Четверг, 19.09.2024, 05:58
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Совершенствование экологической культуры педагога дополнительного образования в условиях областного экологического центра. бесплатно
03:54
Скачать Совершенствование экологической культуры педагога дополнительного образования в условиях областного экологического центра. бесплатно

Совершенствование экологической культуры педагога дополнительного образования в условиях областного экологического центра

Диссертация

Автор: Измайлова, Диля Зарифулловна

Название: Совершенствование экологической культуры педагога дополнительного образования в условиях областного экологического центра

Справка: Измайлова, Диля Зарифулловна. Совершенствование экологической культуры педагога дополнительного образования в условиях областного экологического центра : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Измайлова Диля Зарифулловна; [Место защиты: Ульян. гос. ун-т] Ульяновск, 2007 315 c. : 61 07-13/2827

Объем: 315 стр.

Информация: Ульяновск, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
11 Эволюция мировоззренческих представлений о развитии экологической культуры личности в контексте цивилизационных проблем
12 Экологическая культура в структуре профессиональной культуры педагога дополнительного образования
13 Реализация проектно-созидательных технологий как основа совершенствования экологической культуры педагога в системе дополнительного образования детей
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ
21 Организационная структура и экогуманистическая модель совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования в условиях областного экологического центра
22 Критериальная характеристика и мониторинг эффективности процесса совершенствования экологической культуры педагога в учреждении дополнительного образования детей
23 Педагогические условия совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования в областном экологическом центре

Введение:

Актуальность исследования. На современном этапе развития мировое сообщество приходит к пониманию, что одной из главных причин возникновения глобального экологического кризиса является низкий уровень культуры, в том числе экологической. Стало вполне очевидным фактом, что культура технократического общества, во многом исчерпав свои возможности, привела к разрушению хрупкого равновесия среды обитания человека, оказалась неспособной поддерживать уровень отношений, необходимый для обеспечения стабильности цивилизационного развития, поставив тем самым человечество на грань выживания. Новая стратегия развития цивилизации связывается с экогу-манитарной парадигмой, гуманизацией общественного сознания, приоритетностью духовных ценностей, повышением уровня развития экологической культуры человечества. Поэтому в новом, XXI веке экологическое развитие личности становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором государственной образовательной политики, поскольку во многом выступает не только средством сохранения природы, но и человеческой цивилизации в целом.
Система отечественного образования, сформировавшая «покорителей природы», сегодня имеет затруднения в своем развитии: природные ресурсы страны оказались исчерпанными, а воображаемое подчинение природной стихии человеку обернулось глубочайшими нарушениями экологического равновесия и привело к разрушению экосистем. Это закономерный результат образовательной стратегии, когда воспитание «природопользователей» основывалось на противопоставлении Человека и Природы, преобладании утилитарно-практического отношения к последней. Однако рациональное природопользование - это понимание экологической культуры в самом узком смысле. В широком смысле экологическая культура составляет новое содержание общечеловеческой культуры, основанное на приоритете универсальных ценностей - Земля, Природа, Жизнь, Человек, Здоровье. Экологическая культура, проявляясь в системе ценностных ориентаций и мотивируя экологически обоснованное поведение, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой.
Изучению философских и методологических аспектов экосоциального бытия современного человечества посвятили свои труды Г.Д. Азроянц, Б.Г. Ананьев, Т.А. Волобуева, Э.В. Гирусов, С.Д. Дерябо, С.Б. Лавров, И.Д. Лаптев, A.A. Макареня, H.H. Моисеев, Е.В. Никонорова, Н.Ф. Реймерс, A.B. Сахно, П.А. Сорокин, В.П. Тугаринов, А.Д. Урсул, О.Н. Яницкий и др. Рассматриваемое научно-педагогическое направление привлекает серьезное внимание специалистов из разных областей. Сегодня проблемам экологического образования посвящено большое количество исследований методологического и теоретического характера (И.Ю. Алексашина, C.B. Алексеев, А.Г. Асмолов, C.B. Браги-на, А.Г. Бусыгин, М.И. Васильева, С.Н. Глазачев, И.В. Игнатович, Г.Н. Каропа, Т.С. Комиссарова, В.Н. Кузнецов, И.Т. Суравегина и др.).
Особенностью современных концепций экологического образования является культурологический подход к экологической проблематике, рассмотрение экологической культуры как психолого-педагогического феномена. Экологическая культура личности представляет сложное интегративное образование, ядро которого составляют экогуманистическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устойчивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы. При этом поведение и деятельность выступают тем индикатором, который показывает степень практической реализации экогуманистического мировоззрения. Формирование экологической культуры определяет стереотип поведения личности, убеждает человека жить в гармонии с природной средой, что соответствует концепции устойчивого развития. Эти вопросы рассматриваются в трудах ученых и педагогов: Л.П. Анастасо-вой, О.Н. Бурмыкиной, A.A. Вербицкого, Н.Ф. Винокуровой, Ю.Ю. Галкина, С.Н. Глазачева, Л.Ф. Греханкиной, В.П. Казначеева, О.Г. Козьмина, Д.С. Лихачева, Н.М. Мамедова, В.В. Мосолова, В.В. Николиной, Е.В. Никоноровой, И.Н.
Пономаревой, Л.П. Симоновой-Салеевой, О.Г. Тавстуха, О.Ю. Тимофеевой, Б.А. Титова и др.
Расширение предметного поля экологической науки, проникающая экологизация гуманитарных областей знания привели к содержательному переосмыслению понятия «экологическое образование», во многом способствовали формированию таких научно-образовательных направлений как «экологическая культурология», «витагенное образование», «педагогическая экология и психология», «антропоэкология» (A.C. Белкин, С.Д. Дерябо, A.A. Макареня, В.А. Левин и др.).
В последние годы развитие экологической культуры личности стало рассматриваться как приоритетная цель экологического образования учащихся (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Игнатова, И.Т. Суравегина, Г.П. Сикорская и др.).
В настоящее время в педагогике идет бурный поиск эффективных методов, средств, условий, приемов, моделей для формирования и становления экологической культуры личности, гармонично вписывающейся в окружающую среду. Такой целенаправленный поиск сталкивается с рядом проблем, связанных с подготовкой квалифицированных педагогических кадров, совершенствованием их профессиональной культуры, техники проведения научно-исследовательских работ по экологии, изучением экологических проблем своей местности, с созданием педагогических условий для успешного развития экогуманистиче-ского мировоззрения у своих учеников, выработки экологически оправданного поведения, которое должно проявляться в природоохранной деятельности в последующей их жизни.
Вопросы совершенствования профессиональной деятельности педагогов нашли своё отражение в трудах A.A. Деркача, Н.И. Калакова, Е.А. Кузьминой, Л.Г. Лаптева, Ю.М. Лившица, В.И. Лушникова, А.К. Марковой, С.Н. Митина, Н.Д. Никандрова, А.П. Ситникова, В.А. Сластёнина, В.Д. Шадрикова, E.H. Шиянова, Н.Б. Шмелёвой, Т.Л. Ядрышниковой, И.С. Якиманской и др.
Концептуальные идеи и педагогические технологии современного экологического образования представлены в работах И.Ю. Алексашиной, С.Н. Гла-зачева, Э.В. Гирусова, И.Д. Зверева, Д.Н. Кавтарадзе, Н.М. Мамедова, H.H. Моисеева, Г.П. Сикорской и др.
Обширная литература посвящена изучению частнометодических вопросов в экологическом образовании (Т.А. Бабакова, Ф.М. Баканина, Н.Ф. Винокурова, E.H. Дзятковская, Н.В. Добрецова, А.Н. Захлебный, Г.А. Костецкая, И.Н. Пономарева, В.А. Радкевич, А.П. Сидельковский, Л.П. Симонова, А.П. Столбин, О.Ю. Тимофеевой, З.И. Тюмасева, Е.В. Тутынина, Р.Д. Хабибуллин, Ю.А. Шаронова, В.А. Ясвин и др.).
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, экологизация российского образования происходит достаточно бессистемно. До настоящего времени в России, равно как и в большинстве ее регионов, отсутствует единая политика в области экологического образования, обозначены лишь контуры и отдельные ведущие идеи единой государственной системы непрерывного экологического образования. Кроме того, понимание экологического образования как некой части образования общего, содержательно исчерпываемого учебным предметом «Экология», факультативами экологической направленности и экологизацией естественнонаучных дисциплин (в частности, биологии), оказалось непродуктивным. Школьная действительность убедительно показала тщетность попыток формирования экологической культуры учащихся только за счет обозначенных мер. Однако педагогическая практика экологического развития личности до сих пор реализуется главным образом в рамках биологизаторского подхода.
Важнейшим социальным институтом, формирующим экологическую культуру и совершенствующим механизмы ее наследования, является система дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования, интегрируя базовое и дополнительное образование, обладают значительным потенциалом экологического развития личности, способной воспринимать и осуществлять в своей жизнедеятельности идеи коэволюции природы и общества, ориентированной на непрерывное творческое саморазвитие, способной не только адаптироваться к быстроменяющимся цивилизационньш условиям, но и обеспечивать приоритет экогуманистических ценностей в системе «человек -общество - природа». В системе дополнительного образования детей создается та самая атмосфера комфортности и уюта - «ситуация успеха», по JI.C. Выготскому, партнерские отношения между педагогом и обучающимся, которые, несомненно, способствуют гуманизации отношений, воспитанию и гражданскому становлению личности.
Теоретико-методологические аспекты дополнительного образования детей рассматривали З.А. Андросова, В.А. Березина, Н.В. Борисанова, В.В. Гладков, В.А. Горский, О.И. Донина, Е.Б. Евладова, В.А. Карнаухов, М.Р. Катукова, С.С. Качалина, O.E. Лебедев, Л.Г. Логинова, Л. Ляшко, В.И. Панов, Г.Н. Попова, М.И. Рожков, Е.В. Серединцева, H.A. Соколова, Д.В. Татьянченко, Б.А. Титов, А.Б. Фомина, Н.И. Фуникова, И.И. Фришман, Л.Н. Ходунова и др.
Экологическими проблемами в системе дополнительного образования де-. L тей занимались Н.Ф. Бочкарева, И.Л. Былицкая, Н.В. Добрецова, О.Г. Тавстуха, О.Ю. Тимофеева, А.П. Тимофеев, Р.Д. Хабибуллин, Ю.А. Шаронова и др.
В их работах много ценного, полезного, они содержат значительный теоретический и практический эколого-формирующий потенциал. Однако научные знания в них нуждаются в систематизации, структурировании, адаптации к практике учреждения дополнительного экологического образования, а проблема совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования до настоящего времени не являлась предметом самостоятельного педагогического исследования.
Несмотря на то, что у дополнительного образования имеется прочный фундамент и замечательные традиции внешкольного образования и воспитания, внеурочной работы с учащимися, все-таки следует заметить, что наука о собственно дополнительном образовании - молодая область научного познания. В связи с малочисленностью выполненных исследований в сфере дополнительного образования на сегодняшний день еще трудно определенно выделить научные школы и направления в разработке проблем дополнительного образования, в том числе и экологического. К тому же следует отметить, что экологическое развитие учащихся в системе дополнительного образования, несмотря на предпринимаемые инновационно-педагогические усилия, продолжает во многих учреждениях по своей сути оставаться технократическим: новая методология и философия во многом остаются декларацией, а содержание экологического образования, формируя разрозненные, фрагментарные знания и зачастую не связанные между собой представления о мире, не обеспечивают условий для развития личности с высокой экологической культурой.
Значительно обостряет эти проблемы сложившийся в новых социально-экономических условиях комплекс противоречий общеметодологического и педагогического характера, требующих эффективного и скорейшего разрешения: между обеспечением развития российского общества, находящегося в прямой зависимости от образовательного и культурного потенциала подрастающего поколения, его потребностью в личности, обладающей высокой экологической культурой, строящей свою деятельность и поведение согласно требованиям экологического императива, и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке; между имеющимся практическим опытом экологического образования, внешкольного воспитания и детского экологического движения, накопленным на разных этапах становления и развития отечественной системы дополнительного образования, и сложностью его использования в современных условиях из-за смены образовательных и экологических парадигм и стратегий; между традиционным содержанием дополнительного экологического образования и необходимостью актуализации его гуманитарной составляющей; между широкими возможностями, большим воспитательным и развивающим потенциалом дополнительного экологического образования, востребованностью инновационных педагогических технологий, стимулирующих развитие экологической культуры детей и подростков, и низкой их эффективностью, связанной с неадекватным уровнем разработки и внедрения в практику дополнительного экологического образования, с недостаточным теоретикометодологическим обоснованием его содержания, используемых подходов, форм, методов и технологий.
С учётом этих и других противоречий сделан выбор темы исследования: «Совершенствование экологической культуры педагога дополнительного образования в условиях областного экологического центра», сформулирована его научная проблема: каковы теоретико-методологические основы, организационная структура и педагогические условия совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования в экологическом центре? Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: постдипломная подготовка педагогов дополнительного экологического образования.
Предмет исследования: процесс совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования в условиях областного экологического центра.
Гипотеза исследования. Процесс совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования в условиях областного экологического центра будет более эффективным, если: исходя из принципов приро-до- и культуросообразности, гуманизации и гуманитаризации, дополнительности, вариативности и регионализации, являющихся приоритетными в дополнительном экологическом образовании, будут определены роль и место экологической культуры в структуре профессиональной культуры педагога дополнительного образования; разработана модель процесса совершенствования экологической культуры педагога-эколога, отражающая основные компоненты и функции экологической культуры; обеспечено его научно-методическое сопровождение, а также педагогические условия успешной реализации проектно-созидательных экологических технологий, основанных на интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний; разработана критериальная характеристика, необходимая для осуществления его качественного мониторинга в областном экологическом центре.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:
1. На основе изучения эволюции мировоззренческих представлений о развитии экологической культуры личности в контексте цивилизационных проблем определить ее роль и место в структуре профессиональной культуры педагога дополнительного образования.
2. Раскрыть организационную структуру областного экологического центра и разработать экогуманистическую модель совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования.
3. Раскрыть содержательную и процессуально-инструментальную стороны проектно-созидательных экологических технологий, реализуемых в системе дополнительного образования детей.
4. Разработать критериальный аппарат, необходимый для качественного мониторинга эффективности процесса совершенствования экологической культуры педагога в учреждении дополнительного образования детей.
5. Выявить педагогические условия совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования в областном экологическом центре и разработать его научно-методическое обеспечение.
Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира, о взаимодействии человека с природой, основанные на идеях и принципах русского космизма, универсальной этики и философии всеединства (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский, А. Швейцер и др.); научные исследования в области современного эволюционизма и социоестественной истории (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, Э. Ласло, H.H. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул и др.); современные концепции экологического образования, общенаучные положения о целостном, системном, диалектическом подходах, разработанных в науке (философии, педагогике, экологии, общей теории систем и в других отраслях науки), экологические идеи о коэволюции человека и природы, о переходе от антропоцентрического к экоцентрическому типу экологического сознания, к Теоретическим фундаментом исследования явились достижения современного экологического образования, относящиеся к исследуемой проблеме и изложенные в трудах C.B. Алексеева, А.Г. Бусыгина, Н.Ф. Винокуровой, С.Н. Глазачева, С.Д. Дерябо, Н.В. Добрецовой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной, О.Г. Тавстуха, Е.В. Тутыниной, В.А. Левина и ДРj Исследование велось в контексте теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, J1.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элько-нин и др.), теории гуманизации и личностной ориентации образования (Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Кулюткин, К. Роджерс, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.), теории компетентностного образования (М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, Л.А. Петровская, Г.К. Селевко, Г.Г. Скоробога-това, A.B. Хуторской), теории поэтапного усвоения умственных и практических действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теории управления педагогическими процессами (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, С.Н. Ми-тин, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова), теорий уровневой дифференциации процесса усвоения знаний (В.П. Беспалько, С.Л. Рубинштейн) и формирования мотивации учения (А.К. Маркова); концепции профессионально-( личностного развития (Н.Ш. Валеева, Б.С. Гершунский, A.A. Деркач, Н.И. Калаков, Н.Б. Шмелева), концепции дополнительного образования детей и концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года; современных подходов к организации дополнительного образования детей (З.А. Андросова, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, O.E. Лебедев, Л.Г. Логинова, Л. Ляшко, М.И. Рожков, И.И. Фришман и др.).
Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов иссле-Г дования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: методы теоретического анализа (историографический, монографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование), опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), диагностические методы (тестирование, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки), обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение), праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности), экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперимент), изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение и анализ инструктивно-методических документов, методы математической статистики и обработки результатов исследования, кластерный анализ, Интернет-поиск.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступил областной экологический центр и его структуры в городе Ульяновске и Ульяновской области.
Исследование проводилось с 2002 по 2007 г.г. в несколько этапов.
Первый этап - 2002-2003 г. г. Изучение и анализ государственных и региональных программ, нормативных актов, относящихся к сфере дополнительного экологического образования. Выявление противоречий и нерешенных задач, определение подходов, исходных принципов и основных направлений исследовательского поиска, формулировка его общей гипотезы. Изучение основных этапов эволюции мировоззренческих представлений о развитии экологической культуры личности в контексте цивилизационных проблем. Выявление ее роли и места в структуре профессиональной культуры педагога дополнительного образования.
Второй этап - 2004-2005 г. г. Разработка общей концепции исследования, его научного и критериального аппаратов, экогуманистической модели совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования, спроектированной с учетом изучения региональных экологических проблем в дополнительном экологическом образовании, ее апробация на базе Ульяновского областного экологического центра и его филиалов в районах города и области. На этом этапе структурированы научные знания в данном направлении, раскрыта организационная структура областного экологического центра, осуществлялась плановая методическая подготовка педагогов дополнительного образования, проводились семинары и практикумы по проблеме исследования, осуществлялась констатирующая часть (первичная диагностика) эксперимента.
Третий этап - 2006-2007 г. г. Осуществление мониторинга, диагностика на заключительном этапе эксперимента, опытно-экспериментальное обоснование эффективности процесса совершенствования экологической культуры педагогов дополнительного образования на базе областного экологического центра. Анализ и обработка результатов мониторинга и полученных эмпирических данных, выявление педагогических условий успешной реализации проектно-созидательных экологических технологий. Издание методических рекомендаций и монографии «Проектно-созидательные экологические технологии как основа совершенствования профессиональной культуры педагога дополнительного образования в областном Экоцентре». Оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования выражается в том, что в нём:
• выявлен и обозначен комплекс противоречий общеметодологического и педагогического характера, требующих эффективного и скорейшего разрешения: между потребностью общества в личности, обладающей высокой экологической культурой, строящей свою деятельность и поведение согласно требованиям экологического императива, и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке; между имеющимся практическим опытом экологического образования и сложностью его использования в современных условиях из-за смены образовательных и экологических парадигм и стратегий; между традиционным содержанием дополнительного экологического образования и необходимостью актуализации его гуманитарной составляющей; между широкими возможностями, большим воспитательным и развивающим потенциалом дополнительного экологического образования, востребованностью инновационных педагогических технологий, стимулирующих развитие экологической культуры как педагогов, так и обучаемых, и низкой их эффективностью, связанной с неадекватным уровнем разработки и внедрения в практику дополнительного экологического образования, с недостаточным теоретико-методологическим обоснованием его содержания, используемых подходов, форм, методов и технологий;
• предложенная экогуманистическая модель совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования, отражающая основные компоненты и функции экологической культуры личности, спроектированная с учетом специфики регионального дополнительного экологического образования, создает возможность охватить в единой системе взаимосвязь ее основных блоков (структурно-функционального, организационно-методического и проектно-созидательного), предопределена направленностью на преобразующую деятельность и экологически обоснованное поведение и способствует осуществлению идеи коэволюции природы и общества;
• разработан критериальный аппарат, необходимый для качественного мониторинга эффективности процесса совершенствования экологической культуры педагога в учреждении дополнительного образования детей, включающий мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-эстетический и опера-ционально-деятельностный критерии, объединенные в интегральный критерий «экологическая компетентность педагога дополнительного образования», сформированность которого отражает экогуманистическую оптимизацию взаимодействия с окружающей природной средой; выявлены уровни (адаптивный, продуктивный и креативный), а также показатели их сформированности;
• выявлена совокупность педагогических условий (общих, частных и специфических) эффективности процесса совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования в областном экологическом центре.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• содержащаяся в нем упорядоченная совокупность идей и принципов, целей и задач, понятий и положений, методов и подходов, приоритетов и основных направлений, этапов и педагогических условий может быть квалифицирована как решение проблемы теоретико-методологического обоснования процесса совершенствования экологической культуры педагогов дополнитель-I ного образования в экологическом центре, структуризации научного знания в данном направлении;
• на основе теоретического анализа проблемы исследования выявлены роль и место экологической культуры в структуре профессиональной культуры педагога дополнительного экологического образования, выявлена специфика и дана структурно-функциональная характеристика процесса совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования экологического профиля, раскрывающая ее основные компоненты (ценностно-смысловой, когнитивный, эмоционально-эстетический и операционно-деятельностный) и функции (гуманистическую, ориентационную, нормативно-регулятивную, познавательную, информационную, коммуникативную, художественно-эстетическую, эмоционально-чувственную, организаторскую, исследовательскую, технологическую и прогностическую);
• методологическое обеспечение процесса совершенствования экологической культуры педагога в системе дополнительного образования построено на реализации двух методологических функций: дескриптивной функции, направленной на структуризацию научного знания, ретроспективный анализ уже осуществленных процессов научного познания, и прескриптивной функции, направленной на регуляцию деятельности в области экологического образования; в целостной структуре организованного на базе Ульяновского областного экологического центра процесса совершенствования экологической культуры педагога-эколога нашли отражение все уровни методологического знания: философский, представленный аксиологическим подходом; общенаучный, представленный системным и междисциплинарным подходами; конкретно-научный, представленный личностным, деятельностным, полисубъектным /диалогичес-1 ким/, культурологическим, этнопедагогическим и антропологическим подхода-1 ми, и технологический, представленный натуралистическим, инвайроменталь-ным и эколого-созидательным подходами;
• раскрыты содержательная и процессуально-инструментальная стороны проектно-созидательных экологических технологий, реализуемых в системе дополнительного образования детей с помощью группы методов, связанных с развитием экологических знаний (метод образной картины мира, метод экологических ассоциаций, метод художественной репрезентации природных объектов), экогуманистического отношения к миру природы (методы экологической идентификации, экологической рефлексии, экологической эмпатии), индивидуальных способов взаимодействия с природой (методы экологических ^ экспрессий, ритуализации экологической деятельности, экологической заботы).
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
• обозначены основные методологические подходы к моделированию процесса совершенствования экологической культуры педагогов в областном экологическом центре, отражающие качество методического сопровождения, степень технологизации и результативность природоохранной и преобразующей деятельности в системе дополнительного экологического образования;
• раскрыта организационная структура областного экологического центра, включающая отделы: начального экологического образования; общей экологии; экологии домашних и диких животных, социальной экологии, деятельность которых курирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе, и методическую службу, включающую методистов: по организации работы музея естественной истории; по организации исследовательской работы учащихся об> ласти; по изучению и охране растительного мира; по изучению и охране животного мира; по разработке областных проектов; по развитию общественного детского экологического движения «ЮНЭКО»; по связям с общественностью и средствами массовой информации; по программному обеспечению образовательного процесса, деятельность которых курирует заместитель директора по научно-методической работе;
• в практику дополнительного экологического образования г. Ульяновска * и Ульяновской области внедрены интерактивные проектно-созидательные технологии: технология «погружения в природную среду»', экологического мониторинга (мониторинг изменения состояний окружающей среды; мониторинг воздействия на окружающую среду; мониторинг состояния здоровья населения); контекстного взаимодействия в социоприродном окружении (объединяющая педагогов дополнительного образования, ученых-экологов, учащихся учреждений дополнительного образования и других образовательных учреждений для организации социально-значимой экосообразной деятельности в социоприродном окружении); акустического освоения мира природы (реализующая эмоционально-чувственное постижение окружающего мира природы не только через различные направления и виды искусства, но и в процессе педагогически инструментованного взаимодействия с природой, формирующего умения слушать и слышать «музыку природы»); диалогические технологии (экологическая игра, эколого-психологический тренинг, экологические задачи, дискуссии и др.); многомерный диалог эколого-образовательных систем, который становится нормой взаимоотношений различных субъектов экологической деятельности, способствует расширению и обогащению научно-методического и информационного пространства в микросоциуме;
• планомерная организационная и научно-методическая работа по совершенствованию экологической культуры педагогов дополнительного образования в Ульяновском областном экологическом центре, включающая: организацию внебюджетной экологической школы, заочной экологической школы для удаленных сельских районов, дистанционного информационно-образователь-( ного центра для руководителей экологических классов районов города и области, школы молодого педагога дополнительного образования, постоянно действующего методического семинара по проектной деятельности, экологической практики для педагогов дополнительного образования и летних полевых лагерей, проведение в их рамках экологических конференций, конкурсов, круглых столов, консультаций по разработке новых образовательных программ и элективных спецкурсов, встреч с видными учеными-экологами, создание клубов по * различным направлениям экологической деятельности (общая экология, экологический велотуризм, ландшафтная экология, экология в народных традициях, экология растений, орнитология и др.), - способствует их личностному и профессиональному росту;
• разработанная комплексная программа «Экологическая культура педагога дополнительного образования», методические рекомендации по ее реализации в областном экологическом центре, издание методических рекомендаций и монографии «Проектно-созидательные экологические технологии как основа совершенствования профессиональной культуры педагога дополнительного образования», накопленный в ходе исследования эмпирический материал, разработанные анкеты, опросники, тесты и методики могут быть использованы в учреждениях дополнительного образования экологического профиля, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования;
• реализация критериального аппарата, разработанного на рефлексивной основе, создает предпосылки для качественного оценивания эффективности;, процесса совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования, а выявленные нерешенные проблемы и противоречия в допол нительном экологическом образовании позволили обозначить приоритетные направления его совершенствования, выявить педагогические условия, обеспе0 чивающие успешность его протекания.
Обоснованность и достоверность результатов исследования, его выводов и рекомендаций обеспечены четкостью исходных методологических позиций, междисциплинарным, системным, аксиологическим подходами научной методологии; важнейшим принципом диалектики - универсальностью взаимосвязей и развития всех процессов и явлений реального мира; единством научного знания, основных подходов в изучении педагогических явлений (личностного, деятельностного, полисубъектного, диалогического, антропологического, культурологического, этнопедагогического, комплексного) и технологических подходов (натуралистического, инвайронментального и эколого-созидательного); принципами концептуального единства, историзма, объективности; применением комплекса методов, адекватных объекту, целям, задачам и логике исследования; возможностью повторения опытно-экспериментальной работы; длительным характером исследования, позволяющим провести его тщательный количественный и качественный анализ; контрольным сопоставлением полученных I результатов с массовым педагогическим опытом.
Основные положения, выносимые на защиту:
• экологическая культура личности, является компонентом общечеловеческой культуры, интегрирующим экогуманистическое мировоззрение, систему экологических знаний и умений, способностей, отношений, ценностных ориентаций, которые в совокупности формируют целостную природоори
I ентированную картину мира и проявляются в эффективной природо- и человекосберегающей деятельности; экологическая культура педагога в учреждении дополнительного образования экологической направленности обусловливает наряду со специальной составляющей социальную, личностную и индивидуальную составляющие его профессиональной культуры, выступая одним из важнейших ее компонентов;
• экогуманистическая модель совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования, спроектированная с учетом специфики регионального дополнительного экологического образования, отражает основные компоненты (ценностно-смысловой, когнитивный, эмоционально-эстетический и операционно-деятельностный) и функции (гуманистическую, ориентационную, нормативно-регулятивную, познавательную, информационную, коммуникативную, художественно-эстетическую, эмоционально-чувственную, организаторскую, исследовательскую, прогностическую и технологическую) экологической культуры личности, создает возможность охватить в единой системе взаимосвязь ее основных блоков (структурно-функционального, организационно-методического и проектно-созидательного), предопределена направленностью на преобразующую деятельность и экологически обоснованное поведение и способствует осуществлению идеи коэволюции природы и общества;
• научно-методическое сопровождение и процессуально-инструментальная характеристика проектно-созидательных экологических технологий, интегрирующих естественнонаучные и гуманитарные знания и обеспечивающих усвоение социокультурного опыта гармоничного взаимодействия человека с при> родой, другими людьми, обществом и самим собой в процессе совершенствования экологической культуры педагога дополнительного образования;
• совокупность приоритетных педагогических условий (общих, частных и специфических), необходимых и достаточных для организации процесса совершенствования экологической культуры педагогов дополнительного образования, и критериальный аппарат, необходимый для осуществления его качест-\ венного мониторинга в условиях областного экологического центра.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в методических рекомендациях, монографии и научных статьях автора. Результаты проведенного исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических семинарах и конференциях различного уровня, заседаниях педагогических советов учреждений дополнительного образования, кафедры педагогики Ульяновского государственного университета, кафедры педагогики и психологии Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Результаты диссертационного исследования внедрены в практику областного экологического центра, его филиалов и структурных подразделений в городских и сельских районах Ульяновской области.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, за

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 246 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz