Четверг, 19.09.2024, 05:57
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков. Овчинникова, Галина Герольдовна бесплатно
23:16
Скачать Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков. Овчинникова, Галина Герольдовна бесплатно
Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков

Диссертация

Автор: Овчинникова, Галина Герольдовна

Название: Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков

Справка: Овчинникова, Галина Герольдовна. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05 Москва, 1997 135 c. : 61 98-19/93-9

Объем: 135 стр.

Информация: Москва, 1997


Содержание:

Глава Г Методологический анализ процесса становления Я-концепции в зависимости от состояния социальнопсихологической адаптации
Параграф Г Социально-психологическая адаптация как интегративный социально-психологический фактор
Параграф 2 Я-концепция: сущность, структура, функции
Параграф 3 Этапы фop^ПiфOвaния Я-копцепции в процессе социально-психологической адаптации
Глава
II Экспериментальное исследование особенностей развития Я-концепции в состоянии адаптации и дезадаптации в подростковом возрасте

Введение:

Социально-психологическая адаптация индивида, ее влияние на развитие самосознания человека, все чаще становится предметом дискуссий и научного анализа в рамках отдельных дисциплин и системного изучения на стыке наук.Кардинальные перемены, переживаемые нашим государством во всех сферах жизни повлияли на общественный заказ в области психологической науки и, сместив приоритеты от "культуры полезности к культуре достоинства", поместили в центр научных исследований личность в процессах усвоения и порождения ею культурь[.Отказ от жесткой регламентации поведения человека посредством давления заметно изменил общественные представления о девиациях и выдвинул на первый план проблемы социально- психологической адаптации, как интегративного социально-психологического фактора, лежащего в основе социализации индивида и становления его самосознания.Практика социально-психологической работы, показываег. что существует значительная когорта подростков, в отношении которых традиционные методы социализации оказываются недостаточно эффективны. Они вытесняются в учебные заведения и классы с пониженными требованиями и ограничением социальной перспективы.Попадая в ситуацию социального отчуждения такие подростки проходят путь психологического отчуждения с формированием установки "Мы" - "Они" по отношению к системам-носителя.м сощ1альных норм, а нередко и ко всей культуре в целом .Переход от профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, основанной на мерах социального контроля и наказания к охранно-защитной профилактике предъявляет требования к социально-психологическому обеспечению для оказания адекватных мер, социальной, правовой, медицинской, педагогической похтержки се.мье и подросткам.В основе комплексной профилактической помощи семье и подросткам лежат идеи социально-психологической адаптации и реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних с девиантным формированием самосознания, теоретическому и экспериментальному обоснованию которых и посвящено настоящее исследоваг(ие.В научной психологической литературе традиционно подростки. для которых требуется расширение границ социально-психологического пространства, определяются по двум основным параметрам: по наличию обстоятельств, способствующих девиантному развитию личности и по тем последствиям, которые наступили вследствие стечения этих обстоятельств.В первом случае говорят о носителях фактора риска, во втором о трудновоспитуемости как недостаточной адаптации к условиям обучения и воспитания.Очевидно, что носители "факторов риска" , попадая в ситуацию, благоприятную для развития, могут быть вполне адаптированы. Дети же. потребности которых пришли в противоречие с возмо/1сностью реализовать их в системе ожиданий среды, и вынужденные тратить значительную часть своих сил на психологическую защиту вместо строительства личности, нередко дезадаптируются. Тот факт, что поведение дезадаптированных детей зачастую бывает пассивным, маскирует конфликт, направленный острием внутрь личности и формирует у несовершеннолетнего психологическое состояние отверженности.Переориентация исследований с важного, но локального анализа соотношения "поступок - факторы риска" на показате.'щ средовоП адаптации несовершеннолетнего как личности, т.е. на мотивацию жизненного самоопределения, экзистенциальнььх переживаний и мотивообразующие факторы представляется своевременной и актуальной.Важнейшую роль в достижении внутренней согласованноеги личности и социальной адаптации играет Я-концепция, на формирование которой оказывают влияние как индивидуальные факторы, так и значимая среда.В случае, когда давление среды вынуждает подростка прибегать к защитным формам реагирования, изменяется ситуация и формирование Я-концепции, изменяется ее структура и отдельные элементы, а следовательно нарушается система интерпретации опыта, саморегулирования и личностного роста.По существу, к подростковому возрасту источником дезадаптации становится не столько отдельный элемент индивидуально- психического склада несовершеннолетнего, но дисгармоничность складывающейся Я-концепции в целом.Риск превратиться из "аутсайдера" в отверженного значительно возрастает именно с 10 до 16 лет, когда равнодушие к формированию потребностей и интересов подростка может в сравнительно короткий срок заложить основы индивидуализма с отказом от институциональной принадлежности и переходом на микросредовую систему ценностных ориентации.Именно этот период является базовым для формирования личной ответственности за свою жизнь, личной атриб}ции и интеграции своего Я. Социально-психологическая дезадаптация подростка распыляет его психологические силы, не позволяя интернализировагь личностные установки.Взяв за основу представление о средовой адаптации, как необходимом условии взаимодействия ребенка с миром и развития его Я-концепции, обеспечивающем в дальнейшем состояние социально-психологической адаптации, мы исследовали осознаваемые и неосознаваемые элементы Я-концепции и особенности психического склада у подростков в процессе становления и провели сравнительный анализ когорт, выделенных по признакам глубины объективной и субъективной дезадаптации.В научной литературе исследуются вопросы становления Я-концепции в общетеоретическом плане, однако проблема соотнесения социальной ситуации развития и действия психоло]Т1ческих механизмов формирования Я-концепции в определенные возрастные периоды малоизученна. Поэтому нам представляется весьма актуальным в методическом и практическом плане провести сравнительньи! анализ групп детей и подростков с различной степенью социальнопсихологической адаптации в различные возрастные периоды.Цель работы - выявить особенности и механизмы влияния ситуации скрытого и открытого отторжения ребенка социальной средой, а также субъективной дезадаптации на формирование его Яконцепции, ее дисгармонизацию.Задачи исследования: 1. Провести теоретико- методологическги"! анализ содержания понятий "Я-концепция" и "социальнопсихологическая адаптация". Выделить факторы социальной ситуации, компоненты психического склада и Я-концепции, подлежащие анализу.2. Осуществить сравнительных анализ особенностей формирования Я-концепции подростков в зависимости от состояния социальнопс1тхологической адаптации.3. Выявить способы построения Я-концепции и механизмы ее регуляции у подростков в периоды возрастных кризисов, исследовать особенности девиантного развития Я-концепции.4. Определить психологическую сущность cбaлaнcиpoвaн^[ocти и дисгармоничности Я-концепции, психического склада, социальной ситуации развития подростка, проанализировать соотношение внешней и внутренней дисгармоничности.Объект исследования - Я-концепция в подростковом возрасте.Предмет исследования - становление Я-концепции, ее целевого и мошвационного компонентов и механиз.мов саморегуляции в зависимости от состояния социально-психологической адаптации и психического склада подростка.Гипотезы исследования: ]. Состояние адаптации является одним из социально-психологических факторов, оказьшающих влияние на процесс формирования Я-концепции подростка. Существуют различия в формировании Я-концепции у подростков с различными вариантами социально-психологической адаптации.Факторами психологического отчуждения от значимых микрогрупп могут стать как индивидуально-психологические особенности подростка, так и социальная ситуация развития.2. Процесс становления Я-концепции связан с возрастными кризисами. Вероятно, на каждом возрастном этапе на первый план вь!двигается ведущий способ формирования Я-концепции, детерминированный биологически и связанный с функциями вновь открывающейся зоны Я. Каждая новая зона структурируется как независимьгй элемент и выводит Я-концепцию в целом на более высокий уровень систе\той саморегуляции. Это позволяет подростку отрегулироват1> свои отношения с социальным окружением, адаптироваться и выйти на следующий уровень социальных взаимодействий.3. Социально-психологическая адаптация несовершеннолетнего зависит, вероятно, от общей сбалансированности Я на всех уровнях организации; от сбалансированности психического склада и Яконцепции в целом.Дисгармоничность психического склада и Я-концепции связаны с дисгармоничностью социальной ситуации развития под1)остка.4. Открытое отторжение подростков со стороны общества (макродезадаптация) блокирует их возможность действовать в расширяющемся социальном радиусе и становится фактором девиантного развития Я-концепции.Микросоциальная дезадаптация влияет на формирование Яконцепции в меньшей степени, так как ограничивает лишь часть сферы социального взаимодействия.Научная новизна исследования. Показано, что социальнопсихологическая адаптация является интегративньгм социальнопсихологическим фактором становления Я-концепции подростка.Проведено системное исследование девиантного формировагшя Я-концепции дезадаптированных подростков. Выявлено, что особенности формирования барьера социально-психологического отчуждения связаны с силами исходного притязания подростка и социального давления на него со стороны значимых социальных сред.В работе раскрывается сущность действия механизма кохщенсирующей балансировки Я-концепции подростка. Взаиморегуляция компонентов Я-концепции в период возрастных кризисов приобретает специфику, определяемую новым этапом психического развития подростка. В период отроческого кризиса взаи.морегуляция осознаваемой и неосознаваемой самооценок обеспечивает социальную адаптацию подростка.В ходе исследования выделены комплексные единицы анализа: компенсирующая балансировка и дисгармоничность. Доказано, что способность к глубокой саморегуляции связана с интернальностью и способствует улучшению социально-психологической адаптан1П! подростка, а дисгармоничное социальное состояние ( микродезадаптация) является фактором дисгармонизации (глубокой разбалансировки) его психического склада и Я-концепции.В диссертации изучен механизм экстернализации локуса контроля подросткового кризиса. Социально-адаптированные подростки временно переходят от интернальности к экстернальности. Социальная отчужденность формирует экстернальность у дезадаптированных подростков до кризиса, поэтому перехода от интернальности к экстернальности у них не пpoиcxoд^гr.Проведенньи^ анализ позволил выявить особенности влияния макро- и микросоциальной дезадаптации на формирование Я-концепции подростков.Теоретическую и методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения общей и социальной психологии, совокупность принципов и методов познания социально-психологических явлений, разработанных в отечественной и зарубежной науке. При проведении исследования автор руководствовался принципами системного анализа и социально-психологического детерминизма.Эмпирической базой диссертационной работьг послужили результаты социально-психологических исследований учащихся обычных и коррекционных классов массовых школ. Центра педагогической реабилитации, Центра УПК "Образование" г.Екатеринбурга в возрасте 10- 17 лет.Положения, выносимые на защиту.1. Состояние социально-психологической адаптации является фактором формирования Я-концепции подростка.2. В зависимости от состояния адаптации или дезадаптации ведущими в формировании Я-концепции становятся индивидуальнопсихологические факторы или социальные нормы. Факторами соцпальио-психологической дезадаптации могут стать как индивидуально-психологические особенности подростка, так и социальная ситуация развития.3. Компенсирующая балансировка осознаваемого или неосознаваемого целевого и мотивационного компонентов Я-концепции является фактором, лежащим в основе социальной адаптации подростка. Взаиморегуляция компонентов Я компенсирует давление социальной среды, является механизмом социально-психологической адаптации, который начинает действовать в период отроческого кризиса.4. Формирование личной ответственности связано с состоянием социально- психологической адаптации, но и.меет и возрастную специфику. В период подросткового кризиса локус контроля становится экстернальным у большинства подростков, а затем возвращается к тому варианту, который сформировался как индивидуальный тип ответственности в отроческо.м возрасте.5. Дисгармоничность психического склада и Я-кониепции подростка связаны с дисгар.моничностью социальной ситуации развития.6. Соотношение целевого и мотивациоиного компонентов Я-концепции определяет специфику психологической общности полростка со значимыми социальными средами.7. Открытое отторжение подростков со стороны социума (перевод в специализированные классы и учебные заведения) является более значимым фактором девиантного развития самосознания, чем микросоциальная дезадаптация.Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при работе с детьми и подростка.ми. нуждающимися в психолого-педагогической реабилитации, при разработке охраннозашитной концепции профилактики социально-психологической дезадаптации, при подготовке и обучении практических психологов, а так же в психокоррекционной и консу.льтационной практике.Результаты исследований и выводы могут быть положены в основ}при разработке программ социальной и реабилитационной работы с целью интеграции и институализации дезадаптированных людей.Апробация работы. Результаты исследования были п]зедставлены и обсуждены на заседаниях проблемных групп кафедры социологии и психологии УрАГС, кафедры социальной психологии РА ГС, научнопрактических конференциях ВНИКа "Государственная система социальной помощи семье и детству", семинарах и конференциях.Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения, иллюстрирована рисунками и таблицами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 223 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz