Четверг, 19.09.2024, 05:50
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 20 » Скачать Типы и функции новообразований в творчестве С. Кржижановского. Бышук, Ольга Петровна бесплатно
01:43
Скачать Типы и функции новообразований в творчестве С. Кржижановского. Бышук, Ольга Петровна бесплатно

Типы и функции новообразований в творчестве С. Кржижановского

Диссертация

Автор: Бышук, Ольга Петровна

Название: Типы и функции новообразований в творчестве С. Кржижановского

Справка: Бышук, Ольга Петровна. Типы и функции новообразований в творчестве С. Кржижановского : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 / Бышук Ольга Петровна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского] Ярославль, 2008 210 c. : 61 08-10/614

Объем: 210 стр.

Информация: Ярославль, 2008


Содержание:

Введение
Глава I Проблемы изучения инноваций в современной лингвистике
§ 1 Основные единицы неологии Проблемы их выделения
§ 2 Окказиональное и потенциальное в словообразовании Критерии разграничения окказионализмов и потенционализмов
§ 3 Словотворчество в художественной речи
§ 4 Методика описания окказионализмов в художественном тексте
Глава II Семантическая классификация новообразований С Кржижановского
§ 1 Тематическая макрогруппа «Вселенная»
§ 2 Тематическая макрогрупиа «Человек»
Глава III Структурная классификация авторских дериватов С Кржижановского
§ 1 Словообразование существительных
§ 2 Словообразование глаголов
§ 3 Словообразование прилагательных
§ 4 Словообразование наречий
§ 5 Образование слов категории состояния
§ 6 Примеры окказиональных способов деривации, используемых С Кржижановским
Глава IV Функции новообразований в творчестве С Кржижановского

Введение:

Начиная с 60-х гг. XX века в отечественной лингвистике усиливается интерес, который сохраняется и в настоящее время, к различного рода инновациям в языке и речи. Основным источником для их исследования являются материалы периодической печати и художественные тексты, прежде всего поэтические. В разное время были созданы работы, анализирующие типы и функции новообразований в языке прессы и художественной литературы. Большой массив инноваций был внесен в отдельную картотеку словарного отдела Сектора неологии Института лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург). Материалы картотеки продолжают регулярно пополняться.
В то же время словотворчество ряда поэтов и писателей изучено еще недостаточно. В результате отсутствует обобщающая картина основных направлений русского поэтического словотворчества, не создан общий словарь поэтических новообразований, который мог бы разрешить проблемы установления авторства того или иного образования, а также времени его появления.
Среди художников слова, словотворчество которых практически не изучено, - С. Кржижановский (1887-1950).
Творческое наследие этого автора, являвшегося профессиональным филологом, в высшей степени оригинально, и, по единодушному мнению исследователей, не может быть безоговорочно отнесено ни к одному из художественных направлений начала XX века. Его проза, строящаяся на многочисленных культурных цитатах и аллюзиях, испытала влияние творчества ряда мастеров мировой литературы: Э.Т.А. Гофмана, Э. По, Ф. Кафки и др. В целом творчество С. Кржижановского как писателя и ученого представляет собой непрерывную рефлексию на темы мировой культуры и философии, что отразилось в обращении автора к таким темам и образам, как игра, книга, слово, город и др.
Со времени издания первого сборника произведений С. Кржижановского (1989 г.) появилось относительно небольшое количество работ, посвященных различным аспектам изучения творчества писателя. Прежде всего, это ряд рецензий, представленных анализом основных сюжетов и мотивов, системы образов и проблематики его прозы, при этом определяется место С. Кржижановского в контексте русской и мировой литературы [Лацис, 1989; Васюченко, 1990; Буровцева, 1998; Погодина, 2001; Шульпяков, 2001; Уланов, 2002; Ганжа, 2002; Гедройц, 2003; Левченко, 2006 и др.]. Лишь немногие работы посвящены анализу особенностей использования языковых единиц: исследованию функций выразительных средств, значений отдельных слов и т.п. [Топоров, 1995; Ганза, 1998; Синицкая, 2003].
Исследователями единодушно отмечается, что проза С. Кржижановского сочетает в себе легкость сюжетных конструкций (как правило, фантасмагорических) и сложность в плане языкового выражения, насыщенности различными интертекстуальными связями, глубины проблематики. Это не раз давало повод критикам называть творчество писателя образцом элитарной, интеллектуальной литературы.
Объектом анализа в нашем исследовании являются авторские новообразования, выделенные нами в произведениях С. Кржижановского. Предметом анализа служат способы создания конкретных авторских дериватов и их функционирование в тексте.
Актуальность исследования определяется необходимостью:
• всестороннего изучения словотворчества в русской художественной прозе XX века, частью которой являются произведения С. Кржижановского;
• описания потенций словообразовательной системы русского языка;
• дальнейшей разработки теории неологии.
О словотворчестве в прозе С. Кржижановского как одной из ее отличительных черт упоминается в некоторых исследованиях, но не дается лингвистический анализ индивидуальных дериватов писателя. Так, В.
Перельмутер в своем биографическом очерке о художнике лишь отмечает, что новообразования С. Кржижановского не рассчитаны на воспроизведение вне контекста. Другой критик, А. Фуфлыгин, ограничивается указанием, что «процесс изготовления новообразований в языке, творимый пером Кржижановского, сложен применяемыми средствами, способами синтеза слов, своей внутренней синтетикой, метафоризмом, и совершенно легок в восприятии» (2003). Не рассмотрены способы создания авторских дериватов писателя, не определены их функции в тексте.
Научная новизна работы, таким образом, заключается в функционально-стилистическом и структурном аспектах описания инноваций, отмеченных в произведениях С. Кржижановского, которые еще не были предметом специального изучения.
Целью исследования является определение способов деривации и функций новообразований, отражающих основные эстетико-философские установки писателя.
Достижение поставленной цели потребовало решения в диссертации следующих задач:
1) рассмотреть основные положения современной неологии;
2) разработать методику отбора и описания инноваций в художественном тексте;
3) разработать семантическую классификацию индивидуальных дериватов С. Кржижановского и определить круг явлений, отсутствие номинации которых представляется писателю лакуной в русском литературном языке;
4) установить круг мотивирующих слов, служащих основой для создания авторских дериватов;
5) определить основные способы словообразования, используемых писателем при создании новообразований;
6) выделить основные способы ввода авторских дериватов в текст;
7) выявить функции авторских новообразований в конкретных текстах и, таким образом, определить причины обращения С. Кржижановского к словотворчеству.
Материалом исследования служат 493 индивидуальных деривата писателя, выделенные путем свободной выборки, для чего были использованы три изданных тома пятитомного собрания сочинений и отдельные сборники произведений С. Кржижановского:
Собрание сочинений. Т.1. - СПб.: Simposium, 2001 (К1)*1;
Собрание сочинений. Т.2. - СПб.: Simposium, 2001 (К2);
Собрание сочинений. Т.З. - СПб.: Simposium, 2003 (КЗ);
Боковая ветка». - М.: Терра, 1994 (К4);
Воспоминания о будущем». - М.: Московский рабочий, 1989 (К5);
Сказки для вундеркиндов». - М.: Советский писатель, 1991 (Кб);
Время действия - всегда»: Новеллы // Октябрь. - 1996. — №4. — С. 122131 (К7);
Писаная торба» // Современная драматургия. - 1992. - №2. - С. 187204 (К8).
В материал исследования не включены так называемые семантические инновации (хотя они часто встречаются в произведениях С. Кржижановского), поскольку данные единицы не являются результатом собственно словообразовательной деривации, а относятся к сфере семантических преобразований уже существующих языковых единиц и тесно связаны с выразительно-изобразительными средствами, прежде всего с метафорой, а потому должны являться объектом отдельного изучения.
В соответствии с целью и задачами исследования в работе применялись различные методы анализа: метод наблюдения, сопоставительный метод, статистический метод (метод элементарных статистических подсчетов) и др.
1 Так в тексте исследования отмечены ссылки на тот или иной сборник произведений писателя.
Основными методами исследования являются структурно-семантический и функционально-стилистический.
В ходе изучения материала нами были сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
• одним из отличительных признаков идиостиля С. Кржижановского является активное обращение писателя к словотворчеству, в текстах писателя регулярно используются новообразования разных структурных типов;
• в качестве мотивирующих слов для дериватов писателя регулярно выступают лексические единицы, обозначающие обширный круг философских, научных и культурных понятий, представляющие собой научные термины и т.д. Такой отбор мотивирующих слов выявляет связь произведений С. Кржижановского с широким контекстом мировой культуры;
• в процессе словотворчества автор обращается к продуцированию слов, представленных разными частями речи: именами (в количественном отношении преобладают существительные), глаголами, наречиями. При этом активно используются как аффиксальные, так и безаффиксные способы словообразования (различные виды сложений и сращений. Ведущими способами деривации существительных является суффиксация (в том числе нулевая) и префиксация в сочетании с суффиксацией при образовании глаголов. Среди чисто окказиональных способов словотворчества, используемых автором, наиболее продуктивна контаминация;
• в составе авторских дериватов С. Кржижановского преобладают тематические группы новообразований, обозначающие временные и пространственные понятия, с одной стороны, и понятия, относящиеся к сфере духовной культуры человека, с другой (наука, философия, литературная деятельность). В свою очередь, это свидетельствует о том, что проблемы отношения человека к Пространству и Времени, проблемы интеллектуальной деятельности личности занимают центральное место в художественном мире писателя, что проявляется также на уровне сюжетов и образов его произведений;
• автор не акцентирует окказиональный характер [под окказиональностью в данном случае мы понимаем «случайность», «стихийность» словоупотребления] создаваемых им единиц, отказываясь от графических и вербальных маркеров актов словотворчества. Инновации в текстах С. Кржижановского инновации редко сопровождаются использованием курсива, разреженного написания, текстовыми операторами типа скажем так, если разрешите так сказать, если точно перевести и т.п. Все это способствует более органичному введению авторских единиц в текст;
• инновации писателя в художественном тексте выполняют такие функции, как номинативную, компрессивную, функцию создания тропов и реализации интертекстуальных связей.
Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что она вносит определенный вклад в разработку теории неологии, в частности, авторского поэтического словообразования, акцентируя внимание на таких проблемах, как методика выделения и описания авторских словообразовательных единиц на фоне узуальной базы языка и общепоэтических средств; взаимосвязь категорий окказионального и потенциального; дифференциация понятия нормы по отношению к кодифицированному языку и языку идиостиля автора.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
• помимо лексикографической практики его материалы и результаты могут быть также использованы в преподавании таких вузовских дисциплин, как «Словообразование», «Лексикология», «Филологический анализ текста», в различных спецкурсах и спецсеминарах, посвященных изучению специфических особенностей языка художественного произведения, истории русской литературы XX века;
• выделение инноваций С. Кржижановского и их детальное описание потребовали создания словника, который в будущем может послужить основой для разработки словаря новообразований и словаря идиостиля писателя. В перспективе эти материалы могут быть использованы при составлении общего словаря инноваций в художественной речи XX века.
Представленный материал может быть частично использован и в практике преподавания в школе на уроках словесности.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского «Чтения Ушинского» (2004-2008 гг.), на Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения Н.А. Кондрашова (Москва, 2004 г.), на областной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых вузов (Ярославль, 2004 г.), на Международной конференции «Лингвистики и поэтика в начале третьего тысячелетия» (Москва, 2007 г.).
По теме диссертации имеется 10 публикаций.
Структура диссертации отражает поэтапную реализацию поставленных цели и задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, списка источников и словарей, двух приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 228 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz