Четверг, 19.09.2024, 05:54
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Теория и практика гуманистического воспитания в отечественной педагогике : Первая половина XX века. Сергеева, Наталья Геннадьевна бесплатно
21:15
Скачать Теория и практика гуманистического воспитания в отечественной педагогике : Первая половина XX века. Сергеева, Наталья Геннадьевна бесплатно

Теория и практика гуманистического воспитания в отечественной педагогике : Первая половина XX века

Диссертация

Автор: Сергеева, Наталья Геннадьевна

Название: Теория и практика гуманистического воспитания в отечественной педагогике : Первая половина XX века

Справка: Сергеева, Наталья Геннадьевна. Теория и практика гуманистического воспитания в отечественной педагогике : Первая половина XX века : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Саратов, 2000 207 c. : 61 01-13/62-6

Объем: 207 стр.

Информация: Саратов, 2000


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ / первая половина XX века/
11Генезис гуманизма и идей гуманистического воспитания13
12Анализ исторических предпосылок и источников гуманистической педагогики в нашей стране35
1,ЗОсновные теоретические идеи гуманизации воспитания в российской педагогике первой половины XX вв60
ГЛАВА 2 ГУМАНИЗАЦИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОЙ
ПЕДАГОГИКИ /первая половина XX века/
21Условия реализации гуманистического воспитания в российской педагогике первой половины XX века85
220собенности гуманизации воспитательного процесса в трактовке реформаторских школ России110
33Прогностическое значение идей гуманистического воспитания для современной школы128

Введение:

Актуальность исследования. Современный этап развития высшей . и средней школы характеризуется созданием новой личностно ориентированной парадигмы образования, одним из главных принципов которой является гуманистическая направленность. Реализация данного принципа в значительной степени позволит преодолеть общественно-образовательный кризис, будет способствовать установлению гармонических взаимоотношений личности и социума. Именно гуманистическая направленность предполагает осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, утверждение блага человека в качестве меры оценки взаимоотношений в обществе, право личности на свободное развитие и проявление своих способностей. Идеи гуманистического воспитания в современных условиях приобретают особую важность.
Актуальность проблемы гуманистического воспитания обусловлена не только его значимостью для современного общества, но и обоснованностью теоретических предпосылок, к которым можно отнести педагогические идеи выдающихся философов и педагогов. Гуманистические идеи имеют тысячелетнюю историю, они были заложены в творениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеки, Квинтилиана, Августина, Аквината. Период расцвета гуманистических идей связывают с преодолением религиозно - догматических систем средневековья, с эпохой Возрождения. Виднейшими представителями, стоявшими на позициях гуманизма явились Эразм Роттердамский, Витгорино да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень. Выдающиеся европейские педагоги - мыслители: Ян Амос Коменский, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Иоган Генрих Песталоцци, Иоган Фридрих Гербарт, Адольф Дистервег внесли значительный вклад в гуманистические традиции, а рассмотренные ими аспекты гуманистического воспитания, являются основанием многих современных концепций в педагогике.
Понятие «гуманизм» получило ценное воплощение в трудах таких философов, как Г. Гегель, И. Кант, Л. Фейербах, а также представителей русской философской мысли - H.A. Бердяева, В.И. Вернадского, А.И. Герцена, B.C. Соловьева, Н.Г. Чернышевского, которые рассматривали личность как высшую ценность, придавали огромное значение нравственному и духовному воспитанию.
Первая половина XX века знаменательна появлением целого ряда выдающихся педагогов в нашей стране - П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева,
A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, в трудах и практической деятельности которых были продолжены идеи гуманистического воспитания, поднятые в предшествовавший период в России В.И. Водовозовым, П.Ф. Лесгафтом, Н.И. Пироговым,
B.Я. Стоюниным, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским.
Анализ историко-педагогической литературы позволил выявить несколько направлений исследования проблемы гуманистического воспитания в рассматриваемый исторический период времени. Общая характеристика исторического развития педагогической мысли разработана в трудах В.А. Вейкшана, М.И. Демкова, H.A. Константинова, E.H. Медынского, А.И. Моносзона, А.И. Пискунова, З.И. Равкина и ряда других авторов (43,66,103,137,138,141,157,184,186). Различные аспекты гуманистического воспитания, нашедшие отражение в деятельности отдельных выдающихся педагогов этого периода, проанализированы Д.С. Бершадской, В.И. Беляевым, Е.Г. Жураковским, A.A. Красновым, A.A. Никольской, Л.З. Немировской, Н.П. Нежинским (16,17,19,72,73,109,110,144,145,150,196).
В значительной части работ представлено философское обоснование основных идей русского гуманизма, что дает возможность лучше понять истоки гуманистического воспитания в России (Б.С. Гершунский, И.Б. Котова, О.Н. Крутова, Э. Савицкая). В.В.Зеньковским предпринята попытка обобщить характеристику различных педагогических течений в русской педагогике этого периода (76).
Историко-педагогические исследования последних лет, посвященные проблемам воспитания и образования России первой половины XX вв., отличаются попыткой их объективного анализа и теоретического осмысления. Большое внимание уделяется возрождению русских гуманистических традиций этого периода в современной высшей и средней школе (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Г.Б. Корнетов, Н.Д.Никандров).
В работах ряда исследователей делается попытка проанализировать, влияние идей гуманистов начала 20 века на современное воспитание (Б.М. Бим-Бад, М.Н. Берулава, М.Ю. Красовицкий, P.M. Рогова). Не осталось без внимания рассмотрение условий реализации гуманистической педагогики в послеоктябрьский период представителями марксистского учения (39,49,188).
В связи с заявленной проблемой проанализированы диссертационные исследования, посвященные:
• гуманистической направленности педагогической мысли в учебных заведениях нового типа в России конца XIX -начала XX века (C.B. Куликова);
• гуманистическому воспитанию в европейской педагогике ( Р.А.Валеева);
• гуманистическим традициям и новаторству в педагогическом опыте В. А. Сухомлинского (М.И. Мухин).
На наш взгляд, недостаточно изученными представляются предпосылки, источники, теоретические основания и условия реализации гуманистического воспитания в России.
Противоречие между объективными требованиями практики гуманистического воспитания обучаемых, наличием российских гуманистических традиций в педагогической науке дореволюционного и послереволюционного периодов, с одной стороны и недостаточной их актуализацией в современном среднем и высшем образовании, с другой, определили выбор темы исследования «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ / первая половина XX века/».
Актуальность предпринятого исследования определяется:
• заказом нашего общества на нравственно и интеллектуально развитую личность, способную участвовать в реформировании социальных процессов страны;
• необходимостью духовного возрождения России и приобщения подрастающего поколения к нравственным ценностям;
• недостаточной разработанностью теории и практики гуманистического воспитания;
• востребованностью проблем гуманистического воспитания как объективной необходимости преобразований современной высшей и средней школы.
Своевременность предпринятого исследования усиливают также идеи ценностного аспекта образовательного процесса наряду с когнитивным на современном этапе (В.И. Андреев, Л.Г. Вяткин, Н.Д.Никандров, Б.Т. Лихачев, A.C. Макарцева, A.B. Петровский).
Данная работа выполнена в соответствии с тематикой научных исследований кафедры педагогики Саратовского государственного 4 университета под руководством академика Л.Г. Вяткина: «Развивающее обучение в современном вузе: проблемы и перспективы» /номер госрегистрации 01.960.010.422,1996 - 2000 гг./.
Объект исследования - педагогическое наследие первой половины XX века России по проблемам гуманизации образования.
Предмет исследования - теоретические основания и условия реализации гуманистического воспитания в реформаторских школах России данного периода.
Основная гипотеза исследования - существенному ускорению длительного и противоречивого процесса обновления отечественной школы в плане ее демократизации и гуманизации может содействовать объективное исследование генезиса, теоретических оснований и условий реализации гуманистического воспитания в российской педагогике /первой половины XX века/. Использование наследия российских педагогов, сумевших на теоретическом и практическом уровнях реализовать основные принципиальные установки гуманистического воспитания, может дать возможность избежать пробелов и деформаций гуманизации воспитательного процесса.
Задачи исследования: 1. Проанализировать исторические предпосылки, источники, социально - педагогические условия и тенденции развития гуманистической педагогики в России первой половины XX века.
2.Обобщить исторический опыт развития парадигмы гуманистического воспитания в России в рассматриваемый период и дать теоретическое обоснование гуманистической направленности деятельности реформаторских школ как системообразующей и основополагающей в развитии российской педагогики.
3. Раскрыть и обосновать теоретико - методологические концепции гуманистического воспитания в рассматриваемый период.
4. Выявить социально - педагогические условия реализации гуманистического воспитания в практике реформаторских школ России.
5. Обосновать основные перспективы и дать прогностическую установку на реализацию основных положений концепции гуманистического воспитания в аспекте задач гуманизации и демократизации современной школы.
Методологической основой исследования служат: идеи гуманистической философии (И. Кант, Г. Гегель, А. Маслоу, Л. Фейербах); основные положения теории личности и деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); концепции личностно ориентированного образовательного процесса (В.И. Андреев, Ш.А. Амонашвили, Д.А.Белухин, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
Методы исследования: историко-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источниках; сравнительно-сопоставительные методы (анализ, синтез, актуализация, систематизация, классификация); сравнительно-исторический метод, который позволил сопоставить светский и религиозный подходы, теорию и практику, философские и педагогические концепции; метод исторического и логического анализа, выражающий соотношение между логическим развитием гуманистической направленности в педагогике и реальным процессом исторического развития понятия «гуманизм».
Использование комплекса методов, а также реализация междисциплинарного и системно-деятельностного подходов способствовали целостному восприятию и отображению феномена гуманистического воспитания в отечественной педагогике первой половины XX века.
Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось поэтапно с 1994 по 2000 годы на базе экономического и гидромелиоративного факультетов Саратовского аграрного университета, а также лицея данного университета.
На первом этапе (1994-1996 гг.) был проведен анализ исторической, философской и педагогической литературы, разрабатывались теоретические основы и программа исследования. На этом этапе шла классификация и систематизация взглядов русских философов и общественных деятелей, которые выступали в духе гуманистических подходов во взглядах на человека. Результатом работы этого периода было определение сущностных характеристик гуманистической общественно-философской мысли России конца XIX., которые явились фундаментальной основой для рассмотрения концепций отечественных педагогов первой половины 20 столетия.
На втором этапе (1996-1998 гг.) были систематизированы концепции гуманистического воспитания, осуществлялся анализ материалов, касающихся вопросов практической деятельности педагогов рассматриваемого периода.
На третьем этапе (1999-2000 гг.) была завершена исследовательская работа, результаты которой нашли свое отражение в курсе по выбору «История гуманистического воспитания в России», а также рекомендациях по воспитательной работе для кураторов университетов и лицеев.
Хронологические рамки работы: исследование охватывает период первой половины XX века, который на наш взгляд делится на два самостоятельных этапа: 1901-1917 гг. и 1918- 1950 гг., где 1917 год явился рубежным в развитии гуманистического мировоззрения на процесс воспитания в России. Целью было установление взаимосвязи досоветской педагогики и советской в смысле отношения к гуманистическому воспитанию.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
1.Ha основе анализа фундаментальной философской и историко-педагогической литературы, нормативных документов и архивных материалов по образованию поставлена и сделана попытка в решении проблемы теории и практики гуманистического воспитания в отечественной педагогике исследуемого периода.
2.Дополнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий феномен гуманистического воспитания. На основе междисциплинарного подхода уточнена сущность понятий «гуманизм», «гуманистическая педагогика», дано авторское толкование понятию «гуманистическое воспитание»
3.Систематизированы и обоснованы теоретико-методологические концепции гуманистического воспитания виднейших представителей данного периода в отечественной педагогике - П.Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого; выделены их сущностные характеристики.
4.Предпринята попытка обобщения исторических предпосылок развития гуманистического воспитания в России первой половины XX века, выявлены его источники (памятники древней письменности, сочинения выдающихся педагогов 19 века - Н.И. Пирогова, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, а также педагогическая периодика).
5. Теоретически обоснована гуманистическая направленность деятельности реформаторских школ России первой половины 20 века (школа-коммуна Наркомпросса им. П.Н. Лепешинского, школа им. H.A. Радищева, Н.И. Поповой, Хотьковская, Лосиноостровская, и Потылихинская школы, 1-я опытная станция по народному образованию под руководством С.Т. Шацкого); выявлена преемственность в них идей гуманистического воспитания виднейших представителей отечественной педагогики данного периода.
6.Показано прогностическое значение идей гуманистического воспитания представителей отечественной педагогики П.Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого для современной высшей и средней школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• выявленные тенденции гуманистического воспитания в теории и практике отечественной педагогики первой половины XX века могут быть реализованы для прогнозирования современного образования;
• раскрытые положения гуманистического воспитания применимы в образовательном процессе высшей и средней школы, они способствуют улучшению профессиональной подготовки студентов вузов;
• материалы исследования могут служить основой курсов по выбору, а также быть использованы в воспитательной деятельности кураторов вузов.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается научно обоснованной логикой исследования; применением научных методов, адекватных целям и задачам историко-педагогического исследования; количественным и качественным анализом материала; широким применением на практике результатов исследования в учебно-воспитательном процессе средних и высших учебных заведений. На защиту выносятся:
1 .Теоретическое обоснование гуманистического воспитания в российской педагогической теории и практике первой половины XX века.
2.Характеристика социально - педагогических условий становления гуманистической педагогики в России данного периода.
3.Обоснование генезиса концепции и специфики гуманистического воспитания в российской педагогике, его анализ в сущностно -содержательном и технологическом аспектах.
4.Педагогические условия и средства гуманистического воспитания в практике реформаторских школ России первой половины XX века.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе выступлений на областных и городских научно - практических конференциях: «Философия современного образования» /Саратов,1997/; «Педагогика и акмеология университетского образования»/Саратов,1998/; учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Саратовского аграрного университета /1996, 1997, 1998, 1999 гг./, ежегодных научно-практических конференциях и аспирантских семинарах в Саратовском государственном университете им. Н.Г.Чернышевского; заседаниях кафедры философии, социологии, психологии и педагогики Саратовского аграрного университета. Результаты исследования апробировались на лекционных и семинарских занятиях в Саратовском аграрном университете, а также филологическом факультете Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. С учетом результатов обсуждения и выводов исследования разработан курс по выбору «История гуманистического воспитания в России», который ведется на экономическом и гидромелиоративном факультетах Саратовского аграрного университеа. Методические рекомендации и материалы диссертации внедрены в воспитательную деятельность кураторов аграрного и социально-экономического университетов г. Саратова. г

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 244 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz