Четверг, 19.09.2024, 05:58
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 21 » Скачать Теория и практика формирования профессиональных качеств военного инженера при обучении общепрофессиональным дисциплинам : бесплатно
04:47
Скачать Теория и практика формирования профессиональных качеств военного инженера при обучении общепрофессиональным дисциплинам : бесплатно
Теория и практика формирования профессиональных качеств военного инженера при обучении общепрофессиональным дисциплинам : На примере курсов "Теория механизмов и машин" и "Детали машин"

Диссертация

Автор: Янюк, Светлана Владимировна

Название: Теория и практика формирования профессиональных качеств военного инженера при обучении общепрофессиональным дисциплинам : На примере курсов "Теория механизмов и машин" и "Детали машин"

Справка: Янюк, Светлана Владимировна. Теория и практика формирования профессиональных качеств военного инженера при обучении общепрофессиональным дисциплинам : На примере курсов "Теория механизмов и машин" и "Детали машин" : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Нижний Новгород, 2001 153 c. : 61 02-13/544-2

Объем: 153 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2001


Содержание:

Глава 1 Дисциплины «Теория механизмов и машин» и «Детали машин» и их роль в формировании профессиональных качеств военного инженера
§11 История возникновения дисциплин «Теория механизмов и машин» и «Детали машин»
§12 Роль дисциплин «Теория механизмов и машин» и «Детали машин» в формировании профессиональных качеств военного инженера
§13 Межпредметные связи дисциплин «Теория механизмов и машин» и «Детали машин» с математическими, естественнонаучными и отдельными общепрофессиональными дисциплинами, изучаемыми в инженерном вузе
§14 Принципы обучения в высших военных учебных заведениях Контекстное обучение
Глава 2 Формирование профессиональных качеств военного инженера в процессе _учебной деятельности, основанной на контекстном обучениич
§21 Анализ начального уровня подготовленности курсантов по математическим, естественнонаучным и отдельным обш;епрофессиональным дисциплинам
§22 Проблемный метод проведения семинаров и их роль в формировании профессиональных качеств военного инженера
§23 Роль практических занятий в формировании профессиональных качеств военного инженера
§24 Профессионально направленный лабораторный практикум и его роль в формировании профессиональных качеств военного инженера
§25 Диагностика заданных профессиональных качеств Итоговый эксперимент

Введение:

АкФугшьносФь исследования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определяет подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Военные вузы как составная часть системы государственного образования призваны готовить военных инженеров, способных не только поддерживать высокую боевую способность армии, но и развивать военно-инженерную науку, совершенствовать технику и вооружение, повышая их надежность, эффективность и разрабатывая новые образцы.Формирование необходимых профессиональных качеств выпускников военных вузов является ключевым звеном решения данной задачи и должно обеспечиваться всем ходом образовательного процесса на основе реализации квалификационных требований, учебных планов и программ.Полнота формирования профессиональных качеств зависит от эффективности существующей в вузе системы поэтапного вхождения курсантов в особенности будущей профессии.Практика подготовки специалистов в военном вузе показывает, что под понятием «профессиональные качества» зачастую подразумеваются только организаторские и командные качества, формирование которых происходит, в основном, в ходе изучения военно-специальных дисциплин на старших курсах.Обязательное выполнение военными вузами требований Государственного образовательного стандарта увеличило пропорции общеобразовательных дисциплин в содержании учебных планов. Являясь связующим звеном между естественнонаучными и специальными дисциплинами, общепрофессиональные дисциплины выступают в качестве «опережающего резерва» в формировании профессиональных качеств военного инженера, отражающих не столько командный, сколько технический аспект будущей профессии. Практика преподавания дисциплин «Теория механизмов и машин» и «Детали машин», являющихся «фундаментом» подготовки инженера-эксплуатационника, показывает несовершенность существующей методики преподавания в контексте формирования профессиональных навыков военного инженера и указывает на необходимость поиска новых форм и методов обучения. Таким образом, актуальность исследования обусловлена: -необходимостью формирования у курсантов и студентов профессиональных качеств военного инженера в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин; -отсутствием научно-методических трудов по формированию у курсантов профессионаьных качеств в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин; -необходимостью корректировки существующих форм, методов обучения в военном вузе, вызванных новыми целями образования.Проблемами самостоятельности, познавательного интереса и творчеством обучаемых занимались педагоги (З.И.Калмыкова, А.М.Матюшин, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, В.М.Разумовский, Т.И.Шамова, и др.); особыми типами педагогических систем и инновациями в образовании (В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Н.Ф.Талызина и др.); проблемами образования в военных вузах (Г.Г.Броневицкий, А.А.Дорофеев, Н.И.Калаков, М.В.Лагунова, М.В.Строгое, А.А.Червова и др.); проблемами профессиональной подготовки специалистов (С.Я.Батышев, А.П.Беляев, Г.Е.Зборовский, Э.Ф.Зеер, В.С.Леднев, М.И.Махмутов, А.Я.Наин, И.Г.Пустильник, Г.М.Романцев, Е.В.Ткаченко, В.В.Шапкин и др.) .Общие вопросы совершенствования общего профессионального образования нашли свое отражение в исследованиях П.Р.Атутова, И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, А.П.Беляевой, В.А.Полякова, В.М.Соколова, В.А.Сластенина и др.Существует ряд исследований процесса формирования профессиональных качеств (Булавенко О.А., Вакорин А.В., Лукина З.С., Журкина И.А., Осовский Е.Г., Петров Ю.Н., Плотникова И.В., Шушерина О.А. и др.) Психологические аспекты формирования и развития мышления, которые мы использовали в своей работе, опираются на труды Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной и др.Наша работа основывается на теоретических исследованиях педагогов: концепции педагогических систем и оптимизации процесса обучения (С.И.Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П.Беспалько и др.), активизация процесса обучения (А.В.Усова, Н.М.Зверева и др.), контекстного обучения {А.А.Вербицкий, А.А. Червова и др.), оптимизация военного образования (А,В.Барабанщиков, Н.Ф.Феденко и др.), разработка технологий обучения (В.П.Беспалько, М.Б.Кларин, О.П-Околелов, А.Я.Савельев, Н.Ф.Талызина, И.С.Якиманская и др.).Проблема исследованмя: разрешение противоречия между, с одной стороны, необходимостью формирования профессиональных качеств военного инженера в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин и, с другой, несоответствием форм, методов и организации преподавания отдельных общепрофессиональных дисциплин, способствующих формированию профессиональных качеств военного инженера.Объект исследования: процесс обучения общепрофессиональным дисциплинам, ориентированный на формирование профессиональных качеств.Предмет исследования: формирование профессиональных качеств курсантов с ориентацией на будущую профессиональную деятельность инженеров Вооруженных сил России.Цель исследования: повысить уровень сформированности профессиональных качеств военного инженера в ходе изучения дисциплин «Теория механизмов и машин» и «Детали машин» (ТММ и ДМ).Гипотеза: формирование профессиональных качеств в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин будет более эффективным, если оно имеет соответствующую целевую установку, необходимое содержание, формы организации и методическое обеспечение, то есть представляет собой специально разработанную программу деятельности, овладение которой курсантами стимулирует развитие профессионально значимых качеств военного инженера.В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.2. Определить роль дисциплин «Теория механизмов и машин» и «Детали машин» в системе подготовки инженераэксплуатационника, выпускника военного вуза.3. Провести анализ уровня подготовленности курсантов по математическим, естественнонаучным и отдельным общепрофессиональным дисциплинам, являющихся базой для качественного изучения дисциплин ТММ и ДМ.
4. Разработать и внедрить интегративный корректировочный курс, позволяющий повысить уровень усвоения материала математических, естественнонаучных и отдельных общепрофессиональных дисциплин.5. Разработать и внедрить формы и методы обучения на основе контекстного подхода с целью формирования профессиональных качеств военного инженера.Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1.Методы теоретических исследований: анализ научной, методической и педагогической литературы по данной проблеме, изучение и анализ информационного и дидактического содержания учебных программ, учебников, учебных и методических пособий.2.Методы эмпирических исследований: прямое и косвенное наблюдение за ходом учебного процесса, тестирование, анкетирование, беседы с курсантами, преподавателями и командирами курсантских подразделений, педагогический эксперимент.МеФодологической основой исследования являются: идеи активного и творческого развития личности в процессе деятельности и познания (Л.С.Выготский, Л.Рубинштейн и др.), психолого-педагогические исследования по теории формирования личности в процессе различных видов деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина, В.Д.Шадриков и др.), моделирования и конструирования педагогического процесса (С.И.Архангельский, В.П,Беспалько, М.И.Махмутов и др.), особенности образования и воспитания обучающихся в военном вузе (А.В.Барабанщиков, Н.Ф.Феденко и др.), контекстное обучение (А.А.Вербицкий), инновационные подходы в области дидактики (И.Я.Лернер, Н.М.Зверева, А.В.Усова и др.); теоретико-методологические подходы к процессу обучения (С.Я.Батышев, А.П.Беляев, А.М.Новиков, О.Ф.Федорова, В.В.Шапкин и др.).Основные эФапы исследования Исследование состояло из нескольких этапов: 199б-1997гг. - теоретико-поисковый - анализ педагогической и методической литературы; определение роли общепрофессиональной дисциплины в профессиональной подготовке военного инженера; разработка тестовых заданий и исследование с их помощью уровней подготовленности курсантов НФВИУ по входному контролю перед изучением дисциплины «Теория механизмов и машин»; отбор содержания для разработки методических рекомендаций по проведению практических занятий в контексте будущей профессиональной деятельности обучаемых, введение в учебный процесс нового вида учебных занятий, введение в лабораторный практикум работ исследовательского характера.1998-1999ГГ- - экспериментальный - экспериментальным путем проверялись и корректировались методика и организация обучения общепрофессиональным дисциплинам.2000-2001ГГ. - заключительный - анализ результатов проведения эксперимента и оценка эффективности системы формирования профессиональных качеств военного инженера.Научная новизна исследования: - впервые применен принцип контекстного обучения с целью формирования профессионально значимых качеств военного инженера при обучении общепрофессиональным дисциплинам в военном вузе; - доказана эффективность формирования профессиональных качеств военного инженера на основе контекстного обучения.ТеореФическая значимость: - определена совокупность принципов, положенных в основу формирования профессиональных качеств военного инженера при изучении общепрофессиональных дисциплин, включающая принцип контекстного обучения; - выявлена зависимость эффективности формирования профессиональных качеств военного инженера в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин от степени насыщения содержания профессионально значимым материалом.Практическая значимость: 1. Разработаны и внедрены в учебный процесс методические рекомендации по проведению учебных занятий по курсу «Теория механизмов и машин», «Детали машин» с учетом специфики военного вуза и имеющие профессиональную направленность.2. Впервые разработаны и введены теоретические семинарские занятия по дисциплинам «Теория механизмов и машин», «Детали машин».3. Создан лабораторный практикум с профессиональной направленностью и показана его эффективность.4. Создана система тестовых заданий для проведения педагогического эксперимента.Достоверность и о6основа1хность результатов выдвинутых положений и полученных результатов обеспечена использованием статистических методов обработки экспериментальных данных на больших группах наблюдений; научные положения и выводы, сформулированные в диссертации, подтверждены результатами научно-исследовательских работ и внедрением в учебный процесс других военных вузов На Зёициту вьшосятс$х следующие положения: - формирование профессионально значимых качеств военного инженера будет более эффективным при построении учебного процесса на основе принципа контекстного обучения; - дидактический комплекс курса «Теория механизмов и машин» и «Детали машин», включающий в себя проблемные семинары с заданиями, включающими опережающие элементы специальных дисциплин, лабораторные практикумы с использованием реальных узлов машин инженерного вооружения, практические занятия с использованием ЭВМ; - тестовые задания, выполняющие контролирующую функцию, являющиеся инструментарием для диагностики профессиональных качеств курсантов.Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты излагались в научных докладах на VIII Международной научно-методической конференции «Проблемы многоуровневого высшего образования» в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете (Н.Новгород, 2000); VI региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» в Уральском государственном профессионально-педагогическом университете (Екатеринбург, 2000); I научнопрактической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов Волжского государственного инженерно-педагогического института «Актуальные вопросы развития образования и производства» (Н.Новгород, 2000); VI межвузовской научно-технической конференции в Военном институте радиоэлектроники (Воронеж, 2000); на межвузовской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов в Волжском государственном инженерно-педагогическом институте (Н.Новгород, 2000); II Международной научнометодической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» в Волжском государственном инженернопедагогическом институте (Н.Новгород, 2001); II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов «Актуальное вопросы развития образования и производства» в Волжском государственном инженерно-педагогическом институте (Н.Новгород, 2001).Результаты исследования получили положительный отзыв и включены в отчет по НИР «Монитор». Заказчик - Военноинженерный университет министерства обороны Российской Федерации.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 234 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz