Четверг, 19.09.2024, 05:54
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Типологии региональных транспортных систем России. Крылов, Петр Михайлович бесплатно
05:25
Скачать Типологии региональных транспортных систем России. Крылов, Петр Михайлович бесплатно

Типологии региональных транспортных систем России

Диссертация

Автор: Крылов, Петр Михайлович

Название: Типологии региональных транспортных систем России

Справка: Крылов, Петр Михайлович. Типологии региональных транспортных систем России : диссертация кандидата географических наук : 25.00.24 Москва, 2007 199 c. : 61 07-11/115

Объем: 199 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

Введение
Глава
I Региональные транспортные системы как объект экономико-географического изучения
11Территориальные транспортные системы как объект изучения географии транспорта
12Предпосылки возникновения региональных транспортных систем
13Классификация, уровни и организация региональных транспортных систем России
14Пространственно-временная организация региональных транспортных систем России
15Свойства и функции региональных транспортных систем России
16Соотношение нормативных и функциональных региональных транспортных систем России
Глава
II Типологическая характеристика региональных транспортных систем России
21Типологии на основании общих корреляционных зависимостей
22ОСНОВЫ пространственно-временной типизации региональных транспортных систем
23ТИПОЛОГИЯ транспортной уязвимости и подвижности населения
24ТИПОЛОГИЯ свойств региональных транспортных систем
25Анализ корреляционных связей транспортных показателей в региональных транспортных системах
26Комплексная типология региональных транспортных систем России
Глава
III Типологическая характеристика региональных транспортных систем на мезоуровне
31Типология топоморфологических структур автодорог общего пользования в РТС
32ТИПОЛОГИЯ вторичного уровня свойств региональных транспортных систем ЗЗТипология региональных транспортных систем микроуровня (на примере Кировской области)
Заключение Литература
Приложения

Введение:

Настоящая работа посвящена современным территориальным формам транспортного процесса региональным транспортным системам. Выбор темы диссертационного исследования обусловлен существенными изменениями третичного сектора хозяйства, в т.ч. транспорта в последние 15-20 лет. К ним можно отнести процессы структурной перестройки транспортной отрасли, вызванной как внещними факторами (изменение масштаба и структуры грузовой массы, рост доходов (и рост подвижности) населения), так и внутренними факторами. Процессы регионализации, интеграции производственных и общественных систем, глобализации последнего времени также привели к изменению территориальных функций элементов общественного производства, в т.ч. транспортных систем Настоящее исследование обусловлено необходимостью научного изучения возможностей и результатов типизации современных региональных транспортных систем России. 1 .Актуальность темы исследования Транспортная составляющая регионального развития в современных российских рыночных условиях, в отличие от плановой экономики, приобретает совершенно иное значение. Интересы государства заменяются интересами отдельных компаний разных отраслей экономики, включая отрасли транспорта. Между тем, инвестиционная среда как экономический ресурс формируется во-многом по территориальному (региональному) принципу, и именно региональные власти должны быть заинтересованы во всестороннем развитии транснортной среды как для повышения уровня жизни, так и для улучшения инвестиционного и инновационного климата на территории. Научной задачей, лежащей в основе настоящего исследования, является изучение и обоснование типологий региональных транспортных систем (на примере России). Типизация транспортных систем и их структурных компонентов остаются вне поля внимания экономико-географических исследований (за исключением отдельных работ по транспортному освоению северных, кризисных и аграрных территорий, транспортных стратегий отдельных регионов). Изучение территориальных форм транспортных процессов до сих пор сводилось к анализу линейных сетевых структур без региональной привязки и без учета интересов территории и населения для целей отраслевого или корпоративного анализа. Без рассмотрения региональных транспортных систем нельзя осознать территориальную дифференциацию транспортных процессов, понять сложность, иерархичность и многогранность транспортной системы России; изучение которой возможно путем рассмотрения ее отдельных естественных компонентов региональных транспортных систем. Назрела необходимость расширения и углубления концептуально- понятийного аппарата географии транспорта, изучения и обоснования сложившихся современных территориальных форм транспортных процессов и территориальных и региональных транспортных систем, чему и посвящена эта работа. Методической проблемой, лежащей в основе работы, является поиск методов и конкретных методик изучения типизации качественных и количественных процессов в региональных транспортных системах. 2.Целью диссертационной работы является типизация современных региональных транспортных систем России. Для достижения поставленной цели в ходе настоящего исследования необходимо решить следующие теоретические и практические задачи: 1.Разработать понятийный аппарат, необходимый для изучения региональных транспортных систем на примере России; 2.Провести анализ и подбор методов, методик, а также отдельных показателей, необходимых для пространственно-временной типизации современных региональных транспортных систем России; 3.Выделить территориальные и функциональные типы региональных транспортных систем России и провести их комплексную функциональную и территориальную типологизацию, определить важнейшие черты их внутренней и внешней территориальной организации. 3.Объектом исследования являются региональные транспортные системы (РТС) России. 4.Предмет иселедоваиия важнейшие пространственные и функциональные черты региональных транспортных систем России..Научная новизна работы заключается в: 1) выявлении характерных пространственных и фзшкциональных черт региональных транспортных систем России; 2) применении методов типологического и индивидуального однородного районирования для целей изучения региональных транспортных систем; 3) выявлении 28 комплексных типов и четырех автономных типов региональных транспортных систем России; 4) выделении характерных черт пространственной организации региональных транспортных систем для разнотипных регионов России. Транспортная система России впервые рассматривается как совокупность отдельных региональных транспортных систем разного типа, видов и уровней. В связи с этим в работе наряду с теоретическими и практическими задачами последовательно решались частные исследовательские задачи: 1. систематизация терминологии в области региональной географии транспорта; 2. проведение комплексного анализа взаимосвязей и структуры региональных транспортных систем России; 3. учет сложности и невзаимосвязности транспортных процессов в регионах, в т.ч. в рамках их пространственно-временной динамики; 4. системный анализ транспортных и внетранспортных закономерностей и связей и выявление их роли в региональных транспортных системах России. Для апробации предложенных методических приемов изучения РТС проведен анализ закономерностей территориальной организации региональных транспортных систем России; транспортных систем отдельных административных районов Тульской и Кировской областей, Краснодарского края и республики Татарстан. Полученные результаты позволяют оценить роль и значение транспортных процессов в территориальных социально-экономических системах и регионах разного уровня. б.Практическая значимость работы. Типология региональных транспортных систем России может быть использована при территориальном планировании транспорта, органами местной власти при составлении программ социально-экономического развития территории, научными и научно-консалтинговыми организациями для оценки инфраструктурного потенциала территориальных единиц разного иерархического уровня, для сравнительной характеристики транспортных систем в целях прогнозирования и обоснования уровня финансирования транспортных и внетранспортных инвестиционных проектов на районном, межрайонном, региональном и межрегиональном уровнях, а также оценить значение региональных транспортных систем как важнейших форм самоорганизации транспортных процессов. Результаты исследований использованы для разработки стратегий развития транспортной системы Республики Татарстан и Кировской области, стратегий развития сети автодорог Краснодарского края и Тульской области. Полученные результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс при обучении студентов экономических специальностей Московского государственного индустриального университета (ГОУ ВПО МГИУ) по дисциплинам «экономическая география (России)» и «экономическая география и регионалистика (России)». 7.Информационная база исследований. Работа выполнена в Институте географии РАН. Основой работы являются статистические, картографические и авторские материалы, в т.ч.: 1)базы данных и интеллектуальные системы стратегического планирования транспорта «Geogracom 5W» и «Geogracom 5W+» 0 0 0 НФ «Геограком» на основе ГИС «Панорама» по четырем регионам России: Тульской, Кировской областям. Краснодарскому краю, республике Татарстан; 2)государственная и отраслевая статистика транспорта; 3)отраслевая справочно-аналитическая информация о транспорте; 4)социально-экономическая статистика по отдельным регионам России; 5)географические карты, атласы и картосхемы России и ее регионов; 6)нормативио-отраслевые документы в области транспорта и градостроительства (территориальные транспортные схемы, СНиПы, градостроительные схемы, районные планировки); 7)тарифные прейскуранты, классификаторы ОКОНХ, ОКВЭД, ОКАТО; 8)данные АСУ «Экспресс-3» ИВЦ ОАО «РЖД»; )анкеты специализированного транспортного опроса, проведенного автором (более 1,2 тыс. ед.); 10)матсриалы, размещенные в сети Интернет, Также использованы научные и научно-справочные публикации, материалы федеральных и региональных целевых программ развития транспортной инфраструктуры, ведомственные отчеты (ИГ РАН, ФГУП ГИПРОГОР, ГУ СОПС, ГИПРОДОРНИИ, ОАО «РЖД», ФДА (РОСАВТОДОР), ЦНИИЭВТ, НИИАТ, ИПТ РАН, НИПИ ТРТИ, Федерального агентства по статистике, РОСДОРНИИ); использованы документы и тематические отчеты справочно-правовой системы «Консультанг4-». 8.Методологические и методические основы. Работа базируется на методологической базе отечественных школ экономической и социальной географии в области географии транспорта, районирования территориальных социально-экономических систем. При проведении исследования мы опирались на основополагающие исследования специалистов разного профиля: экономико-географов: Н.Н. Баранского, В. Бунге, Т.М. Калашниковой, Н.Н. Колосовского, И.М. Маергойза, В.П. Максаковского, Д.В. Николаенко, Б.Б. Родомана, Ю.Г. Саушкина, И. Хаггета, А.И. Чистобаева; в т.ч. специалистов в области географии транспорта и инфраструктуры: Л.А. Безрукова, И.И. Белоусова, В.Н. Бугроменко, Л.Б. Вардомского, Л.И. Василевского, Р.В. Вахненко, Г.А. Гольца, Н.Н. Громова, К. Данилова, В.П. Дронова, Н.Н. Казанского, Н.П. Каючкина, Р.И. Кверенчхиладзе, И.В. Никольского, И.А. Семиной, А. Тархова, Б.Л. Раднаева, В.Н. Филиной, А.Д. Чудновского, Э.В. Шабаровой, СБ. Шлихтера, СИ. Яковлевой; специалистов в области геоурбанистики и географии населения: Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцика, И.М. Иоляна; экономистов и инженеров: Л.В. Кантаровича, Т.е. Хачатурова, Б.И. Шафиркина, С С Ушакова; зарубежных исследователей: С Comtois, W. Doerschel, G. Jagel, Н. Hoyer, V. Koeckeritz H. Rat, J.-P. Rodrigue, B. Slack. В исследовании использованы методы пространственной идентификации, делимитации, типологизации, классификации и районирования территориальных систем (в т.ч. транспортных территориальных систем), разработанные Б.Б. Родоманом, Е.Е. Лейзеровичем, B.C. Тикуновым, Л.В. Смирнягиным, Н.И. Коржовым, В.Е. Шуваловым и др. Важнейшим методом изучения региональных транспортных систем (РТС) в диссертационной работе является метод районирования и типологизации, до сих пор редко применявшийся в транспортно-географических исследованиях. В работе использованы также методы однородного индивидуального, однородного типологического и узлового районирования (транспортно-географического и транспортно-экономического районирования) и использование парных корреляционных матриц. В диссертационном исследовании применялись методы комплексной балльной оценки на основе корреляционных моделей, сравнительно-исторический, статистический, картографический, группировок и многокритериального географического (экономико-географического) районирования. 9.Апробация работы и реализация результатов исследований. Основные положения исследования обсуждались на Всероссийских и региональных научных, научно-практических конференциях и съездах: 1. «Интеллектуальные и информационные ресурсы для целей регионального развития» (Чебоксары, МАРС, ИГ РАН, ЧГУ им. Ульянова, 2002 г.); 2. «Ломоносов-2003» (Москва, МГУ, 2003 г.); 3-6. Четвертая, пятая, шестая, седьмая конференции молодых ученых «Региональная наука» (Москва, СОПС, 2003-2006 гг.); 7-8. «Территориальная организация общества и управление в регионах» (Воронеж, ВГПУ, ВГУ, 2002, 2005 гг.); 9. «Туризм и устойчивое развитие в регионах» (Тверь, ТГУ, 2005 г.); Ю.ХП-й съезд Русского географического общества (Санкт-Петербург (Кронштадт), 2005 г.); 11.вторая встреча экспертов группы «КАБРИ-Волга» (Казапь, 2006 г.). Ю.Публикации. По теме диссертации опубликовано более 30 работ, общим объемом более 12 п. л., в т. ч. три книги в соавторстве, в т.ч. в изданиях, рекомендованных ВАК РФ 1 печатная работа, объемом 0,5 п.л. 11.Структура и объем диссертациоиной работы. 8 Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения, общим объемом 196 машинописных страниц, включая 9 рисунков, схем и графиков, 14 карт и картосхем, а также 38 таблиц. Список использованной литературы содержит 497 наименований, в том числе 20 на иностранных языках. Первая (теоретическая)

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 280 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz