Четверг, 19.09.2024, 05:49
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 15 » Скачать Теоретические основы виртуально-физического моделирования в реальном времени процесса торможения колеса автомобиля. Зотов, бесплатно
06:23
Скачать Теоретические основы виртуально-физического моделирования в реальном времени процесса торможения колеса автомобиля. Зотов, бесплатно

Теоретические основы виртуально-физического моделирования в реальном времени процесса торможения колеса автомобиля

Диссертация

Автор: Зотов, Вячеслав Михайлович

Название: Теоретические основы виртуально-физического моделирования в реальном времени процесса торможения колеса автомобиля

Справка: Зотов, Вячеслав Михайлович. Теоретические основы виртуально-физического моделирования в реальном времени процесса торможения колеса автомобиля : диссертация кандидата технических наук : 05.05.03 / Зотов Вячеслав Михайлович; [Место защиты: Волгогр. гос. техн. ун-т] - Волгоград, 2009 - Количество страниц: 183 с. ил. Волгоград, 2009 183 c. :

Объем: 183 стр.

Информация: Волгоград, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ И ПРОБЛЕМА ЕГО МОДЕЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
11 Анализ особенностей торможеиия автомобиля как физического процесса
111 Силовые воздействия на колесо при торможении автомобиля
112 Потери механической энергии при торможении автомобиля
113 Тормозная система автомобиля
114 Характеристики колеса, влияющие на процесс торможения автомобиля
115 Характеристики дороги, влияющие на процесс торможения автомобиля
116 Этапы процесса торможения
12 Методы изучения физического процесса
121 Характеристика способов изучения физического процесса
122 Особенности вычислительного эксперимента и этапы его реализации
13 Методы счёта математической модели и факторы, влияющие на их выбор
131 Методы счёта
132 Производительность персонального компьютера (ПК)
133 Программное обеспечение ПК и язык программирования
134 Вычислительный алгоритм и его влияние на скорость счёта
14 Особенности математического моделирования процесса торможения автомобиля
141 Взаимодействие подсистем, определяющих процесс торможения автомобиля
142 Модульное представление подсистемы «Автомобиль»
143 Математические модели автомобиля в режиме торможения 15 Цель работы и задачи исследования
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО КОЛЕСА
21 Модули процесса торможения автомобиля и их математическое описание
2Л 1 Математическая модель автомобильного колеса
212 Математическая модель дороги
213 Математическая модель тормозной системы
22 Общее уравнение движения колеса в режиме торможения по горизонтальной поверхности и его возможные решения
221 Уравнение движения колеса в режиме торможения
222 Движение блокированного колеса
223 Качение колеса по абсолютно гладкой поверхности
224 Качение колеса без проскальзывания
225 Движение колеса с проскальзыванием
23 Устойчивость решений общего уравнения движения колеса в тормозящем режиме
24 Сравнительный анализ некоторых языков программирования высокого уровня на примере решения общего уравнения движения колеса в тормозящем режиме
25 Выводы
ГЛАВА 3 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО КОЛЕСА И ЕЁ ЧИСЛЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАЧАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
31 Эффективность численных методов при решении математической модели торможения автомобильного колеса
311 Вычислительный алгоритм математической модели торможения автомобильного колеса
312 Эффективность численных методов решения математической модели
32 Экстренное торможение автомобильного колеса на однородном дорожном покрытии
321 Результаты вычислительного эксперимента при торможении колеса без регулятора тормозных сил
322 Результаты вычислительного эксперимента при торможении колеса с регулятором тормозной силы без обратной связи
323 Результаты вычислительного эксперимента при торможении колеса с регулятором тормозной силы с обратной связи (АБС)
33 Экстренное торможение автомобильного колеса с АБС на дорожном покрытии типа «Переходное»
331 Торможение автомобильного колеса на покрытии «сухой -обледенелый асфальтобетоны»
332 Торможение автомобильного колеса на покрытии «мокрый - сухой асфальтобетоны»
333 Торможение автомобильного колеса на покрытии «обледенелый -мокрый асфальтобетоны»
34 Экстренное торможение автомобильного колеса на покрытии с переменными фрикционными свойствами типа «Зебра»
341 Торможение автомобильного колеса на покрытии с чередующимися фрикционными свойствами «сухой - мокрый асфальтобетоны»
342 Торможение автомобильного колеса на покрытии с чередующимися случайным образом фрикционными свойствами
35 Выводы
ГЛАВА 4 ОПТИМИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО КОЛЕСА С ЦЕЛЬЮ ЕЁ ЧИСЛЕННОГО РЕШЕНИЯ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
41 Оптимизация вычислительного алгоритма по времени счёта математической модели торможения колеса
42 Оптимизация функции связи 43 Влияние вида математического описания тормозной системы колеса на решение уравнений модели процесса торможения
44 Прогнозирование погрешности численного решения математической модели в режиме реального времени
45 Выводы
ГЛАВА 5 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО КОЛЕСА, ИМЕЮЩИЕ ПРИБЛИЖЁННОЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ
51 Математическая модель служебного торможения автомобильного колеса и её аналитическое решение
52 Аналитическое решение математической модели экстренного торможения колеса методом последовательных приближений
53 Аналитическое решение математической модели экстренного торможения колеса с функцией связи 4>(S) линейного вида
54 Математическая модель торможения колеса с функцией связи ф(7)
55 Выводы

Введение:

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития науки, техники и информационных технологий автоматизированные системы управления колёсным транспортным средством являются наиболее перспективным направлением в повышении эффективности перевозок и обеспечении безопасности транспорта, перевозимого груза, водителя, пассажиров и окружающей среды [14, 20, 105, 120]. Перспективность автоматизированных систем управления заключается, в частности, в возможности создания устройств, способных в режиме реального времени оптимизировать процесс торможения, то есть при сохранении устойчивости и управляемости транспорта сделать тормозной путь наименьшим. Это относится как к авто- и железнодорожному транспорту, так и к аэротранспорту в период взлёта и посадки [37, 71, 72, 73].
Впервые автоматизированные системы управления были разработаны и применены в 40-х годах для палубной и сухопутной авиации. Это -антиблокировочные системы (АБС), встроенные в тормозную систему колеса самолета, с целью недопущения блокировки колёс и потери устойчивости и управляемости самолёта при его посадке. В 50-х годах наработки по автоматизации системы управления, полученные в авиастроении, стали использоваться на железнодорожном транспорте, а в конце 60-х начале 70-х годов - в автотранспорте [14, 111]. Исследования показали, что антиблокировочные системы, во-первых, сохраняют устойчивость и управляемость транспорта при движении по дорогам с поперечной неравномерностью коэффициента сцепления, во-вторых, сокращают тормозной путь на 10-20% и, как следствие, уменьшают число ДТП на 7 % при движении на скользких поверхностях, в-третьих, снижают материальный ущерб на 14 %, а износ шин на 6 - 10 % [34, 111, 135].
Несмотря на то, что антиблокировочные системы для колёсного транспортного средства разрабатываются и внедряются уже более 50 лет, производство их является чрезвычайно трудоёмкой задачей. Это связано, во-первых, с тем, что испытание, доводка и адаптация антиблокировочных систем осуществляется для каждого конкретного вида транспортного средства на различных типах поверхностей дорожного покрытия. Во-вторых, подобные испытания сопряжены со значительным риском для здоровья испытателя, так как они проводятся в самых неблагоприятных дорожных условиях и на опасных скоростных режимах [35, 107]. И, в-третьих, они обладают высокой себестоимостью (4-7% от стоимости автотранспортного средства) из-за необходимости проведения испытаний на специальном наборе тестовых, чрезвычайно дорогостоящих покрытий, которыми располагают лишь автополигоны [99, 100, 101].
Перечисленные обстоятельства приводят к необходимости перехода от натурных испытаний АБС к моделированию процесса тормолсения колеса в режиме реального времени и выработки на его основе алгоритма управления АБС. Всё это обуславливает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Научная проблема и тема исследования. Использование в полной мере преимуществ антиблокировочных систем возможно лишь при исследовании их адаптаций к конструкции автомобиля, что достигается за счёт предварительного анализа рабочих процессов, возникающих при торможении автомобиля. Наличие математических моделей, более или менее адекватно описывающих эти процессы, позволяет оптимизировать процесс торможения в целом [9, 76, 86, 112].
Базой для математической моделирования движения автомобиля и отдельных его частей служат теоретические работы Жуковского Н.Е., Чудакова Е.А., Бухарина Н.А., Певзнера. Я.М. и других. Их исследования были продолжены Антоновым Д.А., Катанаевым Н.Т., Литвиновым А.С., Фаробиным Я.Е., Хачатуровым А.А., Смирновым Г.А., Илларионовым В.А., Пчелиным И.К., Косолаповым Г.М., Кузнецовым Н.Г., Ревиным А.А и другими. Существенный вклад в моделирование рабочих процессов элементов автомобиля внесли также такие зарубежные исследователи как D. Ellis, F. Barwell, Z. Kutni, H. Leiber, M. Mitschke, J. Ludemann, I. Petersen, T. Johansen, P. Wieghner и другие [8, 14, 37,
Введение
63, 75, 78, 79, 80, 83, 111, 112, 114, 128, 130, 137, 140].
Для исследования основных эксплуатационных свойств автомобиля в режиме торможения - устойчивости, управляемости и длины тормозного пути -необходимо математически отразить, по возможности, реальную картину протекания рабочих процессов в системе «Автомобиль - Водитель - Дорога» (А-В-Д). Математическая модель, учитывающая все без исключения детали процесса, является чрезмерно сложной, превышающей возможности существующего математического аппарата. Поэтому при формулировке расчётной задачи важная роль принадлежит различного рода упрощениям, характер которых, в свою очередь, определяется видом торможения, техническими характеристиками автомобиля, состоянием дорожного покрытия и так далее. Сложную динамическую систему целесообразнее представить в виде отдельных формализованных блоков (модулей), математическое описание которых должно соответствовать их физическим прототипам и тем процессам, которые они реализуют [9, 76, 86, 112]. Так в системе «А-В-Д» можно выделить модули наивысшего приоритета. Таковыми в подсистеме «Автомобиль» являются модули «Колесо» и «Тормозная система»; в подсистеме «Водитель» - модуль «Блок действия», преобразующий поступающую информацию в действие на тормозную педаль по определённому закону; в подсистеме «Дорога» - модуль «Тип поверхности» [110, 113]. Существующие математические модели, объединяющие модули наивысшего приоритета, с удовлетворительной степенью адекватности описывают один из режимов процесса торможения. С другой стороны, даже на современных быстродействующих ЭВМ с применением языков высокого уровня, время машинного счёта таких моделей сравнимо или даже превосходит время протекания описываемого ими реального процесса [39, 74, 79]. Это связано, в первую очередь, тем, что данный вид движения описывается нелинейной системой дифференциальных уравнений, не имеющих решения в квадратурах. Решение их осуществляется численными методами с высокой степенью дискретизации шага интегрирования. Ещё одной характерной особенностью существующих математических моделей является то, что они описывают один из режимов торможения [48, 74, 136, 137]. В типичной ситуации торможение многопланово, поэтому необходима такая математическая модель, которая применима к различным режимам торможения, даёт возможность перехода из одного режима в другой и имеет время решения значительно меньше времени протекания, описываемого ею процесса с сохранением ему адекватности.
В связи с вышесказанным, целью диссертационного исследования является повышение быстродействия микропроцессоров блоков управления антиблокировочных систем (АБС) автомобиля, а также управляющих ЭВМ в составе комплексных моделирующих установок при лабораторных испытаниях АБС.
Объектом исследования является процесс затормаживания колеса автомобиля, оснащённого АБС.
Предметом исследования являются математические модели и алгоритмы их численного решения, описывающие процесс торможения колеса автомобиля в режиме реального времени.
Методами исследования являются методы математического анализа функциональных зависимостей, методы решения дифференциальных уравнений, методы численного эксперимента.
Адекватность математической модели реальному процессу определяется с помощью интегральных соотношений, вытекающих из законов сохранения энергии, импульса и момента импульса тел, участвующих в процессе торможения, а так же соответствием, в пределах погрешности вычислений и измерений, результатов вычислительного и натурного экспериментов.
Методологической и теоретической основой исследования служат основные законы динамики твёрдого тела, законы сохранения энергии, импульса и момента импульса, методы вычислительной математики, элементы системного анализа, структурно-функциональный подход. Теоретической базой послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов посвященные исследованию процесса торможения колёсного транспортного средства, а также проблемам математического моделирования механических систем и быстро динамических процессов.
Основными источниками получения информации по теории автомобиля, процессам торможения колеса и существующим методам моделирования быстро динамических систем явились учебные пособия, монографии и ГОСТы, статьи научных журналов, материалы международных, российских и региональных конференций, авторефераты диссертаций, Интернет и другие.
Диссертационная работа выполнена на основе теоретических и экспериментальных разработок проведённых автором совместно с рабочей группой кафедры ТЭРА ВолгГТУ под руководством доктора технических наук, профессора А.А. Ревина и кандидата технических наук, доцента Н.М. Зотова.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 288 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz