Четверг, 19.09.2024, 05:58
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Свободные экономические зоны : Влияние на социально-экономическое развитие региона. Полухин, Евгений Васильевич бесплатно
04:11
Скачать Свободные экономические зоны : Влияние на социально-экономическое развитие региона. Полухин, Евгений Васильевич бесплатно

Свободные экономические зоны : Влияние на социально-экономическое развитие региона

Диссертация

Автор: Полухин, Евгений Васильевич

Название: Свободные экономические зоны : Влияние на социально-экономическое развитие региона

Справка: Полухин, Евгений Васильевич. Свободные экономические зоны : Влияние на социально-экономическое развитие региона : диссертация кандидата географических наук : 25.00.24 Краснодар, 2006 221 c. : 61 06-11/160

Объем: 221 стр.

Информация: Краснодар, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Мировой опыт функционирования СЭЗ и российский опыт их создания
11 Объективная необходимость создания и функционирования свободных экономических зон
12 Типы СЭЗ
13 СЭЗ в развитых и развивающихся странах
14 СЭЗ в России и странах с переходной экономикой -социальные достижения и трудности
Глава 2 Создание и активизация деятельности СЭЗ как направление социально-экономического развития России
21 Значение социальных связей для эффективного функционирования СЭЗ
22 Внутренние и внешние источники развития СЭЗ
23 Социальные, правовые и экономические механизмы, стимулирующие деятельность СЭЗ
231 Социальный фактор при создании и функционировании свободных экономических зон
232 Правовые и экономические механизмы функционирования
233 Этапы развития и льготная политика в СЭЗ
24 СЭЗ и процесс международной экономической интеграции
25 Инвестиционный климат в России
26 Особая роль СЭЗ в продвижении новых технологий СЭЗ как катализатор формирования открытого общества
Глава 3 Социальное управление созданием и функционированием СЭЗ на федеральном и региональном уровнях
31 Необходимость научно-обоснованного формирования и реализации федеральной и региональных программ создания и функционирования СЭЗ
32 Механизм поддержки создания и функционирования свободных экономических зон
33 Компьютерный информационно-справочный и управляющий комплекс для формирования и реализации федеральных и региональных программ создания и функционирования СЭЗ

Введение:

Актуальность темы исследования. Перед большинством независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, возник целый комплекс трудноразрешимых социальных и экономических проблем. За исключением стран Балтии, достаточно мягко вошедших в международные экономические и политические процессы, остальные государства, включая Россию, до настоящего времени испытывают трудности интегрирования в мировую экономику.
Переход "постсоциалистических" государств на путь развития и внедрение рыночной экономики поставил их перед необходимостью находить и использовать все возможные механизмы решения этой задачи.
Одним из широко практикуемых в мире механизмов интеграции стран в мировую экономику и обеспечения занятости населения являются свободные экономические зоны (СЭЗ), эффект от внедрения которых очевиден не только для развивающихся, но и развитых стран.
Результаты функционирования СЭЗ в странах с переходной экономикой (Китай, Вьетнам, Польша и др.) свидетельствуют об их эффективном воздействии на экономику страны, содействии внедрению рыночных механизмов, развитию и производственному освоению новых технологий и производств, резкому увеличению экспорта продукции, привлечению иностранных инвестиций, но самое главное, решению социальных задач, таких как занятость, взаимодействие профсоюзов с государством для решения социальных проблем трудящихся и другим положительным воздействиям на социально-экономическое развитие страны.
Массовая организация СЭЗ началась в 1950-е годы и к настоящему времени их количество составляет уже тысячи. Общая площадь всех СЭЗ в мире составляет всего 2% от используемой под производственными площадями территории, но при этом они дают миру 15% всего мирового валового продукта. Через СЭЗ реализуется до половины мирового оборота капитала, что определяется естественным стремлением уменьшения налоговых издержек. При создании СЭЗ страна выигрывает, в первую очередь, в социально-экономическом плане, комбинируя воздействие зоны не только на состояние регионального хозяйства, но и на всю национальную экономику.
Следует отметить, что Россия обладает целым рядом специфических особенностей, по сравнению с другими бывшими соцстранами, которые и упрощают, и усложняют этот процесс. К ряду положительных факторов следует отнести: богатство природными и сырьевыми ресурсами, экспорт которых в значительной мере поддерживает бюджет государства, сохранение высокого научно-промышленного потенциала (по ряду направлений научно-технического прогресса наша страна занимает ведущие позиции, которые ни в коем случае нельзя утратить).
В целом к слабым сторонам развития российского общества следует отнести: большую протяженность нашего государства, что приводит к очень значительным транспортным расходам, отсутствие необходимой инфраструктуры, для создания которой требуются большие капитальные затраты, резкое усиление криминализации общества, следствием которой являются катастрофические потери для российского бюджета, и появление теневой экономики, которая по объему сопоставима с легальным бизнесом, и самое главное - отсутствие действенной государственной, правовой и налоговой политики по поддержке товаропроизводителей.
Результаты функционирования отдельных СЭЗ в России имеют неоднозначные результаты, что связано с рядом объективных и субъективных факторов.
Для эффективного создания и внедрения СЭЗ в России необходим обстоятельный анализ существующей мировой и российской практики их функционирования. Этот анализ должен определить необходимый подход к организации зон в нашей стране, с учетом российской специфики и существующих правовых, социальных и экономических условий, при этом именно учет социального фактора должен стать определяющим.
Проблемы и просчеты, связанные с развитием СЭЗ наглядно доказали, что требуется серьезная разработка концептуальных основ и стратегии развития СЭЗ. Прежде всего необходимо переосмыслить цели создания зон. Прежние концепции СЭЗ рассматривали их в качестве универсального средства достижения множества сложных и разноплановых целей. На основе привлечения в зоны иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии планировалось существенно повысить общий уровень производства, обеспечить развитие импортозамещающих производств для насыщения внутреннего рынка остродефицитной продукцией, ускорить решение проблем социально-экономического развития регионов. СЭЗ должны были служить своеобразными полигонами для отработки рыночных механизмов хозяйствования, новых форм и методов управления, проведения экспериментов по переходу к рыночной экономике. При этом недостаточно внимания обращалось на такой важный аспект как социальный фактор.
Изучение опыта создания и функционирования СЭЗ с позиции такой науки как социология, на наш взгляд, представляется очень важным для дальнейшего эффективного развития свободных зон, т.к. именно социология является надежной теоретической опорой социальной практики, что поможет более полно раскрыть все возможности
СЭЗ и ее положительные моменты для населения региона.
Актуальность указанных проблем и их важность для социально-экономического развития России определили выбор и содержание диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы.
Проблема создания и функционирования свободных экономических зон как в России, так и за рубежом широко рассмотрена в экономической и правовой науках. Только в 80 - 90-х годах был опубликован ряд работ таких экономистов и правоведов, как А.Аганбегян, А.Барышников, М.Богуславский, Б.Кожевников и др. Основной вклад в разработку проблем СЭЗ приходится на долю российских экономистов, прежде всего, авторов фундаментального труда «Оффшорный бизнес за рубежом и в России» (1995г.) - И.П.Фаминского, Н.В.Смородинской, В.И.Кравцовой, Ю.С.Селивохина, Т.Е.Никитиной, а также работы М.А.Халдина, Е.Ф.Авдокушкина, С.Г.Овчинниковой.
Социальные аспекты СЭЗ затронуты в работах С.Т.Гурьянова, Э.М.Андреева, В.М.Иванова, П.Г.Пономарева, М.Н.Ночевника и др.
Однако следует отметить, что российские социологи уделяют ещё мало внимания этой проблеме. СЭЗ как социальный институт остается малоисследованным отечественной социологической наукой. Поэтому данная работа вносит некоторые новые моменты в изучение проблемы СЭЗ с точки зрения социологии и социальной практики.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны в зарубежных странах и на территории России в системе современных экономических отношений.
Предметом исследования являются социальные механизмы и факторы организации и содействия развитию СЭЗ в странах, где они являются важным фактором социально-экономического развития, применимость данных механизмов для России с учетом социальных последствий и перспектив их функционирования.
Цель и основные задачи исследования. Главной целью работы является обоснование важности и необходимости учета социального фактора при создании свободных экономических зон в России как мощного средства научно-технического прорыва в XXI век и решения социально-экономических проблем развития регионов и страны в целом.
Исходя из указанной цели диссертационного исследования, были определены его следующие основные задачи: рассмотреть СЭЗ как социальную систему и определить её социальные свойства; исследовать достижения и сложности создания и развития СЭЗ в странах с переходной экономикой и в России; детерминировать социальное поведение при взаимодействии социальной системы и личности в свободной зоне; показать особую роль СЭЗ в продвижении новых технологий; разработать подход и рекомендации по созданию компьютерного информационно-справочного и управляющего комплекса для формирования и реализации федеральной и региональных программ создания и функционирования СЭЗ.
Теоретико-методологическую основой исследования явились научные труды российских и зарубежных специалистов, изучавших проблемы формирования СЭЗ в России и за рубежом, динамику их развития и результаты функционирования, концепции открытого общества, устойчивого развития и другие. В процессе исследования были использованы различные методы, в том числе: экономико-статистические, системного, сравнительного и факторного анализа.
Эмпирическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты по регулированию СЭЗ, статистические данные, монографические и теоретические материалы по данной проблематике, результаты вторичного социологического анализа ранее проведенных исследований.
На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:
1. СЭЗ являются одним из самых эффективных механизмов решения социально-экономических проблем внедрения механизмов рыночной экономики и выхода страны на мировые уровни научно-технического прогресса. Практически все категории стран от развитых и индустриальных до малоразвитых эффективно используют СЭЗ и оффшоры для увеличения социального и экономического благосостояния страны, интенсивного интегрирования в мировую экономику.
2. Независимо от конкретных побудительных мотивов, создание свободных экономических зон повсеместно являлось и является следствием потребностей экономической и социально-политической жизни, состояния и динамики национальной экономики и ее приспособления к требованиям мировых хозяйственных связей. Не всегда первоначальные цели и расчеты находят подтверждение в дальнейшей практике СЭЗ. Но в целом линия социально-экономической политики на использование оффшорных механизмов и рычагов отвечает основополагающей тенденции развития мировой экономики, тенденции на интеграцию и интернационализацию.
3. Для нормального, бесконфликтного вхождения учреждаемой вновь свободной экономической зоны в ткань национальной и мировой хозяйственной жизни и - что еще более важно - для динамичного и эффективного функционирования зоны необходимо четко отработанное, целенаправленное и достаточно развернутое социальное регулирование.
4. Создание и активизацию деятельности СЭЗ в России следует признать одним из важнейших направлений федеральной и региональной политики социально-экономического развития страны. Для России крайне необходима разработка Концепции создания и развития СЭЗ по территории страны, с учетом их функционального назначения и социально-экономического положения регионов. Наша страна при ее огромном потенциале трудовых, научных, производственных, сырьевых и территориальных ресурсов обладает инвестиционным климатом, который может удовлетворить самые жесткие требования инвесторов.
5. СЭЗ являются своеобразным открытым окном вхождения страны в международную экономическую интеграцию, что является очень важным для России. Создание на базе СЭЗ высокотехнологичных производств товаров, конкурентных на мировом рынке, позволит стране в ином качестве развивать партнерские отношения с другими странами.
Научная новизна диссертационного исследования.
На основе анализа мирового и российского опыта создания и функционирования СЭЗ и разработок автора в диссертации обоснованы: определение СЭЗ как социальной системы и выделении её социальных свойств; необходимость создания СЭЗ в России, в первую очередь для решения социальных проблем населения; механизмы поддержки организации и функционирования СЭЗ в России с учетом региональной социальной специфики; необходимость разработки и реализации информационно-справочного и управляющего комплекса для формирования и реализации федеральной и региональной программ создания и функционирования СЭЗ.
Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, заключаются в том, что: на основании анализа социально-экономической ситуации в стране обоснована необходимость создания различных типов СЭЗ в России; разработан социальный подход к осуществлению федеральной и региональной политики организации функционирования СЭЗ в России; рассмотрен социальный фактор в контексте многомерного, комплексного подхода к функционированию такой социальной системы как свободная экономическая зона; проанализировано влияние СЭЗ на процессы мировой экономической интеграции, продвижении новых технологий и формирования социально-благополучного общества; разработаны рекомендации по созданию и функционированию социальных механизмов поддержки организации СЭЗ в России и информационно-справочного и управляющего комплекса для формирования и реализации федеральной и региональной программ создания и развития СЭЗ.
Практическая значимость диссертации определяется содержащимися в исследовании конкретными рекомендациями по созданию и функционированию СЭЗ в России, с учетом социального фактора, на основании оценки мирового опыта и исследований автора, что может стать одним из важных направлений стабилизации социально-экономических условий и в достаточно сжатые сроки способствовать подъему национальной экономики.
Апробация исследования. Основные результаты исследования по теме диссертации докладывались на научно-практических конференциях, на заседаниях Научных Советов Института социально-политических исследований РАН, в Комиссии по созданию свободной экономической зоны в Калининградской области, а также Хорезмской области (г.Хива) Республики Узбекистан.
Отдельные положения работы были использованы при разработке предложений губернатору Калининградской области, президенту Республики Ингушетия, губернатору Сахалинской области и г.Находки.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих 12 параграфов, заключения и списка литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 300 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz