Четверг, 19.09.2024, 05:54
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Структура деятельности заместителя директора школы по научно-методической работе. Копотева, Галина Леонидовна бесплатно
21:35
Скачать Структура деятельности заместителя директора школы по научно-методической работе. Копотева, Галина Леонидовна бесплатно

Структура деятельности заместителя директора школы по научно-методической работе

Диссертация

Автор: Копотева, Галина Леонидовна

Название: Структура деятельности заместителя директора школы по научно-методической работе

Справка: Копотева, Галина Леонидовна. Структура деятельности заместителя директора школы по научно-методической работе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ижевск, 2002 279 c. : 61 03-13/1336-7

Объем: 279 стр.

Информация: Ижевск, 2002


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты структуры деятельности заместителя директора по научно-методической работе как педагогическая и управленческая проблема
11 Теоретические подходы к исследованию структуры деятельности заместителя директора по научно-методической работе
12 Методологические подходы к построению модели деятельности заместителя директора по научно-методической работе
13 Построение модели деятельности заместителя директора по научнометодической работе для образовательных учреждений различного вида
Выводы
Глава 2 Эмпирическое исследование содержания функциональных интегральных и парциальных компонентов деятельности заместителя директора по научно-методической работе в школах разного вида
21 Анализ рейтинговых характеристик интегральных компонентов и парциальных умений заместителя директора по научно-методической работе школ разного вида
22 Корреляционный анализ интер-интра-связей парциальных умений заместителя директора по научно-методической работе школ разного вида87 Выводы

Введение:

В течение многих лет отличительной чертой школы являлось ее единообразие, оно заключалось не только в однотипности учебных планов и программ, но и в заформализованной системе внутришкольного управления. Оно обосновывалось рядом принципов, которые рассматривались как законы внутри школьного управления, определенные нормы деятельности, основы теории школоведения, науки управления. Смена парадигмы образования, концептуальных основ деятельности образовательных учреждений, провозглашенные в «Программе реформирования и развития системы образования Российской федерации в условиях углубления социально-экономических реформ» (1992г.) и зафиксированные в Законе РФ «Об образовании» (1992г.), положила начало развитию процесса совершенствования содержания образования, организации и реализации на практике различных педагогических новшеств. Возникло противоречие между быстро меняющимся содержанием образования и отстающим по темпам совершенствования управления им. Реализация возложенных на школу обязанностей и идей, сформулированных в Законе, значительно усложнила деятельность руководителей школ, потребовав расширения диапазона их знаний и умений, формирования новых управленческих навыков. В конечном счете все эти изменения потребовали изменения структуры внутришкольного управления, создания банка управленческих новшеств, способствующих развитию школы.
В стратегических образовательных документах начала 90-х годов ставилась задача отработать вариативные модели организационных структур управления региональными, муниципальными и институтоциональными образовательными системами, переориентировать системы управления с обслуживания текущего функционирования на развитие. При таком подходе к целям и задачам деятельности управляющих систем главными объектами управления становятся инновационные процессы в образовании. В отечественной общеобразовательной школе активно пошел процесс пересмотра традиционных функций, выполняемых субъектами управления, введения новых субъектов управления, создания и запуска организационных механизмов управления нововведениями, освоения субъектами управления новых методов и средств управленческой деятельности. Все эти изменения потребовали глубокого научного осмысления.
Отечественная теория управления общеобразовательными учреждениями сделала большой шаг вперед. Выделился ряд направлений, подходов, определяющих с разных позиций понятие «управление школой». Часть исследователей рассматривает школу как образовательный институт, и поэтому объектом пристального внимания становится управление педагогическим процессом (Ю.В.Васильев, М.М.Поташник, П.Т.Фролов и
Исследования ряда авторов делают акцент на социальных функциях школы, где управлению, в первую очередь, должны подвергаться социально-психологические процессы, рассматривают управление образовательным учреждением как процесс управления культурой организации, анализируют мотивационно-стимулирующую деятельность руководителя школы. (Н.В.Немова, К.М.Ушаков, Р.Х.Шакуров).
Группа ученых (Ю.А. Конаржевский, Т.И.Шамова) подходят к управлению школой как педагогическому менеджменту.
Понимание общеобразовательного учреждения как педагогической системы, являющейся, в свою очередь, разновидностью социальной системы, и представляющей собой множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения, является на сегодняшний день основополагающим и самым распространенным в научной среде (Б.Г.Ананьев,
Е.С. Кузьмин, Н.В.Кузьмина, В.С.Лазарев, А.М.Моисеев, М.М.Поташник, В.А.Сластенин, П.И. Третьяков, В.А.Якунин).
Управленческая деятельность в образовании стала предметом специального исследования сравнительно недавно. Однако достигнуты значительные успехи в изучении управления как эквивалента эффективной деятельности руководителя (Г.Г. Габдуллин, М.Г.Захаров, Н.Ю.Ерофеева, М.Л.Портнов, В.Ю.Кричевский, Р.В.Хувейк, П.В. Худоминский и др.) и рефлексивно-ценностного управления школой (Ю.Д.Красоветский, К.М.Ушаков).
Анализ публикаций по особенностям управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений позволяет сделать следующие выводы: основное внимание авторы уделяют общепедагогическим знаниям и умениям руководителя (О.Ю.Бараев, Т.Т.Габдуллин, В.Г.Гладких, В.Ю.Кричевский, Ф.С.Ковкина, Э.В.Литвиенко, Л.А.Шиплина), большое значение придается стилю руководства и его влиянию на эффективность деятельности управляемого коллектива (К.М.Ушаков, Р.Х.Шакуров).
В 90-х годах XX в. выделилось самое молодое направление отечественной управленческой науки - управление развитием школы, которое определяется как относительно самостоятельная подсистема внутришкольного управления и предполагает выработку и реализацию инновационной политики и стратегии школы (А.Г.Асмолов, В.А.Болотов, Н.В.Горбунова, И.Н.Карнаухов, В.С.Лазарев, А.В.Лоренсов, А.М.Моисеев, О.М.Моисеева, М.М.Поташник, О.Т.Хомерики, Е.Ш.Ямбург). Нововведения в структуре управления школой анализируются в исследованиях В.С.Лазарева, Н.В.Немовой, З.М.Шевченко. Одним из таких субъектов управления во многих общеобразовательных учреждениях становится заместитель директора по научной работе* (Типовое положение об общеобразовательном учреждении // Вестник образования, 1998. - №1. - с.79.).
Введение субъектов инновационной деятельности в управляющую и управляемую подсистему школ усложнило структуру управления ими, изменило количественно и качественно систему горизонтальных и вертикальных связей, характер взаимодействий внутри педагогической системы, сделало очевидной неэффективность реализуемых традиционных структур и технологий управления. В этих условиях становится весьма актуальной проблематика исследований, связанных с изучением изменений в структуре управления образовательными учреждениями, особенностей функционирования инновационных субъектов управления. Появляются первые исследования деятельности заместителя директора по научной работе (А.М.Моисеев, О.М.Моисеева, Л.М.Дудина, Л.А.Штыкова).
Исследования инновационной деятельности в школе в основном ориентируются на заместителя директора по научной работе, что оставляет вне поля зрения сегмент методической работы этого субъекта управления. Кроме того, процессы современного развития школы обуславливают динамичность и неоднозначность объема, характера и содержания инноваций, в силу чего эту должность называют в соответствии с их особенностями в каждой из них (заместитель директора по опытно-экспериментапльной, научно-исследовательской работе и.т.д.). Поэтому для устранения неоднозначности мы будем применять утвердившееся в массовой практике обозначение управляющего инновационными процессами - заместителя директора по научно-методической работе (далее везде - замдиректора по НМР).
Постоянно изменяющиеся содержание деятельности, мобильность организационных структур, обеспечивающих научно-педагогическую подсистему образовательного учреждения, и вероятностный характер результатов деятельности в инновационном процессе потребовали особых умений и навыков от этой категории администраторов. Однако исследования по особенностям управленческих умений, функционального статуса и структуре деятельности зам.директора по НМР внутри всех уровней управления школой практически отсутствуют.
Становится очевидным, что к управляющему научно-педагогическим процессом должны предъявляться нетрадиционные для отечественной школы требования. Вместе с тем нормативно-правовая база управления инновациями отстает от потребностей практики и темпов наращивания управленческих изменений в общеобразовательных учреждениях. До настоящего времени не разработаны квалификационная характеристика для данной категории администраторов, научные методики и процедуры аттестации, технологии оценки уровня их профессионального мастерства.
Установлено, что административная деятельность в образовании относится к системе педагогической деятельности (В.В.Краевский). Исследования Н.В.Кузьминой, Н.В.Кухарева, Н.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. А.К.Марковой и др. показывают, что «.достижение вершин профессионально-педагогической деятельности происходит посредством выработки трех групп продуктивных психолого-педагогических технологий: технологий исследования, технологий конструирования, технологий взаимодействия» (73). Однако управленческая деятельность администрации общеобразовательной школы, зам.директора по НМР в том числе, на основе анализа сформированности у данных субъектов управления этих групп технологий в современной научной литературе еще не рассматривалась.
Анализ исследований, осуществленных в рамках этой проблемы, показал, что практически во всех работах понятие «внутришкольное управление» трактуется как совместная деятельность общешкольного коллектива, обеспечивающая целенаправленность и организованность действий в решении поставленных задач. Управленческие нововведения рассматриваются как любые организационные решения, системы процедур и методов управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данном образовательном учреждении. Реализация всех видов управленческих новшеств совершенно справедливо рассматривается как коллективная деятельность и задача всех администраторов, что, однако, затрудняет на практике дифференциацию содержания управленческой инноватики на функциональные сегменты для отдельных субъектов управления, усложняет характер управленческого взаимодействия.
Однако особенности управленческого взаимодействия в административной команде и педагогическом коллективе школы в условиях развития инновационного процесса в современной отечественной научной литературе только начинают ставиться (69). Технологии взаимодействия замдиректора по НМР с другими субъектами управления как компонента его управленческой деятельности также не были предметом специального исследования.
Проблема исследования, таким образом, состоит в том, что в современной педагогической практике возникло противоречие между потребностью в научно-обоснованных структуре деятельности зам.директора по НМР, содержании его управленческих умений, критериях оценки уровня их сформированности и отсутствием системного конструкта деятельности данной категории администраторов.
В связи с этим, в научном плане возникает необходимость описания структуры деятельности замдиректора по НМР в целостном управлении школой и по управлению научно-педагогическим процессом в школе, разработки методики оценки управленческих умений для общеобразовательных учреждений разного вида, что составляет цель исследования.
Объект исследования: управленческая деятельность замдиректора по НМР школ разного вида.
Предмет исследования: структура деятельности зам.директора по НМР школ разного вида.
Гипотеза исследования основывается на том, что существует специфический управленческо-педагогический феномен - структура управленческой деятельности замдиректора по НМР как целостная система взаимосвязанных между собой компонентов деятельности, критериев и уровней сформированности его управленческих умений, зависящая от специфики целей и задач, которые ставят перед собой школа, полноты осознания и реализации администратором особенностей подсистемы, которой он управляет, и адекватная особенностям научно-педагогической подсистемы школы.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи: на основе теоретического анализа проблемы разработать многоуровневую модель деятельности замдиректора по НМР и методику оценки его управленческих умений, инвариантных для общеобразовательных школ различного вида, для чего:
• сформулировать специфические особенности научно-педагогического процесса, определяющие содержание структуры модели деятельности зам.директора по НМР;
• выделить иерархические уровни деятельности зам.директора по НМР общеобразовательный школы;
• провести теоретический анализ структуры деятельности зам.директора по НМР; эмпирически исследовать вариативный компонент структуры деятельности зам.директора по НМР путем опытно-экспериментальной проверки модели деятельности зам.директора по НМР и методики оценки его управленческих умений на соответствие специфике деятельности данной категории администраторов и чувствительность к различиям в их деятельности в гимназиях, лицеях и средних школах:
•разработать многоуровневую модель деятельности зам.директора по НМР и методику оценки его управленческих умений инвариантных для учебных заведений среднего звена различного образовательного статуса;
•провести анализ вариативного компонента структуры деятельности зам.директора по НМР;
•осуществить опытно-экспериментальную проверку модели деятельности и методики оценки его управленческих умений на соответствие специфике деятельности данной категории администраторов и чувствительность к различиям в их деятельности в гимназиях, лицеях и средних школах.
Методологическую основу исследования составили: теория функционирования педагогических систем (системно-деятельностный подход Н.В. Кузьминой); теория профессиональной педагогической деятельности, исследования по психологии педагогической деятельности (А.К.Маркова, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.А.Реан, А.И.Щербаков, В.А. Якунин); теория управления педагогическими системами (Г.Г. Габдуллин, Ю.А.Конаржевский, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, К.М.Ушаков, Т.И.Шамова, В.А.Якунин); оптимизационный подход (ориентация на приведение системы в оптимальное состояние при наилучшем использовании всех видов ресурсов (Ю.К.Бабанский, М.М.Поташник); акмеологическая теория личностно-профессионального развития (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин,
B.М.Дьячков, А.А.Мироедов); теория педагогической оценочной деятельности учителя (Б.Г.Ананьев, Ш.А.Амонашвили, В.И.Зверева, Н.В.Кузьмина,
C.Л.Копотев, А.К.Маркова, Н.В.Немова).
Методы исследования: теоретические методы - системный анализ проблемы исследования, концептуальное моделирование, теоретический анализ эмпирического материала; эмпирические методы - индивидуальные и групповые беседы с субъектами управления, интервью, экспертный метод самооценки; опросные методы диагностического характера - методика оценки и профессиональных умений замдиректора по НМР образовательного учреждения; методы статистической обработки данных и их интерпретации.
Этапы исследования. Первый этап (1996-1998 гг.): теоретический анализ управленческой и педагогической литературы, изучение реального положения дел в управлении научно-педагогической подсистемой школ различного образовательного статуса, определение теоретико-методологических оснований исследования. Второй этап (1998 - 2000 гг.): разработка методики оценки профессиональных умений зам. директора по НМР и проверка ее эффективности, разработка концептуальной и практической модели управленческой деятельности зам.директора по НМР школы. Третий этап (2000-2002 гг.): обобщение результатов исследования и их внедрение.
Научная новизна исследования: -обосновано и осуществлено системное описание особенностей научно-педагогического процесса, определяющего специфику содержания структуры и модели деятельности заместителя директора по НМР;
•разработана трехуровневая модель деятельности заместителя директора по НМР школы (7 уровень - участие в целостном управлении педагогической системой; 2 уровень - оперативно-функциональное взаимодействие в управляющей подсистеме; 3 уровень - управление научно-методическим сегментом педагогического процесса);
•разработана концепция структуры и содержания деятельности заместителя директора по НМР школы;
•разработана технология диагностики оценки его управленческих умений; -в рамках научной школы С-Петербургского университета на основе системно-деятельностного подхода к изучению деятельности в управлении школой впервые применена методика корреляционного анализа интер-интра-связей всей совокупности выделенных управленческих умений зам.директора по НМР.
Теоретическое значение исследования:
•исследование обогащает существующие теоретические представления о деятельности заместителя директора по НМР и осуществляет описание его управленческих умений;
•теоретически обоснованы структура и модель деятельности заместителя директора по НМР;
•основная теоретическая задача исследования по выделению и описанию структуры и модели деятельности заместителя директора по НМР решена путем интеграции подходов: функционирования педагогических систем (системно-деятельностный подход Н.В.Кузьминой); управления педагогическими системами (Г.Г.Габдуллин, Ю.А.Конаржевский, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, К.М.Ушаков, Т.И.Шамова, В.А.Якунин); психологии педагогической и инновационной деятельности (А.К.Маркова, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Л.С.Подымова, А.А.Реан, А.И.Щербаков, В.А.Якунин).
•в научный оборот введено понятие «функциональный статус заместителя директора по НМР».
Практическая значимость исследования: материалы исследования и авторская методика оценки управленческих умений зам.директора по НМР используются при проведении лекций, спецкурсов, семинаров в системе повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений, в ходе аттестации для определения уровня сформированности деятельности администраторов этой категории в школах разного вида. На защиту выносятся следующие положения:
1. Специфическими особенностями научно-педагогического процесса, определяющими содержание структуры модели деятельности зам.директора по НМР, являются: творческий, исследовательский характер деятельности участников инновационных проектов; практико-теоретический характер управленческой и педагогической деятельности администратора и педагогов; вероятностный характер прогнозирования результатов инновационной деятельности педагогов и учащихся; субъект-субъектный характер взаимодействия участников инновационных проектов; взаимодействие с участниками инновационных проектов в режиме самоуправления деятельностью; партисипативность и командность управления инновационными процессами; децентрализованность организационного механизма деятельности.
2. Модель деятельности зам.директора по НМР общеобразовательный школы состоит из трех уровней: 1) участие в целостном управлении педагогической системой; 2) оперативно-функциональное взаимодействие в управляющей подсистеме; 3) управление научно-педагогическим сегментом педагогического процесса.
3. Модель деятельности зам.директора по НМР содержит следующие компоненты: структурные: а) цели; б) управленческая информация; в) средства педагогической и управленческой коммуникации; г) руководитель (зам.директора по НМР); д) педагоги, учащиеся и их родители; функциональные: гностический, конструктивный, проектировочный, коммуникативный и организаторский; критериальные: творческая восприимчивость к педагогическим и управленческим инновациям, творческая активность, методологическая и технологическая готовность к реализации педагогических и управленческих новшеств, педагогическое и управленческое инновационное мышление, субъект-субъектный характер управленческого взаимодействия, культура общения; уровневые: (степень сформированности управленческого профессионализма).
4. Разработанная модель деятельности зам.директора по НМР и адекватна особенностям управления научно-педагогической подсистемой школы, инвариантна для общеобразовательных школ разного вида.
5. Методика оценки управленческих умений зам.директора по НМР чувствительна к различиям в образовательном статусе школы, ее целям, уровню сформированности деятельности администратора, инвариантна для общеобразовательных школ разного вида.
Внедрение результатов исследования: осуществлялось путем использования разработанных материалов при чтении лекций в Удмуртском ИУУ на курсах повышения квалификации руководителей образовательных учреждений; внедрения модели деятельности зам. директора по НМР в гимназии № 24, школе № 71 г. Ижевска; предоставление разработанных методических рекомендаций по использованию технологии конструирования управленческой деятельности зам. директора по НМР в Удмуртский ИУУ, органы управления образованием Индустриального и Устиновского районов г. Ижевска, Боткинского и Увинского районов Удмуртской республики.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием научно-обоснованных методов, адекватных цели, задачам, логике исследования; корректным применением аппарата математической статистики и их интерпретацией; изучением практики управления педагогическими системами в целом и научно-педагогической подсистемой; разнообразием источниковедческой базы, убедительно подтверждающей основные идеи, представленные в диссертации.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 300 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz