Четверг, 19.09.2024, 05:47
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Специфика эмоциональных характеристик детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. Украинец, Ольга бесплатно
08:43
Скачать Специфика эмоциональных характеристик детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. Украинец, Ольга бесплатно

Специфика эмоциональных характеристик детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития

Диссертация

Автор: Украинец, Ольга Викторовна

Название: Специфика эмоциональных характеристик детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития

Справка: Украинец, Ольга Викторовна. Специфика эмоциональных характеристик детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.02 Санкт-Петербург, 2003 192 c. : 61 04-19/372

Объем: 192 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2003


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
11 Психологическая структура и возрастные особенности речевой деятельности в норме и при расстройствах речи
12 Расстройства речи в дошкольном возрасте: классификация и интрапсихические синдромы
L3 Здоровье детей как актуальная практическая и теоретическая проблема современного общества
14 Особенности эмоциональной системы ребенка при нарушенных вариантах нервно-психического развития
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
21 Характеристика объекта исследования
22 Методики исследования
23 Методы статистической обработки результатов
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
31 Характеристика и сравнительный анализ оценки общего и невербального интеллекта у старших дошкольников с разным речевым и соматическим статусом
32 Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с разным речевым и соматическим статусом
321 Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нарушениями речевого развития
322 Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нормативным развитием
323 Оценка уровня вербального ассоциирования и нейропсихологическая оценка развития речи и речевых процессов у старших дошкольников с нарушенным соматическим развитием
33 Специфика эмоционального реагирования детей старшего дошкольного возраста с разным речевым и соматическим статусом
331 Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня личностной тревожности у старших дошкольников с нарушениями речевого развития
332 Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с нормативным развитием
333 Изучение особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических зрительных образов, оценка психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с нарушенным соматическим развитием
334 Сравнительный анализ результатов изучения особенностей эмоциональной категоризации хроматических и геометрических < зрительных образов, оценки психоэмоционального состояния и уровня тревожности у старших дошкольников с разным речевым и соматическим статусом
34 Оценка и сопоставительный анализ скоростных свойств и качества сенсомоторного реагирования на стимулы организованные во времени у детей с разным речевым и соматическим статусом
35 Анализ корреляционных связей
ГЛАВА 4 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность исследования
По данным медико-социальных исследований (Корсакова Н.К. др., 2002; Яременко Б.Р. и др., 1999; 2001; Бочарова Е.А. и др., 2002; Ахутина Т.В., 2002) за последние несколько лет значительно увеличилось число детей дошкольного возраста с нарушениями развития, в том числе речевого. Наиболее распространенными являются задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, проявляющиеся на фоне дизартрических компонентов и неврологической симптоматики. В логопедии и специальной психологии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом принято понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (Левина Р.Е., 1968). По международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) недоразвитие речи относится к блоку (F 80 - F 89) «Расстройства психологического развития» с кодом F-80.1, 5-го класса «Психические расстройства и расстройства поведения». Подобный диагноз, хотя и включает в себя несколько уровней, подразумевает весьма широкий спектр речевых нарушений, поэтому не является прогностичным в отношении будущего развития дефекта и адаптации дошкольника к последующим изменениям в его жизни.
По мнению А.Н. Корнева (1990, 1997) речь ребенка в процессе ее формирования подвержена влиянию неблагоприятных средовых факторов психологического и биологического характера, которые могут приводить к возникновению системного нарушения психического развития ребенка, включающего личность и эмоциональную сферу. Б.Р. Яременко (1999) также показано, что дефекты, обусловленные интранатальными повреждениями
ЦНС, «обрастают» вторичными отклонениями в физическом и психическом t развитии, и все это в комплексе ярко проявляется в более старшем возрасте.
Указанные нарушения наиболее четко, по мнению Б.Р. Яременко (1999), проявляются в виде задержки речи, а точнее - сенсорной и слухомоторной речевых функциях.
В связи с этим важной задачей является своевременная диагностика первичного дефекта речевого расстройства. Исследования в русле этого направления (Каменская В.Г., Томанов JI.B., 1996; Каменская В.Г., 2001; 2002; 2003) указывают на взаимосвязь церебральной организации речевого нарушения с психофизиологическими характеристиками развития, а именно со скоростью и качеством формирования сенсомоторной реакции. Еще И.М. Сеченов (1952), подчеркивая теснейшую связь процессов интеллектуальной деятельности и мышечной системы, указывал, что все многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению.
Известно, что дефект развития наиболее остро проявляется в ситуации адаптации к новым условиям деятельности. В связи с этим в последнее время среди исследователей различных специальностей стала очень популярной проблема психологической готовности ребенка к школе, а также подготовка ребенка с проблемами в развитии к обучению в общеобразовательной школе и адаптация его в обществе.
По мнению психологов и педагогов (Гуткина Н.И., 2000; Коптева О.Д., 2001) процесс перехода дошкольника к «школьному детству» в большинстве случаев не бывает безболезненным даже для нормативно развивающихся детей. Он связан со значительными психическими нагрузками и во многом « определяет дальнейшую успешность обучения и социализации ребенка. Особенно остро эта проблема проявляется в отношении детей, обучающихся в системе специальных дошкольных учреждений, в частности, в логопедических группах детских садов для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Практические наблюдения показывают (Коптева О.Д., 2001), что даже при успешной коррекции речевого недоразвития у выпускников логопедических групп чаще возникают трудности адаптационного периода, отмечаются проблемы в обучений. Гуменная Г.С. (1991) указывает, что у детей с общим недоразвитием речи при достаточно высоких возможностях к усвоению знаний отмечается крайне низкая степень ее реализации в практической деятельности. При этом автор выявила, что ведущей недостаточностью в структуре учебной деятельности является щ мотивационно-регуляторные расстройства: недостаточная психическая активность, быстрая утомляемость, истощаемость, расторможенность. По мнению Е.М. Мастюковой (1991) у дошкольников с общим недоразвитием речи процесс обучения затрудняют нарушения эмоционально-волевой сферы, так как наблюдения показывают, что у дошкольников с общим недоразвитием речи при переходе к школьной системе обучения на первый план выступает эмоционально-волевая составляющая школьной готовности. Следует отметить, что исследования роли эмоциональной сферы в психическом развитии ребенка немногочисленны и имеют обобщенный характер без учета специфики эмоциональной составляющей психического развития дошкольников с нарушениями речи.
Таким образом, для современной психологии и логопедии актуальным является вопрос о взаимосвязи эмоций и речи в онтогенетическом развитии. Изучение особенностей эмоциональных характеристик детей с речевыми расстройствами не утрачивает своей актуальности с момента возникновения в психологии вопроса о соотношении эмоций и речи, впервые сформулированного JI.C. Выготским (1956).
Нарушения речи не являются изолированными и взаимосвязаны с проблемой ухудшения соматического здоровья в детском возрасте.
По данным изучения детского здоровья (Сафонова Т.Я. и др., 2002; Корсакова Н.К. и др., 2002; Яременко Б.Р. и др., 1999; Вавилова В.П. и др., 2002; Онищенко Г.Г., 2001; Бочарова Е.А. и др., 2002; Ахутина Т.В., 2002; Беляков В.А. и др., 2003; Вельтищев Ю.Е., 2003; Шарапова О.В., 2003; Рычкова С.В., 2003) в 90-е годы проявилась устойчивая тенденция к уменьшению числа детей-дошкольников с нормальным физическим развитием: в 1994 году численность абсолютно здоровых сократилась до 15%. Негативная тенденция наблюдается и в настоящее время. В соответствии с данными официальной статистики состояние здоровья детей и подростков, проживающих на территории Российской Федерации, ухудшается с каждым годом (Онищенко Г.Г., 2001).
Изменения диагностических подходов и ранняя диагностика патологии развития новорожденных привели к тому, что здоровье большинства детей находится в группе «норма - пограничные состояния». Исследования психического развития детей с ослабленным здоровьем традиционно имеют медико-биологический или социальный характер. Так в ряде работ посвященных нарушениям развития указывается, что длительное неблагоприятное воздействие интра- или постнатальных повреждений на ЦНС ребенка обнаруживается в виде рассеянной негрубой неврологической симптоматики и может вести к перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. По мнению Н.Г. Манелис (2000) развитие ребенка в условиях соматической патологии не может не сказаться на формировании его личности, особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможностях адаптации в целом. В свою очередь эмоциональные нарушения - одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей (Сухарева Г.Е., 1959; Зейгарник Б.В., 1976; Лебединский В.В., 1985; Яременко Б.Р. и др., 1999; Манелис Н.Г., 2000). При этом неврологическая симптоматика рассматривается как компонент нарушения соматического развития, так же как речевые расстройства почти всегда сопровождаются негрубой неврологической дисфункцией, о чем было сказано выше. В этом проявляется сходство первичной организации дефекта у детей с разными видами нарушений развития. В то же время соматическим нарушениям не всегда сопутствуют речевые расстройства, что позволяет группе соматически ослабленных детей иметь статус нормативного речевого развития.
Таким образом, изучение особенностей эмоциональной сферы как важнейшего регулятора всей психической-деятельности и развития детей, относящихся к группе «норма - пограничные состояния», особенно важно и актуально, так как от своевременной диагностики и коррекции зависит социальная адаптация ребенка, его дальнейшее речевое и соматическое развитие.
Цель исследования.
Выявление и анализ особенностей эмоциональных характеристик детей с нарушенным речевым развитием без интеллектуального снижения в сравнении с детьми нормативно развивающимися и соматически ослабленными.
Гипотеза исследования.
Предполагается, что дети с логопедическим диагнозом общее недоразвитие речи имеют эмоциональные характеристики, специфика которых:
• - проявляется в особенностях образно-эмоциональной категоризации и уровнях личностной и ситуативной тревожности;
• обусловлена взаимосвязью с качеством вербальных ассоциативных процессов;
• опирается на такие психофизиологические характеристики сенсомоторной интеграции, как скорость и качество восприятия сенсорных стимулов и формирования ответных моторных реакций;
Задачи исследования.
1. Выполнить теоретический анализ соотношений эмоциональных особенностей со степенью развития речи и соматическим статусом.
2. Изучить особенности образно-эмоциональной категоризации и т эмоциональных характеристик старших дошкольников с речевыми нарушениями.
3. Выявить соотношения качества образно-эмоциональной категоризации с вербальными ассоциативными способностями старших дошкольников с речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи).
4. Изучить особенности эмоционального и сенсомоторного реагирования в различных по сложности экспериментальных задачах дошкольников с нормальным развитием в сравнении с их сверстниками с речевыми нарушениями и соматически ослабленными детьми.
5. Выявить специфику образно-эмоциональной категоризации дошкольников соматически ослабленных с нормативным речевым развитием.
Предмет исследования.
• Предметом исследования является специфика эмоциональных характеристик в зависимости от речевого и соматического статуса старших дошкольников.
Объект исследования.
Объектом исследования являлись три группы детей. Первая — экспериментальная группа, в состав которой вошли тридцать пять детей -воспитанников старших и подготовительных групп ГДОУ № 37 Василеостровского района и ГДОУ № 15 Петроградского района г. Санкт-Петербурга. Все дети экспериментальной группы прошли обследование медико-педагогической комиссии и были направлены в логопедические группы детских садов с диагнозом общее недоразвитие речи 2 или 3-го уровня.
В состав контрольной группы вошли тридцать пять детей — воспитанников ГДОУ № 37 Василеостровского района, ГДОУ № 9 Выборгского района и ГДОУ № 51 Петроградского района г. Санкт-Петербурга. Дети контрольной группы не имеют нарушений речевого и физического развития, неврологических нарушений в анамнезе. Дети указанной группы посещают массовые детские сады.
Оздоровительная группа нашего исследования состояла из тридцати пяти воспитанников ГДОУ детский сад № 16 Петроградского района г. Санкт-Петербурга компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Дети оздоровительной группы имеют нарушения физического развития и соматического здоровья, выраженные в той степени, которая позволяет посещать дошкольные образовательные учреждения и обучаться по типовым и углубленным программам обучения и развития. Выявленные нарушения речевого развития у детей оздоровительной группы отсутствуют.
Методологическая основа исследования.
Методологической основой исследования является разработанный в отечественной психологии принцип системного подхода к изучению высших психических функций и их становления в онтогенезе, базирующийся на теориях JI.C. Выготского и А.Р. Лурия о психической функции как результате динамической интеграции функционально дифференцированных и взаимосвязанных мозговых центров и динамической локализации функций.
Обоснованность и достоверность результатов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования достигалась путем применения методов, соответствующих цели и задачам исследования и адекватных возможностям детей старшего дошкольного возраста, а также использованием инструментальных методов оценки изучаемых функций. Количество испытуемых экспериментальной и контрольной групп являлось достаточным для получения достоверных статистических выводов. Использовались различные методы статистической обработки материала.
Научная новизна исследования.
Впервые установлено, что у детей с речевыми расстройствами процесс освоения образно-эмоциональными значениями характеризуется отставанием по сравнению с нормативно развивающимися детьми, о чем свидетельствует преобладание ригидных установок на форму/цвет у детей с нарушениями речевого развития.
Впервые экспериментально установлено, что процесс освоения образно-эмоциональной категоризации, в основе которого находится категориальное мышление и восприятие цвета, у детей с нарушениями речевого развития взаимосвязан с вербальными ассоциативными способностями.
Впервые установлено, что у детей дошкольного возраста с разным речевым и соматическим статусом такие характеристики эмоциональной системы, как «тревожность», «эмоциональная реакция на стресс», «психическая напряженность» и «утомление» различным образом взаимосвязаны со скоростью и качеством сенсомоторного реагирования на стимулы, организованные во времени.
Впервые показано, что у детей с нарушенным соматическим развитием процесс освоения образно-эмоциональной категоризации имеет достоверную положительную взаимосвязь с уровнем развития импрессивной речи; эмоциональные характеристики «утомление», «психическая напряженность», «эмоциональная реакция на стресс» взаимосвязаны отрицательным образом с развитием невербального интеллекта; уровень личностной тревожности имеет достоверную отрицательную взаимосвязь с качеством вербального ассоциирования.
Основные положения выносимые на защиту.
1. . Специфика эмоциональных характеристик детей с нарушениями речевого развития (общее недоразвитие речи 2 и 3-го уровня) отражена в задержке формирования образно-эмоциональной категоризации по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками и взаимосвязана с качеством вербального ассоциирования.
2. Эмоциональная система старших дошкольников с нарушениями речевого развития характеризуется высокой личностной, но низкой ситуативной тревожностью; эмоциональная система детей с нормативным речевым развитием (независимо от соматического статуса) характеризуется умеренной личностной, но высокой ситуативной тревожностью.
3. У детей старшего дошкольного возраста независимо от речевого и соматического статуса такие характеристики эмоциональной системы, как «психическая напряженность», «эмоциональная реакция на стресс», «тревожность» и «утомление», различным образом взаимосвязаны с качеством сенсомоторной интеграции.
4. Развитие детей старшего дошкольного возраста с ослабленным соматическим здоровьем имеют определенный риск в формировании отююнений речевого и эмоционального развития. •
Практическая значимость исследования.
В рамках комплексного психодиагностического" подхода апробирован блок методов, включающий инструментальный подход, который позволяет диагностировать психофизиологические характеристики, такие как скорость и качество моторного реагирования на сенсорные стимулы различным образом организованные во времени; оценить интеллектуальный и речевой статус; а также выявить особенности эмоциональных характеристик ребенка старшего дошкольного возраста. Указанный комплекс позволяет прогнозировать путь адаптации детей с нарушенным речевым развитием к новым условиям деятельности при необходимости наметить способы коррекции отклоняющегося развития.
В настоящее время результаты проведенного исследования и разработанный психодиагностический подход используются педагогами-психологами и логопедами в практической работе с детьми с нарушенным соматическим и речевым развитием.
Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования.
Материал исследования рекомендуются к использованию в лекциях, спецкурсах и семинарах, посвященных вопросам детского развития, в том числе отклоняющегося, а также в рамках семейного психологического консультирования. Материалы диссертационного исследования могут быть включены в циклы учебных дисциплин «Детская психология» и «Психодиагностика ребенка дошкольного возраста».
Полученные результаты могут использоваться при создании методических пособий и развивающих программ для детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся эмоциональным развитием с целью более эффективной коррекции.
Апробация результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на заседаниях и методических семинарах кафедры психофизиологии ребенка РГПУ им. Герцена, на Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология 21 века» (12-14 апреля 2001), на межвузовской научно-практической конференции «Современные технологии практической психологии в системе образования» (28 - 29 ноября 2001), на всероссийской научно-практической конференции с мейсдународным участием «Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантных отношений» (22 -25 октября 2002).
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Украинец О.В. Особенности эмоционально-личностной сферы развития 5-6 летних детей с нарушением речи. Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология 21 века» 12-14 апреля 2001 года. Под общей редакцией А.А.
Крылова: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. - с. 374375 (0,1 п.л.).
2. Украинец О.В. Экспериментальное обследование эмоциональных характеристик детей с логопедическими расстройствами. Материалы Межвузовской научно-практической конференции «Современные технологии практической психологии в системе образования» 28 - 29 ноября 2001, СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - с. 140-144 (0,3 п.л.).
3. Украинец О.В. Особенности эмоциональных характеристик детей имеющих логопедические расстройства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теоретические и эмпирические подходы к изучению толерантных установок сознания и толерантных отношений» 22 - 25 октября 2002, СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - с. 145 - 151. (0,4 п.л.).
4. Украинец О.В. Особенности эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей с нарушениями речевого развития // Российский биомедицинский журнал Medline.ru. - СПб, 2003. Т. IV (СТ128). - с.441-450. (0,6 п.л.)

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 226 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz