Четверг, 19.09.2024, 05:47
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 17 » Скачать Социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности. бесплатно
03:20
Скачать Социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности. бесплатно

Социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности

Диссертация

Автор: Тренева, Ирина Николаевна

Название: Социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности

Справка: Тренева, Ирина Николаевна. Социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05 Ярославль, 2004 208 c. : 61 04-19/595

Объем: 208 стр.

Информация: Ярославль, 2004


Содержание:

Глава 1 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
11 Социально-психологические особенности развития детей младшего школьного возраста в условиях современной школы
12 Роль родителей и педагогов в формировании познавательных интересов школьника
Глава 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
21 Теоретические представления в исследованиях ^ творческого познавательного интереса
22 Модификации познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе
231 Творческий познавательный интерес как средство обучения
232 Творческий познавательный интерес как мотив учебной деятельности
233 Творческий познавательный интерес как устойчивая черта личности
234 Творческий познавательный интерес как результат процессов обучения и воспитания
23 Творческий познавательный интерес в младшем школьном возрасте
Глава 3 ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ
31 предварительное изучение особенностей познавательных интересов учащихся (констатирующее исследование)
32 Проведение экспериментальной работы по развитию познавательных интересов учеников (формирующий эксперимент)
321 Научные знания как средство становления познавательных интересов учащихся
322 Использование межпредметных связей курсов русского языка и природоведения для развития познавательных интересов учащихся
3221 Использование природоведческого материала на уроках русского языка
3222 Использование лингвистического материала на уроках природоведения
323 Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса
324 Проблемное построение содержания материала как условие развития познавательных интересов
325 Интегрированные уроки как средство развития познавательных интересов учащихся
326 Самостоятельная творческая работа как средство развития познавательного интереса учащихся
33 Определение эффективности выполненной работы (завершающее исследование)
34 Социально-психологические компоненты формирования творческих познавательных интересов
341 Стиль педагогической деятельности учителя и формирование творческих познавательных интересов
342 Анализ социально-психологическое влияние стиля общения учителя на младшего школьника
35 Интегративное исследование влияния социально-психологических компонентов на развитие творческих познавательных интересов

Введение:

Актуальность исследования. Задачи развития современного общества во всех его сферах предусматривают возрастающую роль человеческого фактора, личности человека, ее общественной направленности. В сегодняшнем кризисном обществе для многих детей понижается качество процесса социализации со многими вытекающими последствиями для индивида. Кризисные явления в обществе, определившие резкое изменение социальной ситуации развития детей в последнее десятилетие, обострили проблему социальнопсихологического противостояния взрослых и детей и привели к массовым явлениям школьной дезадаптации детей.Эти проблемы имеют тенденции к дальнейшему обострению, несмотря на усилия специалистов, что обусловлено противоречивостью подходов и отсутствием единых теоретических оснований. Причиной снижения качества процесса социализации школьника также является ослабление внеурочной воспитательной работы. Последнее во многом объясняется неудовлетворен-^ ностью педагогов господствовавшей в предыдущее десятилетие «адаптивнодисциплинарной моделью воспитания», вошедшей в противоречие с новыми требованиями времени.Несмотря на то, что в педагогической науке в это время разрабатываются новые подходы к организации воспитательной работы (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.Т. Кабуш, В.М. Коротов, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, М.И. Рожков, ЛВ. Байбородова, А.П. Сидельковский, Н.М. Таланчук и др.), ориентирующие педагогов на развитие личности с учетом ее собственной активной позиции, творческих познавательных интересов, в массовой практике общеобразовательных школ они не получили широкой поддержки.Особое отношение к системе социализации сложилось в начальной школе, что обусловлено акцентированием внимания в научной и методической литературе на учебной деятельности как ведушей в младшем школьном возрасте (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков и др.).Актуальность исследования творческих познавательных интересов, таким образом, обуславливается несколькими причинами. во-первых, возникла необходимость теоретического осмысления психологии и феноменологии творческих познавательных интересов; во-вторых, в настоящее время требуется определить условия продуктивности активного творчества младшего школьника как максимально эффективного элемента формирования самореализующееся личности; в-третьих, в психологии существует необходимость исследования такого состояния, которое, безусловно, являлось бы оптимальным при выполнении учеником учебной деятельности.Основной причиной массовой школьной потери эффективности социализации с заданными параметрами личности в младшем школьном возрасте являются социально-психологические механизмы распада и искажения связей взрослых и детей в процессе социализации и обучения последних, что связано с потерей взрослым сообществом идеологических и ценностных ориентации и смысла контакта с детьми.Неадекватные социально-психологические установки, сформированные взрослыми, приводят к непониманию истинных причин поведения ребенка. Взрослые не могут оказать ребенку необходимой помощи и в результате социально-психологическая система «ребенок - значимые взрослые» попадает в замкнутый круг дезадаптации и неадекватной социализации, когда ее члены не только воспроизводят и поддерживают деструктивное поведение, но и сопротивляется любым попыткам извне изменить это положение.Для перестраивания этой системы из замкнутого круга необходима организация комплексного социально-психологического воздействия, направленного, в первую очередь, на восстановление контакта ее членов и обеспечение их конструктивного взаимодействия в направлении оказания взрослыми (учитель, родители и другие референтные лица, формирующие корпоративную социальную группу «значимых взрослых» в процессе социализации) адекватной помощи ребенку, что позволит перестроить систему к позитивному развитию, формированию личности младшего школьника с учетом ее собственной активной позиции, творческих познавательных интересов.В работах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А, Петровский, Л. Рубинштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне и др.) выделен принцип саморазвития личности, значимым компонентом которого является творческий познавательный интерес. Особенностью младшего школьного возраста можно считать интенсивную самореализацию детей и формирование творческих познавательных интересов, как в школе, так и за ее пределами.Это и определило проблему исследования: какие социальнопсихологические условия необходимы, чтобы творческие познавательные интересы, которые являются способом самореализация личности, включались в учебный процесс, организуемый в младшем школьном возрасте.Цель исследования: выявить и обосновать социальнопсихологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности Объект исследования: творческие познавательные интересы младшего школьника в учебном процессе.Предмет исследования: социально-психологические факторы развития творческих познавательных интересов младших школьников в процессе учебной деятельности Гипотезы исследования: Развитие творческих познавательных интересов младшего школьника в воспитательном процессе становится возможным и значимым для личностного развития, если: - организуется многообразие деятельностей и отношений, включающей не только внутригрупповые, но и все корпоративные структуры социализации; - в деятельности педагога преобладает демократический стиль отношений, а доминирующей формой общения педагогов и воспитанников является диалог; - обеспечивается включенность всех социально-психологических интеракций и корпоративных структур в учебную деятельность ученических групп.Задачи исследования: 1. Выявить особенности процесса развития творческих познавательных интересов младшего школьника.2. Обосновать социально-психологические условия, при которых развитие творческих познавательных интересов личности младшего школьника включается в учебный процесс; 3. Определить социально-психологические и педагогические средства, способствующие развитию творческих познавательных интересов личности младшего школьника, выявление и систематизация социально-психологических факторов, влияющих на развитие творческих познавательных интересов учащихся; 4. Экспериментально исследовать творческие познавательные интересы младших школьников и выявить их особенности; 5. Организовать и провести экспериментальную тренинговую работу по развитию творческих познавательных интересов учеников.Методы исследования: Ведущие - метод теоретического анализа, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперимент, опрос; частные - изучение монографической и периодической литературы, индивидуальные беседы, анкетирование, экспертные оценки, тестирование.Исследования проводились на базе школ г. Сургута.Методологической основой исследования являются: - теории личности, разработанные в отечественной психологии К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмоловым, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, А.В. Петровским, В.А. Петровским, Л. Рубинштейном и основные положения гуманистических и феноменологических направлений теорий личности К. Роджерса и А. Маслоу; - концепции школьных воспитательных систем, предложенные Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Караковским; - характеристики социализации, представленные в работах И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.В. Новикова, М.И. Рожкова и др.; - идеи гуманистической педагогики начальной школы, описанные Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинским, Г.А. Цукерман.Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна заключается, прежде всего, в постановке и решении социально-психологических проблем развития творческих познавательных интересов детей младшего школьного возраста, как способа самореализации личности, а также в следующем: обоснована необходимость такой организации социальнопсихологических условий в начальной школе, которая способствует развитию творческих познавательных интересов личности младшего школьника; определены и экспериментально обоснованы социальнопсихологические условия включения творческих познавательных интересов младшего школьника в воспитательный процесс; - выявлены особенности развития свойств личности современного младшего школьника, характеризующие ее социально-психологические отношения.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные условия и закономерности развития творческих познавательных интересов в учебном процессе у детей младшего школьного возраста дополнят общую теорию социальной психологии, воспитания и обучения, теорию поведения личности, диагностики и коррекции.Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные особенности и разработанные классификации познавательного интереса, а также система активного влияния на него и объективного оценивания могут быть использованы: педагогическим составом в процессе профессиональной деятельности для совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей и психологов в психолого-педагогической практике и при построении индивидуальных стратегий поведения учащихся.Практическое использование полученных теоретико-методологических данных обеспечивается сформулированными методическими рекомендациями, разработанной методикой диагностики творческого познавательного интереса младшего школьника.Полученные результаты исследования позволяют повысить эффективность учебно-воспитательной работы в начальной школе; На материалах исследования разработан спецкурс для студентов факультета педагогики и психологии.Достоверность результатов исследования, его выводов обеспечена непротиворечивыми методологические основами, применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в личностных характеристиках испытуемых.Положения, выносимые на защиту: 1. Воспитание личности младшего школьника являет собой создание социально-психологических условий для развития творческих познавательных интересов личности как социального существа, вопреки традиционно установившемуся его пониманию как научению.2. Воспитательная ценность развития творческих познавательных интересов личности заключается в деятельностном проявлении потенциальных возможностей личности младшего школьника, их самопознании и актуализации стремления к их дальнейшему развитию.3. Важнейшим условием развития творческих познавательных интересов личности в социально-психологическом организованном процессе является многообразие деятельностей и отношений, в которые ребенок может рключиться, как «пробующий себя» субъект, поскольку в силу специфики возраста, творческие состояния имеют эмоциональный характер.4. Возможность и эффективность социально-психологического влияния на процесс самореализации личности младшего школьника определяется стилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним корпоративных структур.5. Социально-психологическое влияние включает в себя задачу создания привлекательных «образцов» форм и способов проявления творческих познавательных интересов личности младшего школьника.Эмпирическую базу исследования составляют, во-первых, материалы наблюдения и тестирования учащихся с различным проявлением познавательного интереса, полученные в результате констатирующего эксперимента по разработанному соискателем инструментарию (объем выборки в констатирующем эксперименте - 220 человек); во-вторых, материалы опроса педагогического состава, проведенного в ходе формирующего эксперимента (объем выборки - 18 человек). Общая выборка исследования составляет 238 человек.Достоверность результатов исследования обеспечивалась системным подходом, обоснованными исходными методологическими принципами, адекватным выбором и использованием разнообразных надежных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием компьютерных программ статистического анализа, эффективностью апробации и использования результатов исследования в практике образовательных учреждений.И Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (2001, 2002); кафедры профессионального обучения Ярославского государственного технического университета (2001, 2002). Результаты были доложены на Международных конгрессах «Проблемы социальной психологии XXI столетия» (Ярославль, 2001) и «Социальная психология XXI столетия» (Ярославль, 2002, 2003), научных конференциях «Пути обновления педагогического образования» СГПУ (2001), конференции молодых ученых Ханты-Мансийского автономного округа (2002), конференции «Наука инновации двадцать первого века» СГПУ (2003).Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на страницах, списка литературы, включающего 245 наименований, из которых 8 на английском языке, 9 таблиц, 1 рисунка и 6 приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 253 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz