Четверг, 19.09.2024, 05:57
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Социально-философский анализ феномена счастья. Мишутина, Евгения Александровна бесплатно
03:35
Скачать Социально-философский анализ феномена счастья. Мишутина, Евгения Александровна бесплатно

Социально-философский анализ феномена счастья

Диссертация

Автор: Мишутина, Евгения Александровна

Название: Социально-философский анализ феномена счастья

Справка: Мишутина, Евгения Александровна. Социально-философский анализ феномена счастья : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 / Мишутина Евгения Александровна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т] - Новочеркасск, 2009 - Количество страниц: 186 с. Новочеркасск, 2009 186 c. :

Объем: 186 стр.

Информация: Новочеркасск, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Методология исследования феномена счастья
11 Счастье в контексте философского дискурса: от многообразия представлений к понятию
12 Теоретико-методологические принципы анализа феномена счастья
Глава 2 Философия счастья: природа человека и высшее благо
21 Образы человека и высшего блага в античной философии и христианстве
22Представления о человеке и высшем благе в философии Нового времени
Глава 3 Счастье в контексте бытия человека современного общества
31 Современный индивид: счастье потребителя
32 Счастье «иметь» и счастье «быть» 146 Заключение 171 Библиографический список литературы

Введение:

Актуальность темы исследования. Значимость в жизни того, что люди называют словом «счастье», вряд ли можно ставить под сомнение. Счастье - одна из основных человеческих ценностей. Стремление к счастью заложено в каждом человеке и составляет неотъемлемую часть его природы. Представления человека о счастье входят в смысложизнеиную систему его ценностей и выражают его сущностное отношение к миру.
Проблема человеческого счастья занимает одно из виднейших мест в философии с момента ее возникновения. Счастье как цель, как высшее благо, как возможное и достижимое состояние человеческого бытия, всегда было одной из главных тем философского дискурса. Практически все крупнейшие философы от Сократа и Платона до Ясперса и Бодрийяра в той или иной степени касались данной темы.
Сегодняшняя культура демонстрирует активнейший интерес к проблеме счастья, дефицит которого ощущается в современном обществе. Причины ментального нездоровья и депрессии многие видят в рыночных социальных институтах. В.Федотова говорит о том, что Западу свойственно состояние апатии, которое возникает от пресыщенности. Желать становится нечего. Для человека созданы все условия - в соответствии с американской «Декларацией независимости». Есть право на жизнь, на свободу и стремление к счастью. А самого счастья нет.1 Не возникает ощущение счастья в таких сферах как работа, финансы, место жительства, взаимное доверие, вера в прогресс и т.д. о
Идея недостижимости счастья становится массовой. В такой ситуации стремление к счастью превращается в поиск пути «выздоровления» и возрождения.
Западные социологи в последнее десятилетие проводят замеры уровня счастья в различных странах. На основе этого устанавливается средний уровень счастья населения каждой страны и ее место по этому показателю среди
1 Федотова В. Апатия на Западе и России. Вопросы философии. 2005, № 3. С.4.
2 Lane R.E. The Loss of Happiness in Market Democracies. New Haven, L. 2000. P.3-4. других стран. Выделяются страны счастливые и несчастные. При этом различные исследования дают разные результаты, а расхождения оказываются настолько значительные, что дают повод усомниться в их научной ценности.
В настоящее время широкую известность приобрели исследования уровня счастья, проводимые под руководством Р.Винховеиа. Согласно его исследованиям, уровень счастья населения страны коррелируют с уровнем ее экономического развития, т.е. наиболее счастливыми являются страны Западной Европы и Северной Америки. Согласно другим исследованиям показатель уровня счастья в различных странах практически не зависит от уровня жизни населения, если конечно этот уровень не падает ниже определенного минимума. По данным исследования социологов британского фонда NEF самый высокий уровень счастья у жителей островов Тихого океана, в Колумбии, Коста-Рике, Панаме, Кубе, Гондурасе и других странах Латинской Америки, а развитые страны располагаются в нижней части таблицы: Великобритания - 108-е место, Франция - 129-е, США - 150-е. У России в этом списке 172-е место, у Украины — 174-е.1
Все возрастающий интерес социологов и экономистов к проблеме счастья, рост публикаций на эту тему в средствах массовой информации, как пи странно, не сопровождается ростом интереса к данной проблеме со стороны философов. На наш взгляд, это связано с тем, что в последнее время в российской социальной философии и социологии преобладали исследования происходящих в России трансформационных процессов. Переживаемый Россией «удар капитализма» и связанные с этим негативные процессы, такие как падение уровня жизни населения, отсутствие социальной защищенности, рост преступности и другие привели к тому, что в философии и социологии фундаментальные проблемы бытия человека в мире отошли на второй план, а на первом оказались проблемы «адаптации» к новой социальной реальности. При этом социальные процессы приобрели характер некой неизбежности, «судьбы», с которой ничего нельзя сделать, а можно только подчиниться ее движению. Социальная перспектива перестала существовать, многие вынуждены были решать проблемы повседневного выживания. Долгосрочные цели сменились краткосрочными, резко возрос темп жизни, возможности, риски. Казалось, что все это временно, что это некий «переходный» период, который приведет к рационально организованному порядку. Однако оказалось, что «переходный» период это и есть новая социальная реальность, которую необходимо осваивать, находить в ней некие жизненные опоры, которые позволяли бы не только выживать, но и жить. А для жизни, как известно, нужен смысл, нужны цели, которые могли бы наполнить жизнь достойным содержанием. Поэтому фундаментальные проблемы человеческого бытия, в том числе и проблемы счастья, вновь стали обретать свою актуальность.
На наш взгляд, в настоящее время назрела необходимость социально-философского исследования феномена счастья. Это позволит преодолеть упрощенные представления о данном предмете и провести теоретический анализ счастья как меры бытия человека, опирающийся на многовековую философскую традицию его исследования.
Степень научной разработанности темы. Так называемые «фелици-тарные» идеи существовали во все эпохи, их можно найти в философских воззрениях почти всех мыслителей с древности и до наших дней. Основу диссертационного исследования составила источниковая база - произведения философов от Платона, Аристотеля, Эпикура до современных классиков как западной, так и восточной философии.
Уже в античной философии выделились основные подходы в понимании счастья, развиваемые в последующие эпохи, - гедонизм, стоицизм и эвдемонизм.
Гедонистическая позиция, сформулированная Аристиппом, стала объектом критики всех последующих теорий счастья, которые подчеркивали, что удовольствие - это ловушка: встав на путь удовольствия, человек превращается в его раба.
Стоики (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий) рассматривали в качестве основного фактора счастья внутреннее состояние человека. Они провели резкую грань между внутренним миром человека и внешними обстоятельствами его жизни: ничто внешнее пе может повлиять на душевное благополучие человека.
Эвдемонизм (Платон, Аристотель) связывал счастье с обладанием добродетелью. Аристотель определял счастье как совершенную деятельность, обладающую самостоятельной ценностью и доставляющую человеку удовольствие. Такой деятельностью является добродетельное поведение, поскольку оно доставляет человеку удовлетворение собой.
Христианство перевернуло систему ценностей обычного человека, связав счастье с верой, терпением, состраданием и любовью. Августин считал, что счастье приносит внутреннее преображение, принятие истин христианства. В основе счастья лежит отказ от эгоизма, любовь к Богу и другим людям.
Решающий вклад в формирование западного представления о счастье внесли философы Нового времени. Особое значение имели работы Дж. Лок-ка, заложившего основы либеральной традиции в понимании человека и основных целей его существования: счастье индивидуально, никто пе вправе навязывать человеку свое понимание счастья. Для Спинозы счастье — свобода от страстей, от собственного эго, которая дает возможность раскрыть свое духовное начало.
В эпоху Просвещения французские материалисты Ламетри, Гольбах, Гельвеций продолжили гедонистическую традицию, рассматривая человека как телесное существо, следующее велениям природы. Главная проблема, с их точки зрения, - совмещение блага отдельного индивида и блага всего общества.
Капт пытался преодолеть натуралистический подход к человеку, подчеркивая двойственность его натуры: как часть природы человек подчинен ее законам, как существо разумное он свободен. Природное начало в человеке обусловливает его эгоизм, стремление к благополучию и счастью, разумное начало заставляет следовать долгу, тем самым ограничивает стремление к счастью.
Фейербах понимал стремление каждого индивида к счастью как основополагающий принцип жизни. При моральном и разумном стремлении к счастью эгоизм личности трансформируется в любовь к себе подобным — альтруизм. Понимание человеком своей зависимости от других людей приводит его к стремлению способствовать осуществлению их счастья.
В философии Шопенгауэра и Ницше происходит реабилитация «природного» начала в человеке, под которым подразумевалось желание самоутверждаться, отстаивать свои эгоистические интересы, удовлетворять потребности тела.
Утверждения Э. Фромма и В.Франкла о том, что счастье человека достигается в борьбе и преодолении, в реализации своей индивидуальности, по сути, выразили итог развития представлений о человеке и счастье в западной философии.1
В отличие от Запада, на Востоке человек рассматривался как часть целого, а его стремление противопоставить себя целому, отстаивать свои частные интересы, рассматривалось как «омраченное» состояние сознания.
Современные представители восточной духовной традиции - Бхагаван 2
Шри Раджнеш (Ошо), Д.Судзуки и др. утверждают, что счастье - естественное состояние человека, для его достижения не надо прилагать никаких усилий. Чтобы обрести его, надо изменить отношение к миру и самому себе - не пытаться контролировать происходящее, а принять мир таким, какой он есть. Счастье есть движение в потоке бытия и наслаждение самим процессом движения.
Современное состояние исследования фелицитарной проблематики весьма противоречиво. Во второй половине XX в. на Западе в рамках социально-психологического подхода активно развивается экспериментальное
1 Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя.-Мн.: ООО «Попурри», 2000. Франкл В. Человек в поисках смысла.-М.: «Прогресс», 1990.
2 Бхагаван Шри Раджнеш. Дао: путь без пути // Избранные беседы. - Новочеркасск: «Сагуна». - 1994. исследование счастья. В 60-е гг. организации, изучающие общественное мнение в Америке и Европе, проводили опросы о счастье и удовлетворенности людей, результаты которых публиковались в работах М.Аргайла, Х.Кэнтрила, Н. Брэдберна, А.Кэмпбелла, П.Копверса, В.Роджерса и др.1 В изданиях «Исследования социальных показателей» (Social Indicators Research), «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences), «Психология личности и социальная психология» (The Journal of Personality and Social Psychology) регулярно публикуются статьи о психологических и социально-психологических аспектах счастья. В 1999 г. был создан журнал «Исследования счастья» (Journal of Happiness Studies), редактор которого — Р. Вииховен аккумулирует прикладные фелицитарные разработки в различных научных направлениях.
В отличие от экспериментальных, современные теоретические работы, посвященные исследованию счастья, многочисленными назвать нельзя. Как j t отмечает В.Татарквич, автор одного из немногих монографических исследований феномена счастья, «в литературе о счастье, созданной на протяжении двух тысячелетий, нет, однако, книги, которая бы охватила проблему счастья в совокупности всех его аспектов и давала их решение. Всеобъемлющая книга о счастье до сих пор еще не написана, что кажется почти невероятным, если учесть, что существует такое количество книг о проблемах, гораздо менее важных для людей»2.
Феномен счастья исследуется в контексте этической проблематики в работах Азнаурова, A.A. Апресяна Р.Г., Бахтина М.В., Гусейнова A.A., Дубко E.JL, Ландесмана П.А., Мотрошиловой Н.В., Несмелова В.И., Нешева К., Пе-уповой М.Н., Титова В.А., Шрейдера Ю.А. и др.3
1 Cantril П. The patterns of human concerns. New Brunswick: Rutgers University Press, 1965. Bradburn, Norman M. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine, 1969.The Quality of American Life, Campbell A., Converse P., & Rogers W., The Quality of American Life: Perceptions, Evaluation and Satisfaction. New York: Russel Sage Foundation. 1976.
2 Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс. -1981.
3 Бахтин М.В. В поисках счастья. Религиозно-этические учения древности. -СПб.: «Пива»,2000. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. - М.: Изд-во МГУ, 1989. Ландесман П.А. Счастье как социально-этическая проблема. - М., 1966. Мотрошилова Н.В. Боги, человек, нравственное поведение, счастье //
Социально-психологическое направление в отечественной науке разрабатывается Джидарьян И.А., Зацепиным В.И., Д.А.Леонтьевым, В.А.Петровским, А.З.Шапиро1 и др.
Экономические аспекты феномена счастья представлены в работах уже упоминавшегося Р.Винховена, который на основе проводимых под его руководством многолетних исследований, обнаруживает зависимость уровня счастья в стране от состояния экономики.
Пониманию счастья в русской культурной традиции посвящены исследования Лапухиной М.В., Абоносимовой Е.В., Кошелевой О.Е .
В последнее время появился ряд диссертаций, посвященных философ-ско-антропологическому (Сидоренко И.В.) и социокультурному (Шамсетди-нова А.П.) исследованию счастья.3
Анализ источниковой базы по фелицитарной проблематике подводит к мысли о необходимости социально-философского исследования счастья. Это означает, что необходимо исследовать счастье в диалектике субъективно-объективного, прежде всего, как сформированное в конкретном социуме всеобщее представление, направляющее активность индивидов на достижение определенных целей.
Объект исследования — существующие в социуме объективные мыслительные формы, их смысловое содержание и взаимодействие с социальной реальностью.
Предмет исследования — счастье как объективно-субъективная реальность, как созданный в конкретном социуме социокультурный образец, форма мышления, возможное и достижимое состояние человеческого бытия.
История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья,-М.:Греко-лат1шский кабинет, 1995. Нешев К. Этика счастья. - М., 1982.
1 Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. Джидарьян И.А., Представление о счастье в российском менталитете. - СПб.: Алетейя, 2001. Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. - Львов, 1981
2 Лапухина М.В. Национальное своеобразие и сущность феномена счастья в русской философии XIX века // Аналитика культурологи. - № 1(5). -2006. www.HPSY.RU/ tags/21
3 Сидоренко И.В. Философско-антропологическое исследование категории счастья. Автореф. дисс. .докт. филос. наук. -М. -2006. Шамсетдинова А. П. Человеческое счастье как социокультурный феномен. Автореф. дисс.канд. филос. Наук. Уфа, 2008.
Цель диссертационного исследования: рассмотреть счастье как форму сознания, его смысловое наполнение, связь с социальной реальностью, а также его роль в контексте индивидуального бытия.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• выделить основные трудности методологического характера, возникающие в процессе теоретического исследования феномена счастья;
• определить методологические принципы социально-философского анализа счастья как социокультурного феномена;
• провести анализ представлений о счастье и способах его достижения, содержащихся в работах философов античности и средневековья, выделить их основные особенности;
• проанализировать представления о человеке и высшем благе, содержащиеся в работах философов Нового времени;
• исследовать основные характеристики социального бытия индивида современного общества, сформированные в нем представления о счастье и способах его достижения;
• провести сравнительный анализ концепций счастья, представленных в западной и восточной традициях, выделить основные условия достижения счастья.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы классиков философии, а также работы современных философов, социологов, психологов и экономистов, исследовавших проблему счастья.
Основными концептуальными положениями являются представления о человеке и его «природе», существующие в современной философии. Кроме того, использовались идеи классиков социальной философии, раскрывающие природу социальной реальности, диалектику объективного и субъективного. Применялась методология исследования объективных мыслительных форм, восходящая к Гегелю и развитая затем в рамках марксистской традиции и в работах современных авторов.
Социально-философская методология позволяет преодолеть широко распространенный эмпирический подход в исследованиях счастья, который сводит последнее к внутреннему переживанию субъекта, к чувству удовлетворенности. Тем самым счастье оказывается чем-то субъективным, и его объективность сводится к тому, что субъективное переживание связывается с определенным, объективно существующим «источником», вызывающим это переживание. Такой подход направляет исследование счастья на поиск его «источников», что, естественно, уводит исследование в «дурную бесконечность». Методология анализа объективных мыслительных форм позволяет раскрыть взаимосвязь объективного и субъективного в процессах социального взаимодействия и социального регулирования, что непосредственно относится к исследованию счастья, которое выступает в качестве социально заданного «образца», «меры» индивидуального бытия. Тем самым исследование счастья уходит от поиска его «источников» во внешнем мире и направляется на анализ формообразований сознания, социально заданных представлений о счастье, их возникновения и функционирования в конкретном социуме.
В работе использовались также общие методы и принципы социально-философского анализа: принцип историзма, методы социальной реконструкции и интерпретации. Это дает возможность адекватно воспроизвести существовавшие в различные эпохи представления о счастье, понять их социокультурные основания. Компаративистский метод позволяет установить сходства и различия концепций счастья, сложившихся в рамках восточной и западной традиции.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Установлено, что в исследованиях счастья в настоящее время преобладает эмпирический подход, который ограничивается выявлением многообразия представлений о счастье и его источниках и стремится выделить среди них основные, признаваемые большинством. Такой подход к исследованию феномена счастья является бесперспективным, поскольку выделяет абстрактно-всеобщее, не рассматривает счастье в контексте социального бытия.
2. Сформулированы основные принципы социально-философского исследования феномена счастья, обосновано положения о том, что счастье должно быть рассмотрено как сложившаяся в рамках определенной культуры объективная мыслительная форма, социально заданный «образец» человеческого существования, выступающий в качестве меры индивидуального бытия.
3. Проведен социально-философский анализ представлений о счастье, сложившихся в рамках античной и средневековой культуры, выделены основные особенности этих представлений и их связь с господствовавшей картиной мира.
4. Раскрыта взаимосвязь представлений о природе человека и представлений о счастье в работах философов Нового времени, установлено, что в многообразии этих представлений прослеживаются два основных альтернативных подхода в понимании природы человека и его счастья.
5. Выделены основные характеристики социального бытия индивида современного социума, установлено, что степень удовлетворенности индивида современного общества определяется двумя основными факторами: постоянно растущими потребительскими запросами, ориентацией на демонстрируемые высшим классом стандарты потребления и ограниченными возможностями их достижения.
6. Проведен анализ представленных в работах современных исследователей концепций человека и способов достижения счастья, выявлены основные различия в трактовке феномена счастья в рамках западной и восточной традиции.
Положения, выносимые на защиту.
1. Исследования феномена счастья, предпринятые в последнее время философами, социологами и психологами, свидетельствуют об актуальности темы и о наличии в ней нерешенных теоретических проблем. В исследованиях преобладает эмпирический подход, который ограничивается выявлением многообразия представлений о счастье и его источниках и стремится выделить среди них основные, признаваемые большинством. Такой подход к исследованию феномена счастья является бесперспективным. Оп либо уводит исследование в бесконечность, поскольку источников счастья может быть бесконечное множество, либо ведет к упрощенным обобщениям, сводящимся к определению «главных» источников счастья, к которым обычно относят абстрактно-всеобщее, то, что признается в качестве источника счастья во все эпохи и у всех народов - здоровье, достаток, семья, друзья, работа. Социаль-ио-философский анализ дает возможность рассмотреть счастье в контексте человеческого бытия, что позволяет сделать ряд теоретических обобщений и сформулировать положения, которые могли бы стать основой социально-философской концепции счастья.
2. Основная методологическая ошибка в исследованиях феномена счастья состоит в том, что исследователи стремятся найти объективную основу субъективного переживания счастья, определить, что именно дает человеку ощущение счастья. Они не учитывают, что счастье как нечто объективное, как некое положительное событие или явление, тоже субъективно. Это объективность особого рода, объективность мыслительных форм. Не существует событий счастливых или несчастных самих по себе, объективно. В том и другом случае события оцениваются нами как счастливые или несчастные, но сами по себе они просто события, которые можно оценивать по-разному. В то же время эти оценки не являются субъективными. В социуме всегда существуют определенные, общепринятые, следовательно, объективные представления о счастье и несчастье, которые выступают для индивида в качестве образца, эталона, с которым он соотносит события своей жизни и оценивает их определенным образом. Тем самым, объективную сторону счастья следует искать не в событиях реальной жизни, а в исторически сложившихся и закрепленных в культуре всеобщих представлениях о том, что такое счастье.
3. Счастье в рамках социально-философского знания может быть концептуализировано с помощью понятия «желаемое состояние бытия». Это социально заданный образец, образ мира и человека, какими они «должны быть». Он содержит ряд требований к человеку и миру, выступающих одновременно как ряд жизненных задач, которые необходимо решать в процессе индивидуальной жизни. Желаемое состояние бытия — это сложный образ того, что существует и одновременно не существует, это сущее, но рассмотренное с точки зрения его потенции, неких не реализованных, но могущих быть реализованными возможностей. Это особый взгляд на реальность, в которой «просвечиваются» ее пока скрытые качества, которые со временем должны раскрываться. Желаемое состояние бытия в сознании отдельного индивида содержит в себе черты единичного и всеобщего. Оно конкретизируется как ряд основных жизненных целей, достижение которых расценивается как счастье.
4. В философских учениях представление о счастье (высшем благе) коррелирует с представлением о том, что такое человек. Все многообразие этих представлений сводится, в конечном счете, к двум основным позициям. Согласно первой, наиболее наглядно представленной в философии Нового времени, человек есть часть природы и его поведение определяется естественным стремлением к самосохранению. Счастье состоит в материальном благополучии, которое дает возможность удовлетворять свои естественные желания. Согласно второй — человек является существом по преимуществу духовным, поэтому для пего главное - раскрыть свое духовное начало. Материальное благополучие не является главным в достижении счастья, поскольку счастье - это внутреннее состояние, которое достигается обретением духовности. Из этого следует, что существуют два пути к счастью: 1) увеличивать собственные возможности, наращивать ресурсы, чтобы иметь больше возможностей удовлетворять свои желания; 2) развивать свое духовное начало, что в конечном счете означает преодоление собственного эгоизма.
5. Современный социум культивирует в индивиде такие качества, как индивидуализм, предприимчивость, стремление к успеху. Социально заданная цель «успех» конкретизируется каждым применительно к себе и своим возможностям. Счастье отождествляется с успехом. Поскольку успех всегда индивидуален, счастье тоже индивидуально. Каждый формирует свой конкретный образ желаемого состояния бытия, который выступает как единство единичного и общего. Однако в современном обществе существует общая мера успеха - деньги. Деньги из средства достижения каких-то жизненных целей для большинства стали превращаться в главную цель, становятся главным источником удовлетворенности, дают ощущение собственной значимости. Степень удовлетворенности индивида современного общества определяется двумя основными факторами: постоянно растущими потребительскими запросами, ориентацией па демонстрируемые высшим классом стандарты потребления и ограниченными возможностями их достижения.
6. Российская культура сохранила в себе черты традиционности, в пей слабее выражено индивидуальное начало, чем в культуре западной. В российской культуре индивидуализм, стремление отстаивать собственные эгоистические интересы не рассматривалось как нечто нормальное и естественное, как благо, а наоборот, всегда порицалось. Это явилось причиной глубокой неудовлетворенности россиян нынешней ситуацией, в которой именно коллективное начало усиленно и целенаправленно разрушается. Низкие показатели уровня счастья, которые демонстрируют все постсоветские государства, свидетельствуют о том, что их жители, испытавшие сильнейший «удар капитализма», в большинстве своем приняли западный образ жизни и западную систему ценностей под давлением внешних обстоятельств и они испытывают значительные трудности в процессе адаптации к новым условиям.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что сформулированные в работе выводы и рекомендации расширяют научные представления о таком сложном социокультурном феномене, как счастье. Теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по философии и социологии в высших учебных заведениях.
Апробация работы. Основные положения и практические выводы диссертационного исследования отражены в научных статьях общим объемом 1,7 п.л., а также докладывались на научных конференциях памяти А.Ф. Лосева, ежегодно проводимых в ЮРГТУ (НПИ), на Всероссийской научной читательской конференции «Актуальные социально-политические и правовые проблемы развития российского общества» в Краснодаре (2008г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав по два параграфа, заключения и списка литературы, включающего 163 источника.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 244 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz