Четверг, 19.09.2024, 05:48
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Становление профессионального самосознания студентов-политологов. Бекасов, Олег Борисович бесплатно
23:59
Скачать Становление профессионального самосознания студентов-политологов. Бекасов, Олег Борисович бесплатно

Становление профессионального самосознания студентов-политологов

Диссертация

Автор: Бекасов, Олег Борисович

Название: Становление профессионального самосознания студентов-политологов

Справка: Бекасов, Олег Борисович. Становление профессионального самосознания студентов-политологов : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.03 Москва, 2002 190 c. : 61 02-19/264-5

Объем: 190 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

Введение
Глава 1 Проблема самосознания в психологии
11 Проблема возникновения самосознания
12 Основные подходы к пониманию феномена самосознания
13 Понимание самосознания с точки зрения категории «Я»
14 Структура самосознания
15 Уровни самосознания
16 Развитие самосознания в онтогенезе
Глава 2 Проблема профессионального самосознания личности в психологии
21 Развитие человека как субъекта труда и формирование профессионального самосознания
22 Формирование профессионального самосознания на различных этапах становления субъекта труда
Глава 3 Организационные и методические аспекты исследования
31 Методы исследования
32 Этапы исследования
321 Подготовительный этап
322 Обоснование возможности использования метода среза
323 Этап собственно эмпирического исследования
33 Хронологические и территориальные рамки исследования
34 Статистические показатели
Глава 4 Политика как область профессиональной деятельности
41 Подходы к толкованию понятия политики
42 Перечень трудовых постов, реализующих основные функции политической системы
421 Ориентировочная профессиограмма трудового поста «Политический деятель Лидер политического (общественного) движения»
422 Ориентировочная профессиограмма трудового поста «Служащий системы аппарата политической партии (движения)»
423 Ориентировочная профессиограмма трудового поста «Специалист в области политических технологий»
424 Ориентировочная профессиограмма трудового поста «Аналитик политических процессов»
425 Ориентировочная профессиограмма трудового поста «Преподаватель политологии в ВУЗе»
Глава 5 Особенности профессионального самосознания студентов-политологов
51 Характер профессиональных предпочтений студентов-политологов
511 Влияние процесса обучения на формирование приоритетных профессиональных предпочтений
512 Распределение трудовых постов по местам профессиональных предпочтений в зависимости от курса обучения
5121 Трудовой пост Политика
5122 Трудовой пост Аппаратчика
5123 Трудовой пост Политтехнолога
5124 Трудовой пост Аналитика
5125 Трудовой пост Преподавателя
52 Варианты профессиональных выборов
521 Представленность вариантов профессиональных предпочтений в выборке
522 Содержание вариантов профессиональных предпочтений
523 Изменение вариантов профессиональных предпочтений от курса обучения
53 Особенности профессионального самосознания у представителей различных профессиональных предпочтений
531 Вариант профессиональных выборов №
532 Вариант профессиональных выборов №
533 Вариант профессиональных выборов №3
534 Вариант профессиональных выборов №4
535 Вариант профессиональных выборов №5 Заключение

Введение:

Настоящее исследование посвящено проблеме становления профессионального самосознания студентов-политологов.
Актуальность
Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки и овладением профессиональным мастерством [36,45, 72,137,150,180, 215].
Возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании, как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом (36,44, 95, 104).
От уровня развития профессионального самосознания зависит темп, успешность овладения профессией, вхождение в профессиональную общность (83).
В этой связи представляется чрезвычайно важным вопрос о психологических характеристиках лиц, осуществляющих своё профессиональное становление и развитие в области политической деятельности, особенно на этапе первичной профессионализации.
Несмотря на то, что в последние годы появилось значительное количество работ, посвященных тематике профессиональной деятельности политика, следует отметить, что акцент в них делается в основном на психологическом анализе политического лидерства. И из всего перечня, представленных в политической сфере профессий, выделялся только собственно политический деятель, при изучении личности' которого применяются, как правило, лишь психобиографические методы и анализ результатов деятельности в виде психолого-морфологического анализа текста выступлений и печатных работ. Другие же профессии, чрезвычайно важные для представления об области политической деятельности как о целостной системе, анализу не подвергались. Необходимо отметить, что в данной сфере общественной практики осуществляют деятельность не только политик как субъект, реализующий представительскую деятельность и властную функцию, но и иные профессионалы.
Одной из проблем профессиональной подготовки политологов является их профессиональное самосознание, которое формируется в условиях неопределенного круга трудовых постов, которые она могут занимать по окончанию обучения. Так, например, врач, в процессе своей профессиональной подготовки, все время сужает круг профессиональных интересов и выходит на определенный тип трудового поста или профессиональную специализацию. Для политологов сам процесс профессиональной подготовки никоим образом не очерчивает ту профессиональную деятельность, которой в будущем им придется заниматься.
Таким образом, актуальность проблемы определяется ещё и тем, что изучение содержания профессионального самосознания и механизмов профессионального самоопределения субъекта профессиональной деятельности в области политической практики имеет не только теоретический интерес, но и связывается с повышением эффективности решения задач по формированию специалистов в области политической деятельности.
Объект исследования.
Объектом исследования являлся процесс становления профессионального самосознания специалиста в области профессиональной политической деятельности.
Предмет исследования.
Предметом исследования явились связи определенных видов профессионального самоопределения в области профессиональной политической ? деятельности с системой личностных характеристик и индивидуально-психологических особенностей студентов-политологов. Тип этих связей выступает индикатором развития профессионального самосознания.
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении особенностей самосознания и самоопределения студентов-политологов.
Гипотезы исследования:
1. Система профессиональных предпочтений выступает индикатором особенностей профессионального самосознания будущих специалистов в области политической практики.
2. Система профессиональных предпочтений динамична, её специфика определяется этапом обучения в ВУЗе.
Задачи исследования:
1. Обзор основных теоретических подходов к анализу проблемы самосознания личности.
2. Анализ основных подходов к профессиональному самосознанию для выделения специфических особенностей этого вида самосознания личности.
3. Изучение взаимосвязи между видом профессионального самоопределения в области профессиональной политической деятельности, системой психологических характеристик личности, которая осуществляет этот выбор и профессиографической характеристикой предпочитаемого ею трудового поста.
4. Подготовка исследовательского инструментария, адекватного задачам исследования.
Методологической основой исследования выступили принципы детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, сформулированные в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и развивающиеся в работах их учеников и последователей, а также концепция развития субъекта труда, изложенная в работах Е.А. Климова.
Методы исследования.
При проведении эмпирической части исследования использовались следующие методы:
1. Анализ документов и экспертный метод для выделения перечня трудовых постов в области профессиональной политической деятельности.
2. Процедура ранжирования перечня трудовых постов в области профессиональной политической деятельности по степени личной привлекательности. Данный метод позволил определить вид профессиональных предпочтений испытуемых.
3. Вариант методики Дембо-Рубинштейн, заключающийся в оценивании испытуемыми по десятибалльной шкале «Обычные Люди - Политическая Элита» своего места в настоящий момент и места, которое испытуемый желал бы занимать в будущем после окончания ВУЗа. Методика направлена на определение самооценки и уровня притязаний.
4. Процедура выявления представлений испытуемых о профессионально-важных качествах. Процедура заключалась в том, что испытуемые вначале составляли список профессионально-важных качеств, необходимых, по их мнению, для осуществления собственной профессиональной деятельности в будущем, а затем ранжировали его, оценивая представленность качеств у себя в настоящее время и у своего профессионального идеала.
5. Стандартизованный опросник психологических типов Майерс-Бригс (Myers-Briggs Personality Indicator). Методика направлена на определение совокупности индивидуально-психологических характеристик.
Достоверность результатов исследования обеспечивается сравнительным анализом различных теоретических подходов; использованием стандартизированных, проективных методов сбора эмпирических данных; принципами формированием выборки; сочетанием статистической и качественной обработки результатов.
Научная новизна работы.
В диссертации впервые:
1. Применены методы психологии труда для анализа области профессиональной деятельности, которая не исчерпывается лишь трудовым постом "Политический лидер". Выделенные трудовые посты «Политический деятель -Лидер политического (общественного) движения», «Служащий системы аппарата политической партии (движения)», «Специалист в области политических технологий», «Специалист в области методов научного анализа политических процессов», «Преподаватель политологии в высшем учебном заведении», обеспечивают в своей совокупности всестороннюю реализацию функций политической системы.
2. В качестве индикатора уровня развития профессионального самосознания использовалось сочетание особенностей профессионального выбора со степенью интергированости профессионального самосознания.
3. Выявлено влияние исходных характеристик профессионального самосознания на динамику и направленность его изменения в период профессиональной подготовки.
Теоретическая значимость.
В работе раскрыты закономерности формирования профессионального самосознания на этапе первичной профессионализации в условиях неопределенности будущих трудовых постов.
Драктическая значимость работы.
Использованы авторские модификации и разработки методических приемов для исследования профессионального самоопределения. Теоретические и эмпирические результаты данной работы могут послужить основой для: формирования практических рекомендаций для УМО политологических факультетов ВУЗов, с целью повышения качества подготовки специалистов; профессионального консультирования оптантов, как при выборе профессии, так и при получении второго образования при переквалификации.
Положения, выносимые на защиту.
1. Система профессиональных выборов, выстраиваемая оптантом из всего многообразия возможных трудовых постов, соответствующей области общественной практики, отражает единство самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе как субъекту возможной профессиональной деятельности. Она может рассматриваться как интегративное выражение профессионального самосознания будущего специалиста.
2. Показателем развития профессионального самосознания выступает степень интегрированности образующих его структуру составляющих: «актуального образа Я», «образа идеального профессионала», «самооценки» и «уровня притязаний».
3. В процессе профессионального самоопределения профессиональные предпочтения студентов политологических факультетов подвержены изменениям. Характер этих изменений заключается в снижении привлекательности профессий с представительской составляющей и повышении интереса к профессиям обслуживающего типа.
4. Выделенные посредством кластерного анализа у студентов-политологов пять вариантов профессиональных выборов по-разному отражают взаимосвязь и преемственность социальных, организационных и психологических особенностей конкретных трудовых постов в области профессиональной политической деятельности. Конкретные выборы могут быть охарактеризованы как согласованные, частично согласованные и несогласованные.
5. Сложившаяся в настоящее время система подготовки политологов различно влияет на развитие профессионального самосознания, в зависимости от его особенностей на начальных этапах обучения. Так, согласованные варианты профессиональных выборов сочетаются с высоко интегрированным профессиональным самосознанием при наличии тенденции в результате обучения к улучшению качественных характеристик последнего, а несогласованные варианты сочетаются с частично интегрированным профессиональным самосознанием при наличии тенденции в результате обучения к ухудшению качественных характеристик последнего. Частично согласованные варианты профессиональных выборов характеризуются промежуточной тенденцией, заключающейся в сочетании с частично интегрированным профессиональным самосознанием при наличии тенденции в результате обучения к улучшению качественных характеристик последнего.
6. Осуществление личностью профессиональных предпочтений происходит в зависимости от системы психологических особенностей личности, которые объединяется понятием психологической тип (по К.Г. Юнгу).
Апробация работы.
Результаты исследования обсуждались на кафедре психологии труда и инженерной психологии МГУ им М.И. Ломоносова (Москва,. 2001 г.), на кафедре социально-гуманитарных наук Государственного университета по землеустройству
Москва,. 2001 г.). Основные результаты исследований докладывались на всероссийских и региональных конференциях: «Теоретические и практические вопросы подготовки психологов» (Набережные Челны, 2001), «Психология в меняющемся мире» (Челябинск, 2001).
Структура и объём диссертации.
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и приложений. Основной текст занимает 158 станиц, содержит 15 таблиц и 12 графиков. Список литературы включает 321 наименование, их них 78 на иностранных языках.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 248 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz