гастев, В. Богданов, А. Луначарский, А. Лифшиц и Г. Лукач в контексте их влияния на зарождение и развитее метода соцреализма.
Социалистический реализм - многогранный культурный проект: на него оказали большое влияние различные философско-социальные западные и отечественные теории. Поэтому, при его осмыслении необходимо учесть влияние элементов гегелевской, марксистской и ницшеанской философии, представления о культуре Н. Чернышевского, народников, Г. Плеханова. А. Богданова, Н. Гастева, И. Иоффе, Ф. Шмита, В. Ленина, А. Луначарского. Отсюда вытекает следующая задача - определить культурно-исторические условия и непосредственные причины возникновения соцреализма. В этой связи будут рассмотрены результаты взаимодействия концепций ряда мыслителей с художественной и музейной практикой, которая оказала влияние на формирование соцреализма. В частности речь пойдет о таких явлениях отечественной культуры как передвижничество и Пролеткульт. Так же будет дан анализ теоретических взглядов и художественной практики русских авангардистов, ставших предпосылкой появления соцреализма. Будет рассмотрено влияние на соцреализм таких черт авангарда как стремление объединить искусство и власть в единое пространство. Еще одной задачей является изучение реалий послереволюционной художественной жизни. Будет исследован срез культурных предпочтений тогдашней художественной интеллигенции, анализ наиболее актуальных и спорных для нее тем. В этом контексте будет рассмотрен феномен творческих союзов, возникших в СССР в начале 30-х, и взгляд официальной власти на культуру. На основе анализа этих факторов будут выделены такие основные черты социалистического реализма как переживание полноты бытия, оптимизм и красота, возникшие под влиянием некоторых свойств отечественной культуры. Среди этих свойств можно выделить реалистичность отечественной изобразительной традиции, воплотившейся в формальных предпочтениях соцреализма и такой тенденции как повествовательность, когда в центре живописного произведения лежит некая история (рассказ). Проследить эту тенденцию можно будет, прежде всего, на примере такого явления как передвижничество. Кроме того, необходимо рассмотреть, как в соцреализме реализуется такое свойство отечественной общественно-философской мысли, как утилитаристское понимание роли культуры. Отдельной темой будет рассмотрение последствий властного влияния на соцреализм.
Немаловажной задачей оказалось осмысление этапов существования соцреализма. Эта задача порождает изучение возникших относительно ^ соцреализма в отечественной культуре рефлексий: отечественное андеграундное движение и такое его направление как московский концептуализм.
Среди других задач можно выделить задачу изучения исследовательской традиции соцреализма. Его исследование на данный момент уже образовало собственную традицию, со своими этапами и направлениями и представляет целое культурное пространство или даже "Ь сообщество. И поэтому сегодня, можно уже подвести некоторые итоги этих исследований. Для этого в работе планируется осуществить анализ опыта концептуального осмысления феномена соцреализма в отечественном и зарубежном дискурсах и выявление в нем магистральных тенденций.
Отметим, что данное исследование феномена соцреализма проводится преимущественно на примере изобразительного творчества — произведений передвижников, авангардистов и художников социалистического реализма.
Особенность изобразительного искусства - своеобразная «законченность», завершенность образа, в результате чего он предстает перед зрителем в целокупном виде, тогда как литература -это развитие характеров.1 Кроме того, именно в изобразительной форме соцреализм как властный проект, максимально демонстрирует такие свои важные черты как идеологичность и пррпагандизм. Большое значение здесь имеет и то, что значительное влияние на формирование соцреализма оказал русско-советский авангард, принципы которого выразились наиболее явно в изобразительном искусстве. Заметим, М. Элиаде в работе «Аспекты мифа» писал о том, что именно художники представляют собой истинную творческую силу цивилизации.2
1 См.: Батракова С. П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. М., 2002.
2 См.: Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2005.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 300 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz