Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Социально-экономическая роль системы профессионального образования в воспроизводстве человеческого капитала. Черепкова, Карина бесплатно
03:46
Скачать Социально-экономическая роль системы профессионального образования в воспроизводстве человеческого капитала. Черепкова, Карина бесплатно

Социально-экономическая роль системы профессионального образования в воспроизводстве человеческого капитала

Диссертация

Автор: Черепкова, Карина Викторовна

Название: Социально-экономическая роль системы профессионального образования в воспроизводстве человеческого капитала

Справка: Черепкова, Карина Викторовна. Социально-экономическая роль системы профессионального образования в воспроизводстве человеческого капитала : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Орел, 2005 197 c. : 61 05-8/2243

Объем: 197 стр.

Информация: Орел, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
I СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
11 Методологические принципы исследования и циклы воспроизводства индивидуального человеческого капитала
12 Сфера образовательных услуг и повышение её роли в формировании человеческого капитала
13 Особенности рынка образовательных услуг и стимулирование спроса на человеческий капитал
II ПОВЫШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
21 Переход на инновационный путь развития и оценка качества образовательных услуг
22 Изменчивость структуры занятости и оценка равновесия на рынке человеческого капитала в регионах
23 Подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал
III РЕФОРМА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
31 Прогнозирование потребности и учет факторов спроса на человеческий капитал
32 Рыночная адаптация и совершенствование структуры профессиональной подготовки специалистов в регионах
33 Институциональные инновации в регулировании рынка образовательных услуг в регионах

Введение:

Актуальность темы исследования определяется социально-экономической значимостью объекта исследования - сферы образовательных услуг в процессе воспроизводства человеческого капитала, а также необходимостью теоретического переосмысления процессов, происходящих в системе профессионального образования в трансформационной экономике России.
Повышение роли образования в формировании человеческого капитала объясняется тем, что научно-технический прогресс, являясь ключевым фактором современного экономического развития, предполагает в качестве одного из важнейших условий кардинальное совершенствование рабочей силы, изменение ее характеристик на рынке труда и в первую очередь ее образовательно-квалификационного уровня. В современных условиях по мере ускорения НТП связь между уровнем образования, квалификацией совокупного работника и уровнем экономического развития становится все более тесной.
В теории человеческого капитала обоснован вывод о том, что образование оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на экономическое развитие, повышение уровня образованности и культуры населения вносит существенный вклад в экономический рост.
Однако, для России характерна ситуация несоответствия между воспроизводством профессионально-квалификационного потенциала общества и эффективностью его использования, требующая модернизации и повышения эффективности процессов воспроизводства совокупного человеческого капитала. Среди важных проявлений кризисной ситуации следует выделить диспропорции в воспроизводстве человеческого капитала, обусловленные гибкостью и изменчивостью занятости на рынке труда, и, соответственно, изменением спроса на человеческий капитал.
Именно поэтому изучение, обобщение и уточнение теоретических подходов к процессу воспроизводства человеческого капитала, а также устранение диспропорций в его воспроизводстве в условиях современной экономики является достаточно актуальным и должно выдвигаться в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.
Степень разработанности проблемы. Важная роль образования населения в процессе общественного воспроизводства отмечалась в трудах классиков политической экономии: А.Смита, Д. Рикардо, У. Петти, К. Маркса. Существенные моменты роли образования показаны в работах А. Маршалла, Н. Фишера, Й. Шумпетера, Дж. С. Милля и др.
Целостный вид теория человеческого капитала и исследование роли образования в его воспроизводстве получила в исследованиях Т.Шульца, Э. Денисона, Г. Беккера, О. Махлупа, отечественных ученых - М.М. Критского, С.А. Дятлова, С.Г. Струмилина, В.Т. Смирнова, O.A. Савиной, Е.Д. Цыреновой, Е. М. Самородовой и др.
Социально-экономические проблемы образования как отрасли, воспроизводящей человеческий капитал, активно исследуются С.К. Булдаковым, И.М. Ильинским, В.Н. Марцинкевичем, H.A. Павловой, В.Г. Садковым, В.В. Чекмаревым и др.
Однако, недостаточно исследованы вопросы теории и практики воспроизводства человеческого капитала в системе профессионального образования, призванной обеспечить непрерывный рост интеллектуального потенциала общества. Актуальность и недостаточность разработанности данной проблемы определили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование активной роли профессионального образования в воспроизводстве человеческого капитала на основе использования институциональных инноваций и повышения качества деятельности образовательных учреждений.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи: выделить основные принципы исследования новой роли профессионального образования на базе теории человеческого капитала; уточнить социально-экономическую характеристику сферы образовательных услуг во взаимосвязи с рынком человеческого капитала;
• оценить изменения качественной структуры человеческого капитала специалистов с переходом экономики на инновационный путь развития; определить основные факторы и направления модернизации профессионального образования на мезоуровне; предложить необходимые институциональные инновации по регулированию рынка человеческого капитала;
• обосновать подходы к оценке внешней и внутренней эффективности деятельности образовательных учреждений профессионального образования.
Область исследования - воспроизводство индивидуального капитала; теория экономики, основанной на знаниях (п. 1.1 Паспорта специальности 08.00.01 - Экономическая теория)
Объект исследования - опыт и результаты экономической деятельности в рамках сферы услуг профессионального образования России.
Предмет исследования - выявление устойчивых, повторяющихся связей, закономерностей функционирования и развития социально-экономических отношений в процессах воспроизводства человеческого капитала в сфере профессионального образования.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по теории человеческого капитала и его воспроизводства, работы западных и отечественных исследователей сферы образовательных услуг и анализа её роли в воспроизводстве человеческого капитала. В работе использовались методы научной абстракции, анализа и синтеза, исторического и логического анализа, статистические выборки и социологические опросы.
Информационную базу исследования составили статистические материалы, опубликованные в статистических сборниках Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в информационных бюллетенях Министерства образования, официальных документах исполнительных органов власти России и местного самоуправления Орловской области, в периодической печати, данных ЮНЕСКО, в монографиях и другой научной литературе по теме исследования, а также материалы социологических опросов, проведенных и обобщенных автором.
Нормативную базу исследования составили законы и нормативные акты, включая Конституцию РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закон РФ «О занятости населения в РФ» и другие.
Новизна диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании активной роли системы профессионального образования в процессах воспроизводства человеческого капитала на основе использования институциональных инноваций и повышения качества образовательных услуг, что подтверждается следующими результатами, выносимыми на защиту:
1. Выявлены специфические характеристики сферы нематериального производства и качества образовательных услуг, такие как: характер их общей и предельной полезности, особенности процесса реализации, отсрочка появления результатов, невозможность перепродажи, стадийность производства и др. Кроме того, уточнена их классификация по критерию активной роли в воспроизводстве человеческого капитала, (п. 1.1 - воспроизводство капитала)
2. Раскрыты взаимосвязь и взаимодействие рынка образовательных услуг с рынком труда, определены характер и факторы спроса на человеческий капитал под воздействием структурных преобразований в экономике при переходе на инновационный путь развития (п. 1.1 - теория «экономики, основанной на знаниях»)
3. Дана оценка прогрессивных изменений в качественной структуре человеческого капитала по отраслям и видам человеческой деятельности, выявлены закономерности ускоренного развития спроса на интеллектуальный капитал, перестройки спроса на трудовые услуги с учетом профессий и специальностей, возрастание роли и значения предпринимательских способностей, всеобщности требований к культуре и нравственности персонала (п.1.1 - воздействие новых технологических укладов на процессы формирования и функционирования институтов)
4. Систематизированы факторы и определены основные направления формирования рынка человеческого капитала, включая:
• специфику определения полезности и качества образовательных услуг;
• рыночную трансформацию сферы и предприятий образовательных услуг;
• перестройку функций и структуры управления на основе формирования учебно-научно-производственных комплексов, информационно-образовательных сетей и др. (п. 1.1 - экономика ресурсов, рынков капитала и труда);
5. Дан анализ инвестиционного потенциала общества, форм привлечения дополнительных инвестиций в сферу профессионального образования, уточнена методика оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал квалифицированных рабочих и специалистов, предложены меры по повышению качества работы предприятий профессионального образования (п. 1.1 - эффективность общественного производства).
6. Разработана система мер по повышению внутренней и внешней эффективности деятельности образовательных учреждений профессионального образования, обоснована необходимость институциональных инноваций в виде специализированных маркетинговых служб вузов, создания «механизма заинтересованности» работодателей в формировании заказов на подготовку специалистов и прогнозирования структуры потребности в кадрах на долгосрочную перспективу, включающее: ожидаемые сценарии социально-экономического развития региона; объем инвестиций в различные отрасли региона;
• оценку возможностей образовательных учреждений по оказанию профессиональных образовательных услуг и др. (п. 1.1 - эффективность общественного производства).
Теоретическое значение результатов состоит в уточнении сущности и содержания процессов воспроизводства человеческого капитала на основе создания эффективной системы профессионального образования в регионах, выявлении новых моментов в содержании экономических категорий и понятий: сфера образовательных услуг, качество образовательной услуги, рынок человеческого капитала, спрос на человеческий капитал, эффективность инвестиций в человеческий капитал специалистов.
Практическая значимость выводов и рекомендаций исследования заключается в возможности их использования в деятельности государственных органов управления профессиональным образованием, центров занятости и повышения квалификации, в перестройке управления профессиональными учебными заведениями, в преподавании курсов «Экономическая теория», «Экономика образования», «Институциональная экономика» и «Экономика общественного сектора».
Апробация результатов исследования. Основные положения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, были доложены на международных, всероссийских, региональных и вузовских научно-практических конференциях, в том числе на международной научно-практической конференции «Образование в регионе: история, современность и перспективы» (Орел, 2001), научно-практической конференции, посвященной 70-летию ОГУ «Проблемы экономического образования и экономики» (Орел, 2001); Международной научно-практической конференции «Управление инновационно - инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России» (Орел, 2002 г.); Всероссийской научно-теоретической конференции «Россия в глобальном мире» (Санкт-Петербург, 2003 г.); Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие интеграционных процессов в экономике региона» (Брянск, 2002 г.); Межрегиональной конференции молодых ученых «Социальное согласие: путь к прогрессу» (Орел, 2002 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы региональной экономики и образования» (Орел, 2004 г.); Международной научной - практической конференции «Воспроизводственный потенциал региона» (Уфа, 2004 г.); Региональной научно-практической конференции «Социально - экономические проблемы развития региона» (Чайковский, 2004) и др.
Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 15 научных работ, отражающих основные положения работы, общим объемом 3,2 п.л.
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 151 источник, 6 приложений. Общий объем диссертации составляет 162 страницы основного текста, включает 12 таблиц и 29 рисунков.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 192 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz