Четверг, 19.09.2024, 05:53
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Социология Людвига Гумпловича. Косова, Юлия Святославна бесплатно
04:25
Скачать Социология Людвига Гумпловича. Косова, Юлия Святославна бесплатно

Социология Людвига Гумпловича

Диссертация

Автор: Косова, Юлия Святославна

Название: Социология Людвига Гумпловича

Справка: Косова, Юлия Святославна. Социология Людвига Гумпловича : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.01 Санкт-Петербург, 2002 125 c. : 61 03-22/147-3

Объем: 125 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2002


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы социологии Л Гумпловича
§1 Идейно-теоретические истоки социологии Л Гумпловича
11 Политико-правовые идеи Р Иеринга и
Л фон Штейна
12 Позитивизм О Конта, Г Спенсера
13 Концепция К Маркса
14 Этнология А Бастиана
15 Теория эволюции Ч Дарвина
§2 Основания теоретической социологии: теория групп и теория конфликта
21 "Ассоциативная" трактовка предмета социологии
22 Индивид - мнимая реальность, формирующаяся и изменяющаяся в общественных процессах
23 Аспекты социологии мышления
24 Социальная группа как первооснова социального процесса и структуры социальной реальности
25 Конфликт - конструктивный феномен в обществе
§3 Методологические представления Л Гумпловича: группизм" в рамках позитивизма
31 "Социальная группа" как ключевое понятие социологического познания
32 Принцип методологического объективизма
33 Метод индуктивного социального познания
34 Общие законы: общность способа существования физических, духовных и социальных явлений
35 Специальные социальные законы: специфика развития и функционирования социальной действительности
Глава 2 Политическая социология Л Гумпловича
§1 Государство и политика: особенности социологического подхода
11 Консерватизм
12 Политика как сфера отношений гетерогенных социальных групп
13 Государство - организация господства меньшинства над большинством
14 Право - форма совместной жизни социальных групп
15 «Практическая политика» как прикладная социология
16 Законы развития государства
§2 Вопросы политической социологии
21 Национальность и государство
22 Подходы к пониманию гражданского общества
23 Национальные автономии - гарант мирного сосуществования наций
24 Война как столкновение «культур»

Введение:

Актуальность темы работы. В эпоху общественных изменений, духовных революций и политических переворотов обостряется интерес исследователей к тем мыслителям, которые наиболее ярко и точно выражают ситуацию смены эпох. Одной из таких заметных, хотя и неоднозначных фигур в социологии конца XIX - начала XX века является польско-австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838-1909).
Наблюдая симптомы «заката Европы», он, с присущим ему острым аналитическим чутьем, поставил и отчасти решил проблемы, которые всегда интересуют исследователей во времена общественных перемен. К таким проблемам относятся проблемы индивида в обществе, социальных групп и их динамики, социального расслоения, конфликта, войны и мира, национальной автономии, политики, национальности и государства, формирования гражданского общества и общественного мнения. В своих работах он одним из первых стал рассматривать социальный мир как совокупность групп и их конфликтные взаимодействия. Вполне обосновано его можно считать одним из ведущих теоретиков социологии своего времени. Он стоит у истоков современных теорий социальных групп, теории конфликта и политической социологии. Сегодня, когда эти направления социологии динамично развиваются, обращение к трудам Л. Гумпловича позволяет понять, как происходил процесс их зарождения, проанализировать их понятийный аппарат и определить стратегию дальнейших исследований.
Степень разработанности темы. Первые социологические работы Л. Гумпловича, появившиеся в 70-80-х годах XIX века, первоначально не вызвали большого отклика в западной социологии. М. Вебер его не знал, Ф. Теннис и Г. Зиммель были знакомы с отдельными идеями Л. Гумпловича, но оставили их без каких-либо комментариев. Однако, уже В 20-30-е годы XX столетия ряд ведущих немецких социологов
В. Зомбарт, А. Фиркандт и другие, - ставили J1. Гумпловича сразу после М. Вебера и считали его незаслуженно отодвинутым в тень из-за широкого использования им категории «раса». Современные пособия и учебники по истории социологии, в частности немецкой социологии, отводят J1. Гумпловичу много места, подчеркивают значение его идей для формирования понятия «группа» и отмечают его особую роль в становлении мировой социологии [172; 178].
В Польше к его идеям обратились, главным образом, в 60-70-е годы XX столетия. В эти годы в своей работе «Социология. Развитие проблематики и метода» [174], ведущий польский социолог Ян Щепаньский поместил JI. Гумпловича в ряд ключевых фигур, способствующих развитию основных направлений социологии. Учитывая большое влияние JT. Гумпловича в американской социологии, известный специалист в области истории социологии А.Гелла провела основательное сравнительное исследование идей JI. Гумпловича и его американского коллеги, с которым он сотрудничал, JI. Уорда в работе «Эволюционизм и возникновение социологии» [166]. Она сопоставила социологические системы JI. Гумпловича и J1. Уорда в контексте рассмотрения эволюционизма как главного натуралистического направления в социальной мысли, и указала на принципиальные моменты сходства и различия их идей. Они, по ее мнению, связаны со спецификой социально-политической и экономической ситуаций Польши и Америки.
Интерес к теории J1. Гумпловича в американской социологии достаточно устойчив со второй половины XIX века, его считают одним из ее пионеров. Идеи J1. Гумпловича вошли в американскую социологию, благодаря усилиям J1. Уорда, лично знакомым с австрийским социологом и испытавшем влияние со стороны его социологической теории. В частности, историки социологии (А. Гелла, И. Горовитц) отмечают, что J1. Уорд обратился к проблеме групп и группового взаимодействия под влиянием Л. Гумпловича, для которого социальная группа является центральным элементом социального мира.
Внимание к Л. Гумпловичу со стороны двух других классиков американской социологии - А Смолла и У. Самнера - было не столь пристальным в сравнении с Л. Уордом. Однако, и А. Смолл и У. Самнер использовали отдельные стороны теории Л. Гумпловича в своих собственных социологических построениях. А. Смолл вписал теорию конфликта Л. Гумпловича в более широкий контекст теорий группового взаимодействия, а У. Самнер использовал идеи Л. Гумпловича о господствующем меньшинстве и подчиненном большинстве, поставив на ее место теорию о внутри групповых и вне групповых образцах поведения. Он также заимствовал у Л. Гумпловича идею этноцентризма (понятие введенное в научный оборот польско-австрийским социологом) как определяющего фактора социального взаимодействия и развил ее в русле своей теории группового взаимодействия [184].
Своеобразный ренессанс идей Л. Гумпловича в американской социологии произошел после первой мировой войны. В какой-то мере это было обусловлено тем, что вопросы войны оказались для многих исследователей на первом плане. Впервые появились серьезные попытки распространить политическую социологию на американской почве. В этом отношении заслуживает внимания работа Г. Барнеса, в контексте нашей работы заслуживает особенного внимания в связи с его попыткой вновь познакомить американских социологов с работами Л. Гумпловича. Название одной из первых работ Г. Барнеса по политической социологии показывают степень влияния Л. Гумпловича - «Борьба рас и социальных групп как фактор в развитии политических и социальных институтов» (1918). В последующие десятилетия Г. Барнес исследовал эту проблематику в своей работе «Новая история и социальные исследования» (1925) [См.: 170].
В 60-е годы XX века появляются работы Д. Мартиндейля [177], А. Боскова и Г. Беккера [6], И. Горовитца [170]. Мартиндейл в работе «Природа и типы социологической теории», детально проанализировав теорию конфликта Л. Гумпловича, и, обозначив ее «наиболее влиятельной теорией своего времени», к сожалению, даже не пытается критически оценить его идеи. Г. Беккер и А. Босков называют Л. Гумпловича первым, кто действительно отделил социологию от несоциальных наук, сформулировав свое видение предмета социологической науки. И. Горовитц произвел глубокий концептуальный анализ теории Л. Гумпловича. Он представлен в форме предисловия ко второму изданию программной работы польско-австрийского ученого «Основы социологии». В этой работе особое внимания И. Горовитца привлекли идеи Л. Гумпловича о группе как первооснове общества, функционализме и естественной истории общества, расовой и классовой борьбе, о взаимосвязи представлений и поведения людей. Он суммировал накопленные в социологии знания о Л. Гумпловиче и поместил его идеи в контекст социологии конфликта, социологии знания и теории групп.
В современной американской социологии Л. Гумпловича рассматривают как одного из предшественников (наряду с К. Марксом) конфликтологического направления в социологии. Его идеи продолжают рассматривать в контексте социал-дарвинизма [См., напр.: 187]. Можно проследить очевидную связь идей Л. Гумпловича с идеями С. Хантингтона при решении ими проблемы войны и мира [171].
Кроме немецкого и польского языков, на которых Л. Гумплович сам писал свои работы, многое из написанного им переведено на языки Европы и Азии и цитируется в работах ученых разных стран. Его работы изданы на французском, итальянском, японском, русском и испанском языках. Признание научных достижений и авторитета Л. Гумпловича выразилось не только в переводе его работ на множество языков, но также в избрании его вице-президентом Международного института социологии в Париже в 1895 году.
В этот год появился первый перевод работы Л. Гумпловича на русский язык - «Социология и политика». Впервые в России о Л. Гумпловиче заговорили, однако, задолго до выхода его первых работ на русском языке. В середине 80-х годов XIX века идеи Гумпловича включались в лекционные курсы по теории государства и права, которые читались русским профессором А. Блоком [8], приват-доцентом Н. Коркуновым [82] в России и за рубежом. Через эти работы отечественный читатель первоначально познакомился с государствоведческой составляющей теории Л. Гумпловича.
В 1890 году (за пять лет до появления русских переводов работ польско-австрийского мыслителя) Н. Кареев ввел отдельные идеи Л. Гумпловича в рамки своего исследования «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» [67] и включил представления Л. Гумпловича в контекст теорий о групповом характере социального взаимодействия. Анализируя идеи Л. Гумпловича, сформулированные им в его фундаментальной работе «Основы социологии» в 1885 году, Н. Кареев называет попытку польско-австрийского социолога свести «все вообще совершающееся в социальном мире к одному лишь взаимодействию общественных групп» как единственную в своем роде. С одной стороны, он ставит это в заслугу Л. Гумпловичу, с другой стороны, критикует за односторонность, к которой приводит подобная позиция. Н. Кареев сожалеет, что утверждая социальную борьбу и конфликт в качестве принципа соединения социальных групп, Л. Гумплович «весьма мало распространяется о самих механизмах их взаимодействия». Он делает предположение, что, когда у Л. Гумпловича речь идет о борьбе коллективных целых, то, по сути, он говорит о борьбе между «самими интересами» социальных групп, стремящихся к удовлетворению своих потребностей [См.: 67].
Через два года после использования Н. Кареевым ряда идей JI. Гумпловича в своем исследовании, другой русский социолог П. Струве, предвосхищая издание его работы «Социология и политика» на русском языке, публикует на нее рецензию, анализируя немецкий оригинал этой работы, вышедшей в свет в 1891 году. В этой рецензии, опубликованной в 1892 году в журнале «Русское богатство» (№6), П. Струве кратко представляет идеи JI. Гумпловича, изложенные в его книги: о сущности социологии, истории как естественном процессе, политики как прикладной социологии, идеи о новейшей социологической литературы [См.: 139].
В 1908 году П. Струве пишет статью о JI. Гумпловиче для «Энциклопедического словаря», выходящего под редакцией Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Он уделяет основное внимание государствоведческим представлениям польско-австрийского ученого, и, в частности, справедливо отмечает, что Л. Гумплович высказал свои оригинальные взгляды на основные вопросы государствоведения, которые в его учении сливаются с социологией [См.: 138].
Действительно, государствоведческие воззрения занимают доминирующее положение в социально-политической концепции JI. Гумпловича. Неслучайно его идеи о государстве и праве были включены в учебные курсы по государствоведению Н. Чижовым [154], Н. Палиенко [109], И.Ивановским [54; 52; 51], К. Тахтаревым [141], которые читали лекции в учебных заведениях России и Европы в конце XIX - начале XX века.
Первое основательное исследование социологических идей JI. Гумпловича было произведено ведущим русским социологом М. Ковалевским. Он лично был знаком с JI. Гумпловичем, с 1894 года оба они являлись членами Международного Института социологии в Париже.
М. Ковалевский называет своего коллегу в числе известных лекторов немецких университетов, ставит в один ряд с признанными сегодня классиками социологии - Г. Зиммелем и Э. Дюркгеймом. Он обращается к идеям Л. Гумпловича в своих работах «Современные социологи» (1905; 1997) и «Очерке истории развития социологии в конце 19-начале 20 века» (1914-1916) и ряде других работ.
В работе «Современные социологи» М. Ковалевский проводит сравнительный анализ социологической концепции Л. Гумпловича с теориями Э. Дюркгейма и Г. Зиммеля. Он последовательно и полно изложил основные идеи Л. Гумпловича, высказанные им в его работах «Основы социологии», «Расовая борьба», «Очерк истории социологии», «Социология и политика». Особое внимание М. Ковалевский уделяет его пониманию предметной области социологической науки. Ни Дюркгейм, ни Зиммель, - приходит к выводу Ковалевский, - «не раскрывают перед нами того пути, каким они пришли к выделению в особую группу социальных явлений, как представляющих собою в психическом отношении нечто отличное от суммы психических процессов отдельных индивидов в них участвующих. Это делает один Гумплович» [75].
После выхода в свет фундаментального сравнительного исследования М. Ковалевского, издается социологический тракт Н. Кареева - «Введение в изучение социологии» (1907). В нем, по-видимому, впервые в отечественной социологии Л. Гумплович введен в рамки направления социал-дарвинизма [67]. Впоследствии М. Ковалевский в работе «Дарвинизм в социологии» (1910) продолжил эту линию исследования идей Л. Гумпловича [74]. Тем не менее, уже в 1928 году в работе «Современные социологические теории», вышедшей в США, П. Сорокин вписал его идеи, наряду с теорией Э. Дюркгейма и представителей формального направления, в рамки «социологической» школы [182]. Эта позиция, однако, не закрепилась в социологии. В последующие годы стала общепринятым причислять Л. Гумпловича к направлению социал-дарвинизма. Предложенный формат рассмотрения социологии Л. Гумпловича сохраняется по сегодняшний день [29; 30; 31 63; 64; 83].
Кроме этого, прослеживается его влияние на другие области социальных наук, что позволяет говорить о междисциплинарном характере его идей. С первых десятилетий XX века его концепция привлекает специалистов из смежных наук: правоведения, экономики [13; 48; 62; 98]. В частности, С. Солнцев, специалист в области экономических наук, исследовал теорию социального расслоения общества Л. Гумпловича в контексте основных концепций социальной стратификации в истории социологии [128].
Вместе с тем, в отечественной литературе XX века интерес к нему проявлялся редко. Отчасти это было связано с особенностями советской эпохи, присущими ей цензурными стеснениями, настороженным отношением к западной социологии вообще. В советской литературе его зачисляли под вывеску «социал-дарвинизма», «расизма», и, поэтому, его идеи были отодвинуты на периферию социологии.
Статья профессора А. Болотникова «Социологическая доктрина Л. Гумпловича», опубликованная в 1926 году в журнале «Под знаменем марксизма» (№ 7-8), является второй (после сравнительного исследования М. Ковалевского) и на сегодняшний день последней работой в отечественной науке, в которой основательно исследуются идеи Л. Гумпловича. Автор обширной статьи обстоятельно и критически разбирает основные положения его социологии. А. Болотников критикует идеи Л. Гумпловича с точки зрения марксисткой теории за «поверхностность» в использовании им метода наблюдения в социологии,, метафизический образ мышления при создании категории «абстрактно-конкретного», которая относится к социальному факту. Вместе с тем, подчеркивает положительное значение для развития науки идей
Л. Гумпловича об определяющей роли социального в жизни человека и антагонизма, борьбы в жизни общества [См.: 10].
В социологии интерес к идеям Л. Гумпловича не был стабильным (возможно, определенное исключение представляет американская социология, где интерес к его теории устойчив с конца XIX века). Определенные всплески интереса наблюдались в начале прошлого века, затем в 60-70-е годы. В эти годы появились исследования социологии Людвига Гумпловича - в России в 1905 (М. Ковалевский) и 1926 году (А. Болотников), в Польше (А. Гелла) и США (И. Горовитц) - в 60-е годы. Их исследования говорят об интересе к идеям Л. Гумпловича, однако, они недостаточны, чтобы дать полное представление о его месте в истории социологии. Эти исследования были сделаны давно, с учетом политической и научной ситуации того времени. В целом, научная литература о польско-австрийском социологии носит ознакомительный характер.
Степень разработанности темы указывает на не изученность проблемы диссертационного исследования, отсутствие комплексного, всестороннего осмысления социологии польско-австрийского теоретика. Этот пробел в социологии отчасти и призвана восполнить настоящая диссертация.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование актуальных для современной науки идей, которые формируют социологическую концепцию Л.Гумпловича. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить идейные истоки социологии Л. Гумпловича и ее связь с научными поисками конца XIX - начала XX века, прежде всего, с позитивизмом, марксизмом, дарвинизмом, этнологией А. Бастиана и государствоведческими теориями Р. Иеринга и Л. Штейна.
2. Дать анализ теоретико-методологических основ его социологии, выявить особенности применяемой им терминологии, методов исследования, оценить его трактовку социологии мышления, индивида, социальной группы, конфликта.
3. Изучить основные аспекты политической социологии Л. Гумпловича, его консерватизма, его анализа политики, государства, права, национальности, гражданского общества, национальной автономии, войны.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются социологические идеи Л. Гумпловича, представленные в его основных текстах. Предметом исследования являются теория социальных групп, теория конфликта и политическая социология Л. Гумпловича, рассмотренные в контексте развития современной социологической мысли.
Методологические основания исследования. Поскольку для достижения цели исследования необходимо проанализировать работы, созданные на протяжении нескольких десятилетий и в различных социально-исторических условиях, в качестве общей методологической базы исследования выбраны сравнительно-исторический и системный подходы. Это предполагает исследование идейных истоков теории Л. Гумпловича, основных принципов его социологии, методологического инструментария, актуальных для современности идей ученого путем сопоставления теоретических положений его социологии и современных ее результатов.
Источниковой базой диссертации являются социологические тексты Л. Гумпловича; критические тексты, посвященные осмыслению его социологии; а также тексты ученых, разрабатывающие проблемы, аналогичные разрабатываемым Л. Гумпловичем.
Первая работа Л. Гумпловича - «Rasse und Staat» («Раса и государство») вышла в свет в 1875 году. Название этой работы было изменено на название «Социологическая идея государства» в 1881 году. А в 1907 году она была дополнена J1. Гумпловичем и издана как «Общее государственное право». В работе «Раса и государство» JT. Гумплович впервые формулирует идею о том, что двигателем истории является борьба групп (в его специфической терминологии «борьба рас»). Эта идея нашла свое завершение в работе: «Der Rassenkampf» (1883; «Борьба рас»). Уже впервой работе Гумплович высказал свои самостоятельные социологические воззрения, дальнейшее развитие которых происходит в «System sociologii» (1887; «Система социологии»), «Grundriss der Soziologie» (1885; «Основы социологии»), «Soziologie und Politik» (1895, «Социология и политика»), «Geschichte der Staatsttheorien» (1905, «История государствоведения»), «Die soziologische Staatsidee» (1902, «Социологическая идея государства»), а также в изданной посмертно работе «Sozialphilosophie im Umriss» («Очерк социальной философии»). J1. Гумплович почти на десять лет опередил Э. Дюркгейма с его программной работой «Правила социологического метода» (1895) с утверждением принципа методологического социологизма: объяснять социальное социальным. Особое место среди работ Л. Гумпловича занимает «Очерк истории социологии», созданный во второй половине 90-х годов. Он представляет одну из первых концепций написания историко-социологических работ в науке. Наряду с названными трудами, Л. Гумплович создал серию работ в области теории права и государства. С социологической точки зрения представляют интерес «Rechtstaat und Socialismus» (1881; «Правовое государство и социализм»), где он дал критику научного социализма. А также «Allgemeines Staatsrecht» (1877; 1897; «Общее государственное право»). В этой работе представлены результаты его предыдущих исследований по вопросам государства и права.
Последняя авторитетная публикация работы Л. Гумпловича - это перевод второго издания его труда «Основы социологии» (1905), осуществленный в США в 1963 году. Отличие его от первого издания этой работы состоит в том, что Л. Гумплович дополнил ее четырьмя новыми главами: «Метод социологии», «Позитивистская этика», «Обязанности и права», «Назначение философии истории». В предисловии к этому изданию американский социолог И. Горовитц отметил, что работа Л. Гумпловича должна быть помещена в один ряд с наиболее важными социологическими текстами стадии становления социологии, наравне с работой Э. Дюркгейма «Правила социологического метода».
На русский язык переведены основные работы Л. Гумпловича: «Социология и политика» (1895), «Социологические очерки» (1899), «Основы социологии» (1899), «Очерк по истории социологии» (1899), «Национализм и интернационализм в XIX веке» (1906), «Общее учение о государстве» (1910), «Ибн Хальдун, арабский социолог XIV века» (Научное обозрение, 1898, №2), «Индивидуум, группа, среда» (Жизнь, 1899, Т. 8). Его работы не переиздавались в России с 1910 года. Настоящее диссертационное исследование способствует прояснению содержания его работ, которые являются актуальными и сегодня.
Научная новизна результатов работы состоит во введении в научный оборот социологических идей значительной фигуры социологии конца XIX- начала XX в. Людвига Гумпловича, в демонстрации актуальности его идей для развития современной социологии. В диссертации впервые в отечественной социологии произведено всестороннее исследование и осмысление социологической концепции Л. Гумпловича на основе детального анализа его трудов путем выявления актуальных сегодня идей, которые ее формируют. Научная новизна обусловлена системностью анализа работ Л. Гумпловича, критических работ, посвященных осмыслению его социологии; авторским представлением социологии Л. Гумплович; анализом идейно-теоретических истоков, теоретико-методологических основ его социологии - теории социальных групп, теории конфликта, методологии «группизма» (термин им созданный) и его политической социологии (государство, политика, национальность, национальная автономия, война, гражданское общество); рассмотрением Л. Гумпловича как одного из предшественников современных теорий социальных групп, конфликта, политической социологии; перспективностью дальнейшего исследования социологии Л. Гумпловича; введением в научный оборот ряда новых, не рассматривавших ранее источников.
Положения, обладающие научной новизной, состоят в следующем:
1. Впервые в историко-социологической литературе системно рассмотрены идейные истоки социологии Л. Гумпловича. В его социологической концепции выявлены элементы позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, дарвинизма, теории классов К. Маркса, этнологических воззрений А. Бастиана, политико-правовых концепций Л. фон Штейна и Р. Иеринга.
2. Определена роль Л. Гумпловича в формировании современных теории социальных групп и теории конфликта в социологии. В связи с этим показано место его конфликтной модели социальной реальности, элементом которой является социальная группа, в социологии.
3. Впервые системно рассмотрена методология «группизма» Л. Гумпловича и определено значение для его социологии принципа методологического объективизма, общих и специально-социальных законов, ряда индуктивных методов исследования (наблюдения, сравнительно-исторического и этнологического) в рамках позитивизма XIX века.
4. Показано влияние Л. Гумиловича на формирование современной политической социологии. В частности, в тех ее разделах, в которых исследуются проблемы государства, права, политики, гражданского общества, национальной автономии, национальности, войны.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты способствуют более полному освоению истории социологической мысли, служат источником новых идей и гипотез в социально-политических науках. Материал, содержащейся в диссертации, может быть использован при подготовке учебных программ и пособий по курсам истории социологии, политической социологии, социологии конфликта, отдельных спецкурсов. Он особенно актуален при анализе национальной специфики социологии в Австрии, Германии и Польше. Предполагается, что теоретические положения и результаты исследования, содержащиеся в диссертации, окажутся полезными для дальнейшего исследования социологии Л. Гумпловича.
Апробация работы. Отдельные положения работы обсуждались на научных семинарах, конференциях, на Первом Всероссийском конгрессе по социологии в Санкт-Петербургском государственном университете (2000), Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена (2000, 1999), в Самарском государственном университете (1998). Фундаментальные идеи социологии Л. Гумпловича, рассмотренные в диссертации, были включены в лекционный курс «Современная западная социология», который читается на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета 12 сентября 2002 г. и была рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий порядок и способ изложения обусловлен целью и задачами исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 413 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz